ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-8439/20 от 19.05.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(мотивированное)

г.Санкт-Петербург

11 июня 2020 года                                                                Дело № А56-8439/2020

Резолютивная часть решения изготовлена 19.05.2020.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Терешенков А.Г.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:

заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Регион" (адрес:   Россия 625049, Тюмень, ул Магнитогорская д.7,кв.20 , ОГРН:   );

заинтересованное лицо -   Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сосновый бор Ленинградской области (адрес:   Россия 188540, г. Сосновый Бор, Ленинградская обл., ул. Ленинградская д.46 , ОГРН:   4725001763 );

об оспаривании постановления от 13.12.2019 №03-17/37100688

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Регион» (далее – заявитель, Общество, ООО «Регион») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сосновый Бор Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) от 13.12.2019 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 03-17/37100688, о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Определением от 24.03.2020 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями статей 228, 229 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В ходе проведения Инспекцией контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники ООО "Регион" в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 26.07.2019 №238-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 № 238-ФЗ) установлено следующее.

Как следует из материалов дела: 16.07.2019г. в 15 час. 28 мин. клиентом ФИО1 (далее - ФИО1) в помещении гипермаркета «Карусель» расположенного по адресу: 188540, <...>, были внесены наличные деньги в сумме 100 руб. 00 коп. через купюроприемник автоматического устройства для расчетов - платежного терминала № 10459269, без участия уполномоченного лица за услуги поставщика - оператора сотовой связи поставщика ПАО Мегафон Северо-Западный филиал.

Денежные средства в сумме 100 руб. 00 коп. были оплачены клиентом ФИО1 для пополнения баланса на номер телефона (счета) +7 (921) 436-33-47, при этом сумма зачисленных денежных средств составила 74 руб. 01 коп., комиссия 25 руб. 99 коп.

В ходе получения услуги пополнения абонентского счета сотовой связи ПАО «МЕГАФОН» платежным терминалом № 10459269 клиенту ФИО1 был выдан документ об оплате -квитанция 11161, на которой было указано, что агентом является ИП ФИО2 ИНН <***>, дата и время оказания услуги 16.07.2019г. в 15 час. 28 мин., адрес: <...> принято 100 руб. 00 коп., зачислено 74 руб. 01 коп., комиссия 25 руб. 99 коп.

Для подтверждения вышеуказанной информации, а также для выяснения факта осуществления предпринимательской деятельности ИП ФИО2 ИНН <***> (деятельности платежного агента (субагента)), Инспекцией вынесены определения об истребований сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении и направлены в адреса:

1.ПАО «МЕГАФОН» ИНН <***> (далее - ПАО «МЕГАФОН») направлено
Определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 17.07.2019 № 4726/2/100688М (исх. от 17.07.2019 № 03-09/06693).

Согласно представленному ответу от ПАО «МЕГАФОН» (далее - Общество) от 19.09.2019 Обращение (жалоба, заявление, предложение), вх. Инспекции (№ 12952 от 19.09.2019) прием вышеуказанного платежа в сумме 100 руб. 00 коп. (зачислен платеж в размере 74 руб. 01 коп., комиссия 25 руб. 99 коп.), осуществленный 16.07.2019 в 15 час. 28 мин. поступил на счет поставщика услуг сотовой связи ПАО «МЕГАФОН» от АО «КИВИ» ИНН <***> (далее -Агент), и зачислен на номер +7 (921) 436-33-47.

В соответствии с условиями договора от 25/08-10 от 01.09.2010, заключенного между Поставщиком и Агентом, последний вправе привлекать субагентов для осуществления приема платежей.

Согласно представленной информации от АО «КИВИ» о точках приема платежей терминал № 10459269, указанный в определении № 4726/2/100688М от 17.07.2019, принадлежит ООО «РЕГИОН» ИНН <***>, располагается по адресу: <...>, используется в предпринимательской деятельности, что подтверждается сведениями об осуществленных расчетах на банковском счете за период с 01.06.2019 по 16.07.2019.

2.АО «КИВИ» ИНН <***> (далее - АО «КИВИ») направлено Определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном
правонарушении от 28.08.2019 № 4726/7/100688Т (исх. от 28.08.2019 № 03-09/07978).

Согласно представленному ответу от АО «КИВИ» от 06.09.2019 исх. № И-2019-78355, вх. Инспекции от 16.09.2019 № 12785 деятельность по приему платежей с использованием платежного терминала № 10459269 в период с 01.06.2019 по 16.07.2019 осуществляло ООО «РЕГИОН» ИНН <***>. Оператором по приему платежей является АО «КИВИ». АО «КИВИ» представило в Инспекцию - копию договора о приеме платежей привлеченным субагентом № 1024315/2241 от 09.06.2017, сведения об осуществленных расчетах за период с 01.06.2019 по 16.07.2019, копии доверенностей.

