ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-82304/20 от 23.03.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

31 марта 2021 года                                                            Дело № А56-82304/2020

Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года . Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шинтяпиной Д.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз»,

заинтересованное лицо: Федеральная антимонопольная служба,

третье лицо: публичное акционерное общество «Газпром»,

об оспаривании постановления от 04.09.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №17/04/7.32.3-646/2020

при участии

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 26.07.2019,

от заинтересованного лица: не явился, извещен,

от третьего лица: ФИО2  по доверенности от 11.01.2021,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» (далее  - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы России  (далее – заинтересованное лицо, ФАС) от 04.09.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №17/04/7.32.3-646/2020.

Определение от 24.11.2020 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ПАО «Газпром» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании представители заявителя и третьего лица заявление поддержали.

Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направило в судебное заседание своего представителя, представило копии материалов дела об административном правонарушении. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в его отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителей  явившихся лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

ООО «Газпром межрегионгаз» (ИНН <***>) (заказчик) по результатам проведения открытого конкурентного отбора в электронной форме заключен договор от 31.10.2019 № 6-770/19 с ООО «Газпром инвестгазификация».

Поскольку договор заключен по результатам проведения конкурентного отбора в электронной форме, который, в свою очередь, является конкурентным способом проведения закупки, ФАС пришло к выводу, что в соответствии частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Общество обязано было разместить договор в единой информационной системе реестра договоров.

В связи с неисполнением Обществом установленной частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обязанности 27.08.2020 уполномоченным должностным лицом ФАС в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении №17/04/7.32.3-646/2020 по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Постановлением уполномоченного должностного лица ФАС от 04.09.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №17/04/7.32.3-646/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании  его незаконным и отмене, указав в обоснование заявления на отсутствие события административного правонарушения, поскольку договор заключен Обществом со взаимозависимым лицом, в связи с чем в силу подпункта 13 пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обязанность  разместить договор в единой информационной системе реестра договоров у Общества отсутствовала.

Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупки товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа  на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило нарушение Обществом части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), согласно которой в течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Закона №223-ФЗ в реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с названным Федеральным законом не подлежат размещению в единой информационной системе.

При этом в силу подпункта 13 пункта 4 статьи 1 Закона №223-ФЗ настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и перечень которых определен правовыми актами, предусмотренными частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) взаимозависимыми лицами признаются организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность ООО «Газпром межрегионгаз» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным Решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.10.2018 № 3168 (далее – Положение), к которому Общество присоединилось по решению единственного участника Общества ПАО «Газпром» от 14.11.2018 № 267. Требования Положения обязательны для применения при осуществлении закупочной деятельности ПАО «Газпром и Компаниями Группы Газпром (пункт 1.1.4 Положения).

Осуществление Обществом закупок товаров, работ, услуг у взаимозависимых с ним лиц регламентируется разделом 22 Положения, в соответствии с пунктом  22.11 которого в случае, если по результатам конкурентной закупки поставщиком определено взаимозависимое с заказчиком лицо, заключение и исполнение договора с ним осуществляется без применения требований Закона №223-ФЗ, в том числе требования о размещении информации  в реестре договоров.

Договор от 31.10.2019 № 6-770/19 заключен между ООО «Газпром межрегионгаз» и ООО «Газпром инвестгазификация».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Газпром инвестгазификация», учредителем (участником) данной организации является ООО «Газпром межрегионгаз» с долей в размере 71,1837858 %. Кроме того, ООО «Газпром инвестгазификация» внесено в перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми с ООО «Газпром межрегионгаз» в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Решением единственного участника Общества ПАО «Газпром» от 14.11.2018 № 267 (пункт 19 перечня в редакции, действовавшей на момент заключения договора). Таким образом, заказчик и ООО «Газпром инвестгазификация» являются взаимозависимыми лицами.

Поскольку на основании пункта 1 части 2 статьи 105.1 НК РФ стороны договора
на момент совершения закупки являлись взаимозависимыми лицами, Общество не внесло информацию об указанном договоре в реестр договоров, в полном соответствии с подпунктом 13 пункта 4 статьи 1 Закона №223-ФЗ и пунктом 22.11 Положения.

Наличие в Положении раздела 7 «Порядок подготовки и осуществления конкурентных закупок», а также наличие в преамбуле заключенного договора фразы, свидетельствующей, что договор заключен по результатам конкурентного отбора, не исключает права заказчика применять иные действующие нормы Положения, в том числе пункт 22.11 Положения. Более того, пункт 22.11 Положения является специальной нормой, регулирующей исключительно случаи, когда договор заключается с взаимозависимым лицом именно по результатам конкурентной закупки, применение которой является преимущественным.

Кроме того, сам пункт 22.11 Положения находится в разделе «Особенности проведения отдельных закупок, осуществление которых не регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ», и к настоящей закупке Закон №223-ФЗ неприменим, ввиду заключения договора с взаимозависимым лицом, что позволило заказчику применить правила, закрепленные в разделе 22 Положения.

Довод  ФАС  о том, что подпункт 13 пункта 4 статьи 1 Закона №223-ФЗ распространяет свое действие исключительно на процедуру отбора победителя подлежит отклонению, поскольку из буквального содержания данной нормы следует, что закупки между взаимозависимыми лицами Законом №223-ФЗ не регулируются.

 Данной позиции придерживаются и территориальные органы ФАС. Так, в решении Московского УФАС России от 26.03.2019 по делу № 1-00-652/77-19 указано:  «согласно пункту 13 части 4 статьи 1 Закона о закупках отношения, связанные с закупками между взаимозависимыми лицами, выведены из-под регулирования Закона о закупках. Следовательно, по результатам процедуры в данном случае допустимо заключение договора без применения норм Закона о закупках».

Следовательно, сами органы ФАС толкуют рассматриваемую норму как правило, распространяющееся и на процедуру отбора победителя, и на заключение договора, а также указывают, что закупки между взаимозависимыми лицами не регулируются Законом №223-ФЗ.

Учитывая изложенное, в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

На основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу
об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В соответствии с  частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении
к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного, постановление Федеральной антимонопольной службы от 04.09.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №17/04/7.32.3-646/2020 является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать  незаконным и отменить постановление Федеральной антимонопольной службы России от 04.09.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №17/04/7.32.3-646/2020, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней  со дня принятия.

Судья                                                            Анисимова О.В.