ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-7963/2021 от 01.07.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

13 июля 2021 года                                                              Дело № А56-7963/2021

Резолютивная часть решения объявлена июля 2021 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Ресовской Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью "Фирма сервисного обслуживания"

к 1.Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Петербургский метрополитен "

2. ИП ФИО1

о признании недействительными торгов, оформленных протоколом от 23.12.2020 № 32009789911-02 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок № 320097899911

при участии

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 21.12.2020,

от заинтересованных лиц: 1) ФИО3 по доверенности от 26.04.2019, 2) не явился, извещен,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Фирма сервисного обслуживания" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию «Петербургский метрополитен», ИП ФИО1 о признании недействительными торгов, оформленных протоколом от 23.12.2020 № 32009789911-02 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок № 320097899911.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал.

Представитель Предприятия просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на необоснованность заявленных требований.

ИП ФИО1 извещен о времени и месте судебного разбирательства в порядке пункта 3 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направил.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

10.12.2020 на сайте АО «Единая электронная торговая площадка» - http://roseltorg.ru, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по текущему ремонту холодильного и технологического оборудования.

В соответствии с извещением о проведении запроса котировок прием заявок участников осуществлялся до 17.12.2020.

На указанную дату, на сайт АО «Единая электронная торговая площадка» -http://roseltorg.ru, было подано 3 заявки участников закупки, из них отклонено 0 заявок участников закупки, допущено 3 заявки участников закупки.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии Управления метрополитена от 23.12.2020 заявки №537431 ИП ФИО1 и №538158 ООО «КЭНДБИ» признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

Заявка №538183 Общества с ограниченной ответственностью "Фирма сервисного обслуживания" отклонена на основании пункта 22 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме: «предоставление расчета стоимости цены за единицу товара (работы, услуги), не соответствующего условиям извещения, в том числе наличие арифметических ошибок в расчете цены за единицу товара (работы, услуги).

Участником в составе заявки предоставлены сведения о стоимости единицы услуг. Предоставленная участником стоимость единицы услуг не соответствует рассчитанной стоимости единицы услуг с учетом поданного участником ценового предложения и требований подпункта 6 пункта 10 и пункта 13 извещения о проведении запроса котировок».

ИП ФИО1 признан победителем запроса котировок как участник, предложивший наименьшую стоимость единицы работ.

Посчитав отклонение заявки по изложенным в протоколе от 23.12.2020 основаниям неправомерным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

ГУП «Петербургский метрополитен» проводит процедуры закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Приказом начальника метрополитена утверждено Положение о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» (далее - Положение о закупках). Положение о закупках размещено на официальном сайте в установленный законом срок.

В соответствии с п. 2.1.2.19 Положения о закупках, к участию в процедуре запроса котировок допускаются участники, по всем критериям и требованиям соответствующие извещению о запросе котировок. Участники, не соответствующие критериям и требованиям, предусмотренным извещением о запросе котировок, не допускаются к участию в процедуре запроса котировок.

В соответствии с п. 10 приложения № 9 к Положению о закупках и п.п. 6 п. 10 извещения о запросе котировок, необходимый объем работ определить невозможно (п. 2.1.3.19 Положения о закупках ГУП «Петербургский метрополитен»). Объем работ определяется, исходя из фактической потребности Заказчика в работах.

Цена каждой работы определяется путем снижения цены единицы работы пропорционально снижению общей начальной (максимальной) цены единицы работы.

Подача ценовых предложений проводится путем снижения общей начальной (максимальной) цены единицы работы.

Стоимость единицы работы рассчитывается с применением коэффициента снижения к начальной (максимальной) цене единицы работы, указанной в приложении №5.

В случае, если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчет стоимости за единицу работы при заключении договора производится с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение общей цены единицы работы, предложенной победителем, к общей начальной (максимальной) цене единицы работы, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС.

При этом договор заключается по максимальной цене договора (максимальное значение цены договора).

