ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-86785/15 от 06.06.2016 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 июня 2016 года                                                                                         Дело № А56-86785/2015

Резолютивная часть решения объявлена июня 2016 года . Полный текст решения изготовлен июня 2016 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Д.В. Хохлова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фартушняк Я.Н.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454, 127055,Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3)

об отмене постановления от 12.11.2015

о назначении административного наказания по делу № 170-05-Ш/15

в заседании суда приняли участие:

от заявителя Ледяева М.А. по доверенности от 10.12.2015, Конькова И.А. по доверенности от 08.04.2014,

от заинтересованного лица – Французова А.В. по доверенности от 24.03.2016

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» (далее –
ФГУП «Росморпорт», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее –
Ленинградское УФАС России
, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении № 170-05-Ш/15.

В обосновании заявленных требований ФГУП «Росморпорт» указывает на отсутствие доказательств злоупотребление заявителем доминирующем положением на рынке и необоснованный расчет размера административного штрафа.

Определением суда от 01.02.2016 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А56-68360/2015.

Протокольным определением от 06.06.2016 производство по делу возобновлено.

ФГУП «Росморпорт» в судебном заседании заявленные требования поддержало.

Ленинградское УФАС России в судебном заседании ив письменном отзыве с заявленными требованиями не согласилось, указав на правомерность привлечения общества к административной ответственности.

Рассмотрев и оценив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд считает необходимым оспариваемое постановление изменить в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, решением Ленинградского УФАС России от 31.08.2015 по делу № 583-05-2918-А/15 в действиях ФГУП «Росморпорт», выразившихся в уклонении Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» от оформления постоянных пропусков по заявкам ООО «Альбатрос» на территорию Автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в морском порту «Усть-Луга», что ущемляет интересы заявителя и может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морском порту Усть-Луга, признано нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

12 ноября 2015 года в отношении ФГУП «Росморпорт» вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 170-05-Ш/15, в соответствии с которым ФГУП «Росморпорт» назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 1 244 927 руб., ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Как следует из решения Ленинградского УФАС России от 31.08.2015 по делу № 583-05-2918-А/15 ФГУП «Росморпорт» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг в порту и, как следствие, субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг в порту. ООО «Альбатрос» является единственным конкурентом ФГУП «Росморпорт» на рынке услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морском порту Усть-Луга.

При этом ФГУП «Росморпорт» уклоняется от оформления постоянных пропусков для ООО «Альбатрос», что может повлечь ограничение конкуренции на рынке услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морском порту Усть-Луга и, как следствие, ограничить судовладельцев в выборе компании.

Таким образом, в действиях ФГУП «Росморпорт» (по уклонению от оформления постоянных пропусков по заявкам ООО «Альбатрос») признано нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2015 по делу № А56-68360/2015 в удовлетворении требований ФГУП «Росморпорт» о признании недействительным решения Ленинградского УФАС России от 31.08.2015 по делу № 583-05-2918-А/15 отказано.

Следовательно, в действиях ФГУП «Росморпорт» правомерно признано злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, что составляет состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В указанной части доводы ФГУП «Росморпорт» подлежат отклонению.

Вместе с тем, как следует из оспариваемого постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 170-05-Ш/15 от 12.11.2015 Ленинградским УФАС России административный штраф рассчитан исходя из выручки ФГУП «Росморпорт» от реализации всех товаров (работ, услуг) на Автомобильно-железнодорожном паромном комплексе в морском порту Усть-Луга за 2014 год в размере 62 637 831 руб. 77 коп. (59 263 713 руб. 85 руб. – доходы (без НДС) на АЖПК в порту Усть-Луга за 2014 год (без учета дохода от лоцманского сбора) + 3 374 117 руб. 92 коп. – лоцманский сбор при судозаходах в порт Усть-Луга на причалы АЖПК за 2014 год).

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ административный штраф на юридических лиц налагается в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Исходя из указанной санкции подлежит определению сумма выручки на рынке которого совершено административное правонарушение или совокупный размер суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок – это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Из решения Ленинградского УФАС России от 31.08.2015 по делу № 583-05-2918-А/15 усматривается, что антимонопольным органом при выявлении злоупотреблением доминирующим положением ФГУП «Росморпорт» исследовался только рынок услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морском порту Усть-Луга. Единственным видом деятельности ООО «Альбатрос» также указана деятельность по обеспечению лоцманской проводки судов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, включено, в том числе, обеспечение лоцманской проводки судов.

Таким образом, по мнению суда, услуги по обеспечению лоцманской проводки судов образуют отдельный вид экономической деятельности (которое только и осуществляет ООО «Альбатрос»), и в силу своей специфики составляют самостоятельный товарный рынок применительно к деятельности Автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в морском порту Усть-Луга.

Согласно представленным ФГУП «Росморпорт» сведениям (письмо № 4118/15 от 06.11.2015) лоцманский сбор при судозаходах в порт Усть-Луга на причалы АЖПК за 2014 год составляет 3 374 117 руб. 92 коп.

При этом общий доход ФГУП «Росморпорт» в порту Усть-луга за 2014 год составил 59 263 713 руб. 85 коп.

Следовательно, сумма выручки ФГУП «Росморпорт» от реализации услуги по лоцманской проводки судов не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) (составляет 5,69%).

В связи с указанным административный штраф ФГУП «Росморпорт» подлежит исчислению в размере от одной сотой (33 741 руб. 17 коп. = 3 374 117 руб. 92 коп. х 1/100) до пятнадцати сотых (506 117 руб. 55 коп. = 3 374 117 руб. 92 коп. х 15/100) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного данной статьей в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в том числе: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его (пункт 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, ФГУП «Росморпорт» предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства и совершить действия, направленные на устранение нарушения.

Сведений о прекращении противоправного поведения материалы дела не содержат.

Обжалование предписания по делу № 583-05-2918-А/15 от 31.08.2015 не отменяет наличие данного обстоятельства в качестве отягчающего.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения статьи 4.1 КоАП РФ, арбитражный суд считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного штрафа в размере, превышающем 300 000 руб.

Наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Оплата государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела действующим законодательством (часть 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не предусмотрена, в связи с чем заявителю надлежит возвратить уплаченную государственную пошлину.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12.11.2015 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 170-05-Ш/15 изменить в части наказания, назначить Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 18306 от 19.11.2015.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                                           Д.В. Хохлов