Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
19 января 2024 года Дело № А56-86274/2023
Резолютивная часть решения объявлена января 2024 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи Сайфуллиной А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шатохиной В.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ПО РАЗВИТИЮ" (адрес: Россия 198216, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, пр-кт Народного Ополчения, д. 6 литер а, пом 278 , ОГРН: );
к
КОМИТЕТУ ПО ПЕЧАТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (адрес: Россия 191060, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, тер СМОЛЬНЫЙ , ОГРН: 7869018219 );
третье лицо:
КОМИТЕТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ;
при участии представителей сторон согласно протоколу судебного заседания от 15.01.2024
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ПО РАЗВИТИЮ" (далее по тексту – ООО "АГЕНТСТВО ПО РАЗВИТИЮ") обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требования о
-признании незаконным решения Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Агентство по развитию" в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге от 30.08.2023г. №230211; от 30.08.2023г. №230304; от 30.08.2023г. №230303.
-обязании Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации выдать обществу с ограниченной ответственностью "Агентство по развитию" разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге - двух настенных вывесок "CHANTONNYA КЛУБ КРАСОТЫ» и настенной вывески «ФИТНЕС КЛУБ», по адресу: <...> Лит.А, по заявлениям от 30.08.2023 №204466, №204467, №204467 в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре.
Определением суда заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в судебном заседании.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сети Интернет по адресу: www.spb.arbitr.ru в соответствии с установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядком.
Уведомление о рассмотрении дела направлено лицам, привлеченным к участию в деле, по известным суду адресам, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны считаются извещенными надлежащим образом о дне и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель ООО "АГЕНТСТВО ПО РАЗВИТИЮ" исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители Комитетов против удовлетворения заявленных требований возражал.
Изучив материалы дела, заслушав присутствовавших в судебном заседании лиц, учитывая достаточность собранных по делу материалов, суд счёл возможным завершить предварительное судебное заседание и рассмотреть дело по существу по имеющимся в материалах дела документам в порядке, предусмотренном статьями 137, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, ООО «Агентство по развитию» 10.08.2023г. обратилось в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации с заявлениями выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге на здании ТК «Путиловский», расположенном по адресу: <...> Лит.А (Кировский район г. Санкт-Петербурга).
Ранее Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации были выданы:
-разрешение №70750 от 30.08.2018г.;
-разрешение №71224 от 01.09.2018г.;
-разрешение №71934 от 06.09.2018г.
Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации были выданы отказы в выдаче разрешений №230211 от 30.08.2023г., №230304 от 30.08.2023г., №230303 от 30.08.2023г.
Отказывая в выдаче разрешений Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации указал на нарушения пункта 2.3.5. приложения 3 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016г. №961; пункты 1, 5 статьи 55_24 Градостроительного кодекса Российской Федерации; а также нарушение требований к наружной информации, установленных Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, нарушение архитектурного облика Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облика здания, сооружения на основании абзаца 5 пункта 7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012г. №1002
Действующий порядок выдачи разрешений на установку объектов
для размещения информации утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 №1002 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» (далее – Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка, разрешения на установку объектов
для размещения информации выдает Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации после согласования с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Согласно абзацу 1 пункта 7 Порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе Комитет по градостроительству и архитектуре, в срок, не превышающий 11 рабочих дней, начиная с даты получения запроса от Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, рассматривают
в пределах своей компетенции представленные информационные материалы и осуществляют согласование или представляют письменный мотивированный отказ в согласовании.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитет по градостроительству и архитектуре, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 №1679 (далее – Положение), задачами Комитета являются разработка и реализация мероприятий, направленных на проведение государственной политики
Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления в области градостроительства и архитектуры, формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга. Указанные задачи определяют компетенцию Комитета при согласовании вывесок.
В соответствии с пунктом 2.6 приложения №2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее – Правила благоустройства), объекты для размещения информации являются элементами благоустройства.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2015 № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга №891-180) Правила благоустройства содержат перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, а требования к внешнему виду и размещению элементов благоустройства устанавливаются эстетическими регламентами объектов благоустройства и элементов благоустройства.
В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга №891-180 размещение элементов благоустройства на объекте благоустройства осуществляется на основании проектов благоустройства, которые согласованы в порядке, установленном настоящим Законом Санкт-Петербурга, правилами благоустройства территории
Санкт-Петербурга.
Приложением № 6 к постановлению Правительства Санкт‑Петербурга от 31.01.2017 № 40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства» (далее – Эстетические регламенты) утвержден эстетический регламент наружной рекламы и информации.
Таким образом, Правила благоустройства и Эстетические регламенты являются нормативными правовыми актами в сфере формирования архитектурного облика, эстетического состояния Санкт-Петербурга и устанавливают требования к проектированию, к внешнему виду и размещению элементов благоустройства. Нарушение указанных требований является нарушением архитектурного облика
Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения.
Наружная информация (объекты для размещения информации),
к которым в том числе относятся вывески, в соответствии с приложением № 2 к Правилам благоустройства являются элементами благоустройства.
Согласно абзацу 5 пункта 7 Порядка Комитет отказывает
в согласовании, в том числе в случае, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения.
Комитет по градостроительству и архитектуре рассмотрев счел возможным отказать в согласовании заявления ООО «Агентство юридических технологий» руководствуясь пунктом 1.5 общих положений эстетических регламентов, пунктов 1.2.2.1, 1.2.2.2, 1.2.3 приложения №6 к Эстетическим регламентам, пункта 2.3.5.8.3., 2.3.5.8.4 приложения №3 к Правилам благоустройства, пунктов 2.3.5 приложения №6 к Правилам благоустройства, пунктов 1,5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Комитет по градостроительству и архитектуре отказывая в согласовании заявления ООО «Агентство юридических технологий» указывал на нарушение требований пункта 2.3.5 приложения №6 к Правилам благоустройства и требований статьи 55.24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3.5 приложения № 3 разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства в области градостроительной деятельности, а также
в соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения №6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.
