Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
18 февраля 2013 года Дело № А56-73543/2012
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2013 года .
Полный текст решения изготовлен февраля 2013 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Соколовой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шитовой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Невский"
об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа
при участии
от заявителя – ФИО1, доверенность от 29.12.2012 №65/ТО/23-11397
ФИО2, доверенность от 06.12.2012 №65/ТО/23-10644
от заинтересованного лица – не явился, извещен
от третьего лица – не явился, извещен
установил:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – УФСИН) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС) от 14.11.2012 по делу №94-1285/12.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Невский" (далее - ООО "ТД "Невский").
В судебном заседании представители УФСИН поддержали заявленные требования, ссылаясь на следующее: при рассмотрении жалобы ООО "ТД "Невский" комиссией УФАС допущены существенные нарушения требований действующего законодательства, повлекшие вынесение необоснованного решения и предписания; жалоба рассмотрена неуполномоченным органом, поскольку заказ, при проведении процедуры размещения которого подана данная жалоба, отнесен к государственному оборонному заказу; в действиях УФСИН отсутствуют нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов); требование к товару в части страны его происхождения - Российская Федерация было установлено заказчиком обоснованно и правомерно.
УФАС и ООО "ТД "Невский", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем заявление рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 200 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
УФСИН (заказчиком) объявлен конкурс на право заключения государственного контракта на поставку молока питьевого для нужд УФСИН. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (№0172100001812000020) размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
ООО "ТД "Невский" обжаловало в УФАС действия заказчика при размещении государственного заказа, указывая на неправомерность отказа в допуске к участию в открытом аукционе (заявка под номером 3768631) по причине неуказания в первой части заявки сведений о стране происхождения товара.
Комиссией УФАС проведена внеплановая проверка по данной жалобе и рассмотрено дело о нарушении законодательства о размещении заказов, при этом отклонено ходатайство Заказчика о передаче жалобы на рассмотрение в органы Рособоронзаказа.
Решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов от 14.11.2012 по делу №94-1285/12 жалоба ООО "ТД "Невский" признана необоснованной.
Как указано в оспариваемом решении УФАС, анализ аукционной документации и заявки под номером 3768631 показал, что данная заявка не соответствует требования аукционной документации (п. 19 аукционной документации; не указана страна происхождения товара – «на территории РФ») и у аукционной комиссии Заказчика имелись основания для отказа в допуске ООО «ТД «Невский» к участию в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме.
Вместе с тем, в действиях заказчика - УФСИН признаны нарушения:
- части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении требований о предоставлении в первой части заявки сведений, не предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов;
- части 3.1 статьи 34 (ч. 1 ст. 41.6) Закона о размещении заказов - установление требований к товарам, влекущим за собой ограничение количества участников.
Выводы антимонопольного органа о допущенных Заказчиком нарушениях Закона о размещении заказов сделаны в связи с тем, что Заказчиком в пункте 9 Информационной карты аукциона (п. 19 аукционной документации) было установлено требование, согласно которому поставке подлежит молоко питьевое ультрапастеризованное, с массовой долей 2,5 %, соответствующее ГОСТ Р 52090-2003 и Техническому регламенту на молоко и молочную продукцию (Федеральный закон от 12.06.2008 №88-ФЗ), произведенное на территории РФ. При этом, как указано Комиссией УФАС в решении, в документации об аукционе отсутствует упоминание приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.03.2012 №120 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков» (далее - Приказ № 120) и информация о снижении предложенной участником размещения заказа цены контракта на 15%, в случае если в заявке такого участника будут предложены к поставке товары иностранного происхождения, за исключением товаров происходящих из Республики Беларусь. Кроме того, как указала Комиссия, Приказ № 120 не может быть применен, поскольку в рамках данного аукциона предполагается поставка товара, не указанного в пункте 1 указанного Приказа.
