ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-79951/2021 от 30.03.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

05 апреля 2022 года                                                              Дело № А56-79951/2021

Резолютивная часть решения объявлена   марта 2022 года .

Полный текст решения изготовлен   апреля 2022 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Балакир М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАМПЕС" (адрес:   Россия 187300, городской поселок Мга, Ленинградская область, Кировский район, Железнодорожная улица, 59

заинтересованное лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (адрес:   Россия 191124, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2 литер а ,

третье лицо: Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области  (адрес:   Россия 191124, Санкт-Петербург г., муниципальный округ Смольнинское вн.тер.г.,, Санкт-Петербург г, Смольного ул., д. 3, литера А

о  признании отказа в согласовании проектной документации лесного участка незаконным, обязании принять решение об утверждении проектной документации лесного участка

при участии

- от заявителя: представитель Прошин Д.С. по доверенности от 18.01.2022;

- от заинтересованного лица: представитель Мосина О.А. по доверенности от 10.01.2022;

- от третьего лица: не явился, извещен

ус т а н о в и л :

Акционерное общество «Кампес» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо) в согласовании проектной документации лесного участка, изложенного в письме от 28.05.2021г. №02-0504/2021,  незаконным и обязании принять решение об утверждении проектной документации лесного участка площадью 29,9 гектара, местоположение: Ленинградская область, Кировский район, Мгинское участковое лесничество (южная часть), квартал №51, части выделов 10, 12, 15, 16, 18, 20, 22, 25, 35, выдел 19.

Представитель заявителя поддержал свои требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица возражал по мотивам, изложенным в отзыве, представил в материалы дела дополнительные документы.

Представитель третьего лица, надлежащим образом уведомленный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Дело рассмотрено в его отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, судом установлено следующее.

Акционерное общество «Кампес» (далее - Заявитель) обратилось в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о согласовании и утверждении проектной документации лесного участка площадью 29,9 гектара, местоположение: Ленинградская область. Кировский район, Мгинское участковое лесничество (южная часть), квартал №51, части выделов 10, 12, 15, 16, 18, 20, 22, 25, 35, выдел 19.

Данное заявление получено Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области 29.04.2021 г. (вх.№ 01-12466/2021).

Испрашиваемый участок необходим заявителю для осуществления разработки песчаного карьера в соответствии с лицензией па право пользования недрами ЛОД 00803 ТЭ с целевым назначением - добыча строительного песка и песчано-гравийного материала на Малуксинском месторождении, со сроком действия до 31.12.2026г.

Решение об утверждении проектной документации принимается Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и оформляется в виде распоряжения Комитета.

23.08.2021 после обращения заявителя заинтересованным лицом по электронной почте была направлена копия письма от 28.05.2021г. №02-0504/2021, содержащая в себе отказ в согласовании проектной документации со ссылкой на то, что испрашиваемый лесной участок находится в границах объекта культурного наследия «Военно­-мемориальная зона прорыв блокады Ленинграда 1941-1945гг.».

Заявитель, полагая отказ Комитета незаконным и препятствующим заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В силу частей 1 и 2 статьи 43 Лесного кодекса РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, а также для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со ст. 21 названного кодекса. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.

В соответствии со ст. 70.1 Лесного кодекса РФ при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом.

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в соответствии с пунктом 2.2 положения о Комитете, утвержденного Постановлением правительства Ленинградской области от 31.07.2014 №341, уполномочен на проектирование лесных участков на землях лесного фонда.

Требования к проектированию лесных участков установлены положениями статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 указанной статьи проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Пунктом 10 статьи 70.1 установлен закрытый перечень оснований для отказа в утверждении проектной документации лесного участка.

