ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-83163/09 от 25.03.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

01 апреля 2010 года Дело № А56-83163/2009

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2010 года. Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Иваниловой О.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федуновой Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ООО "СП-Компания-СПб"

ответчик:

1. ООО "Ника",

2. ИП ФИО1

третье лицо: ООО "Ник.Ру"

о защите исключительных прав

при участии

- от истца: ФИО2 по доверенности от 19.11.2009 года, ФИО3 по доверенности от 30.12.2009

- от ответчиков:

1. ФИО4 по доверенности от 24.12.2009

2. ФИО4 по доверенности от 24.12.2009

- от третьего лица: не явился

установил:

Истец, с учетом ходатайства об уточнении исковых требований, просит признать администрирование доменного имени «www.sexvideogid.ru» его администратором индивидуальным предпринимателем ФИО1 актом недобросовестной конкуренции, запретить ФИО1 использование в доменном имени «sexvideogid.ru» коммерческого обозначения «Секс Видео Гид», признать распространение материалов журнала «Секс Видео Гид» на сайте www.sexvideogid.ru нарушением авторских прав ООО «СП-Компания-СПб».

Ответчики представили отзыв, в котором просили в иске отказать, полагают свои действия добросовестными, пояснили, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты в части признания распространения материалов журнала «Секс Видео Гид» на сайте www.«sexvideogid.ru» нарушением авторских прав ООО «СП-Компания-СПб», заявили о пропуске срока исковой давности.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, отзыва не представил, о времени судебного разбирательства извещен (статья 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).

Суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

14.12.2000 истец в установленном порядке зарегистрировал средство массовой информации (далее - СМИ) - журнал «Секс Видео Гид», что подтверждено выданным Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций свидетельством №ПИ 77-77776.

07.02.2001 истцом было зарегистрировано приложение к журналу «Секс Видео Гид» в виде электронного журнала для распространения журнала в электронном виде (на видеокассетах, компакт дисках и в сети Интернет).

При этом наименование и логотип «Секс Видео Гид» были созданы в результате интеллектуальной деятельности коллектива сотрудников ООО «СП-Компания-СПб».

При регистрации СМИ истец учредил согласно статье 18 Закона о средствах массовой информации редакцию СМИ, которая является подразделением истца без образования юридического лица и в силу статьи 132 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) входит в состав ООО «СП-Компания-СПб» как составная часть имущественного комплекса, которым является предприятие.

06.12.2001 сотрудниками редакции был создан логотип журнала «Секс Видео Гид» и коммерческое обозначение редакции журнала «Секс Видео Гид» (л.д.13). 02.12.2003 в логотип и коммерческое обозначение были внесены изменения (л.д.14). Указанные логотипы используются истцом в соответствии со статьей 1539 ГК РФ на бланках, в рекламе, на журнале «Секс Видео Гид» с 2001 года по настоящее время, как коммерческое обозначение ООО «СП-Компания-СПб». Согласно названной норме юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и иных предприятий коммерческие обозначения, на являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческое обозначение является объектом авторского права (статья 1225 ГК РФ), нарушение которого подлежит защите в порядке статье 1250 ГК РФ.

Оценивая изложенные обстоятельства, следует признать, что наименование «Секс Видео Гид» и изображение «Секс Видео Гид» является интеллектуальной собственностью ООО «СП-Компания-СПб», поскольку созданы коллективом принадлежащей истцу редакции журнала «Секс Видео Гид».

По правовой природе СМИ является результатом интеллектуальной деятельности, имеющего название в качестве средства индивидуализации и форму периодического издания и распространения. В статье 1 Закона о СМИ норму о владении, пользовании и распоряжении СМИ следует понимать как владение, пользование и распоряжение исключительными правами на средство индивидуализации СМИ и на все результаты деятельности СМИ.

Наименование СМИ по своей природе является коммерческим обозначением, так как проставляется на экземплярах продукции, вывесках и бланках редакции и позволяет отличить источники информации.