В ходе административного расследования в отношении ООО «РЕГИОН» ИНН <***> Инспекцией установлено: ООО «РЕГИОН» ИНН <***> состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 3, ОГРН <***> от 28.02.2017, адрес (место нахождения): 625049, <...>, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН).

ООО «РЕГИОН» ИНН <***> осуществляет прием платежей физических лиц от плательщиков через автоматическое устройство для расчетов (платёжный терминал) № 10459269 по адресу: 188540, <...> соответствии с Договором о приеме платежей привлеченным субагентом № 1024315/2241 от 09.06.2017 с оператором по приему платежей АО «КИВИ» ИНН <***>.

Согласно данных автоматизированной информационной системы ФНС России АИС «Налог-3» ООО «РЕГИОН» ИНН <***> не имеет зарегистрированной в налоговом органе контрольно-кассовой техники, входящий в состав автоматического устройства для расчетов (платежного терминала) № 10459269 по адресу: 188540, <...>.

Таким образом, ООО «РЕГИОН» ИНН <***> осуществляет деятельность по приёму от плательщиков - физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиками по оплате товаров (работ, услуг).

Указанная деятельность регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 №103-Ф3 «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» (далее - Федеральный закон №103-Ф3).

Следовательно, ООО «РЕГИОН» ИНН <***> является платёжным субагентом, в соответствии с договором № 1024315/2241 от 09.06.2017, заключенным с оператором по приему платежей АО «КИВИ» ИНН <***>.

15.11.2019 по факту выявленного нарушения составлен протокол об административном правонарушении № 03-17/37/100688.

Постановлением от 13.12.2019 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания 03-17/37/100688 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Данное постановление оспорено Обществом в судебном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

На основании пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 №238-Ф3, контрольно-кассовая техника, включённая в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчётов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 №238-Ф3, предусмотрено, что при осуществлении расчёта пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчётности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчёта абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчётности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4,3 Федерального закона №54-ФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 №238-Ф3, контрольно-кассовая техника после её регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчёта с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчёта тем же лицом, которое осуществляет расчёты с покупателем (клиентом).

Требования, которым должна соответствовать контрольно-кассовая техника, приведены в п.1 ст.4 Федерального закона №54-ФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 №238-Ф3: наличие  корпуса,  на который  нанесен заводской номер ККТ; наличие внутри корпуса часов реального времени; наличие принтера для печати фискальных документов;

наличие программно-аппаратных средств, обеспечивающих соответствие ККТ требованиям, установленным Законом о применении ККТ;

наличие внутри корпуса ККТ фискального накопителя;

возможность передавать фискальные данные в фискальный накопитель;

возможность формировать фискальные документы в электронной форме и передавать их оператору фискальных данных (ОФД);

возможность принимать от технических средств ОФД подтверждение оператора;

способность информировать об отсутствии подтверждения оператора переданного фискального документа в налоговые органы в электронной форме через ОФД, а также о неисправностях в работе ККТ;

возможность поиска любого фискального документа, записанного в фискальный накопитель.

При этом, согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона №54-ФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 №238~ФЗ, контрольно-кассовая техника, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов, если иное не предусмотрено пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, либо включается в состав автоматического устройства для расчетов, используемого банковским платежным агентом (субагентом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе», иным способом, обеспечивающим выполнение требований настоящего Федерального закона пользователем при применении контрольно-кассовой техники.

Согласно п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона №54-ФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 №238-Ф3, Пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет") вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:

1)осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

2)осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции,
технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, при условии отображения при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода, который позволяет покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланкстрогой отчетности) и структура данных, которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской
номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код).

Таким образом, при осуществлении расчетов с клиентом (покупателем) ФИО1 с использованием платежного терминала № 10459269 ООО «РЕГИОН» ИНН <***> обязано было использовать контрольно - кассовую технику и выдавать (направлять) клиенту кассовые чеки, соответствующие действующему законодательству в момент осуществления расчетов.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон №103-Ф3).

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального Закона №103-Ф3 платежный агент -юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. В соответствии с частью 5 указанной статьи «Платежный субагент» - платежный агент -юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В соответствии с п.12 статьи 4 Федерального закона №103-Ф3, платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В соответствии со ст.6 Федерального закона №103-Ф3, платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1)предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

2)прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3)прием денежных средств, вносимых плательщиками;

4)печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.5 Федерального закона №103-Ф3, прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Кассовым чеком является первичный учётный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (абз. 12 ст. 1.1 Федерального закона №54-ФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 №238-Ф3).

