ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-72603/20 от 21.09.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

03 ноября 2021 года                                                           Дело № А56-72603/2020

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года . Полный текст решения изготовлен ноября 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ларионовой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «РИК Логистик»,

заинтересованное лицо: 1) Пулковская таможня, 2)  Северо-Западное таможенное управление Федеральной таможенной службы РФ,

о признании недействительными решения от 19.03.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ №10221010/050819/0040326; об оспаривании ответа № 14-03-18/14853 от 13.07.2020 в части обжалования решения по ДТ №10221010/050819/0040326,

при участии

от заявителя: представитель не явился, извещен,

от заинтересованного лица: 1) ФИО1 на основании доверенности от 15.01.2021, ФИО2 на основании доверенности от 15.10.2020,

 2) ФИО3 на основании доверенности от 29.12.2020,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «РИК Логистик» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными решения Пулковской таможни (далее – таможня, таможенный орган) от 19.03.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары №10221010/050819/0040326 (далее – ДТ), ответа Северо-Западного  таможенного  управления Федеральной таможенной службы РФ (далее – СЗТУ) № 14-03-18/14853 от 13.07.2020 в части обжалования решения Пулковской таможни по ДТ №10221010/050819/0040326.

Определением арбитражного суда от 22.12.2020 производство по делу №А56-72603/2020 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по аналогичному делу №А56-73332/2020 по заявлению ООО «РИК Логистик» о признании недействительными решения Пулковской таможни от 19.03.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ №10221010/270819/0044967, ответа СЗТУ № 14-03-18/14853 от 13.07.2020 в части обжалования решения Пулковской таможни по ДТ №10221010/270819/0044967.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021  решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области по делу №А56-73332/2020 оставлено без изменения.

В силу статьи 146 АПК РФ арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.

Учитывая, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления   производства по делу, отпали,  судом определением от 11.08.2021 назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу на 21.09.2021 на 15 час. 10 мин. Указанным определением стороны извещены, что в случае возобновления производства по делу, дело будет рассмотрено по существу  в том же судебном заседании.

Протокольным определением от 21.09.2021 производство по делу возобновлено судом. 

В судебном заседании представители таможенных органов против удовлетворения требований заявителя возражали по основаниям, изложенным в отзыве, считая оспариваемые решения законными и обоснованными.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направил в судебное заседание своего представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в его отсутствие.

Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, заслушав объяснения представителей таможенного органа, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «РИК Логистик» в рамках внешнеторгового контракта от 17.09.2015 №01/15 (далее - контракт), заключенного с «TDK EUROPE GMBH» (Германия) на условиях поставки СРТ - Санкт-Петербург, ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларированы на Пулковском таможенном посту по ДТ № 10221010/050819/0040326 товары: конденсаторы постоянной емкости помехоподавляющие, на номинальное напряжение 525В постоянного тока, 50/60 ГЦ,  30/36КВа, заявленный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) 8532100000. Страна происхождения всех товаров Индия, поставка товаров осуществлялись из Индии авиатранспортом авиакомпанией «Эмирейтс».

В процессе таможенного декларирования таможенная стоимость товара определена Обществом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) по «стоимости сделки с ввозимыми товарами».

На основании подпункта б) пункта 11 Порядка изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕАЭС) от 10.12.2013 № 289, Пулковской таможней проведена проверка достоверности заявленной таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ №№ 10221010/050819/0040326, 10221010/080719/0034278, 10221010/270819/0044967 (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров № 10221000/203/120320/А0011).

В ходе проверки направлены запросы о предоставление документов: в адрес ООО «РИК Логистик» письмо Пулковской таможни от 13.09.2019 № 17-10/14093 «Запрос о предоставлении документов и сведений», письмо Пулковской таможни от 03.02.2020 № 18-08/01646 «Запрос о предоставлении документов и сведений» в адрес авиакомпании «Эмирейтс» (представительство в Санкт-Петербурге), осуществляющей перевозки товаров, задекларированных по проверяемым ДТ (письмо таможни от 04.12.2019 № 17-10/18606 «Запрос о предоставлении документов и сведений»).

