Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
16 декабря 2020 года Дело № А56-72700/2020
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
рассмотрев дело по иску:
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску:
Общества с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: ФИО1
об оспаривании постановления от 15.07.2020 № 078/04/9.21-480/2020
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу об оспаривании постановления от 15.07.2020 № 078/04/9.21-480/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен гр. ФИО1
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства.
Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
26.10.2020 по делу № А56-72700/2020 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение в виде резолютивной части.
В суд от УФАС поступило заявление об изготовлении мотивированного текста решения по делу № А56-72700/2020 от 26.10.2020.
Третье лицо обратилось в суд с апелляционной жалобой, данное обстоятельство в силу части 2 статьи 229 АПК РФ является основанием для составления мотивированного решения.
Как следует из материалов дела, в адрес УФАС России поступило заявление ФИО1 (вх. № 5656/20 от 21.02.2020) относительно возможного нарушения ООО «ПетербургГаз» антимонопольного законодательства при технологическом присоединении объекта к сетям газораспределения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А (далее - объект).
Определением от 20.05.2020 № 78/15239/20 в отношении Общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении в связи с наличием в действиях Общества при исполнении договора и выполнении технических условий (мероприятий) о подключении (технологическом присоединении) объекта гр. ФИО1 к сетям газораспределения признаков нарушения правил подключения и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 15.07.2020 № 078/04/9.21-480/2020 Общество с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что между Обществом и гр. ФИО1 заключен договор от 08.10.2019г. № ТП 1С-1962-2019 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения -жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ФИО2, СНТ «Отрада», ул. Пригородная, д. 2а, лит. А. (далее - Договор).
Как указано в постановлении, ФИО1 в адрес ООО «ПетербургГаз» направил письмо-уведомление от 15.11.2019 о начале строительства системы газоснабжения, выполняя мероприятия по технологическому присоединению объекта.
В связи с неявкой представителя ООО «ПетербургГаз» для оформления акта, было направлено повторное письмо от 23.12.2019 в адрес ГРО.
Представитель ООО «ПетербургГаз» 25.12.2019 прибыл на объект для завершения процедуры мониторинга объекта, но составлять акт о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования отказался, сославшись на то, что таких полномочий не имеет. Поэтому был составлен акт осмотра объекта, в котором перечислено установленное газовое оборудование.
25.12.2019 в адрес ООО «ПетербургГаз» было направлено письмо с предложением в установленные законом сроки, оформить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), осуществить фактическое присоединение и составить акт о подключении по типовой форме. Ответ на данное обращение в адрес Заявителя не поступал.
06.02.2020 ФИО1 было направлено повторное письмо, с предложением оформить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), осуществить фактическое присоединение и составить акт о подключении по типовой форме.
Представители ООО «ПетербургГаз» в лице ФИО3 и ФИО4 присутствовали при строительстве и участвовали в приемке скрытых работ без оформления актов.
Письмом от 10.12.2019 ФИО1 обратился в адрес ООО «ПетербургГаз» с просьбой оформить соответствующий акт, при этом ответ на данное письмо отсутствует. 24.03.2020 ФИО1 обратился в ООО «ПетербургГаз с просьбой выдать акт балансовой принадлежности на газопровод.
Письмом от 11.02.2020 №1432/20 (далее — письмо от 11.02.2020) ООО «ПетербургГаз» сообщает, что со стороны ФИО1 не выполнены мероприятия по подключению, в связи с чем невозможно составить акт.
Письмом от 11.02.2020 ГРО запросило у ФИО1:
-строительный паспорт, акты, оформляемые по итогам завершения стадий строительного контроля, протоколы испытаний (указанные документы должны оформляться подрядной организацией, выполняющей строительство сети газопотребления);
-подписанный заказчиком, подрядчиком и привлеченными членами комиссии акт приемки законченного строительством сети газораспределения (газопотребления).
Отношения между Обществом и гр. ФИО1 (далее - Заказчик) регулируются Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314 (далее - Правила подключения).
В соответствии с подпунктом а) пункта 85 Правил № 1314 срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 9 месяцев - для заявителей первой категории в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) осуществляются без получения исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации разрешения на строительство.
Согласно 85(2) Правил № 1314 при невыполнении заявителем технических условий в согласованный в договоре о подключении срок и соблюдении исполнителем требований, указанных в абзаце первом пункта 95 настоящих Правил, исполнитель по обращению заявителя, направленному не позднее 10 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, продлевает срок действия указанных технических условий, но не более чем на половину срока, определенного договором о подключении. Продление технических условий не влечет за собой недействительность договора о подключении.