Антимонопольным органом указано, что исчерпывающий перечень требований к содержанию первой части заявки установлен в части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов. Указанная норма не содержит требования об указании в составе первой заявки сведений о месте производства товара. В соответствии с частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 указанной статьи документов и сведений, не допускается. Таким образом, Заказчик нарушил требование части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, установив требование к содержанию конкретных показателей в первой части заявки на участие в аукционе, не предусмотренное Законом о размещении заказов. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов. В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Требования Заказчика, установленные к товару с указанием на наименование места происхождения товара в пункте 9 Информационной карты аукциона (п. 19 аукционной документации), ограничивают количество участников размещения заказа. Данное нарушение привело к ущемлению прав и интересов участников размещения заказа, так как повлекло отказ в допуске к торгам в связи с непредставлением соответствующей информации первых частей заявок, поданных участниками размещения заказа под номерами 3768631, 3771651.
Предписанием антимонопольного органа от 14.11.2012 по делу №94-1285/12 УФСИН предписано устранить выявленные нарушения законодательства о размещении заказов путем: - отмены протокола рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в открытом аукционе в электронной форме от 02.11.2012; - отмены протокола о подведении итогов открытого аукциона в электронной форме от 08.11.2012; - проведения повторного рассмотрения первых частей заявок с учетом выявленных нарушений.
Полагая, что выводы Комиссии Санкт-Петербургского УФАС в отношении допущенных Заказчиком нарушений и установления не предусмотренных законом требований сделаны незаконно и необоснованно, УФСИН обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон №213-ФЗ) поставки продукции (работ, услуг) по оборонному заказу являются одним из видов поставок продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд. При этом в состав государственного оборонного заказа, помимо прочего, могут включаться поставки и (или) производство вещевого и военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров. Согласно пункту 3 статьи 2 данного закона оборонный заказ должен содержать перечень (номенклатуру) и количество подлежащей поставкам продукции (работ, услуг) и сроки ее поставок.
Согласно статье 3 Закона №213-ФЗ проект оборонного заказа разрабатывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при формировании федерального бюджета на соответствующий год и исходя из ресурсных возможностей экономики Российской Федерации. Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представляет на утверждение Президенту Российской Федерации основные показатели оборонного заказа на соответствующий год. Основные показатели оборонного заказа утверждаются Президентом Российской Федерации одновременно с подписанием Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете.
При этом, статьей 1 Федерального закона от 28.12.2010 №402-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлено, что с 1 января 2011 года до 31 декабря 2014 года включительно государственный оборонный заказ формируется и утверждается в соответствии с основными показателями государственного оборонного заказа, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» утверждены основные показатели государственного оборонного заказа на 2012 год со ссылкой на приложение 16 к данному Федеральному закону. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2011 №1116-36 утверждены показатели продукции, закупка которой осуществляется в рамках оборонного заказа. Учитывая, что основные показатели государственного оборонного заказа имеют гриф «секретно», то данное постановление также является документом ограниченного распространения и отсутствует в свободном доступе. К Заказчику данное постановление Правительства РФ для применения в практической деятельности не поступало.
Учитывая это, а также то, что в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, директор ФСИН России утверждает номенклатуру специальной техники и материальных средств, в отношении которых ФСИН России осуществляет функции государственного заказчика по размещению заказов (пункт 11 Положения), то заказчиком в материалах, переданных в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ на рассмотрение Комиссии УФАС по жалобе ООО «ТД «Невский», была представлена копия письма вышестоящего органа Заказчика - ФСИН России (исх. № 21-1287-05 от 30.01.2012), в приложении к которому «Наименование продовольственных товаров для ФСИН России по государственному оборонному заказу на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 года» (л.д. 75-81) определено, что приобретение молока осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
Кроме того, в материалы настоящего дела УФСИН представлено письмо Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Северо-Западному федеральному округу от 05.12.2012 №717 и письмо Федеральной службы по оборонному заказу от 13.12.2012 №4/6907 из которых следует, что государственный заказ УФСИН на право заключить государственный контракт на поставку молока питьевого (извещение №0172100001812000020) относится к государственному оборонному заказу. Полномочия по контролю в сфере размещения данного заказа осуществляются Рособоронзаказом.