В результате проведенной проверки таможенным органом установлено, что представленные документы содержат неустранимые противоречия, в связи с чем признаются таможенным органом недостаточными для документального подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров; отсутствует объективное обоснование причин снижения цены товара по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, задекларированных ранее; выявлено включение в стоимость сделки транспортных расходов не в полном объеме.

Пулковской таможней принято решение от 19.03.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения по таможенной стоимости товаров, заявленные в декларации на товары № 10221010/050819/0040326. Решение о внесении изменений в сведения о таможенной стоимости задекларированных товаров принято в части дополнительного  включения в стоимость сделки расходов по перевозке товаров согласно условиям  поставки СРТ - Санкт-Петербург, включенных при декларировании не в полном  объеме.

15.06.2020 в СЗТУ поступило обращение ООО «РИК Логистик» oб отмене в порядке ведомственного контроля решений Пулковской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ №№ 10221010/050819/0040326, 10221010/080719/0034278, 10221010/270819/0044967 (далее - обращение).

СЗТУ, проанализировав решения Пулковской таможни о внесении изменений в сведения о таможенной стоимости задекларированных товаров в части дополнительного включения в стоимость сделки расходов по доставке товаров согласно условиям поставки СРТ - Санкт-Петербург (ДТ № 10221010/050819/0040326, 10221010/080719/0034278, 0221010/270819/0044967), в том числе, документы, представленные Пулковской таможней (письмо Пулковской таможни от 23.06.2020 №18-08/08812) в ответ на запрос СЗТУ от 18.06.202014-03-20/12917,пришлоквыводуотом,чтоуказанныерешенияявляютсязаконнымииобоснованными.

Также в названном письме СЗТУ указало заявителю, что ведомственный контроль проводится непосредственно по инициативе самого таможенного органа (по поручению соответствующего должностного лица) при установлении необходимости в проведении ведомственного контроля. Основания или обстоятельства, требующие обязательного проведения ведомственного контроля и принятия по его результатам решения, Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Порядком проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, установленного приказом ФТС России от 01.07.2016 № 1310, не установлены.

Общество, не согласившись с вынесенными решениями Пулковской таможни и СЗТУ в отношении таможенной стоимости по ДТ № 10221010/050819/0040326, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что продавцом «TDK Europe GmbH» и Обществом в договоре поставки №01/15 от 17.09.2015 согласованы условия, согласно которым бремя расходов и организации доставки товара несет продавец. При формировании цены товара отсутствуют дополнительные начисления к цене товара, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, поскольку отсутствуют расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары. Расходы на перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров до места прибытия согласно условиям заключенных сделок, включены в стоимость товара, при этом заявитель не производил страхование груза, отсутствуют лицензионные и иные подобные платежи.

Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

Подпунктами 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.

К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, подпункт 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС относит документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.

По правилам пункта 2 статьи 108 ТК ЕАЭС, в случае если в документах, указанных в пункте 1 названной статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.

Правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, установлены главой 5 ТК ЕАЭС и правовыми актами Евразийской экономической комиссии, принятыми в соответствии с пунктом 17 статьи 38 ТК ЕАЭС для обеспечения единообразного применения положений данной главы. Упомянутые правила в силу пункта 12 статьи 38 ТК ЕАЭС применяются с учетом принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994.

Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994 года, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом основой для оценки товаров в таможенных целях должна быть в максимально возможной степени цена сделки оцениваемых товаров (пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», далее - Постановление Пленума № 49).

Согласно пунктам 9, 10 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В соответствии с пунктом 11 статьи 38 ТК ЕАЭС процедуры определения таможенной стоимости товаров должны быть общеприменимыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов.

Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 Кодекса, при выполнении перечисленных в названном пункте условий.

 Пунктом 3 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов ЕАЭС.

В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).

В силу пункта 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случаях, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.

К основаниям для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей таможенными органами подпунктом 9 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС отнесены, в том числе результаты таможенного контроля в случаях, перечисленных в пунктах 17 и 18 статьи 325 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

Пунктом 2 статьи 313 ТК ЕАЭС определено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.

