Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(мотивированное)
г.Санкт-Петербург
04 октября 2022 года Дело № А56-80164/2022
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
заявитель – Публичное акционерное общество "Ростелеком" (адрес: Россия 191167, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ СМОЛЬНИНСКОЕ 3, 3. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ СМОЛЬНИНСКОЕ, НАБ. СИНОПСКАЯ, 14, ОГРН: <***>);
заинтересованное лицо – Федеральная антимонопольная служба (адрес: Россия 125993, г МОСКВА, <...> Д-242, ГСП-3, ОГРН: <***>);
об оспаривании постановления от 13.07.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №028/04/7.32.3-2068/2022, о привлечении к административной ответственности по части 7 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.,
без вызова сторон
установил:
Публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее – заявитель, общество, ПАО «Ростелеком») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Федеральной антимонопольной службы (далее – заинтересованное лицо, ФАС России) от 13.07.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №028/04/7.32.3-2068/2022, о привлечении к административной ответственности по части 7 статьи 7.32.3Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
На момент рассмотрения дела сроки для представления доказательств и пояснений истекли.
От Управления в суд поступил письменный отзыв и материалы дела об административном правонарушении.
От Общества поступили возражения на отзыв.
Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.
Суд, не усматривая оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, в удовлетворении ходатайства отказал.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Ростелеком» послужили обстоятельства, установленные решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) от 06.12.2021 по делу №223ФЗ-638/21 (далее - Решение Комиссии ФАС России), принятым по результатам рассмотрения жалобы ООО «Статусъ» на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на проектирование и строительство сети доступа в Северо-Западном федеральном округе на территории Вологодского филиала ПАО «Ростелеком» (номер извещения 32110823075) (далее - Конкурс).
На основании выводов, изложенных в Решении Комиссии ФАС России, в отношении юридического лица - ПАО «Ростелеком» протоколом от 28.06.2022 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
ФАС России установлено, что ПАО «Ростелеком» допустило нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 3, требований пункта 6 части 19.1 статьи 3.4 Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №28/04/7.32.3-2068/2022 от 13.07.2022 ФАС России признало ПАО «Ростелеком» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и назначило наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО «Ростелеком» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках определено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющем поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ПАО «Ростелеком» во исполнение Закона о закупках утвердило Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком», актуальная версия которого размещена на сайте ПАО «Ростелеком» (www.rt.ru) и на официальном сайте в сети Интернет (http://zakupki.gov.ru).
16.11.2021 на официальном сайте в сети Интернет (http://zakupki.gov.ru), на электронной торговой площадке (https://msp.roseltorg.ru), а также на официальном сайте ПАО «Ростелеком» (http://www.company.rt.ru/) в соответствии с Положением о закупках ПАО «Ростелеком» были размещены Извещение (№32110823075) и Документация о проведении открытого конкурса для субъектов малого и среднего предпринимательства/физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход», в электронной форме на право заключения договора на проектирование и строительство сети доступа в Северо-Западном федеральном округе на территории Вологодского филиала ПАО «Ростелеком» (далее - Извещение, Документация).
В составе Документации содержится проект договора (приложение 3 к Документации). Предметом договора является выполнение подрядчиком работ по проектированию строительно-монтажных работ, включая обеспечение СМР материалами, выполнение обязательств по получению документов и согласований, а также осуществление поставки вспомогательного оборудования, включая доставку, погрузку и разгрузку, оказание услуг по оформлению собственности, услуг по оформлению прав и услуг по сопровождению экспертизы проектной документации (п.1.1. договора). Согласно техническому заданию (приложение 3 к договору) подрядчик обязуется построить магистральную и распределительную сети связи на территории филиала заказчика, а также 3,9345 км телефонной канализации.
Телефонная канализация относится к сооружениям связи, которые имеют прочную связь с землей, и конструктивные характеристики которых не позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик, и в соответствии с п. 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, относится к объектам капитального строительства. Линейно-кабельные сооружения связи, к которым относится телефонная канализация, являются недвижимым имуществом, право собственности на которое подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством (статья 8 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи").
Проведение закупки на выполнение полного комплекса работ соответствует потребностям заказчика и целям регулирования Закона №223-Ф3, а именно: создает условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, позволяет эффективно использовать денежные средства. Единый непрерывный процесс исполнения договора исключает возможность отступления от требований проектной, рабочей и сметной документации, обеспечивает сроки сдачи результата работ, обеспечивает эффективное применение мер ответственности к подрядчику при ненадлежащем выполнении работ.
Правомерность объединения ПИР и СМР при строительстве сетей связи подтверждена постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.03.2017 по делу №А56-10433/2016.
На момент возбуждения дела об административном правонарушении Закон о закупках (пункты 4, 5 статьи 3.1-3.) позволял заказчикам заключать по результатам закупки договор, предметом которого могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ но строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, предусмотренного проектной документацией. Соответствующие изменения были внесены в Закон о закупках Федеральным законом от 16.04.2022 №104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступили в силу с 16.04.2022.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право осуществлять подготовку проектной документации, строительство по договору подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Это требование к лицам, осуществляющим работы, установлено п. 4 ст. 48, п. 2 ст. 52, п.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 6 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.
Руководствуясь указанными нормами Градостроительного кодекса РФ, пунктом 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках ПАО «Ростелеком» установил в подпункте 1 пункта 11 раздела II «Информационная карта» Документации следующее требование к участникам закупки:
«Соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки». Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Учитывая, что предмет договора предусматривает выполнение работ по проектированию и строительно-монтажных работ, требование к участникам закупок о необходимости членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства установлено в соответствии с действующим законодательством РФ и не является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ.
Таким образом, нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, требований пункта 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в действиях ПАО «Ростелеком» отсутствуют.
Требования к содержанию извещения и документации о закупке установлены частями 9 и 10 статьи 4 Закона о закупках.
Эти требования полностью соблюдены ПАО «Ростелеком». В извещении №32110823075 и документации о закупке содержится вся предусмотренная частями 9 и 10 статьи 4 Законом о закупках информация.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах, постановление ФАС России от 13.07.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №028/04/7.32.3-2068/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
ходатайство Публичного акционерного общества «Ростелеком» о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства отклонить.
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной антимонопольной службы России от 13.07.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №028/04/7.32.3-2068/2022.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Лебедева И.В.