Название «Секс Видео Гид» также является единственным и неповторимым средством индивидуализации СМИ (статья 9 Закона РФ «О средствах массовой информации» запрещается регистрировать одноименные СМИ), соответственно, коммерческое обозначение «Секс Видео Гид» можно на основании статьи 1 пункта 2 Парижской Конвенции «По охране промышленной собственности» 1883 года (далее - Конвенция) рассматривать и как фирменное обозначение СМИ, которое охраняется в Российской Федерации на основании статьи 8 Конвенции, устанавливающей, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того является ли оно частью товарного знака.

Журнал «Секс Видео Гид» является эротическим и представляет читателям информацию об эротических выставках, фильмах, актерах, режиссерах, советы сексологов и т.п. Истец пояснил, что в период с 2001 по 2009 год ООО «СП-Компания-СПб» выпустило более 60 номеров журнала общим тиражом более одного миллиона экземпляров, при этом журнал позиционировал себя на рынке и как магазин торговли секс товарами по почте, за 8 лет работы клиентами этого магазина стало более 200 000 тыс. граждан Российской Федерации.

Истцу принадлежат авторские права на содержание журнала «Секс Видео Гид» (статьи, фотографии и дизайн), которые являются объектом авторского права (статья 1225 ГК РФ) и собственностью ООО «СП-Компания-СПб».

В судебном заседании установлено, что в 2003 году между истцом и ФИО1 была достигнута устная договоренность о продвижении журнала «Секс Видео Гид» в сети Интернет, в связи с отсутствием у истца технической возможности для создания сайта журнала. Согласно этой договоренности ФИО1 обязался зарегистрировать доменное имя, создать сайт, и осуществить выпуск электронного приложения к журналу «Секс Видео Гид» с заключением авторского договора на использование коммерческого наименования и материалов журнала «Секс Видео Гид». Наименование сайта совпадает с наименованием журнала на английском языке sexvideogid.ru, так как такой способ названия сайта является наиболее понятным и легко узнаваемым для пользователей сети Интернет. На основании этих договоренностей, истцом были переданы ФИО1, в электронном виде материалы журналов (статьи, дизайн, фотоматериалы).

01.07.2003 ФИО1 заключил с ООО «Ник.Ру» договор о регистрации в Российской Федерации доменного имени в сети Интернет в зоне RU в виде обозначения www.sexvideogid.ru.

Доменное имя - это техническое понятие, представляющее собой группу чисел и букв, разделенных точками.

Первая группа, как правило, состоит из наименования организации или фирменной марки либо товарного знака, которое ассоциируется с данной организацией, и вторая - из обозначения, указывающего на организационно-правовую форму и иногда месторасположение организации.

Доменное имя используется в сети Интернет, которая представляет собой объединение компьютеров, соединенных друг с другом посредством телефонной связи. С помощью этой сети можно передавать, получать, обмениваться информацией с одного компьютера на другой. Возможности данной сети широко используются коммерческими организациями для продвижения своих товаров на рынке, для покупки и продажи товаров. Для этих целей и необходимы доменные имена, идентифицирующие компьютер, используемый организацией (Постановление ВАС РФ от 16.01.2001 №1192/00).

Современная коммерческая практика показала, что при выборе доменных имен в сети Интернет владельцы информационных ресурсов останавливаются на максимально простых и логичных именах (слово, группа слов и.т.п.), которые обычно ассоциируются у потребителей непосредственно с конкретным участником хозяйственного оборота или его деятельностью. Доменное имя фактически трансформировалось в средство, выполняющее функцию товарного знака, которое дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Кроме того, доменные имена, содержащие товарные знаки или товарные наименования, имеют коммерческую стоимость.