Требования к кассовому чеку определены ст. 4.7. Федерального закона №54-ФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 №238-Ф3. В соответствии с п. 1 указанной статьи кассовый чек и бланк строгой отчетности должен содержать, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

порядковый номер за смену;

дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети "Интернет" - адрес сайта пользователя);

наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;

идентификационный номер налогоплательщика пользователя;

применяемая при расчете система    налогообложения;

признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода);

наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);

сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);

форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке;

должность и фамилия лица, осуществивщего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет");

регистрационный номер контрольно-кассовой техники;

заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;

фискальный признак документа;

адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;

абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети "Интернет", на котором такой документ может быть получен;

адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;

порядковый номер фискального документа;

номер смены;

фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных); QR-код.

В силу п.З ст. 4.7 Федерального закона №54-ФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 №238-Ф3, кассовый чек, выдаваемый платежным агентом или платежным субагентом при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом №103-Ф3, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать следующие обязательные реквизиты:

-размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком (покупателем (клиентом) платежному агенту или платежному субагенту в случае его взимания;

-номера контактных телефонов платежного агента, поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежей платежным субагентом.

Кассовый чек, указанный в настоящем пункте, может не содержать обязательные реквизиты о ставке и размере налога на добавленную стоимость, указанные в абзаце десятом пункта 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 6 статьи 4.7 Федерального закона №54-ФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 Ж238-ФЗ, кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные с использованием контрольно-кассовой техники, применяемой в автоматическом устройстве для расчетов (платежном терминале, в том числе), должны содержать в качестве обязательного реквизита заводской номер такого автоматического устройства для расчетов.

Клиенту ФИО1 за оказанные услуги по пополнению баланса на номер телефона (счета) +7 (921) 436-33-47 посредством платежного терминала № 10459269, фактически являющимся автоматическим устройством для осуществления расчётов, при осуществлении наличных денежных расчетов на сумму 100 руб. 00 коп., зачислен платеж в размере 74 руб. 01 коп., комиссия 25 руб. 99 коп., была выдана квитанция об оплате № 11161 от 16.07.2019, не содержащая обязательные реквизиты, предусмотренные п. 1 ст. 4.7 Федерального закона №54-ФЗ в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 №238-Ф3.

Таким образом, Инспекцией установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «РЕГИОН» ИНН <***> при оказании услуги по пополнению лицевого счета сотовой связи «МЕГАФОН» за наличный расчет через автоматическое устройства для расчетов - платежный терминал № 10459269 осуществило расчет с клиентом без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи (направления) клиенту кассовых чеков, отпечатанного на контрольно-кассовой технике, в результате чего нарушены:

п.1, п.2 ст. 1.2; п.1, п.2 ст. 5; п.1, н.З, п.6 ст. 4.7 Федерального закона №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» в редакции, действующей после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 №238-Ф3,

ч.12 ст. 4, ч. I и ч. 2 ст. 5, ст. 6 Федерального закона РФ от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Таким образом, ООО «Регион» не приняты должностные меры по соблюдению и контролю за выполнением требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Факт совершения указанного правонарушения подтвержден доказательствами, представленными в материалах дела об административном правонарушении.

Довод Заявителя о том, что административным органом не установлено и в постановлении не отражены способы проверки терминала, т.е. не указано с помощью какого устройства проверялся терминал. Также Заявитель обращает внимание, что при проверке представитель Общества отсутствовал, терминал не вскрывался и, соответственно, факт отсутствия в нем ККТ не установлен государственным органом и не подтвержден имеющимися в деле доказательствами.

Данные доводы не могут быть приняты во внимание в виду следующего.

Осуществление контроля за соблюдением законодательства при применении организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники согласно ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» возложено на налоговые органы.

Приказом Минфина России от 17.10.2011 года № 132 н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения.

В соответствии с п. 23 регламента - проверка выдачи кассовых чеков специалистами Инспекций включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установление факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

На основании поручения №32 от 16.07.2019 года, была произведена контрольная закупка.

В результате проведенных контрольных мероприятий. ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области было установлено, что платежный терминал № 10459269, установленный по адресу: <...>, принадлежит ООО «Регион» (ИНН <***>) и вышеуказанный расчет с клиентом ФИО1 с использованием наличных денежных средств через автоматическое устройство для расчетов (платежный терминал № 10459269) осуществило именно ООО «Регион».

Следовательно, полученная клиентом ФИО1 квитанция об оплате № 11161 от 16.07.2019 содержит недостоверные сведения, а именно: вместо фактического платежного агента -ООО «Регион», на квитанции указано - ИП ФИО2

Таким образом, ООО «Регион» вводит в заблуждение клиентов при оказании услуг по приему платежей с использованием платежного терминала № 10459269.