Комитет, в обоснование своих возражений, заявляет, что в ходе проверки проектной документации лесного участка, предоставленной Обществом, было установлено, что в соответствии с п. 1.1.6.5 «Объекты культурного наследия» лесохозяйственного регламента Кировского лесничество, утвержденного Приказом Комитета от 01.11.2018 №20, испрашиваемый в аренду лесной участок, расположенный в квартале 51 Мгинского участкового лесничества (южная часть) Кировского лесничества Ленишрадской области входит в границы особо охраняемого объекта культурного наследия - «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда», 1941-1944 г.г.» согласно приказу Комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 № 01-03/18-46 «Об установлении  предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения- достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «прорыв блокады Ленинграда», 1941-1944 г.г.

 Данное обстоятельство и послужило причиной отказа АО «Кампес» в согласовании проектной документации спорного лесного участка.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

По смыслу положений действующего лесного законодательства проектирование лесных участков производится для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 25 ЛК РФ леса могут использоваться в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Согласно части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

В части 2 статьи 43 ЛК РФ предусмотрено, что для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 данного Кодекса.

В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и названного Кодекса.

Как установлено в части 1 статьи 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с указанной статьей.

Согласно части 7 статьи 70.1 ЛК РФ проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.

Как указано в части 10 этой же статьи, основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются:

1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 статьи 70.1 ЛК РФ;

2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества.

В свою очередь, в части 12 упомянутой статьи указано, что требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, а также порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комитет в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которым обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), не представил доказательств обоснованности отказа при согласовании и утверждения проектной документации в соответствии с требованиями закона.

При рассмотрении дела судом установлено, что приказ Комитета по культуре Ленинградской области № 01-03/18-47 от 19.04.2018г. на который сослался Комитет в ответе от 28.05.2021, был оспорен в судебном порядке и впоследствии признан недействительным Решением Ленинградского областного суда по делу № За-105/2018 от 12.10.2018, законность которого была подтверждена апелляционным Определением Верховного суда Российской Федерации по делу №33-АПА19-6 от 05.06.2019г.

Позднее Комитетом по культуре Ленинградской области был издан Приказ от 17.02.2020г. № 01-03/20- 46 Об отмене приказа комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 N01-03/18-47 "Об установлении границ территории, требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.".

Таким образом, на момент принятия заинтересованным лицом оспариваемого решения границы объекта культурного наследия не были утверждены в установленном законом порядке, а также отсутствовали требования к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.".

При таких обстоятельствах, требование АО «Кампес» о признании незаконным отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в согласовании проектной документации лесного участка, площадью 29,9 гектара, местоположение: Ленинградская область, Кировский район, Мгинское участковое лесничество (южная часть), квартал №51, части выделов 10, 12, 15, 16, 18, 20, 22, 25, 35, выдел 19, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Однако требование заявителя об обязании Комитета по природным ресурсам Ленинградской области принять решение об утверждении проектной документации лесного участка суд считает не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 декабря 2020 года №839 «Об органах исполнительной власти Ленинградской области в сфере культуры и туризма» образован комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области на который возложены полномочия и функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе в части переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу ст.1 Федерального закона № 73-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Как установлено пунктом 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Объект культурного наследия достопримечательное место регионального значения «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.», находящийся по адресу: Ленинградская область, Кировский муниципальный район, Кировское городское поселение, Синявинское городское поселение, Приладожское городское поселение, Назиевское городское поселение, Мгинское городское поселение, Путиловское сельское поселение, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 471731247650005, вид - Достопримечательное место.

Приказом комитета по культуре Ленинградской области от 13 мая 2015г. №01-03/15-19 «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия - достопримечательное место регионального значения «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» на основании Акта государственной историко- культурной экспертизы объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приказ комитета по культуре Ленинградской области от 13 мая 2015г. №01- 03/15-19 опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте комитета http://okn.lenobl.ru/ в разделе «Официальное электронное опубликование правовых актов. Архив» по электронному адресу ресурса http://old.culture.lenobl.ru/Files/dbelectron/143151295101 -03 15-19.pdf.

Предмет охраны достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» установлен приказом комитета по культуре Ленинградской области от 19 апреля 2018г. №01-03/18-46.

