Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
28 февраля 2017 года Дело № А56-86892/2016
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Галкиной Т.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №2 Невского района"
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция г. Санкт-Петербурга
о признании незаконным постановления от 16.11.2016 № 5042/16
без вызова сторон
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №2 Невского района" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции г. Санкт-Петербурга от 16.11.2016 № 5042/16.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке ст. 121, 123, 228 АПК РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с ч. 2 ст. 228 АПК РФ.
В сроки, установленные определением арбитражного суда от 27.12.2016, в арбитражный суд представлен отзыв заинтересованного лица.
В соответствии со ст. 227-229 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле документам.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее:
30.09.2016 во исполнение поручения вице-губернатора Санкт-Петербурга ФИО1 в соответствии с распоряжением от 10.08.2016 № 30-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 16.09.2016 № 34-р на основании распоряжения ГЖИ от 29.09.2016 № 09/8443-р Инспекцией с участием представителя Администрации Невского района и ГКУ «Жилищное агентство Невского района» проведен визуальный осмотр объектов жилищного фонда Санкт-Петербурга по адресам: ул. Ольги Берггольц, д. 7, к.2, д.29, к.1, к.2, к.З, д.9, к.2, ул. Седова, <...> на предмет соблюдения Правил № 170.
В ходе осмотра инспектором отдела контроля и надзора Калининского, Невского районов ГЖИ выявлено нарушение Обществом пунктов 2.6.1, 2.6.2, 3.4.1, 3.4.7, 2.6.7, 4.1.3, 3.2.18, 4.8.15, 2.6.6, 4.6.1.25, 4.2.1.4 Правил № 170, что выразилось в ненадлежащей подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации, ненадлежащем содержании подвалов, лестничных клеток.
Факты нарушения обязательных требований, предусмотренных Правилами №170, ответственность за которые установлена ст. 7.22 КоАП РФ, зафиксированы актом от 30.09.2016 № 09/8443.
Приглашением от 26.10.2016 Общество вызвано в ГЖИ на 27.10.2016 для дачи объяснений, составления протокола об административном правонарушении.
27.10.2016 Инспекция в присутствии представителя Общества составила протокол об административном правонарушении № 09/8443, действия которого квалифицированы инспекцией по ст. 7.22 КоАП РФ.
16.11.2016 заявитель привлечен к административной ответственности согласно постановлению № 5042/16 с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 45 000 руб.
Не согласившись с постановлением инспекции, Общество в установленный законом срок обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд полагает, требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность лиц, ответственных за содержание жилых домов и (или) жилых помещений за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны собственности.
Согласно п. 3.1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В соответствии с имеющимися в материалах дела договорами управления и не оспаривается заявителем, функции по содержанию и ремонту многоквартирного дома в Санкт-Петербурге по адресам: ул. Ольги Берггольц, д. 7, к.2, д.29, к.1, к.2, к.3, д.9, к.2, ул. Седова, <...> осуществляет «ЖКС».
Согласно пункту 42 Правил № 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии со ст. 161, 162 ЖК РФ, а также договором управления «ЖКС» приняло на себя обязательства и ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ является «ЖКС», как лицо, осуществляющее функции по содержанию и ремонту многоквартирного дома по вышеуказанному адресу.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии частью 1.1. статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в
многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого
оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для
предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.3. статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, Общество является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию жилого дома, содержание общего имущества и предоставление жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с установленными требованиями законодательства.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 устанавливают правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, то есть определяют требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Указанные Правила изданы в целях обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции дома независимо от желания собственников отдельных помещений и включения ими соответствующих услуг в договор с управляющей организацией.
Согласно п. 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 № 1849, Инспекция уполномочена на осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из п. 3.13, п. 3.14 Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, введенных в действие протоколом Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 7, следует, что техническая готовность систем теплопотребления зданий должна быть обеспечена к 1 сентября. Контроль за подготовкой к отопительному сезону также возложен на ГЖИ.
Факт нарушения Обществом требований пунктов 2.6.1, 2.6.2, 3.4.1, 3.4.7, 2.6.7, 4.1.3, 3.2.18, 4.8.15, 2.6.6, 4.6.1.25, 4.2.1.4 Правил № 170 Правил установлен и подтверждается материалами дела, в том числе актом № 30.09.2016 № 09/8443 с материалами фотофиксации, протоколом № 09/8443 от 27.10.2016, Постановлением по делу об административном правонарушении и фактически заявителем не оспаривается.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющее значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Акт, материалы фотофиксации, Протокол являются документами и как доказательства отвечают требованиям статьи 26.7 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество в силу устава и заключенного договора имело возможность и было обязано организовать надлежащую эксплуатацию жилого дома, достаточных доказательств, подтверждающих, что заявителем предпринимались все возможные меры для недопущения нарушения требований законодательства или отсутствие у заявителя возможности для выполнения требований законодательства, при рассмотрении дела заявителем представлено не было.
Ссылка ЖКС на получение акта от 30.09.2016 № 09/8443 только посредством факсимильной связи не подтверждается материалами дела, поскольку указанный акт имеет отметку представителя Общества (по доверенности) ФИО2 о его получении 13.10.2016 для передачи.
Таким образом, Инспекцией обеспечена Обществу возможность ознакомления с актом, представления на него возражений.
Довод Общества о необходимости проведения проверки готовности домов к отопительному сезону до 15.09.2016 не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что во исполнение поручения вице-губернатора Санкт-Петербурга ФИО1 издано распоряжение ГЖИ от 10.08.2016 № 30-р, согласно которому специалистам отделов контроля и надзора в период с 11.08.2016 по 15.09.2016 поручено проводить осмотры с целью контроля качества подготовки жилищного фонда Санкт-Петербурга к отопительному сезону, при этом согласно данному распоряжению при нарушении обязательных требований, указывающих на наличие состава административного правонарушения, поручено составлять протокол об административном правонарушении (п. 1, 1.1, 1.4 распоряжения).
Распоряжением ГЖИ от 16.09.2016 № 34-р в вышеуказанное распоряжение № 30-р внесены изменения в части сроков проведения осмотров, а именно, установлено проведение осмотров в период с 11.08.2016 по 15.10.2016.
Таким образом, у Инспекции имелись основания для проведения осмотра жилищного фонда Невского района Санкт-Петербурга 30.09.2016.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное Обществом, как малозначительное, не представлено.
При этом состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, является формальным, и ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или невозникновения опасных последствий (вреда).
Ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома приводит к дальнейшему развитию повреждений, что наносит ущерб всем собственникам в указанном доме.
Наказание заявителю назначено в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, с учетом характера и потенциальной опасности выявленного административного правонарушения.
Выявленные Инспекцией в ходе проверки нарушения содержания общего имущества многоквартирных домов, свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку создали не только неудобства для жильцов, но и нарушили их право на благоприятные и безопасные условия проживания, установленные нормами статьи 161 ЖК РФ.
Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений по статье 7.22 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, постановление Инспекции является законным, нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности отсутствует.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Отказать в удовлетворении требования.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия.
Судья Галкина Т.В.