ФИО1 зарегистрировал на территории Российской Федерации доменное имя, которое содержало не его наименование как участника экономического оборота, а наименование журнала «Секс Видео Гид». Данное обстоятельство подтверждено протоколом осмотра письменных доказательств от 18.06.2009 и не оспаривается ответчиком. При этом у ФИО1 отсутствуют авторские права на использование наименования журнала, логотипа, коммерческого обозначения, как и собственно материалов журнала (статьи, фотоматериалы и пр.), поскольку данные права ответчику в установленном порядке истцом не передавались. Факт отсутствия заключенного в установленном порядке авторского договора ответчик не оспаривает.

Созданный ФИО1 сайт являлся электронной версией журнала «Секс Видео Гид», о чем свидетельствует размещение на сайте всей информации о редакции, принадлежности прав на журнал, коммерческого обозначения журнала и надписи «он-лайн версия журнала «Секс Виде Гид», что подтверждается протоколом осмотра сайта от 18.06.2009.

Истцом было внесено название сайта www, sexvideogid. ru в коммерческое обозначение ООО «СП-Компания-СПб» для рекламирования данного сайта и для определения принадлежности этого сайта, как официального сайта ООО «СП-Компания-СПб» и журнала «Секс Видео Гид», с 2003 года истцом используется коммерческое обозначение «Секс Видео Гид www.sexvideogid.ru». Посетители сайта считают его официальным сайтом журнала «Секс Видео Гид» и ООО «СП-Компания-СПб», что и было указано на страницах сайта.

С 2003 по 2009 год истцом выпущено более 30 номеров журнала общим тиражом более 500000 экземпляров в которых рекламировался сайт www.sexvideogid.ru и использовалось коммерческое обозначение «Секс Видео Гид www.sexvideogid.ru». Учитывая статистику посещения сайта и количество проданных журналов более 2 миллионов человек за это время было проинформировано о том, что сайт www.sexvideogid.ru является официальным сайтом журнала «Секс Видео Гид» и ООО «СП-Компания-СПб».

Истец ссылается на то, что ФИО1 учреждены ООО «Ника» и ООО «Ника Видео», которые занимаются деятельностью аналогичной деятельности ООО «СП-Компания-СПб», ФИО1 является генеральным директором ООО «Ника».

С 2008 года ФИО1 позиционирует сайт www.sexvideogid.ruкак интернет-магазин ООО «Ника». В настоящее время на сайте, который ассоциируется у пользователей как официальный сайт журнала «Секс Видео Гид» и ООО «СП-Компания-СПб», выставлены и рекламируется фильмы, выпущенные ООО «Ника Видео» и материалы из журнала «Секс Видео Гид», что подтверждено протоколом осмотра сайта от 18.06.2009. На сайте так же использовано коммерческое обозначение ООО «СП-Компания-СПб» и логотип «Секс Видео Гид» на фотографиях к фильмам, выпущенным ООО «Ника Видео» и выложены тексты статей из журналов с 26 по 49 номер.

В результате указанных действий потребитель вводится в заблуждение относительно производителя и распространителя данных фильмов и принадлежности сайта, считая его официальным сайтом ООО «СП-Компания-СПб». Также у предпринимателя складывается мнение, что ООО «Ника» является предприятием, принадлежащим ООО «СП-Компания-СПб», так как оно выступает на рынке под коммерческим обозначением, принадлежащим истцу.

Кроме этого администрирование сайта заключатся и в рекламировании сайта. При этом администратор сайта рекламирует сайт как «ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА «СЕКС ВИДЕО ГИД», что подтверждается распечатками из основных поисковых систем Яндекс, Google и Mail, а также распечатками с рекламных сайтов и сайтами на которые ссылается сам сайт www.sexvideo.ru. При этом на сайте и в рекламе указывается, что распространяемая продукция, является «порнографической» (например на сайте партнера www.porno.ru), что наносит вред деловой репутации ООО «СП-Компания-СПб». Истец полагает, что использование наименования, логотипа и коммерческого обозначения в названии сайта, на самом сайте и в рекламе сайта является согласно статье 10.bis Конвенции актом недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 10.bis Конвенции подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятий, продуктов либо промышленной или торговой деятельности конкурентов (пункт 1), утверждения способные дискредитировать продукты и деятельность конкурента (пункт 2), указания, которые могут ввести общественность в заблуждение характера товара (пункт 3).