Приказ комитета по культуре Ленинградской области от 19 апреля 2018г. №01-03/18-46 опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте комитета http://okn.lenobl.ru/ в разделе «Официальное электронное опубликование правовых актов. Архив» по электронному адресу ресурса http://old.culture.lenobl.rU/Files/dbelectron/l52414818101 -03 18-46.pdf.

Предметом охраны достопримечательного места являются элементы историко-культурного меморативного ландшафта, представляющие интерес с точки зрения истории и раскрывающие ценность территории в контексте конкретного военно-исторического события - осуществление прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года.

Как установлено пунктами 2 и 3 ст. 2 Федерального закона № 73-ФЗ о правовом регулировании отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:

-отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом:

-имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Установление законодателем обязанности проведения историко-культурной экспертизы земель до начала проведения на таких землях работ направлено на обеспечение сохранности как объектов культурного наследия, включенных в реестр, так и выявленных объектов культурного наследия, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (при их наличии) и исключения возможности причинения вреда таким объектам или уничтожения.

В целях уточнения сведений об объекте культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941 -1944 гг.» в части: - установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места; - установления требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места; - уточнения границ территории достопримечательного места; проведена государственная историко-культурная экспертиза на основании государственного контракта от 20.07.2020 №028/2020-ИКЭ, заключенного между государственным заказчиком ГКУ ЛО «Дирекция по сохранению объектов культурного наследия» и ООО «Темпл Групп».

Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей включение объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выполненный аттестованными экспертами Штиглиц М.С., Мильчиком М.И. и Петуховой Н.М. опубликован в информационно ­телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте комитета http://okn.lenobl.ru/ в разделе «Деятельность. Сохранение объектов культурного наследия. ГИКЭ» 31.05.2021 г. по электронному адресу ресурса https://okn.lenobl.ru/media/docs/26897/AKTГИКЭ Прорыв блокады Ленинграда с корр 05.04.20211 .pdf.

Пунктом 11.4.2. вышеназванного акта территория достопримечательного места в зависимости от категории земель и историко-культурного потенциала разделена на следующие зоны режимов использования земель, в том числе:

1.Зона с режимом использования земель «ОЛ» - для незастроенных территорий историко-культурного меморативного ландшафта. Данная зона включает в себя три подзоны со специальным режимом использования земель:

-ОЛ 1 - незастроенная территория историко-культурного меморативного ландшафта на землях лесного фонда, водного фонда, неиспользуемые территории запаса;

- ОЛ 2 (участки ОЛ 2.1, ОЛ 2.2) - земли сельскохозяйственного использования на территории историко-культурного открытого ландшафта;

-ОЛ 3 - незастроенная территория Малуксинского месторождения (участок «Малукса-П», «Малукса-I» частично).

Лесной участок в квартале 51 Мгинского (южная часть) участкового лесничества Кировского лесничества Ленинградской области в соответствии с Проектом границ зон режимов использования земель и земельных участков, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда. 1941-1944 гг.» отнесен к зоне - ОЛ 1 (лист 30 приложения №13 к акту государственной историко-культурной экспертизы).

Общие требования в границах зоны с режимом использования земель ОЛ - зона незастроенной территории историко-культурного меморативного ландшафта устанавливает запреты деятельности, не допускается: - деятельность, разрушающая целостность сложившегося историко-культурного природно­ландшафтного комплекса; - добыча полезных ископаемых, бурение промышленных скважин; - самовольная посадка и вырубка деревьев.

С учетом изложенного, основания для удовлетворения требования заявителя в части обязания Комитета по природным ресурсам Ленинградской области принять решение об утверждении проектной документации указанного лесного участка отсутствуют.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным отказ Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в согласовании проектной документации лесного участка, площадью 29,9 гектара, местоположение: Ленинградская область, Кировский район, Мгинское участковое лесничество (южная часть), квартал №51, части выделов 10, 12, 15, 16, 18, 20, 22, 25, 35, выдел 19.

В остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

   Судья                                                                                        Балакир М.В.