В соответствии с пунктом 85(4) №1314 в случае если мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, не могут быть осуществлены в срок, предусмотренный заключенным договором о подключении, срок осуществления мероприятий по подключению может быть продлен по инициативе заявителя.
В соответствии с пунктом 86 Правил подключения (технологического присоединения) в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), установленных в договоре о подключении, исполнитель направляет информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения) заявителю.
В соответствии с пунктом 97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам,
предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам,
предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в
соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление
акта о подключении (технологическом присоединении).
В соответствии с пунктом 98 Постановления № 1314 мониторинг выполнения Заявителем технических условий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению.
Также на основании пункта 98 Правил №1314 Исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения
до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по
подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о
подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о
присоединении (осуществление указанных действий завершается составлением и
подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и
газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к
подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713 «Об
утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения
(технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети
газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения
(технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям
газораспределения»);
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению)
не позднее установленного договором о подключении дня подключения
(технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности,
указанного в подпункте «б» данного пункта), если эта обязанность в соответствии с
договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса
направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по
подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического
присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об
окончании срока действия договора о подключении.
В соответствии с пунктом 99 Правил №1314 ООО «ПетербургГаз» (исполнитель) вправе присутствовать при строительстве и участвовать в приемке скрытых работ в рамках осуществления мониторинга выполнения Заявителем технических условий.
Предусмотренное настоящим пунктом продление срока осуществления мероприятий по подключению не является нарушением заявителем срока осуществления мероприятий по подключению, установленным пунктом 95 настоящих Правил, если предусмотренный настоящим пунктом порядок такого продления соблюден заявителем.
Таким образом, осуществление газораспределительной организацией мониторинга выполнения Заявителем технических условий о присоединении является одним из этапов подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения (следующим после этапа по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения к сетям газопотребления заявителя).
Указанный этап завершается составлением акта, подтверждающего готовность сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), без которого газораспределительная организация не вправе согласно подпункту «в» пункта 98 Правил № 1314 осуществить действия по фактическому подключению (технологическому присоединению) объектов заявителя.
Заключенный договор по своей правовой природе является взаимным, что предполагает обоюдное исполнение обязанностей Сторон в том объеме, в котором он установлен Договором.
Обязанности Заказчика определены, в частности, п. 7 Договора, п. 9.4 Технических условий, согласно которым Заказчик обязан выполнить условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению и связанные с этим иные требования.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера и ликвидации их последствий, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы техническими регламентами.
Общие требования по обеспечению безопасности строительства зданий установлены Федеральным законом от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент о безопасности зданий, ч. 2 ст. 5 которого установлено, что безопасность строительства, монтажа и эксплуатации зданий обеспечивается посредством соблюдения требований данного закона, а также стандартов и сводов правил как обязательного, так и добровольного применения (ч. 1,7 ст. 6 указанного закона соответственно). Технический регламент о безопасности зданий устанавливает минимально необходимые требования к зданиям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания (п. 4 ч. 6 ст. 3).
Требования п. 9.4. Технических условий о выполнении обязательных требований и иных условий подготовки сети газопотребления к пуску соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Правила подключения устанавливают обязанность исполнителя по проведению мониторинга технических условий, но не раскрывают понятие «мониторинг» и не определяют исчерпывающий перечень действий, которые могут (должны) быть выполнены исполнителем в рамках его осуществления.
На основании пп. «в», «г» п. 97, пп. «б» п. 98 Правил подключения, которыми установлено, что в состав работ по подключению входят мероприятия по выполнению заявителем и исполнителем технических условий, мониторинг выполнения заявителем технических условий, Общество направило в адрес Заказчика письмо от 11.02.2020г. № 1432/20, которым, ссылаясь на «СП 62.13330.2011*. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010г. № 780), просило представить документы, подтверждающие создание объекта сети газопотребления в соответствии с предъявляемыми нормативными требованиями (представлено в материалы дела об административном правонарушении).
Положениями «СП 62.13330.2011*. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010г. № 780) определены требования, предъявляемые к порядку проектирования, строительства новых, ремонта и реконструкции существующих сетей газораспределения и газопотребления.
Разделом 10 указанного СП 62.13330.2011 определены требования к порядку выполнения мероприятий по контролю качества строительства и приемки выполненных работ.
При этом положения Раздела 10 (за искл. п. 10.4.1) включены в перечень национальных стандартов и сводов правил, применяемых на обязательной основе (п. 44 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521). Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 г. № 985 (действует с 01.08.2020 г.) СП 62.13330.2011 (за искл. п. 10.3.1, 10.3.7, 10.4.1, 10.5.1, 10.5.9а) также включены в перечень сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с п. 10.1.1. СП 62.13330.2011 в процессе строительства сетей газопотребления должен осуществляться строительный контроль, который проводится лицом, осуществляющим строительство, заказчиком (застройщиком) или привлеченными ими лицами на основании договора.
