ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-83433/18 от 08.11.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

14 ноября 2018 года                                                             Дело № А56-83433/2018

Резолютивная часть решения объявлена   ноября 2018 года .

Полный текст решения изготовлен   ноября 2018 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Кротова С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мешковой Ю.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

Истец: Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области (адрес: Россия 188480, г. Кингисепп, Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, пр-кт Карла Маркса 2А, ОГРН: <***>)

Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (адрес: Россия 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН: <***>)

об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 47:20:0717001:30

при участии

- от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 30.01.2018;

- от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 06.04.2018

установил:

Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Ленинградской области об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 47:20:0717001:30.

Определением от 25.09.2018 суд заменил ненадлежащего ответчика – федеральное государственное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Ленинградской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.

В судебном заседании 08.11.2018 представитель Комитета поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Управления против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы настоящего дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

В обоснование заявленных требований комитет указывает, что между ним и ФИО3 был заключен договор аренды земельного участка № 03-05/4557, расположенного по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Большелуцкое сельское поселение, д. Пулково, площадью 1275 кв.м., категория – земли населенных пунктов; разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство.

Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет за номером 47:20:0717001:30, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, статус «актуальные».

Соглашением № 03-23/1602 от 17.10.2017 договор аренды расторгнут.

Ссылаясь на то, что Земельный участок не может быть использован как самостоятельный объект недвижимости, поскольку к нему отсутствуют подходы и подъезды, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Закону о регистрации, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных Законом о регистрации сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Законом о регистрации.

ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о регистрации).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом о регистрации сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона о регистрации).

Основания для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка установлены частями 3 и 15 статьи 41, частью 11 статьи 60 и частью 3 статьи 70 Закона о регистрации.

Так, частью 3 статьи 70 Закона о регистрации определено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состав сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требования к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки (далее – Порядок).

Порядок действий органа регистрации прав при снятии с государственного кадастрового учета таких земельных участков определен пунктом 181 Порядка.

Из содержания указанного пункта следует, что в рамках снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 01.03.2008, органом регистрации прав осуществляются действия, направленные на выявление и уведомление:

- правообладателей исходных земельных участков, о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета;

- правообладателей объектов недвижимости, расположенных в границах таких земельных участков, о том, что, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении занятого объектом недвижимости земельного участка, такой земельный участок будет снят с учета. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор;

- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходных земельных участках и отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками, о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус «архивная».

Поскольку рассматриваемые земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет до 01.03.2008, снятие таких земельных участков с кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с положениями Закона о регистрации и Порядка.

В соответствии со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Сервитут, согласно статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению сторон или через суд. Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом для обеспечения государственных нужд.

Сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ; п. 1 ст. 23, ст. 39.23 ЗК РФ).

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (правообладателем) соседнего участка или других участков.

Соглашение оформляется письменно. При этом сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН. Без регистрации сервитут не является установленным. Исключение составляют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если срок установления сервитута в отношении такого участка не превышает трех лет (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 17 ст. 23, п. 1 ст. 39.24, п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

В случае если достичь соглашения об установлении или условиях сервитута не представляется, установить его можно только в судебном порядке (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Сервитут может быть установлен, только если отсутствует иная возможность для удовлетворения нужд лица, в пользу которого устанавливается сервитут, а собственник земельного участка, обремененного сервитутом, не лишится возможности использовать его по назначению (п. п. 7, 8 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).

Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в ЕГРН.

Публичные сервитуты устанавливаются решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления по ходатайству о его установлении в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается соглашение (п. 2 ст. 23, ст. ст. 39.39, 39.47 ЗК РФ).

Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных, для охоты, рыболовства и рыбоводства.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН (п. 17 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона N 218-ФЗ).

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут защищать свои права в судебном порядке (п. 14 ст. 23 ЗК РФ).

Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута - решением о его установлении на основании срока, указанного в ходатайстве об установлении. Срок сервитута (в том числе публичного) в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (п. 7 ст. 23, ст. 39.45 ЗК РФ).

Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, соглашение об установлении которого заключено с арендатором или землепользователем такого участка, не может превышать срок действия договора аренды или безвозмездного пользования (п. 4 ст. 39.24 ЗК РФ).

Порядки установления платы за частный и публичный сервитут отличны друг от друга. Правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Размер платы, а также порядок внесения следует указывать в соглашении. Также плата за сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен (п. п. 3, 5 ст. 274 ГК РФ; п. 12 ст. 23 ЗК РФ).

При установлении публичного сервитута правообладатель обремененного участка, как правило, может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, если установление сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Размер такой платы, порядок и срок ее внесения указываются в соглашении (п. 13 ст. 23, ст. 39.46, пп. 8 п. 1 ст. 39.47 ЗК РФ).

При наличии спора относительно размера платы за сервитут он может быть определен в судебном порядке, в том числе путем назначения соответствующей экспертизы (п. 12 Обзора).

Таким образом, довод Комитета о невозможности использовать Земельный участок ввиду того, что не обеспечен доступ к указанному земельному участку не может являться достаточным условием для принятия решения о снятии указанного земельного участка с государственного кадастрового учета.

Кроме того, согласно статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района уполномочены на распоряжение земельными участками, расположенными на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, существует административный порядок приведения в соответствие площади и местоположения границ Земельного участка.

При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Частью 2 той же статьи установлено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 39.27 ЗК РФ определено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается если земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута.

В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа (ч. 3 ст. 39.7 ЗК РФ).

При этом, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие невозможность образования земельных участков путем перераспределения Земельного участка.

Из этого следует, что право Комитета на реализацию полномочий по формированию земельных участков, отвечающих требованиям действующего законодательства, которое должно быть восстановлено судом, не нарушено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Комитета не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 5 статьи 15, часть 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                              Кротов С.М.