Согласно пункту 2 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств- членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

В силу пункту 9 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля проводится в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС, за исключением проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 324 ТК ЕАЭС.

При проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 ТК ЕАЭС (пункт 1 статьи 326 ТК ЕАЭС).

Как следует из материалов дела, по ДТ № 10221010/050819/0040326 Обществом задекларированы товары «конденсаторы постоянной емкости, помехоподавлющие, производитель: EPCOS INDIA PRIVATE LTD., товарный знак: TDK, марка: TDK, артикул: В25671С5347А375, модель: МКК», поставляемые в рамках внешнеторгового контракта от 17.09.2015 № 01/15, заключенного с «TDK EUROPE GMBH» (Германия) на условиях поставки СРТ - Санкт-Петербург. Цена товара, согласно инвойсу от 21.08.2019 № 9910075877 от 29.07.2019, спецификации от 24.07.2019 №07/24-I составляет 55,6 евро/шт. Страна происхождения всех товаров Индия, поставка товаров осуществлялись из Индии авиатранспортом авиакомпанией «Эмирейтс».

В рамках проведённых проверочных мероприятий представлено письмо продавца «TDK EUROPE GMBH» (Германия) о том, что цена товара в заказе №102474658/RIC1900570 для конечного клиента АО «Рудавтоматика», на общее количество 2900 шт. составляет 55,60 евро/шт. При этом пояснения (документы) о взаимоотношениях продавца «TDK EUROPE GMBH» (Германия) и клиента АО «Рудавтоматика», для которого сформирована цена товара 55,6 евро/шт., фактически ввозимого в адрес декларанта ООО «РИК Логистик» по внешнеторговому контракту, не представлены.

Ранее при поставках идентичных товаров с артикулом В25671С5347А375 цена составляла 59,06 евро/шт.

Причины снижения цены товара, либо основания для предоставления скидки для конечного клиента АО «Рудавтоматика», декларантом не представлены.

ООО «РИК Логистик» в письме от 17.02.2020 № 01/5, в ответ на запрос таможенного органа представлены пояснения, что снижение цены товара, ввезенного для конечного клиента АО «Рудоавтоматика», связано с большим объемом единовременного заказа продукции (заказ № 102474658 от 20.03.2019 на 2900 шт.).

Непосредственная продажа товаров компании АО «Рудоавтоматика» осуществлялась компанией ООО «ТД СиммеронЭК», которая, в свою очередь, приобрела товары у компании ООО «РИК Логистик» по договору № 01/17 от 09.01.2017. Продажа товаров компанией ООО «РИК Логистик» в адрес ООО «ТД СиммеронЭК» осуществлялось по цене 4204,31 – 4427,21 руб./шт. без НДС (ниже стоимости приобретенного товара с учетом произведенных ООО «РИК Логистик» затрат по уплате таможенных пошлин, налогов).

Продажа товаров компанией ООО «ТД СиммеронЭК» в адрес АО «Рудоавтоматика» осуществлялось по цене 5327,55 – 5537,32 руб./шт. без НДС.

ООО «РИК Логистик» в письме от 17.02.2020 № 01/3, в ответ на запрос таможенного органа представлены пояснения, что «товар является технологически сложным, в связи с этим существенное влияние на цену товаров оказывает конкретный функционал изделия, поэтому изделия с одинаковыми вольтамперными характеристиками могут сильно отличаться в цене. Помимо этого, на цену влияет количество покупаемого товара и его вид упаковки (на ленте, на катушке, в блистере). Конкретные цены и условия к данным поставкам были согласованы в заказе №RIC1900570 от 20.03.2019, прайс-лист к нему не составлялся».

При этом конкретные сведения, подтверждающие зависимость цены товара от его технических характеристик, влияния количества товара и его упаковки на формирование цены товара, декларантом не представлены.

В соответствии с пунктом 6.1 контракта поставка осуществляется на условиях СРТ - Санкт-Петербург, Россия. Вышеуказанные условия поставки определены в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2010».

Согласно Международным правилам толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2010» условия поставки СРТ (Carriage Paid To/ Перевозка оплачена до) означает, что продавец передает товар перевозчику или иному лицу, номинированному продавцом, в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами) и что продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения.

