ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-85631/16 от 31.03.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

17 апреля 2017 года Дело № А56-85631/2016

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2017 года. Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2017 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Саевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Акционерное общество «Тандер»,

заинтересованное лицо Балтийская таможня,

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении тарифных преференций на товар, ввезенный по ДТ №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115; о признании недействительным решения от 19.09.2016 №15-10/43143 об оставлении заявления АО «Тандер» о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115 без рассмотрения; об обязании возвратить из федерального бюджета излишне уплаченные таможенные платежи в размере 109 983,51 руб.,

при участии

от заявителя: представитель не явился (извещен),

от заинтересованного лица: представитель ФИО1 по доверенности от 12.01.2017,

установил:

Акционерное общество «Тандер» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (далее – таможня, таможенный орган), выразившегося в непредставлении тарифных преференций на товар, ввезенный по ДТ №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115; о признании недействительным решения таможни от 19.09.2016 №15-10/43143 об оставлении заявления АО «Тандер» о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115 без рассмотрения; об обязании таможни возвратить из федерального бюджета излишне уплаченные таможенные платежи в размере 109 983,51 руб.

В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на направление в вышестоящий таможенный орган спорных сертификатов по форме «А» в рамках проведения дополнительный проверки и отсутствие в Балтийской таможне сведений о результатах такой проверки.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направило в судебное заседание своего представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие заявителя.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы таможни в судебном заседании, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, согласно внешнеторговому контракту от 17.08.2012 № GK/5471/12, заключенному между компанией «Arbeloa S.A.», Эквадор (продавец) и АО «Тандер», Россия (покупатель), на таможенную территорию Таможенного союза ввезен и задекларирован по декларациям на товары (далее – ДТ) №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115 товар «бананы свежие...», уплатив таможенные платежи в полном объеме платежными поручениями от 29.12.2014 №11171, №11151.

Руководствуясь положениями статьи 63 Таможенного кодекса Таможенного союза, Общество обратилось в таможню с заявлением от 24.04.2015 №ОТСиП-2477/15 (вх. №19760 от 14.05.2015) о предоставлении тарифных преференций по ДТ №10216110/050115/0000114, приложив все предусмотренные таможенным законодательством документы, в том числе сертификаты происхождения товара формы «А». Этим заявлением Общество также обратилось в таможенный орган с просьбой о предоставлении тарифных преференций по ДТ №10216110/110115/0000299. Решения №№10216000-11-22/000809, 10216000-11-22/000810 о предоставлении преференции по данной ДТ приняты таможенным органом 29.05.2015.

08.05.2015 Общество обратилось с заявлением № ОТСиП-2695/15 о предоставлении тарифных преференций по ДТ № 10216110/050115/0000115, приложив все предусмотренные таможенным законодательством документы, в том числе сертификат происхождения товара формы «А». Этим заявлением АО «Тандер» также обращалось в таможенный орган о предоставлении тарифных преференций по ДТ № 10216110/060115/0000138, 10216110/100215/0004839, 10216110/110115/0000300. Решения о предоставлении тарифных преференции по указанным ДТ приняты таможенным органом 04.07.2015 № 10216000-11-22/000932, 19.07.2015 № 10216000-11-22/000950, 19.07.2015 № 10216000-11-22/000951 соответственно.

Общество, не получив решений о предоставлении/отказе в предоставлении тарифных преференций по ДТ № 10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115, письмом от 23.08.2016 № 680-12/2 обратилось на таможенный пост Лесной порт Балтийской таможни с заявлением о внесении изменений в указанные ДТ и приложило все документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного Союза.

Не получив от таможенного органа ответ, АО «Тандер» обратилось в Балтийскую таможню с заявлением от 08.09.2016 № 734-13/2 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 109983,51 руб., указав на наличие права на получение тарифных преференций по ДТ №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115.

Письмом от 19.09.2016 № 15-10/43143 таможня отказала в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115 по мотиву непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин.

Общество полагая бездействие таможенного органа, выразившееся в непредоставлении тарифных преференций, и решение об оставлении заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115 без рассмотрения неправомерными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно положениям пункта 1 статьи 179, статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом; при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения).

В силу статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

На основании части 2 статьи 58 ТК ТС во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (часть 1 статьи 58 ТК ТС).

Частью 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть 1 статьи 61 ТК ТС).

В соответствии со статьей 62 ТК ТС при ввозе товаров на Таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с Таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон №311-ФЗ) определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).

В силу пункта 3 статьи 109 Закона №311-ФЗ страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено.

Статьей 110 Закона №311-ФЗ предусмотрено, что таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.

