ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-84325/16 от 31.01.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

31 января 2017 года Дело № А56-84325/2016

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
 судьи Буткевич Л.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РИТЕЙЛСТРОЙ"

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сосновый Бор Ленинградской области

о признании незаконным и отмене Постановления от 01.11.2016 №03-17/161/479752

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РИТЕЙЛСТРОЙ" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сосновый Бор Ленинградской области

(далее – Инспекция) от 01.11.2016 №03-17/161/479752.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

На основании поручения заместителя начальника ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области от 19.09.2016г. №123 заместителем начальника отдела выездных проверок, государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок проведена проверка ООО «РИТЕЙЛСТРОЙ» на предмет соблюдения Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) по месту осуществления деятельности обособленного подразделения по адресу: <...>.

В ходе проведения проверки в 17.09.2016 года в 11 час. 54 мин. выявлено осуществление наличного денежного расчета (в момент оплаты) представителем ООО «РИТЕЙЛСТРОЙ» ФИО1 за проданный товар винт DIN 965 G2 2062 1, термосалфетки ажурной общей стоимостью согласно ценникам или прейскуранту 201 руб. 00 коп. с покупателем ФИО2, расчет произведен с применением контрольно-кассовой техники модели «FPrint-02K» заводской номер № 0030318 (далее - ККТ «FPrint-02K»).

Согласно данных базы ФИР «Федеральный Информационный Ресурс» ККТ «FPrint-02K» принадлежит ООО «РИТЕЙЛСТРОЙ», зарегистрирована пользователем 06.11.2014 г. в ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области по адресу установки: <...>.

Внешним осмотром ККТ «FPrint-02K», эксплуатируемой в магазине ТД «ВИМОС», а именно, контрольно-кассовой техники модели «FPrint-02K» заводской №0030318 установлено;

- 1 марка-пломба с индивидуальным и учетным номером 47СС 0018648/АА 0178706 наклеенная на верхнюю часть корпуса ККТ сзади (вблизи «шильдика») имеет следы повреждения - надорвана верхняя часть марки-пломбы, отклеена;

- знак «Сервисное обслуживание» № 6011312 2016 год нанесен на корпус ККТ на сторону, обращенную к покупателю, однако покупателю данный знак не виден, так как закрыт металлическим ящиком для хранения наличных денежных средств.

В ходе проверки проведена фото съемка с использованием сотового телефона iphohe 6, что было зафиксировано в приложении к АКТУ №479752, составлен Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателя помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.09.2016г. № 156.

Полагая, что Общество применило контрольно-кассовую технику «FPrint-02K» заводской номер 0030318, которая не соответствует установленным требованиям, нарушив требования норм: пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003г. №54-ФЗ, в редакции Федерального закона от 08.03.2015г. №51-ФЗ (т.е. в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 №290-ФЗ) - применение не опломбированной в установленном порядке контрольно-кассовой техники; пункт 7 Положения №470 -знак «Сервисного обслуживания» 2016 год установлен на корпус контрольно-кассовой техники на сторону, обращенную к покупателю, закрыт металлическим ящиком; пункт 10 «Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации», утвержденного решением Государственной межведомственной экспертной комиссией (ГМЭК) по контрольно-кассовым машинам от 06.03.1995г. №2/18-95; пункт 2, подпункт «п», «с» пункта 3, подпункт «г» пункта 13 Положения №470; часть 3 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» 07.10.2016 Инспекцией в отношении Общества составлен протокол № 03-17/161/479752 об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

Постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сосновый Бор Ленинградской области от 01.11.2016 №03-17/161/479752 Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Полагая указанное Постановление незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно п.3 ст.7 Федерального закона от 03.07.2016 №290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели вправе до 1 февраля 2017 года осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 года, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона №54-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 3 июля 2017 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 54-ФЗ требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального Закона РФ № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

-осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах,

-применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

-выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

-обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

-производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Согласно подпункта «н» пункта 3 Положения №470 контрольно-кассовая техника, применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов, должна иметь паспорт установленного образца.

Пунктом 8 Положения №470 определено, что паспорт ККТ содержит сведения о ККТ, в том числе отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно- аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники.

В соответствии с подпунктом «п» пункта 3 Положения №470 контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна в том числе иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию.

Пунктом 10 Положения №470 установлено, что после проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания на эту технику наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольно-кассовой техники, образец марки-пломбы утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Согласно Положению «марка-пломба» - защищенная от подделки полиграфическая продукция, позволяющая выявить факт вскрытия или удаления корпуса контрольно-кассовой техники (пункт 2 Положения №470).

В соответствии с пунктом 12 Положения №470 техническая поддержка контрольно-кассовой техники, нанесение на нее знака «Сервисное обслуживание» и наклеивание на нее марок-пломб осуществляются только поставщиком или центром технического обслуживания (ЦТО).

Образец марки-пломбы и требования к её установке утверждены Приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 №351. Место установки и количество элементов марки-пломбы определяется паспортом/руководством по эксплуатации контрольно-кассовой техники (далее - инструкция по эксплуатации).

Как следует из материалов дела, при проведении проверки внешним осмотром ККТ «FPrint-02K» заводской №0030318, эксплуатируемой в магазине ТД «ВИМОС», установлено:

- 1 марка-пломба с индивидуальным и учетным номером 47СС 0018648/АА 0178706 наклеенная на верхнюю часть корпуса ККТ сзади (вблизи «шильдика») имеет следы повреждения - надорвана верхняя часть марки-пломбы, отклеена;

- знак «Сервисное обслуживание» № 6011312 2016 год нанесен на корпус ККТ на сторону, обращенную к покупателю, однако покупателю данный знак не виден, так как закрыт металлическим ящиком для хранения наличных денежных средств.

Согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» под неприменением контрольно-кассовых машин наряду с другими критериями понимается использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти.

В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККТ, утвержденного решением ГМЭК от 6 марта 1995 г. (протокол N2/18-95, доведено письмом Госналогслужбы России от 16 мая 1995 г. N ЮБ-6-14/276), согласно которому организации или индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (далее-ККТ):

прекращают использование ККТ в случае нарушения пломбы, средств визуального контроля генерального поставщика или ЦТО, неисправности ЭКЛЗ, выявления других неисправностей ККТ, а также наложения запрета налоговыми органами или работниками ЦТО на использование ККТ;

незамедлительно ставят в известность центр технического обслуживания (далее - ЦТО) о любых неисправностях, включая повреждение пломбы, средств визуального контроля генерального поставщика или ЦТО, обнаруженных в процессе эксплуатации ККТ;

незамедлительно сообщают в налоговые органы о повреждениях пломбы кожуха ККТ или средств защиты фискальной памяти от несанкционированного доступа.

Однако, ООО «РИТЕЙЛСТРОЙ» никаких мер не предприняло, заявления от ООО «РИТЕЙЛСТРОЙ» о вышеуказанных нарушениях в налоговый орган не поступало.

Таким образом, Общество применило контрольно-кассовую технику «FPrint-02K» заводской номер 0030318, которая не соответствует установленным требованиям, нарушив требования норм: пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003г. №54-ФЗ, в редакции Федерального закона от 08.03.2015г. №51-ФЗ (т.е. в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 №290-ФЗ) - применение не опломбированной в установленном порядке контрольно-кассовой техники; пункт 7 Положения №470 -знак «Сервисного обслуживания» 2016 год установлен на корпус контрольно-кассовой техники на сторону, обращенную к покупателю, закрыт металлическим ящиком; пункт 10 «Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации», утвержденного решением Государственной межведомственной экспертной комиссией (ГМЭК) по контрольно-кассовым машинам от 06.03.1995г. №2/18-95; пункт 2, подпункт «п», «с» пункта 3, подпункт «г» пункта 13 Положения №470; часть 3 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что п.4 ст. 14.5 введен в КоАП РФ Федеральным законом от 03.07.2016 №290-ФЗ. В соответствии с п.15 вышеуказанного закона «Положение части 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года».

Данный довод является не состоятельным в виду того, что ч.4 ст. 14.5 КоАП РФ (согласно ч.15 ст.7 Федерального закона от 03.07.2016г. №290-ФЗ) действует в двух редакциях с 03.07.2016г.:

Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники  ,

Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка, сроков и условий ее перерегистрации  .

Согласно ч.15 ст.7 Федерального закона от 03.07.2016 №290-ФЗ с 1 февраля 2017 года применяется ч.4 ст. 14.5 КоАП РФ в следующей редакции:

Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения  .

Следовательно, Инспекция, признавая заявителя виновным в совершении административного правонарушения, действовала в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что в нарушение подп.6 п.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановление не указано, в каком нормативном документе предусмотрено, что знак «Сервисное обслуживание» должен быть обращен к покупателю.

Данный довод является несостоятельным в виду того, что в резолютивной части Постановления № 03-17/161/479752 от 01.11.2016г. указано, что ООО «РИТЕЙЛСТРОЙ» применило контрольно-кассовую технику «FPrint-02K» заводской номер 0030318, которая не соответствует установленным требованиям, нарушив требования пункта 7 Положения № 470 - знак «Сервисного обслуживания» 2016 год установлен на корпус контрольно-кассовой техники не на сторону, обращенную к покупателю.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что Инспекция в нарушение подп. 6 п.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановление не указала каким нормативным документам противоречат изложенные обстоятельства, о том что на кассовом чеке, выдаваемом платежным агентом плательщику и подтверждающем осуществление соответствующего платежа, отсутствует: «наименование документа - «кассовый чек»; «номер кассового чека».

Данный довод заявителя опровергается чеком, выданным при проведение выездной проверки по поручению заместителя начальника ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области от 19.09.2016 года № 123. Выданный чек не соответствует требованиям федеральным законам РФ, согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 03.06.2009 №103-Ф3 (в редакции действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 №290-ФЗ) платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы; платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме, в том числе печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

Частью 2 статьи 5 названного закона установлен перечень обязательных реквизитов, содержащихся в кассовом чеке, выдаваемом платежным агентом плательщику, среди которых:

наименование документа - кассовый чек;

наименование оплаченного товара (работ, услуг);

общая сумма принятых денежных средств;

размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;

дата, время приема денежных средств, номер кассового чека и контрольно-кассовой техники;

адрес места приема денежных средств;

наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;

номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники, в материалах дела не содержится. Заявителем не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.

Вместе с тем, суд полагает, что вменяемое обществу правонарушение является малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание характер и степень общественной опасности рассматриваемого правонарушения, суд считает, что допущенное заявителем правонарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление от 01.11.2016 №03-17/161/479752 подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сосновый Бор Ленинградской области от 01.11.2016 №03-17/161/479752, вынесенное в отношении ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РИТЕЙЛСТРОЙ".

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия.

Судья Буткевич Л.Ю.