Таким образом, компанией «TDK Europe GmbH» и Обществом договором поставки №01/15 от 17.09.2015 согласованы условия, согласно которым бремя расходов и организации доставки товара несет продавец.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется ряд дополнительных начислений, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза при условии, что эти расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.

Анализ приведенных положений таможенного законодательства в их нормативном единстве позволяет сделать вывод о том, что расходы на перевозку (транспортировку) имеют экономическую ценность, в связи с этим влияют на действительную стоимость перевозимых товаров и, соответственно, подлежат учету при их таможенной оценке как один из компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Расходы на перевозку товара вне таможенной территории Союза дополняют стоимость сделки, если они не включены в цену товара. Расходы на перевозку по таможенной территории Союза уменьшают стоимость сделки, если они входят в цену товара.

Такое регулирование введено в целях обеспечения общей применимости процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров к разным условиям поставки в соответствии с пунктом 11 статьи 38 ТК ЕАЭС и предполагает, что таможенная стоимость определяется применительно к месту прибытия товаров на таможенную территорию, вне зависимости от распределения обязанностей по перевозке (транспортировке) товаров между сторонами конкретного внешнеторгового контракта.

В связи с этим понятие «расходы на перевозку (транспортировку)» имеет автономное значение для целей главы 5 «Таможенная стоимость товаров» ТК ЕАЭС и охватывает затраты, отвечающие критерию связи с перемещением товаров. Тип гражданско-правового договора, в рамках исполнения которого понесены затраты (договоры перевозки, транспортной экспедиции, договор агентирования или комиссии и др.), число привлеченных к перемещению товаров субъектов (перевозчики, экспедиторы, агенты и т.п.) и иные подобные обстоятельства юридического значения для целей таможенной оценки не имеют.

Выделение «расходов на перевозку (транспортировку)» из «цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар» по смыслу положений пункта 3 статьи 39 и подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС предполагает установление того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца) покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) товара, а также характера и размера упомянутых расходов.

Таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС.

Исходя из пункта 1 статьи 38 ТК ЕАЭС и преамбулы Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой - от декларанта допустимо требовать предоставление документов, которые доступны для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 12 Постановления Пленума №49).

Поэтому соблюдение условий для вычета расходов на перевозку (транспортировку), обозначенных в подпункте 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей условий договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров, типов заключенных гражданско-правовых договоров.

В то же время представляемые документы, во всяком случае, должны отвечать требованиям, установленным пунктами 9 - 10, 13 статьи 38 ТК ЕАЭС, то есть исключать риски произвольного определения таможенной стоимости, выступая источником достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, позволяя таможенному органу убеждаться в ее соответствии действительности. Представляемые декларантом документы должны позволять установить состав и размер затрат на оплату соответствующих услуг, относимость этих затрат к перевозке задекларированного товара.

В свою очередь, если товар фактически поставлен на территорию Союза, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары подтверждена и является достоверной, но невозможно достоверно установить размер расходов на перевозку (транспортировку), понесенных поставщиком, это не означает, что таможенная стоимость может определяться первым методом исходя из полной контрактной цены без какого-либо исключения из нее стоимости перевозки (транспортировки) товара по таможенной территории Союза. В соответствии с пунктом 2 статьи 45 ТК ЕАЭС в такой ситуации не исключается возможность использования представленных декларантом или имеющихся в распоряжении таможенного органа документально подтвержденных сведений об обычно применяемых тарифах перевозчиков (экспедиторов). Иной подход по существу приводил бы к произвольному в условиях фактической поставки товара определению таможенной стоимости одних и тех же товаров, что не отвечает пунктам 9 и 11 статьи 38 ТК ЕАЭС.

Вышеуказанная правовая позиция подтверждается определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 №307-ЭС20-13121 по делу №А66-5900/2019.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации расходы на перевозку (транспортировку) товаров покрываются ценой, уплачиваемой или подлежащей уплате за товары, но, в силу изложенного выше, они должны быть выделены из цены - подтвержден характер и размер упомянутых расходов.