ООО «Регион» зарегистрировано в ИФНС России № 3 по г. Тюмени по адресу: <...>. ООО «Регион», применяет упрощённую систему налогообложения, имеет основной вид деятельности - торговля оптовая неспециализированная (код по ОКВЭД 46.90), а фактически осуществляет деятельность платежных субагентов по приему платежей физических лиц ОКВЭД 66.19.62, который в учетных данных не отражен.

ООО «Регион» осуществляет прием платежей физических лиц от плательщиков через автоматическое устройство для расчетов - платёжный терминал № 10459269, установленный по адресу: 188540, <...>, в соответствии с Договором о приеме платежей, привлеченным субагентом № 1024315/2241 от 09.06.2017 года с оператором по приему платежей АО «КИВИ» (ИНН <***>).

Согласно данных автоматизированной информационной системы ФНС России АИС «Налог-3» ООО «Регион» не имеет зарегистрированной в налоговом органе контрольно-кассовой техники, входящий в состав автоматического устройства для расчетов (платёжного терминала) № 10459269 по адресу: 188540, <...>.

Таким образом, установлено, что именно Общество с ограниченной ответственностью «Регион» ИНН <***> при оказании услуги по пополнению лицевого счета сотовой связи «Мегафон» за наличный расчет через автоматическое устройства для расчетов -платежный терминал № 10459269 осуществило расчет с клиентом ФИО1 без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи (направления) клиенту кассовых чеков, отпечатанного на контрольно-кассовой технике.

Довод заявителя, о том, что в соответствии со ст. 13-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144 налоговый орган не наделен правом проводить оперативно-розыскные мероприятия. В силу части 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Проведение должностными лицами инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно - кассовой техники не может расцениваться как доказательство.

Суд считает, что довод является не состоятельным и не подлежит удовлетворению в виду того в силу Федерального закона от 12.08.1995 года №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (статей 1, 2, 6, 7) следует, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся только в целях выявления, предупреждения и пресечения уголовных, но не административных правонарушений.

Невыдача организацией или индивидуальным предпринимателем покупателю (клиенту) при осуществлении с ним наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанного контрольно-кассовой техникой кассового чека, то есть неприменение контрольно-кассовой техники, нарушает требование, предусмотренное ст. 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон), и влечет административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Контроль за применением контрольно- кассовой техники на основании ст. 7 Закона, а также ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" возложен на налоговые органы, к компетенции которых, в частности, относится проведение проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями (продавцами) кассовых чеков.

Исходя из указанных положений, действия сотрудника налогового органа, выразившиеся в совершении им как покупателем (клиентом) расчетов с продавцом, в рамках проводимой проверки (контрольная закупка) осуществляются в пределах предоставленных законом полномочий и не подпадают под регулирование Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в части, касающейся оперативно-розыскных мероприятий по проведению проверочной закупки.

Как указано в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", акт контрольной закупки может служить доказательством, подтверждающим факт реализации товаров, при рассмотрении дел об административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.

В Обзоре судебной практики № 2 (Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года) за 2015 год Верховный Суд РФ дал разъяснение по вопросу о возможности проведения контрольной закупки налоговыми органами. Верховный Суд РФ решил, что арбитры могут принимать акт такого мероприятия в качестве доказательства, подтверждающего факт невыдачи кассового чека покупателю. Верховный Суд РФ напомнил, что невыдача организацией или индивидуальным предпринимателем клиенту чека нарушает требование ст. 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ и влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Контроль за применением контрольно-кассовой техники возложен именно на налоговые органы. А это значит, что действия сотрудника Инспекции, выразившиеся в приобретении им как покупателем товара, в рамках проводимой ревизии осуществляются в пределах его полномочий и не подпадают под регулирование Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Довод общества, о том что не было извещено о месте и времени рассмотрения административного дела. Отклоняется ввиду нижеследующего.

ООО «Регион» было извещено надлежащим образом, Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 15 11 2019 № 03-17/37/100688 направлено в адрес (место нахождения) юридического лица заказным письмом с уведомлением, исх. от 15.11.2019 № 03-09/10659, получено адресатом 02.12.2019 16:11, что подтверждается идентификатором почтового отправления 18854037386809.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия заявителем необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Соответственно, в действиях Общества имеет место состав нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для отмены обжалуемого постановления, в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее – Постановление № 10) процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.

В соответствии с пунктом 18 Постановления № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Кроме того, в пункте 18.1 Постановления № 10 дополнительно указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенного Обществом нарушения заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Общество не представило доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного.

Следовательно, суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Общество является малым предприятием.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер допущенного нарушения и степень вины нарушителя, суд считает возможным заменить назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Руководствуясь статьями 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей  4.1.1 КоАП РФ,

решил:

Изменить постановление ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СОСНОВЫЙ БОР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 13.12.2019 № 03-17/37100688 в части административного наказания, заменив административный штраф на предупреждение.

В удовлетворении заявления в остальной части отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.

Судья                                                                            Терешенков А.Г.