Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
05 апреля 2019 года Дело № А56-77611/2017
Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кутузовой К.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Акционерного общества "Кампес"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным предписания № ПВ—9/13-16-14-1 от 14.08.2017
при участии
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: ФИО1 (по доверенности от 09.10.2018)
установил:
Акционерное общество "Кампес" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным предписания № ПВ—9/13-16-14-1 от 14.08.2017.
Определением арбитражного суда от 06.02.2018 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № 2а- 10220/2017 (33а-1020/2018).
В судебном заседании от 28.03.2019 суд возобновил производство по делу.
Заявитель извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле адресам, в судебное заседание представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения исковых требований.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу № ПВ/9/13-16-14 от 14.06.2017 в отношении АО «КАМПЕС» была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использования и охраны земель, обращения с отходами производства и потребления, геологического изучения рационального использования и охраны недр.
В результате осмотра установлено наличие на территории здания, где осуществляется ремонт транспортных средств, отходов в виде автомобильного аккумулятора, автомобильных железных дисков, покрышек, лома металла, оконных рам, а также отходов производства, которые складировались непосредственно на почве.
В ходе проверки промышленной площадки камнеобрабатывающего цеха за зданием склада ГСМ была взята контрольная проба почвы (обозначенная проба 2) и объединенная фоновая проба взята на расстоянии 170 м. (обозначенная проба 1), что зафиксировано в акте № ПВ-9/13-16-14 от 13.07.2017 и протоколе отбора проб № ПВ-9/13-16-14 от 13.07.2017.
В связи с необходимостью проведения экспертных исследований взятых образцов, срок проведения проверки был продлен на основании распоряжения начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу от 18.07.2017 № ПВ-9/13-16-14-прод., о чем уведомлен законный представитель юридического лица.
По заключению ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» № 028-Э-17 от 31.07.2017 по результатам проведения лабораторных исследований установлено наличие превышений концентрации загрязняющих веществ в контрольной пробе (проба № 2) над фоновой пробой (проба № 1), что также подтверждается протоколами испытаний № 191.17.П от 27.07.2017 и № 192.17.П от 27.07.2017.
По результатам проведенной проверки 14.08.2017 составлен акт проверки № ПВ-9/13-16-14 с указанием на наличие выявленных нарушений, выдано предписание N ПВ-9/13-16-14-1 от 14.08.2017, в соответствии с которым организация обязана доработать и предоставить в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу программу производственного экологического контроля для промышленной площадки цех №3 «Волхов» АО «КАМПЕС в соответствии со ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды. Предоставить отчет по программе производственного экологического контроля, а так же отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух в срок до 15.12.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Согласно пункту 7 статьи 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В силу статьи 30 Закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (статья 25 Закона N 96-ФЗ).
Проверкой было установлено, что на промплощадке АО «КАМПЕС» цех «Волхов» места временного накопления отходов не организованы и находятся в неудовлетворительном состоянии (не соответствует количество мест временного накопления отходов, согласно программе производственного экологического контроля), что свидетельствует о не должном проведении произвооственного экологического контроля на предприятии, что является нарушением ст. 1, ст.22, ст. 51 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления", ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017).
Кроме того, в ходе проведения проверки выявлено, что АО «КАМПЕС» в нарушение п.3 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" не предоставляло в Департамент сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что предписание Департамента является правомерным, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Требования Акционерного общества "Кампес" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.