Согласно пункту 1.2 контакта наименование, количество, цена, дата и условия поставки, в т.ч. Инкотермс, деталей указывается в подтверждении поставки (далее - «Спецификации») на каждую отдельную партию товара, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора и первоначальных заказов. Перед поставкой, продавец обязан подписать Спецификацию.

Согласно пункту 2.2 контракта по обоюдному соглашению сторон отправителем может быть третья сторона - транспортно-экспедиторская компания или компания перевозчик.

Вместе с тем, в контракте (в Спецификации к нему) отправитель товаров, как и страна отправления Индия по данным поставкам, не согласованы, то есть не установлено по какому маршруту должна осуществляться доставка товаров в соответствии с представленными заказами, и какова фактическая стоимость этой доставки, подлежащая включению в цену товара. На момент заказа продукции в заказе прописана только общая стоимость доставки 2900 евро на все строки заказа.

В Спецификации, инвойсе, выставленных на партию товара, задекларированного по ДТ № 10221010/050819/0040326, указана стоимость доставки 500 евро за 500 штук ввезенного товара, тогда как согласно тарифам международных перевозок грузов, стоимость транспортировки определяется в зависимости от веса брутто перевозимого груза. По данной поставке при весе брутто 2361 кг стоимость доставки составляет 500 евро.

Согласно пункту 4.1 контракта цены на детали (включая срок их действия, условия поставки по Incoterms 2010 и зависимость от фактически заказанных покупателем объемов) указываются в прайс-листе продавца.

Однако прайс-лист, соответствующий условиям пункта 4.1 контракта, декларантом не представлен. Представлен прайс-лист с ценой 50,00 евро/шт. на условиях EXW на артикул В25671С5347А375.

ООО «РИК Логистик» в письме от 26.09.2019 № 2, в ответ на запрос таможенного органа представлены пояснения, что калькуляция стоимости единицы изделия и стоимости доставки является коммерческой тайной и предоставление этих данных не предусмотрено условиями договора поставки № 01/15 от 17.09.2015.

Таким образом, отсутствие прайс-листа, соответствующего условиям пункта 4.1 контракта, калькуляции цены сделки не позволяют определить составляющие стоимости сделки и убедиться, что в стоимость сделки, помимо стоимости товаров, действительно включены все расходы, связанные с транспортировкой товаров.

ООО «РИК Логистик» в письме от 17.02.2020 № 01/4, в ответ на запрос таможенного органа, представлены пояснения, что стоимость перевозки на условиях СРТ - Санкт-Петербург включена в стоимость инвойсов. Для подтверждения суммы расходов по перевозке приложена экспортная декларация с указанной в ней детализированной суммой расходов на перевозку.

Фактически же в экспортной декларации продублированы сведения из инвойсов о стоимости товаров и стоимости перевозки, при этом детализация стоимости перевозки (перечень конкретных оказанных услуг), отсутствует.

ООО «РИК Логистик» в ответ на запрос таможенного органа не представлены документы и пояснения от продавца, подтверждающие включение в стоимость товара транспортных расходов и в каком размере; причины отличия стоимости перевозки в инвойсе от стоимости перевозки в авианакладной, а также коммерческая переписка с продавцом, подтверждающая запрос указанных документов у продавца.

Вместе с тем, в обращении ООО «РИК Логистик», поступившем в СЗТУ 17.06.2020 (вх. Пулковской таможни от 17.06.2020 № 07648), Общество сообщает, что дополнительно обратились за разъяснением к компании «TDK Europe GmbH». Из ответа поставщика следует, что доставка товаров в адрес ООО «РИК Логистик» осуществлена на условиях СРТ - Санкт Петербург в полном соответствии с положениями Инкотермс 2010. Помаршруту Plant: TDK India Private Limited, A TDK Group Company/MUMBAI AIR / St. Petersburg-AIR. 

В то же время, из пояснений продавца следует, что сумма 500 евро является согласованной сторонами надбавкой к цене товара, включена в стоимость товара и поименована в Спецификации к контракту как Handling cost/Обработка груза. Данная сумма является именно надбавкой, и не является эквивалентом стоимости перевозки в любом смысле, то есть данная сумма не отражает действительную стоимость перевозки.