По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Согласно статье 1 Соглашения от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» (далее – Соглашение), правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждаются отдельным соглашением между сторонами. В целях реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации заключено Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008 (далее – Правила).

В разделе 1 Правил указано, что товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случае, когда он полностью произведен в данной стране.

В силу раздела VI вышеуказанных Правил тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств Сторон.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию государств Сторон без провоза через территорию другого государства.

Разделом VII Правил установлено, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме «А», принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций - сертификатов о происхождении товара по форме «А» (далее – Требования).

На основании раздела VIII Правил Комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты.

Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.

Из системного анализа вышеназванных норм следует, что целью таможенного контроля во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, в том числе является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.

Порядок принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций утвержден приказом ФТС России от 02.08.2012 № 1565 (зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2012 № 25268) (далее – Порядок) и определяет процедуру принятия таможенным органом по результатам таможенного контроля до и после выпуска товаров решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций (далее - решения).

В соответствии с пунктом 2 Порядка решения принимаются должностными лицами таможенного органа, уполномоченными в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) осуществлять контроль правильности определения страны происхождения товаров и соблюдения условий предоставления тарифных преференций и (или) принимать такие решения (далее – уполномоченные должностные лица).

Согласно пункту 13 Порядка, если по результатам дополнительной проверки не обнаружено, что заявленные сведения о стране происхождения товаров являются недостоверными, уполномоченное должностное лицо принимает решение о стране происхождения товаров по форме согласно приложению № 1 к приказу.

Если по результатам дополнительной проверки установлено, что условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, соблюдены, уполномоченное должностное лицо принимает решение по форме согласно приложению № 1 к приказу ФТС России от 02.08.2012 № 1565 (пункт 15 Порядка).

В соответствии с принятыми решениями на основании статьи 191 ТК ТС заявленные в ДТ сведения при необходимости подлежат в установленном порядке изменению (пункт 18 Порядка).

Согласно Требованиям графа 11 сертификата содержит данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата.

Пунктом 33 Порядка предусмотрено, что решения в случае восстановления либо непредоставления тарифных преференций принимаются уполномоченным должностным лицом не позднее 30 (тридцати) рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 30 - 31 Порядка.

Согласно пункту 30 Порядка в рамках проводимой проверки уполномоченные должностные лица на основании статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного союза вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для принятия решения о возможности восстановления тарифных преференций. До представления декларантом (таможенным представителем) по запросу таможенного органа документов и сведений решение уполномоченным должностным лицом не принимается.

После выпуска товаров по ДТ №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115 Общество обратилось в таможню с заявлениями от 24.04.2015 №ОТСиП-2477/15, от 08.05.2015 №ОТСиП-2695/15 о предоставлении тарифных преференций, приложив подлинники сертификатов о происхождении товаров по форме «А», а также все имеющиеся у него документы, однозначно свидетельствующие о том, что страной происхождения товаров являлся Эквадор, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Вместе с тем таможня в нарушение установленного пунктом 33 Порядка срока не представила решение по заявлениям Общества о предоставлении тарифных преференций.

В соответствии с пунктом 31 Порядка, если в ходе такой проверки обнаружены признаки, указывающие на то, что представленный преференциальный сертификат о происхождении товаров не выдавался и (или) содержит недостоверные сведения, и (или) оформлен с нарушением требований к его оформлению и (или) заполнению, таможня не позднее 30 (тридцати) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации в таможенном органе заявления, направляет с обоснованием такой сертификат в вышестоящий таможенный орган на последующую проверку в случаях, определяемых ФТС России. До получения от вышестоящего таможенного органа результатов последующей проверки преференциальных сертификатов о происхождении товара решение не принимается.

В ходе рассмотрения вопроса о предоставлении тарифных преференций таможенным органом не установлены признаки, указывающие на то, что представленные Обществом сертификаты о происхождении товаров не выдавались и (или) содержат недостоверные сведения, и (или) оформлены с нарушением требований к их оформлению и (или) заполнению, равно как и не представлено доказательств фактического направления с соответствующим обоснованием спорных сертификатов в вышестоящий таможенный орган на последующую проверку в соответствии с пунктом 31 Порядка.

Также отсутствуют сведения о направлении ФТС России запросов в компетентные органы, выдавшие сертификаты о происхождении товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения относительно сертификатов происхождения товара.

Доказательств недействительности представленных Обществом сертификатов, равно как и доказательств наличия иных обстоятельств, в силу которых Обществу не могли быть предоставлены тарифные преференции в отношении спорных товаров, таможенным органом вопреки части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представлено.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела Обществом по спорным ДТ ввезен товар, включенный в Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, местом происхождения из страны (Эквадор), входящей в Перечень развивающихся стран, предоставлены сертификаты происхождения товара, а также соблюдены условия прямой поставки и отгрузки, в связи с чем бездействие таможни по непредставлению тарифных преференций на товар, оформленный по ДТ №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115, является неправомерным.

