ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-76106/12 от 13.02.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

20 февраля 2013 года Дело № А56-76106/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Анисимовой О.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Альшанниковым Д.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Комитет по информатизации и связи,

заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,

третье лицо 1) ОАО «Единая электронная торговая площадка»,

2) ООО «Спецтехнологии», 3) ООО «Веста Плюс»,

об оспаривании решения и предписания от 13.12.2012 по делу № 94-1679/12

при участии

от заявителя: представитель ФИО1 По доверенности от 09.01.2013,

от заинтересованного лица: представитель не явился (извещен),

от третьих лиц: 1) представитель не явился (извещен), 2) представитель не явился (извещен), 3) представитель ФИО2 по доверенности от 12.02.2013, генеральный директор ФИО3 (протокол № 2 от 27.12.2010),

установил:

Комитет по информатизации и связи (далее – Комитет, заявитель, заказчик) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – УФАС, Управление) о нарушении законодательства о размещении заказов и предписания Управления об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 13.12.2012 по делу № 94-1679/12.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО «Единая электронная торговая площадка», ООО «Спецтехнологии», ООО «Веста Плюс».

В судебном заседании представитель Комитета поддержал заявленные требования. ООО «Веста Плюс» против удовлетворения заявленных требований возражало, считая вынесенные Управлением решение и предписание законными и обоснованными.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, ОАО «Единая электронная торговая площадка», ООО «Спецтехнологии», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не направили в судебное заседание своих представителей. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ООО «Веста Плюс», суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 13.12.2012 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов рассмотрела жалобы ООО «Спецтехнологии» (вх. №18798 от 06.12.2012), ООО «Веста Плюс» (вх. №18826 от 06.12.2012) на действия Комитета по информатизации и связи при размещении государственного заказа способом проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на выполнение работ по созданию сегмента автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (далее – АИС ОБЖ) на территории Красносельского района Санкт-Петербурга для государственных нужд Санкт-Петербурга, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ, Закон о размещении заказов), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент), установила нарушения действующего законодательства в сфере размещении заказов.

По результатам рассмотрения дела № 94-1679/12КомиссиейУправленияФедеральнойантимонопольнойслужбыпоСанкт-Петербургу13.12.2012быловынесенорешение опризнаниивдействиях Комитета по информатизации и связи нарушения:

- части 4 статьи 11 Закона № 94-ФЗ, выразившееся в установлении требований к участникам размещения заказа, не предусмотренного Законом о размещении заказов, в части наличия лицензии на телематические услуги связи, лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

- пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона №94-ФЗ, выразившееся в неуказании в аукционной документации расчета начальной максимальной цены государственного контракта в соответствии с требованиями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

НаоснованиирешенияКомиссииУправлениемФедеральнойантимонопольнойслужбыпоСанкт-Петербургу Комитету выдано предписание от 13.12.2012 по делу №94-1679/12 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, в котором Комитету предписано устранить выявленные нарушения законодательства в сфере размещения заказов путем прекращения размещения и отмены всех юридически значимых действий, связанных с проведением открытого аукциона в электронной форме № 0172200006112000171 (аннулирование процедуры размещения заказа); ОАО «Единая электронная торговая площадка» обеспечить заказчику техническую возможность исполнения данного предписания, Комитету представить в Управление доказательства исполнения предписания в срок до 13.01.2013.

Полагая решение и предписание незаконными, Комитет в порядке статьи 198 АПК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 3 оспариваемого решения Комиссия УФАС признала в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 11 Закона №94-ФЗ, выразившееся в установлении требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии на телематические услуги связи.

В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона № 94-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В силу части 4 статьи 11 Закона №94-ФЗ, кроме указанных в частях 1 – 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Как следует из оспариваемого решения УФАС, анализ документации об аукционе показал, что техническая документация не предполагает предоставление услуг доступа к сетям связи исполнителя, а также передачу для третьих лиц телематических сообщений при использовании собственных сетей при оказании работ по предмету контракта. В соответствии с положениями документации об аукционе в электронной форме сигнал от оборудования, которое подлежит обслуживанию по предмету торгов, должен передаваться посредством сетей связи сторонних операторов: ЕМТС г. Санкт-Петербурга. При выполнении работ по предмету контракта исполнитель вправе арендовать каналы связи у операторов связи, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга. Обеспечение возможности передачи сигнала не является телематической услугой связи, требующей лицензии на телематические услуги связи. Таким образом, в предмете контракта отсутствует деятельность по оказанию телематических услуг.