Следует отметить, что доводы ООО «РИК Логистик» о включении в стоимость товара стоимости транспортировки в размере 500 евро в качестве надбавки к цене, основанные на информации, полученной от продавца, не могли быть приняты и оценены таможенным органом в качестве доказательств достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, поскольку письмо поставщику и ответ продавца представлены ООО «РИК Логистик» совместно с обращением в СЗТУ после завершения Пулковской таможней проверки документов и сведений.

При проведении таможенной проверки авиакомпанией «Эмирейтс» (Представительство Государственной коммерческой корпорации в Санкт-Петербурге), осуществляющей перевозки товаров, задекларированных по проверяемым ДТ, в ответ на запрос Пулковской таможни письмом № 09.12/1 от 09.12.2019 представлены сведения о фактической стоимости перевозки, которая значительно превышает указанную в инвойсах.

Согласно информации, полученной от авиакомпании «Эмирейтс» стоимость авиаперевозки по маршруту Бомбей - Санкт-Петербург по авианакладной  № 176 74017812 (ДТ № 10221010/050819/0040326) фактически составила: 400929,75 INR, что при пересчете по курсу на дату ДТ составляет 5191,78 евро (2,26 евро/кг), что значительно превышает сумму транспортных расходов, заявленную в инвойсе (500 евро).

В соответствии со Стандартами Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА по заполнению авианакладной Резолюция 600 а), требованиями, установленными Конвенцией от 12.10.1929 «Для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» и Приказом Департамента воздушного транспорта Минтранса РФ от 05.10.1995 №ДВ-104 «Об утверждении и регистрации форм перевозочных документов строгой отчетности» авианакладная является подтверждением договора воздушной перевозки груза, заполняется отправителем и вручается перевозчику одновременно с передачей груза к перевозке, грузовая накладная является учетно-финансовым и контрольным документом для взаиморасчетов между участниками перевозочного процесса, а также для оформления таможенных процедур, воздушно-перевозочный документ или грузовая накладная должны содержать, кроме прочих, сведения о стоимости перевозки, если таковая обусловлена, время и место платежа и лицо, которое должно уплатить, информацию, необходимую для обеспечения взаиморасчетов между участниками перевозочного процесса.

Таким образом, в результате проведенной проверки выявлено расхождение сведений о стоимости транспортных расходов в документах, представленных ООО «РИК Логистик» и авиакомпанией «Эмирейтс», непосредственно осуществляющей доставку товаров.

Таким образом, в результате проведения проверки документов и сведений после  выпуска товаров выявлено заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ № 10221010/050819/0040326, выразившееся во включении в структуру таможенной стоимости расходов за транспортировку, относящихся к ввезенным товарам, не в полном объеме.

В результате рассмотрения всех документов, представленных ООО «РИК Логистик», в совокупности с информацией, имеющейся у таможенного органа, установлено: что представленные документы содержат неустранимые противоречия, в связи с чем являются недостаточными для документального подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров; декларирование их с более низкой ценой по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, задекларированных ранее; а также включение в стоимость сделки транспортных расходов не в полном объеме.

На основании вышеизложенного в связи с неисполнением требований пунктов 10, 11 статьи 38, подпункта 2 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (статья 39 ТК ЕАЭС) не применим.

С учетом требований ТК ЕАЭС таможенная стоимость может быть определена в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС (на основе гибкого применения статьи 39 ТК ЕАЭС с учетом дополнительных начислений в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС).

На основании изложенного Пулковской таможней принято решение от 19.03.2020 о внесении изменений в сведения о таможенной стоимости задекларированных товаров в части дополнительного включения в стоимость сделки расходов по доставке товаров согласно условиям поставки СРТ - Санкт-Петербург, включенных в таможенную стоимость при декларировании товаров по ДТ №10221010/050819/0040326 не в полном объеме.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, оценив представленные сторонами доказательства и доводы в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что решения Пулковской таможни и СЗТУ являются законными и обоснованными, а заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                           Анисимова О.В.