Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
18 апреля 2008 года Дело № А56-7873/2008
Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Маркина С.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышёвой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Межрайонной ИФНС России №2 по Ленинградской области
к Администрации Муниципального образования «Кировский муниципальный район Ленинградской области»
третьи лица: Управление Федеральной Регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области
о признании права собственности,
при участии
- от истца представителя ФИО1.(доверенность №03-06/860 от 25.01.2008)
- от ответчика представителя ФИО2.(доверенность №4 от 10.01.2006)
- от третьих лиц не явились
установил:
Истец – Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Ленинградской области (далее – Инспекция) обратился в арбитражный суд с иском к Администрации Муниципального образования «Кировский муниципальный район Ленинградской области» о признании за Российской Федерацией в лице Инспекции право собственности в порядке наследования на выморочное имущество – на жилой дом (оставшейся части 63%) с пристройками и земельный участок 200 кв.м, находящиеся по адресу: <...>, с инвентарным номером 236, площадь жилого дома 54,3 кв.м, пристроек – 17,1 и 7,4 кв.м, рубленные из бревен диаметром 220 мм (жилой дом и пристройка 17,1 кв.м), пристройка 7,4 кв.м – каркасные, одинарной обшивки из досок.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что жилой дом является выморочным имуществом и в силу пункта 2 статьи 1116 и статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Полагает, что полномочия Инспекции на обращение в суд по наследственному делу в отношении выморочного имущества вытекают из Указа Президента РФ от 31.12.91 №340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации».
Ответчик – Администрация Муниципального образования «Кировский муниципальный район Ленинградской области» возражает против удовлетворения исковых требований, полагает, что в силу положений пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственности муниципального образования.
Третьи лица – Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Управление Росрегистрации) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте предварительного и судебного заседаний надлежащим образом.
От Управления Росрегистрации поступил отзыв на исковое заявление, в котором третье лицо просит рассмотреть дело без участия его представителя, сообщает, что Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержит сведений о государственной регистрации прав собственности на спорные объекты недвижимости.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства:
Согласно имеющимся в материалах дела документами, а именно справки Администрации Лезьенской волости от 22.09.2004 №38, выписки из похозяйственной книги администрации Лезьенской волости МО «Кировский район Ленинградской области» от 03.12.2004 №158, технического паспорта от 22.04.2005, письма Главного управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 08.09.2005 №20/016/2005-391 следует, что жилой дом (оставшаяся часть 63%) с пристройками, находящиеся по адресу: <...>, с инвентарным номером 236, площадь жилого дома 54,3 кв.м, пристроек – 17,1 и 7,4 кв.м, рубленные из бревен диаметром 220 мм (жилой дом и пристройка 17,1 кв.м), пристройка 7,4 кв.м – каркасные, одинарной обшивки из досок, принадлежал на праве собственности в равных долях ФИО3 и ФИО4 Земельный участок площадью 200 кв.м принадлежал ФИО4 на основании приказа совхоза «Мгинский» №56 от 22.04.69.
Собственники указанного жилого дома ФИО4 и ФИО3 умерли 23.06.96 и 08.05.81 соответственно, что подтверждается справками о смерти №09 и №19 от 27.08.2004.
Согласно письму от 14.04.2008 №203 нотариуса Кировского нотариального округа Ленинградской области ФИО5 наследственные дела после умерших ФИО3 и ФИО4, проживавших по адресу: дер.Пухолово Лезьенской волости Кировского района Ленинградской области, д.24, не заводились.
Полагая, что спорный жилой дом является выморочным имуществом и в соответствии с пунктом 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации переходит в собственность Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу указанных норм спорный жилой дом, расположенный на территории Кировского района Ленинградской области, является выморочным имуществом и должен перейти в порядке наследования по закону в собственность соответствующего муниципального образования.
Учитывая изложенное, предъявленное истцом требование о признании права собственности в порядке наследования на выморочное имущество за Российской Федерацией не соответствует нормам действующего законодательства.
Кроме того, истцом не представлено достаточных доказательств наличия полномочий у налогового органа на предъявление данного иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской федерации» и Положения о федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, устанавливающих полномочия налоговых органов, право обращения Инспекции в суд от имени Российской Федерации с исками о признании права собственности Российской Федерации не предусмотрено.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации закреплены за Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (Росимуществом) и его территориальными органами. В соответствии с пунктом 5.30 Положения «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 № 691, принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, включая земельные участки (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), акции (доли, паи) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций.
Пунктом 6.9 указанного Положения предусматривается, что агентство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Таким образом, в силу норм действующего законодательства Инспекция не наделена полномочиями на обращение в суд от имени Российской Федерации с исковыми требованиями о признании права собственности Российской Федерацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Пунктом 2 данной статьи установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, Инспекция не является и лицом, уполномоченным от имени муниципального образования предъявлять в суд иски о признании права собственности муниципального образования.
Кроме того, судом установлено отсутствие спора о праве собственности, что не лишает заинтересованные стороны решить вопрос во внесудебном порядке либо путем установления факта, имеющего юридическое значение.
Учитывая изложенное, исковые требования Инспекции не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья С.Ф.Маркин