В соответствии с п. 13 приложения № 9 к Положению о закупках и п. 13 извещения о запросе котировок, заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных пунктом 16 настоящего извещения и ценового предложения.

Приложение каких-либо документов, не соответствующих заявке участника и извещению, к ценовому предложению не допускается.

Основанием для отклонения заявки в соответствии с п. 22 приложения № 9 к Положению о закупках и п. 22 извещения о запросе котировок является, помимо прочего, несоответствие заявки участника закупки требованиям, предусмотренным извещением.

23.12.2021 закупочной комиссией Управления метрополитена были рассмотрены ценовые предложения участников запроса котировок.

В ходе рассмотрения ценового предложения ООО «ФСО» было выявлено следующее.

На электронной площадке в разделе «Ценовое предложение» участником закупки приложен документ «Ценовое предложение.xlsx».

Данный документ содержит цены единиц товаров, являющихся предметом закупки, предлагаемые ООО «ФСО».

Вместе с тем, указанные цены не соответствуют требованиям п. 10 извещения о запросе котировок, а именно: в соответствии с п.п. 6 п. 10 извещения цена каждой работы определяется путем снижения цены единицы работы пропорционально снижению общей начальной (максимальной) цены единицы работы.

Общая начальная (максимальная) цена единицы работы, установленная заказчиком в соответствии с п. 10 извещения, составляет 11 178 754 , 44 руб., в т.ч. НДС.

Ценовое предложение, предоставленное ООО «ФСО» на электронной площадке составило 7 601 560, 00 руб., без НДС.

В соответствии с п.п. 6. п. 10 извещения о запросе котировок, в случае, если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчет стоимости за единицу работы при заключении договора производится с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение общей цены единицы работы, предложенной победителем, к общей начальной (максимальной) цене единицы работы, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС.

Таким образом, в рассматриваемом случае коэффициент пересчета составляет: 7 601 560, 00/ 11 178 754 , 44 - НДС (20 %) - 7 601 560, 00 (общая цена единицы работы, предложенная победителем)/9 315 628,7 (общая начальная (максимальная) цена единицы работы, сформированная заказчиком, без учета суммы НДС)= 0,81600060132914.

Тогда как в ценовом предложении участника коэффициент пересчета составляет 0,680000624470287, что говорит о том, что расчет производился, как отношение общей цены единицы работы, предложенной победителем, к общей начальной (максимальной) цене единицы работы, сформированной заказчиком, с учетом суммы НДС (7 601 560, 00 руб./ 11 178 754 , 44 руб. = 0,680000624470287)

При применении при расчете цен единиц работ коэффициент пересчета, указанный участником (0,680000624470287), цена единицы работ должна составлять:

1. Сварочные работы (Аргон) (35 759,35 руб. - НДС (20%) * 0.680000624470287= 20 263,65 (тогда как в ценовом предложении ООО «ФСО» указана цена 24 316,38 руб.);

Итоговая стоимость единиц работ при применении коэффициента 0,680000624470287 составляет 6 334 635,41 руб. (вместо заявленных 7 601 560,00 руб.), в связи с чем следует вывод, что указанный участником в ценовом предложении коэффициент снижения не соответствует приведенным там же (в таблице) ценам единиц работ и итоговой общей максимальной цене единицы работы (после снижения).

Учитывая изложенное, предоставленный ООО «Фирма сервисного обслуживания» в составе ценового предложения документ «Ценовое предложение.xlsx» не соответствует требованиям извещения о запросе котировок в части порядка расчета коэффициента снижения и соответственно цены единицы работ. Кроме того, в составе указанного документа участника имеются арифметические ошибки в расчете цены за единицу работы.

В соответствии с п. 22 извещения о запросе котировок, основанием для отклонения заявки, помимо прочего, является предоставление расчета стоимости цены за единицу товара (работы, услуги), не соответствующего условиям извещения, в том числе наличие арифметических ошибок в расчете цены за единицу товара (работы, услуги).