Примерный перечень действий, которые можно расценивать как недобросовестную конкуренцию содержится в статье 4 Закона РФ от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в том числе, к ним относятся самовольное использование средств индивидуализации другого лица или нанесение ущерба деловой репутации.

Истец пояснил, что после обращения к ответчику ФИО1 на некоторых страницах сайта изменил логотип на «Секс Видео Хит. ру», однако на большинстве фотографий логотип (коммерческое обозначение) «Секс Видео Гид» был сохранен, как и сохранены статьи журнала. Протоколом осмотра сайта от 13.11.2009 установлено, что в настоящее время на сайте www.sexvideogid.ru рекламируются журналы PrivatePirate.

Таким образом, администрирование сайта ответчиком привело к нарушению авторских прав истца на коммерческое наименование и на содержание журналов «Секс Видео Гид», объекты авторского права используются ответчиком без письменного договора с правообладателем.

Оценивая изложенные обстоятельства, следует признать администрирование сайта www.sexvideogid.ruФИО1 незаконным, так как название сайта входит в коммерческое обозначение, принадлежащее ООО «СП-Компания-СПб». Использование чужого коммерческого обозначения для рекламирования своей деятельности недопустимо согласно пункту 1 статьи 1540 ГК РФ, кроме того, администрирование сайта, выразившееся в размещении на сайте объектов авторских прав на материалы, принадлежащие ООО «СП-Компания-СПб» (тексты статей, дизайн и фотографии) без письменного разрешения правообладателя ООО «СП-Компания-СПб» следует признать нарушением авторских прав истца.

Согласно статье 1250 ГК РФ интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными настоящим кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Согласно статье 1252 ГК РФ одним из способов защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации является требование о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При этом следует учесть, что указанный в статье 1252 ГК РФ перечень способов защиты не является исчерпывающим. Заявленные истцом требования соответствуют нормам статей 12, 1252 ГК РФ.

Доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности судом оценены.

Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В судебном заседании установлено, что сайт был создан с согласия истца и до 2008 года ФИО1 использовал принадлежащие истцу объекты интеллектуальной собственности с согласия истца, при этом сайт фактически использовался как официальный сайт принадлежащего истцу журнала «Секс Видео Гид». Фактически права истца были нарушены в 2008 году, когда ФИО1 стал использовать сайт для рекламы фильмов, производимых ООО «Ника» и ООО «Ника Видео», фильмов иных производителей. Кроме того, нарушение является длящимся и использование в 2008 – 2009 годах ФИО1 принадлежащих истцу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности следует признать допущенным в пределах срока исковой давности.

С учетом изложенного требования подлежат удовлетворению в полном объеме, надлежащим ответчиком по делу суд считает ФИО1, поскольку все оспариваемые действия совершены именно данным ответчиком. Доказательств нарушения авторских прав истца со стороны ООО «Ника» судом не установлено, наличие у ФИО1 статуса генерального директора ООО «Ника» не свидетельствует о нарушении прав истца именно ООО «Ника». Госпошлина относится на ФИО1

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать администрирование доменного имени www.sexvideogid.ru его администратором индивидуальным предпринимателем ФИО1 актом недобросовестной конкуренции.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 использование в доменном имени «sexvideogid.ru» коммерческого обозначения «Секс Видео Гид».

Признать распространение материалов журнала «Секс Видео Гид» на сайте www.sexvideogid.ru нарушением авторских прав ООО «СП-Компания-СПб».

В иске к ООО «Ника» отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу ООО «СП-Компания-СПб» 6000 руб. расходов по госпошлине.

Исполнительные листы выдать в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Иванилова О.Б.