Пунктом 1 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) определено, что порядок лицензирования деятельности по оказанию услуг связи может устанавливаться федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Телематические услуги связи включены в Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 (далее – постановление Правительства РФ № 87).

Постановлением Правительства РФ №87 определено, что к условиям осуществления деятельности в области оказания услуг связи относится обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю:

а) доступа к сети связи лицензиата;

б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

в) приема и передачи телематических электронных сообщений.

По условиям документации об аукционе выполнение второго этапа работ предполагает осуществление интеграции созданного на территории Красносельского района сегмента АИС ОБЖ в действующую на территории Санкт-Петербурга техническую инфраструктуру АИС ОБЖ и обеспечение этим сегментом формирование, сбор, обработку, постоянную круглосуточную регистрацию, архивирование, хранение, передачу и отображение соответствующей информации в виде телематических сообщений в Автоматизированную информационную систему «Городской центр видеонаблюдения» (далее – ГЦВН) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской мониторинговый центр» (далее – СПб ГКУ «ГМЦ»), которые должны передаваться по каналам Единой мультисервисной телекоммуникационной сети Санкт-Петербурга (далее – ЕМТС), а также по резервному радиоканалу сети сотовой связи стандарта GSМ. При этом должно обеспечиваться автоматическое переключение каналов связи с основного на резервный канал и обратно без нарушений в режиме функционирования при передаче извещений. Максимальное время передачи телематического сообщения – не более 3 секунд. Режим работы абонентского оборудования – непрерывный, круглосуточный. Указанное требование установлено пунктом 8.1.3.1 Технического задания.

Пунктом 8.1.5 Технического задания определено, что в целях проверки корректной работы построенный на территории Красносельского района сегмент АИС ОБЖ подлежит тестовой эксплуатации в течение 30 дней, включающей передачу видеосигнала, а также телематических электронных сообщений от Системы мониторинга объектов (СМО) в СПб ГКУ «ГМЦ» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Киевская, д. 28, с последующим оформлением акта комиссии по прохождению тестовой эксплуатации.

Таким образом, в период пусконаладочных работ от монтируемого оконечного оборудования Системы видеонаблюдения (СВН) и Системы мониторинга объектов (СМО) будет формироваться и передаваться через ЕМТС органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и по радиоканалам сети сотовой связи стандарта GSМ телематические электронные сообщения, которые, в свою очередь, будут обрабатываться в информационно-телекоммуникационных сетях АИС ОБЖ.

Стоимость предоставления телематических услуг связи по условиям аукционной документации должна быть определена в сметном расчете, который предоставляется подрядчиком в составе проектной и рабочей документации, разработанной в соответствии с требованиями к проектированию (приложении № 3 к Техническому заданию) в ходе выполнения первого этапа работ по контракту.

Комитетом в документацию об аукционе включены обоснованные требования о наличии у участника размещения заказа действующей лицензии на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи, поскольку в случае, если в результате выполнения работ построенный сегмент АИС ОБЖ не будет интегрирован с действующей на территории Санкт-Петербурга технической инфраструктурой АИС ОБЖ, цели выполнения работ, предусмотренные документацией об аукционе, достигнуты не будут.

Таким образом, для выполнения работ, предусмотренных представленным техническим заданием, подрядчику необходимо иметь действующую лицензию на телематические услуги связи в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 29 Закона № 126-ФЗ и пунктом 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ № 87.

Также поскольку положениями документации об аукционе и проектом контракта не предусмотрено выполнение работ по технической защите конфиденциальной информации, данный вид работ не является предметом торгов, Комиссия УФАС признала в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 11 Закона №94-ФЗ, выразившееся в установлении требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.

Как следует из пункта 8.1.3.1 Технического задания, Комитет поручает подрядчику выполнить интеграцию созданной районной системы в действующую на территории Санкт-Петербурга техническую инфраструктуру АИС ОБЖ. При этом в силу пункта 8.1.3.2 Технического задания подрядчик должен обеспечить техническую защиту конфиденциальной информации (видеоинформации и иной служебной информации, хранящейся в информационных системах государственных органов, в том числе персональные данные).

Под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по ее защите от несанкционированного доступа, в том числе, и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

Требования технической защиты конфиденциальной информации должны обеспечиваться как организационными, так и техническими мерами.

Согласно пункту 17 задания на проектирование (приложение № 3 к Техническому заданию) подрядчику на этапе проектирования необходимо выполнить работы по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений.