В силу требований части 6 статьи 52, части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация является одним из документов, в соответствии с которым должно осуществляться строительство и реконструкция объекта капитального строительства, а также в соответствии с которым должна осуществляться эксплуатация зданий и сооружений.
Согласно пункту 10 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009
№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектная документация здания или сооружения должна использоваться
в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Комитет по градостроительству и архитектуре указывал на то, что по данным РГИС сведения ГУИОН – крытый продовольственный рынок «Путиловский» (использование – торговое), согласно проекту выставочно-торгового центра на участке, ограниченном Ленинским пр., пр. Народного Ополчения, Трамвайным пр., от 1995, размещение помещений для занятий спортом и салонов красоты в данном здании не предусмотрено.
Данный довод не может быть принят судом, так как и салон "CHANTONNYA КЛУБ КРАСОТЫ» и клуб «ФИТНЕС КЛУБ» расположены по адресу: <...> Лит.А, деятельность и салона и клуба собственник помещений прекращать не имеет намерения.
Доказательства того, что деятельность салона "CHANTONNYA КЛУБ КРАСОТЫ» и клуба «ФИТНЕС КЛУБ», расположенных в крытом продовольственный рынок «Путиловский» (использование – торговое) каким либо образом нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, в материалы дела не предоставлены.
Вместе с тем, довод о нарушении требования Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» в ходе судебного разбирательства нашел свое документальное подтверждение.
По смыслу пункта 1.5 Общих положений Эстетических регламентов
под вывеской является объектом для размещения информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы. Указанное понятие корреспондирует с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей»), устанавливающей, что доведение указанной информации является обязанностью хозяйствующего субъекта, а размещение вывески выступает средством реализации права потребителя на получение данной информации.
Вопросы обеспечения прав граждан Российской Федерации
на пользование государственным языком Российской Федерации, защиты
и развития языковой культуры регулируются Федеральным законом
от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №53-ФЗ о государственном языке Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2.3.5.8.4 приложения №3 к Правилам благоустройства при разработке проектных решений наружной информации следует соблюдать требования Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».
Указом Президента РФ от 25.01.2023 №35 были внесены изменения
в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. №808, в соответствии с которыми защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение нецензурной лексики) и противодействие излишнему использованию иностранной лексики внесена в перечень задач государственной культурной политики.
В соответствии с пунктом 9.4 части 1 статьи 3 Федерального закона №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» с изменениями, внесёнными 28.02.2023, государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в информации, предназначенной для потребителей товаров (работ, услуг).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона №53-ФЗ
о государственном языке Российской Федерации, в случаях использования
в сферах, указанных в части 1 указанной статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации иностранного языка тексты на русском языке и иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию, равнозначными по размещению и техническому оформлению (иметь одинаковые параметры – цвет, тип и размер шрифта), выполнены разборчиво.
Данные требования не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания.
Таким образом, федеральное законодательство определяет случаи возможного использования иностранного языка и обязывает собственника, при использовании иностранного языка, размещать информацию, идентичную по содержанию и техническому исполнению, на русском языке.
При проектировании вывесок следует руководствоваться требованиями Закона о государственном языке Российской Федерации, Закона РФ «О защите прав потребителей» и определением понятия «вывеска», данным в пункте 1.5 Общих положений Эстетических регламентов.
При использовании зарегистрированного товарного знака, содержащего информацию на иностранном языке, исполнение названий в русском написании в составе вывески не требуется, однако вывески должны содержать обязательную для потребителя информацию на русском языке о профиле деятельности организации.
Разделом 1.2 приложения №6 к Эстетическим регламентам предусмотрены общие требования к разработке проектных решений вывесок.
В соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения №6 к Эстетическим регламентов внешний вид вывесок, указателей, меню должен соответствовать: архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения; иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.
В соответствии с пунктом 1.2.2.2 приложения №6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок, указателей, меню должен формироваться с использованием: пропорционального соотношения площади информации (изображения) по отношению к площади информационного поля; средств гармонизации формы (принципы симметрии, ритм) и средств художественной выразительности (контраст, динамика, масштабность).
Пунктом 1.2.3 приложения №6 к Эстетическим регламентам предусмотрено, что композиционно-графическое решение вывесок, указателей, меню должно соответствовать требованиям лаконичности, обобщенности, унификации.
В настоящее время в связи с внесением изменений в федеральное законодательство в части использования государственного русского языка при отображении информации на вывесках размещение вывесок «ФИТНЕС-КЛУБ+знак+FITNESS ONE» и «CHANTONNYA клуб красоты» на фасаде здания по указанному адресу необоснованно.
В составе вывески допускается размещение только обязательной для потребителя информации, соответствующей определению понятия «вывеска». Размещение названия «Chantonnay», а также «Fitness one» в составе вывески возможно только при наличии зарегистрированного товарного знака.
Ни в период рассмотрения заявки, ни в ходе судебного разбирательства документы, подтверждающие регистрацию товарного знака представлены не были.
В отсутствие регистрации товарного знака указанное название
не соответствует определению вывески, требованиям №53-ФЗ
«О государственном языке Российской Федерации» и Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание правовую природу заявленного требования, исходя из подлежащих применению норм законодательства, собранных по делу доказательств в подтверждение обстоятельств, установление которых требовалось с учетом предмета спора, учитывая невозможность выхода за пределы исковых требований (статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Сайфуллина А.Г.