Строительный контроль включает в себя:
-входной контроль проектной (рабочей) документации и результатов инженерных изысканий, материалов, технических устройств, технологических устройств газоиспользующего оборудования и разрешительных документов;
-операционный контроль строительно-монтажных работ (земляных, сварочных, изоляционных работ, работ по испытанию газопроводов, монтажа строительных конструкций зданий и сооружений и т.п.);
- приемочный контроль, в процессе которого проводится проверка качества выполненных работ. Результаты приемочного контроля оформляют записями в строительном паспорте, актами, протоколами испытаний.
Порядок производства строительного контроля и выполняемых в его составе мероприятий подчиняется требованиям, определенным Разделом 10 СП 62.13330.2011:
-внешний осмотр и измерения (п. 10.2.);
-механические испытания (п. 10.3.);
-контроль физическими методами (п. 10.4.)
-испытания газопроводов (п. 10.5.).
Положительные результаты выполненных работ, подтвержденные данными строительного контроля и отраженные в документах, указанных в п. 10.1.1. СП 62.13330.2011 (в строительном паспорте, в актах, протоколах испытаний), являются, в соответствии с п.п. 10.6. - 10.6.2. СП 62.13330.2011, основанием для приемки вновь построенного объекта сети газопотребления, которая оформляется составлением акта по утвержденной форме (п. 10.6.2.) - Актом приемки законченного строительством сети газораспределения (газопотребления), подписываемого заказчиком строительства и подрядчиком, а также привлеченными к участию в приемке членами приемочной комиссии.
Аналогичные требования установлены положениями п. 6.2. ГОСТ Р 54961-2012, согласно которым разрешение на первичный пуск газа для ввода в эксплуатацию сетей газопотребления должно выдаваться при наличии, в т.ч. акта приемки сети газопотребления.
С учетом вышеуказанных требований Заказчику в письме от 11.02.2020г. № 1432/20 было предложено, для целей подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), предусмотренного п. 3, пп. «б» п. 98 Правил подключения, а также последующего выполнения мероприятий по подключению и пуску газа, представить:
- строительный паспорт, акты, оформляемые по итогам завершения стадий строительного контроля, протоколы испытаний (указанные документы должны оформляться подрядной организацией, выполняющей строительство сети газопотребления);
- подписанный заказчиком, подрядчиком и привлеченными членами комиссии акт приемки законченного строительством сети газораспределения (газопотребления).
Предложений о представлении иных документов Общество не направляло.
Общество не требовало от Заказчика предоставления исполнительно-технической документации, а просило Заказчика предоставить ее для ознакомления и оценки созданной системы газопотребления.
Довод Заинтересованного лица о том, что СП 62.13330.2011 и ГОСТ Р 54961-2012 прямо не предусматривают обязанности Заказчика иметь в наличии исполнительно-техническую документацию, необоснован.
Согласно СП 62.13330.2011, его требования распространяются на проектирование, строительство сетей газопотребления; каких-либо исключений для сетей газопотребления объектов ИЖС данные правила не предусматривают.
Как пояснил заявитель, на текущий момент вышеуказанные требования СП 62.13330.2011 и ГОСТ Р 54961-2012 остаются со стороны Заказчика неисполненными.
В отсутствие указанных документов цель мониторинга (проверка соблюдения технических условий, в частности, проверка технических условий на предмет соответствия обязательным требованиям, установленным Техническим регламентом о безопасности зданий) не может быть достигнута. Общество не имеет правовых оснований для пуска газа в систему газопотребления, в безопасности которой он не имеет возможности убедиться, поскольку это создаст реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неограниченного круга лиц.
Таким образом, реализация мероприятий по проверке исполнения технических условий, готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению, подписание акта о готовности сетей к подключению, а также выполнение последующих этапов, предполагающих фактическое подключение объекта капитального строительства к сетям газораспределения, поставлено в зависимость от исполнения заказчиком указанных и иных требований действующего законодательства.
Таким образом, Общество не навязывало Заказчику исполнение требований, не предусмотренных Договором и положениями действующего законодательства. Запрос в рамках мониторинга выполнения технических условий исполнительно-технической документации не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21. КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании вышеизложенного, суд, исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что административным органом не собраны и не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующих о совершении Обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе, вины в совершении противоправных действий (бездействия), в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15.07.2020 № 078/04/9.21-480/2020 о назначении Обществу с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" административного наказания в связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.