В соответствии с Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна) относятся к сведениям конфиденциального характера.

Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании требований Закона №152-ФЗ должны быть разработаны методические рекомендации по защите информации, содержащей персональные и конфиденциальные данные в АИС ОБЖ и смежных с ней системах. Рекомендации должны описывать состав технических средств и организационные мероприятия, обеспечивающие необходимый уровень защиты информации. Также должна быть разработана и утверждена схема передачи информации, обеспечивающая необходимый уровень защиты информации ограниченного распространения, содержащей персональные и конфиденциальные данные.

Необходимость защиты информации основывается на том, что оконечное оборудование Городская система видеонаблюдения (далее – ГСВН) предназначено для приема, формирования и передачи видео и иной служебной информации от наблюдаемого объекта (территории) в ГЦВН для последующего использования вцелях наблюдения пользователями Ситуационного Центра Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «ГМЦ», правоохранительных и других государственных органов. Материалы, полученные с использованием системы видеонаблюдения, используются для принятия управленческих решений соответствующими органами власти и управления в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2005 № 1505 «О Концепции автоматизированной информационной системы обеспечения
 безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга», а также в ходе расследования уголовных дел, рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Приказом Гостехкомиссии России от 30.08.2002 № 282 «Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)» определено, что конфиденциальной информацией является информация с ограниченным доступом, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне и персональным данным, содержащаяся в государственных (муниципальных) информационных ресурсах, накопленная за счет государственного (муниципального) бюджета и являющейся собственностью государства, в связи с чем видеоинформация, полученная техническими средствами АИС ОБЖ, является информацией ограниченного доступа (конфиденциальной).

Таким образом, для выполнения работ, предусмотренных Техническим заданием, подрядчику необходимо иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, в соответствии с требованиями, установленными подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Приказом Гостехкомиссии России от 30.08.2002 № 282 «Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)».

Кроме того, заявителем представлено письмо Управления Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 13.12.2012 № 08581-04/78 (л.д. 177) и письмо Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» от 05.12.2012 №2354/54 (л.д. 180), содержащие экспертные оценки, подтверждающие необходимость наличия лицензий на телематические услуги связи, а также на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации для выполнения работ, предусмотренных Техническим заданием.

Также Управлением установлено, что положениями документации об аукционе и проектом контракта не предусмотрено выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и поскольку данный вид работ не является предметом торгов, Комиссия УФАС признала в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 11 Закона №94-ФЗ, выразившееся в установлении требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Однако для выполнения работ, предусмотренных, в том числе, в пункте 8.1.5 Технического задания, пункте 11 Задания на проектирование (приложение № 3 к Техническому заданию), требуется наличие у участника действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Данное требование установлено статьей 27 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Защитное сооружение гражданской обороны (далее – ЗСГО) является объектом административного управления гражданской обороны и, в соответствии с пунктами 44, 45 Указа Президента РФ от 11.02.2006 № 90, все сведения, ставшие известными при производстве работ в рамках Технического задания, а именно: дислокация, предназначение, степень защищенности объекта подпадают под действие Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

Оспариваемым решением Комитету также вменяется нарушение пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона №94-ФЗ, выразившееся в неуказании в аукционной документации расчета начальной максимальной цены государственного контракта в соответствии с требованиями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

В силу пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

Согласно статьи 19.1 Закона № 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

В Приложении № 2 к Техническому заданию «Расчет стоимости строительно-монтажных работ сегмента автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (АИС ОБЖ) на территории Красносельского района Санкт-Петербурга на основе объекта-аналога» указано, что для расчета объекта-аналога используется объектная смета на выполнение работ по расширению АИС ОБЖ на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга, выполняемая в соответствии с государственным контрактом № 286-05-12 от 31.05.2012.

Поскольку государственный контракт № 286-05-12 от 31.05.2012 внесен в единый реестр государственных и муниципальных контрактов, он правомерно взят Комитетом за основу при формировании начальной (максимальной) цены контракта, так как работы, предусмотренные в документации об аукционе, аналогичны работам, предусмотренным государственным контрактом № 286-05-12 от 31.05.2012. При этом административное деление в пределах одного города не является основополагающим при определении цены на выполнение работ.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, требования Комитета подлежат удовлетворению, а оспариваемые решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13.12.2012 по делу №94-1679/12 признанию недействительными.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительными решение от 13.12.2012 о нарушении законодательства о размещении заказов, предписание от 13.12.2012 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по делу №94-1679/12.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Анисимова О.В.