Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
07 апреля 2014 года Дело № А56-79738/2013
Резолютивная часть решения объявлена марта 2014 года .
Полный текст решения изготовлен апреля 2014 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Семеновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болотовой Л.Д.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Закрытое акционерное общество "АРГУС-СПЕКТР"
заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России»
о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по истребованию сведений и документов на основании запроса от 20.11.2013 №08/17497
при участии
от заявителя: представитель ФИО1, доверенность от 25.02.2013;
от заинтересованного лица: представитель ФИО2, доверенность от 13.01.2014;
от третьего лица: представитель ФИО3, доверенность от 16.01.2014;
установил:
Закрытое акционерное общество "АРГУС-СПЕКТР" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) по истребованию сведений и документов на основании запроса от 20.11.2013 №08/17497.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал заявленное требование.
Представитель Управления в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» поддержал требования Общества.
Представитель Общества в судебном заседании в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленное требование, просил признать незаконными действия Управления. Уточнение принято судом.
Учитывая, что:
- 17.12.2013 в адрес ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» поступил запрос Управления от 20.11.2013г. за исх. №08/17497 о предоставлении в срок до 06.12.2013 следующей информации:
- сведения о составе групп лиц ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» по форме, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006г. № 293;
- списки аффилированных лиц с ЗАО «АРГУС-СПЕКТР»;
- перечень всех организаций, аккредитованных ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» на установку и техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» на территории Санкт-Петербурга;
условия получения от ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» аккредитации;
- сведения о дате и причинах изменения состава поставляемого программного обеспечения ПАК «Стрелец-Мониторинг» в части изъятия возможности использования протокола «СМ-Интегратор», установленных в подразделениях МЧС России;
- документы, подтверждающие факт уведомления ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» подразделений системы пожарной безопасности МЧС России об изменении программного обеспечения, отключение объектов иных противопожарных систем, интегрированных с ПАК «Стрелец-Мониторинг» от оперативного взаимодействия с подразделениями МЧС России;
- сведения обо всех поступивших в адрес ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» запросах организаций, осуществляющих услуги по пожарной безопасности в связи с невозможностью передачи сигнала с их систем пожарной безопасности на ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- сведения о возобновлении подключения центров мониторинга, отключенных в результате изменения состава поставляемого программного обеспечения;
- сведения о поставках ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» системы ПАК «Стрелец-Мониторинг» и его аналогов для нужд ГУ МЧС России по СПб, а также его подведомственным организациям;
- сведения о поставках ПАК «Стрелец-Мониторинг» по иным фирмам, в том числе по договорам оказания благотворительной помощи самим ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» или иным организациям;
- Общество письмом от 18.12.2013 за исх. № 576 сообщило в Управление о невозможности предоставления запрашиваемой информации до предоставления обоснований необходимости запрашиваемой информации и разъяснений фактической необходимости предоставления информации;
- Общество, не согласившись с запросом Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением;
- арбитражный суд, заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные материалы, считает возможным удовлетворить требования заявителя по следующим основаниям;
- в соответствии с частью 1 статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- согласно пункта 11 статьи 23 федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольному органу предоставлено полномочие по проведению проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями и иными лицами, указанными в Законе, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме, которое представляет собой форму контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в системе органов исполнительной власти;
- реализация вышеназванных полномочий осуществляется антимонопольным органом в рамках административных процедур по правилам, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции;
- из представленных материалов дела, в том числе, запроса Управления от 20.11.2013г. за исх. №08/17497 следует, что предоставление большинства запрашиваемой информации не входит в компетенцию ЗАО «АРГУС-СПЕКТР», поскольку Общество является организаций, поставляющей по государственным контрактам для нужд МЧС России программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях (ПАК «Стрелец-Мониторинг»), принятый на снабжение в системе МЧС России приказом от 28.12.2009 № 743;
- ПАК «Стрелец-Мониторинг» разрабатывался ФГБУ ВНИИПО МЧС России и был принят на снабжение в системе МЧС России после успешного проведения государственных испытаний в соответствии с приказом МЧС России от 30.07.1999 г. № 414 (в ред. Приказа от 03.11.2011г. № 663), утвердившим Инструкцию о порядке подготовки документов о принятии на вооружение (снабжение, в эксплуатацию, опытную эксплуатацию) сил МЧС России образцов (систем, комплексов) вооружения, техники и технического имущества;
- в соответствии с п.2 к приказу МЧС России от 29.12.2009г. № 743 ПАК «Стрелец-Мониторинг» является специализированной противопожарной техникой, на которую установлен код по Классификатору вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны Российской Федерации (далее - КВТ МО) - КВТ МО X1 Д2 0908;
