ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-8682/17 от 16.06.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

23 июня 2017 года                                                              Дело № А56-8682/2017

Резолютивная часть решения объявлена июня 2017 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2017 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Галкиной Т.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Савченко Э.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Акционерное общество "Конструкторское бюро специального машиностроения"

заинтересованное лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга

о признании недействительным решения от 07.11.2016 № 08801016РВ79

при участии

от заявителя – ФИО1, доверенность от 03.02.2016

                         ФИО2, доверенность от 09.12.2016

от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 14.06.2017

установил:

АО "Конструкторское бюро специального машиностроения" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга от 07.11.2016 № 08801016РВ79 (с учетом уточнений).

В судебное заседание 16.06.2017 явились представители заявителя и заинтересованного лица.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании участвующие в деле лица заявили, что ими представлены все доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела и принятия решения.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:

Как следует из материалов дела, Управлением была проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также документом, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, о чем был составлен акт от 05.07.2016 № 08801016АВ87.

По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением принято решение, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде взыскания 140 026,09 руб. штрафа за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу.

Кроме того, указанным решением Обществу начислены страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ в сумме 700 130,43 руб. и начислены пени в сумме 107 767,08 руб.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Управления о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ, с выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (с 01.01.2015 пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) в отношении занятых на должности литейщик пластмасс.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего:

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов,  решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 ст.200 АПК РФ).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ, действовал до 01.01.2017 г.) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

  Порядок осуществления контроля за уплатой страховых взносов установлен главой 5 Закона № 212-ФЗ.

1. Не приняты к зачету расходы органами социального страхования РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В силу статьи 15 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности, профессии в соответствии со штатным расписанием).

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Постановлением Высшего арбитражного суда РФ от 14 мая 2013 г. № 17744/12 признано, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работником не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Как указано в Определении Верховного суда РФ от 09.12.2016 № 310-КГ16-16567 по делу №А64-4872/2015, отказ в принятии к зачету расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности сам по себе не изменяет правовую природу непринятых расходов, и не обязывает включать указанные суммы в базу для начисления страховых взносов.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьей 15 и статьей 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими и не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждение за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

В соответствии с п.1.1.1 решения не приняты к зачету расходы, произведенные

Заявителем в сумме 164 023,45 руб. на оплату периода отпуска по беременности и родам ФИО4, из-за неправомерного занижения базы для начисления взносов в 2014 и 2015 годах. При проведении расчетов с ФИО4 Заявитель руководствовался п. 5.5 Коллективного договора, стороной по которому является Заявитель, в соответствии с которым за работником сохраняется его средний заработок на период временной нетрудоспособности, на период отпуска по беременности и родам.

На основании изложенного, суд полагает, взносы были доначислены необоснованно, поскольку Фондом социального страхования не были приняты к зачету суммы, исчисленные за период отпуска по беременности и родам ФИО4

2. Занижение базы для начисления дополнительного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статье 18 Закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование. В силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Основным условием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в условиях вредной и опасной среды.

В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение  трудовой   пенсии  по   старости,   при  условии   начисления  и  уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно части 4 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции до 01.01.2014) плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С   01.01.2014   при   установлении   дополнительного   тарифа   страховых   взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Между тем, согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, спецоценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").

Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

Вместе с тем суд указывает, что  ст.58.3 Закона № 212-ФЗ дополнена частью 2.1 следующего содержания: для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР: при подклассе условий труда 2 соответствует классу условий труда «допустимый» дополнительный тариф составляет 0,0 процента.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, в соответствии с картой аттестации рабочего места гальваников от 30.12.2008 установлен 2 класс условий труда. В период с 30.12.2008  по 30.07.2015 условия труда гальваников не менялись и они не были заняты на  видах работ, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 закона N 173-ФЗ.  Данные обстоятельства подтверждаются справкой, имеющейся в материалах дела.

Вредность условий труда (кл.3.1) на работах, выполняемых гальваниками ФИО5 и ФИО6, установлена 30.07.2015. То есть до 30.07.2015 у указанных лиц отсутствовало право на досрочную пенсию, так как условия труда не были признаны вредными, а значит, у Заявителя отсутствовала обязанность оплачивать дополнительный тариф по страховым взносам.

Кузнец ручной ковки ФИО7 был принят на эту должность по совместительству, что также не позволяет ему рассчитывать на досрочную пенсию, поскольку он выполняет эту работу менее 80 % рабочего времени и не обязывает Заявителя оплачивать дополнительный тариф по страховым взносам. Данное обстоятельство подтверждается табелями учета рабочего времени по основному месту работы ФИО7 и по совместительству, представленных в материалы дела Заявителем.

Согласно определению Верховного суда РФ от 09.12.2016 № 310-КГ16-16567 по делу №А64-4872/2015, работники, в отношении которых доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу, были заняты на работах менее 80% рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня, права на досрочную пенсию они не имеют. Следовательно, у страхователя отсутствует обязанность уплачивать дополнительные взносы.

Кроме того, в соответствии с письмом Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113 «В случае, если работник не занят на  видах работ, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда».

Таким образом, обязанность по уплате дополнительных тарифов по страховым

взносам возникает у Заявителя только в тех случаях, если условия труда на конкретном рабочем месте признаны вредными, это рабочее место является для конкретного работника основным местом работы и работник занят на  видах работ, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ. Учитывая, что гальваники ФИО5 и ФИО6, и кузнец ручной ковки ФИО7 не относятся к этой категории лиц, доначисление дополнительного тарифа по страховым взносам в отношении этих лиц является необоснованным.

На основании изложенного, решение Управления в указанной части подлежит признанию недействительным.

3. Не проведен зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов в счет доначисленных страховых взносов по дополнительному тарифу или перезачет в счет будущих платежей.

Согласно ч.6 ст.35 Закона №212-ФЗ предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов. Такая формулировка предполагает, что в ходе проведения выездной проверки Пенсионный фонд устанавливает действительные обязательства плательщика страховых взносов по их уплате в бюджет итогам всего проверяемого периода, то есть выявлению в рамках проверки подлежат не только факты занижения базы и выявление недоимки по уплате страховых взносов в бюджет, но и факты излишней уплаты страховых взносов в связи с неправильным учетом тех или иных операций.

В нарушение  ч.6 ст.35 Закона №212-ФЗ  Управление  не проверяло наличие переплаты, что подтверждается справкой о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по стоянию на 07.12.2017, направленной в адрес Заявителя Управлением, согласно которой у Заявителя отсутствуют и задолженность и переплата.

Таким образом,  проведение выездной проверки в отсутствие проверки фактов наличия переплаты противоречит ч.6 ст.35 Закона №212-ФЗ и подтверждает незаконность обжалуемого решения в части невключения в обжалуемое решение сведений об излишней уплате страховых взносов в 2015 году в сумме 213 227,25 руб.

Расходы по оплате государственной пошлины распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

  1. Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга от 07.11.2016 № 08801016РВ79 в части начисления задолженности и пени, взыскания штрафа по ФИО4 в размере 61 731,23 руб., по ФИО7 в размере 2 661,86 руб., по ФИО6 в размере 104 549,28 руб., по ФИО5 в размере 130 157,71 руб.; в части невключения в обжалуемое решение наличие переплаты в размере 213 227,25 руб. и начисления пени по указанным эпизодам, пени до даты принятия решения (07.11.2016) при наличии переплаты по страховым взносам.

  1. В остальной части отказать.

  1. Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. оставить на Акционерном обществе "Конструкторское бюро специального машиностроения".

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Галкина Т.В.