Принимая во внимание выявленные несоответствия, учитывая положения п.п. 10 и 13 извещения о запросе котировок, закупочная комиссия Управления метрополитена правомерно приняла решение об отклонении данной заявки от участия в запросе котировок на основании п. 22 извещения.

Необходимо отметить, что участник закупки, подавая заявку на участие в запросе котировок, подтвердил, что он ознакомлен с извещением о запросе котировок в полном объеме, а также подтвердил свое согласие с тем, что в случае если им не представлены, неполно или неправильно оформлены документы и формы, требуемые извещением о проведении запроса котировок, в том числе настоящая форма, подана заявка, не отвечающая требованиям извещением о проведении запроса котировок, участник не будет допущен закупочной комиссией к участию в запросе котировок, о чем прямо указано в Котировочной заявке ООО «Фирма сервисного обслуживания».

При этом, запросы на разъяснение положений извещения о запросе котировок в срок, установленный извещением о запросе котировок, жалобы на действия заказчика, связанные с установленными извещением о запросе котировок требованиями, до окончания срока подачи заявок не подавались.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1 статьи 449 ГК РФ).

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).

Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (абзац 7 пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").

На основании пункта 5 указанного информационного письма при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2009 N 739-О-О указал, что торги, проведенные с нарушением установленных законодательством требований, могут быть признаны незаконными по иску заинтересованного лица только в случае, если признание их недействительными повлечет реальное восстановление нарушенных прав указанного лица.

Таким образом, требуя признания торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.

Учитывая тот факт, что победитель запроса котировок ИП ФИО1 уклонился от заключения договора по причинам признанным Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уважительными, а третий участник (ООО «КЭНДБИ») не выразил желания заключать Договор на предложенных условиях, 27.01.2021 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru на официальном сайте АО «Единая электронная торговая площадка» http://roseltorg.ruбыло опубликовано новое извещение № 32109930491 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по текущему ремонту холодильного и технологического оборудования, установленного на объектах общественного питания Службы социальных объектов.

В соответствии с требованиями п.п. 11 п. 17 извещения о запросе котировок, одним из требований к участникам закупки является требование об отсутствии информации о таком участнике в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

Пунктом 22 извещения о запросе котировок предусмотрено следующее основание для отклонения заявок: несоответствие участника запроса котировок, установленным требованиям настоящего извещения.

В ходе рассмотрения поданных на участие в запросе котировок заявок закупочной комиссией Управления метрополитена 05.02.2021 было выявлено следующее.

ООО «ФСО» подало свою заявку на участие в рассматриваемом запросе котировок 02.02.2021 в 13:47.

Информация относительно ООО «ФСО» была включена в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом № 44-ФЗ, 03.02.2021.

Таким образом, на момент рассмотрения заявок закупочной комиссией Управления метрополитена, заявка ООО «ФСО» не соответствовала требованиям п.п. 11 п. 17 извещения о запросе котировок и была отклонена от участия в запросе котировок на основании п. 22 извещения (Протокол закупочной комиссии Управления метрополитена от 09.02.2021).

Поданная ООО «ФСО» в связи с указанным отклонением заявки (по извещению № 32109930491) жалоба была признана Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области необоснованной.

В настоящее время по результатам закупки (извещение № 32109930491) с победителем ООО «КЭНДБИ» 25.02.2021 заключен Договор 20000000000000087155, который исполняется в соответствии с его условиями.

Заявителем не указано, каким образом, нарушенные, по его мнению, права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа защиты - в случае признания недействительными торгов, оформленных Протоколом от 23.12.2020 № 32009789911-02, учитывая тот факт, что на дату рассмотрения настоящего дела метрополитеном проведена новая закупка (извещение № 32109930491), заключен и исполняется Договор на выполнение работ по текущему ремонту холодильного и технологического оборудования, а включение заявителя в реестр недобросовестных поставщиков, по условиям документации Заказчика, является основанием для отклонения заявки такого участника.

На основании вышеизложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Требования Общества с ограниченной ответственностью "Фирма сервисного обслуживания" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                         Ресовская Т.М.