- соответственно, установление порядка эксплуатации ПАК «Стрелец-Мониторинг», в том числе и порядка вывода сигналов о пожаре с объектов защиты на пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленное в подразделениях ФПС МЧС России, находится в прямой компетенции МЧС России и осуществляется им в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения пожарной безопасности и разработанными в соответствии с ним ведомственными нормативными актами;
- предприятие-производитель не имеет полномочий по установлению названного порядка, что подтверждается и приказом Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 24.10.2013г. № 420;
- таким образом, направление оспариваемого запроса является незаконным, поскольку получение у третьего лица информацию о деятельности МЧС России в целом и Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу в частности в сфере обеспечения пожарной безопасности, в том числе и сведений конфиденциального характера невозможно;
- деятельность МЧС России и его территориальных органов по использованию
вооружения, военной техники, системы связи специального назначения в целом, и ПАК
«Стрелец-Мониторинг» в частности, не имеет реального экономического характера,
осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, и не может рассматриваться ФАС России с точки зрения Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006г № 135-ФЗ;
- ПАК «Стрелец-Мониторинг» не является товаром, его оборотоспособность на основании статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничена и принадлежит лишь определенным участникам оборота;
- создание официальных сервисных центров (аккредитованных организаций) не является инициативой предприятия-производителя ПАК «Стрелец-Мониторинг». Это требование государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд, в соответствии с которыми - «Гарантийный срок эксплуатации - 12 месяцев. При вводе в эксплуатацию и техническом обслуживании продукции предприятием-изготовителем, или организацией, аккредитованной предприятием-изготовителем, гарантийный срок на продукцию составляет 8 лет». При этом, это единственное правовое последствие получения организациями статуса официального сервисного центра, что подтверждено письмом предприятия-производителя от 28.03.2013г. № 130/01;
- подразделения Федеральной противопожарной службы МЧС России в силу ст. 15 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» отнесены к силам гражданской обороны, часть которых осуществляет охрану объектов, отнесенных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2005г. № 477-рс и от 31 декабря 2004г. № 1742-рс к категории объектов критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия России;
- ЗАО «АРГУС-СПЕКТР», как производитель и поставщик ПАК «Стрелец-Мониторинг» для государственных нужд, не имеет права распространять доступные ему, как производителю, сведения, которые могут иметь после полного развертывания ПАК «Стрелец-Мониторинг» на территории Российской Федерации конфиденциальный характер (Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30.11.1995 № 1203, Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»), а именно сведения:
- о силах и средствах гражданской обороны, в том числе и через предоставление сведений о своих официальных сервисных центрах, осуществляющих техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленное в конкретных подразделениях ФПС МЧС России;
- сведения о составе приборов, датчиков, устройств;
- сведения о программном обеспечении ПАК «Стрелец-Мониторинг» и внесенных в него изменениях;
- сведения о вариантах комплектации ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- сведения о возможности сопряжения ПАК «Стрелец-Мониторинг» с иными модулями передачи извещений;
- сведения об основных и вспомогательных способах передачи извещений о пожаре ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- сведения об участии ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» в государственных закупках ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- перечисленные сведения имеют непосредственное отношение к государственной безопасности, поскольку являются источниками угроз информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 09.09.2000 № Пр-1895) и обладание данными сведениями позволяет:
- внедрить в ПАК «Стрелец-Мониторинг» и его программное обеспечение компоненты, реализующие функции, не предусмотренные документацией на ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- уничтожить, повредить, осуществить радиоэлектронное подавление радиоканала, предназначенного для функционирования ПАК «Стрелец-Мониторинг», разрушить систему обработки информации;
- воздействовать на парольно-ключевые системы защиты автоматизированной системы обработки и передачи информации ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- компрометировать ключи и средства криптографической защиты информации ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- внедрить электронные устройства для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- перехватить информацию в сетях передачи данных ПАК «Стрелец-Мониторинг», дешифровать эту информацию и навязать ложную информацию;
- осуществить несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- из вышеизложенного следует, что если бы Общество передало в Управлением запрашиваемые сведения, то оно автоматически нарушило бы действующее законодательство об ограничении распространения конфиденциальной информации, а лицо, предоставившее запрашиваемую информацию могло бы быть привлечено к уголовной ответственности;
- при вышеуказанных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению;
- в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», уплаченная Обществом государственная пошлина взыскивается в его пользу непосредственно с Управления, как со стороны по делу о признании незаконным действий.
Руководствуясь статьей 167, пунктом 2 статьи 176, статьей 201, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконными действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по истребованию сведений и документов на основании запроса от 20.11.2013 №08/17497.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в пользу Закрытого акционерного общества "АРГУС-СПЕКТР" 2 000 руб. расходов по государственной пошлине.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Семенова И.С.