Таким образом, Заказчиком представлены надлежащие доказательства того, что в данном случае поставка молока относится к государственному оборонному заказу.
Статьей 17 Закона №94-ФЗ установлено, что проведение плановых и внеплановых проверок в порядке контроля за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о территориальном органе Федеральной
антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 №30, а также пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
Приказом ФАС России от 24.07.2012 №498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Административный регламент).
Согласно данному регламенту при поступлении жалобы контролирующий орган проверяет ее на соответствие требованиям, установленным законом о размещении заказов, а также положениям регламента; определение подведомственности рассмотрения жалобы осуществляется ответственным структурным подразделением контролирующего органа.
Согласно пункту 3.10 Административного регламента территориальный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) Заказчика, расположенного на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа и совершенные при размещении заказа:
- для федеральных нужд - территориальными органами государственного органа Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, казенными учреждениями;
- для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
- для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений;
- для нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд иными получателями бюджетных средств, выступающими Заказчиками в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов.
В случае поступления в ФАС России или территориальный орган жалобы на действия (бездействие) Заказчика, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, контроль за которыми осуществляется Федеральной службой по оборонному заказу, соответственно, ФАС России или территориальный орган не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления жалобы, передают такую жалобу по подведомственности в Федеральную службу по оборонному заказу. При передаче жалобы по подведомственности ФАС России или территориальный орган обязан не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления жалобы, направить Заявителю принятое решение по почте в письменной форме и разместить указанное решение на официальном сайте. В решении должна быть указана причина передачи жалобы по подведомственности (пункты 3.15, 3.16 регламента).
Анализ приведенных нормативных актов свидетельствует о регламентации правил подведомственности рассмотрения жалоб, а также порядок их передачи территориальными органами федеральной антимонопольной службы.
В данном случае в соответствии с указанными выше нормами и правилами рассмотрение по существу жалобы «ООО «ТД «Невский» на действия аукционной комиссии заказчика не входило в компетенцию УФАС, в связи с чем оно было произведено неправомерно. Оснований для отказа в удовлетворении ходатайства заказчика о передаче жалобы на рассмотрение Федеральной службой по оборонному заказу у комиссии УФАС не имелось.
Аналогичные выводы содержатся в решении УФАС от 06.12.2010 по делу №94-621/10 (рассмотрение жалобы прекращено).
Судом установлено, что оспариваемое решение и предписание УФАС нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Учитывая, что в данном случае поставка молока относится к государственному оборонному заказу, а также во исполнение требований п.п. 1 п. 4 ст. 41.6 Закона №94-ФЗ и п. 1 постановления Правительства РФ от 07.02.2011 № 56, заказчиком в документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку молока (извещение №0172100001812000020) при определении требований к товару в качестве показателя, связанного с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, правомерно указано требование о том, что товар должен быть произведен на территории Российской Федерации.
Заказчиком в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к товару, а также требования к первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме установлены в полном соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, в нарушение требований Административного регламента в решении и предписании Санкт-Петербургского УФАС России от 14.11.2012 по делу № 94-1285/12 состав Комиссии, рассмотревшей дело, не указан; в описательной части вышеуказанного решения при указании нормативных актов, на оснований которых вынесено решение, Комиссия сослалась на нормативный акт, утративший силу, а именно на Административный регламент, утвержденный приказом ФАС РФ от 14.11.2007 №379.
Неправомерность решения антимонопольного органа от 14.11.2012 по делу №94-1285/12 влечет признание недействительным выданного на его основании предписания.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительными решение от 14.11.2012 о признании в действиях Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области нарушений части 7 статьи 41.8 и части 3.1 статьи 34 Федерального закона №94-ФЗ и предписание от 14.11.2012 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по делу №94-1285/12.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Соколова Н.Г.