В силу статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Статьей 148 Закона №311-ФЗ предоставлено право на возврат таможенных пошлин, в том числе в случае восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК ТС).

Упомянутый порядок закреплен в статье 147  Закона № 311-ФЗ.

Согласно ее положениям излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).

Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3).

При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи (часть 4).

АО «Тандер» обратилось в Балтийскую таможню с заявлением от 08.09.2016 №734-13/2 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 109983,51 руб., указав на наличие права на получение преференций по ДТ №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115.

Часть 12 статьи 147 Закона № 311-ФЗ содержит перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.

Как усматривается из материалов дела, заявителем соблюдены предусмотренные статьей 147 Закона №311-ФЗ условия возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Письмом от 19.09.2016 № 15-10/43143 таможня отказала в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115 по мотиву непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин. Таким документом, по мнению таможенного органа, является КДТ, повлекшая уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, с соответствующей отметкой таможенного органа.

Однако довод таможни о необходимости представления КДТ с отметками таможенного органа, подтверждающими факт излишней уплаты таможенных платежей, является противоречащим статье 147 Закона №311-ФЗ, поскольку документы, подтверждающие корректировку деклараций на товары в установленном порядке, не указаны в пункте 3 части 2 статьи 147 Закона №311-ФЗ в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.

По смыслу указанной нормы к таким документам следует отнести платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, а также любые документы, которые позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом.

В силу универсальности нормы таковым может быть как конкретный документ, так и их совокупность, свидетельствующая об излишней уплате и идентифицированная таможенным органом в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин (излишне уплаченных) в отношении конкретных товаров.

Как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).

По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.

Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

Вместе с тем, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.

Общество путем направления на таможенный пост Лесной порт Балтийской таможни письма от 23.08.2016 №680-12/2 с приложением документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного Союза, инициировало внесение соответствующих изменений в декларации на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

Вместе с тем, таможенным органом в установленный срок не принято решение о внесении изменений в декларацию на товары.

В связи с этим отсутствие корректировочной декларации, а также представление КДТ без соответствующих отметок таможенного органа не могло являться основанием для оставления заявления без рассмотрения, поскольку КДТ не является документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных пошлин.

Таможенная стоимость товара по спорным ДТ определена Обществом без учета тарифных преференций. Оплата произведена в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 29.12.2014 №11171, №11151.

Поскольку Общество выполнило все условия для получения тарифных преференций в отношении ввезенного товара по спорным ДТ, бездействие таможни, выразившееся в непредставлении тарифных преференций на товар, ввезенный по ДТ №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115, а также действия таможни по возврату без рассмотрения заявления Общества о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин по спорным ДТ являются незаконными и противоречат нормам таможенного законодательства.

Статьей 201 АПК РФ установлено, что при принятии решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно быть указано на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Поскольку оспариваемое решение таможни от 19.09.2016 №15-10/43143 об оставлении заявления Общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей без рассмотрения является незаконным и нарушающим права и законные интересы АО «Тандер», то требования заявителя об обязании заинтересованного лица совершить определенные действия (возвратить излишне уплаченные таможенные платежи) также подлежат удовлетворению.

Размер излишне уплаченных таможенных платежей (109 983,51 руб.), подлежащих возврату, не оспаривается таможней, контррасчет не представлен.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», уплаченная Обществом государственная пошлина в размере 3000 руб. взыскивается в его пользу непосредственно с таможни как со стороны по делу о признании действий и решений государственного органа незаконными.

Согласно статье 104 АПК РФ сумма излишне уплаченной заявителем государственной пошлины в размере 7299,51 руб. (платежное поручение № 672068 от 25.11.2016) подлежит возврату АО «Тандер» в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным бездействие Балтийской таможни, выразившееся в непредставлении тарифных преференций на товар, ввезенный по декларации на товары №№10216110/050115/0000114, 10216110/050115/0000115.

Признать недействительным решение Балтийской таможни от 19.09.2016 №15-10/43143 об оставлении заявления акционерного общества «Тандер» о возврате излишне уплаченных таможенных платежей без рассмотрения.

Обязать Балтийскую таможню возвратить акционерному обществу «Тандер» из федерального бюджета излишне уплаченные таможенные платежи в размере 109 983 руб. 51 коп.

Взыскать с Балтийской таможни в пользу акционерного общества «Тандер» 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Выдать акционерному обществу «Тандер» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 7299 руб. 51 коп.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Анисимова О.В.