Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 июля 2023 года. Дело № А56-91512/2022
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 27 июля 2023 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Золотаревой Я.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степанян С.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (190000, <...>, лит.А; ОГРН: <***>, дата регистрации: 09.07.1993, ИНН: <***>);
ответчики:
1. Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга (адрес: 198329, <...>; ОГРН: <***>, дата регистрации: 16.04.1973, ИНН: <***>),
2. Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Жилищное агентство Красносельского района» (198329, <...>; ОГРН: <***>, дата регистрации: 07.07.1997, ИНН: <***>);
третьи лица:
1. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Горжилобмен» (190013, <...>, лит.А; ОГРН: <***>, дата регистрации: 16.01.1996, ИНН: <***>);
2. ФИО1;
3. ФИО2;
4. ФИО3;
5. ФИО4;
6. ФИО4;
7. ФИО5;
8. ФИО6;
9. ФИО7;
10. ФИО8;
11. ФИО9;
12. ФИО15 Николаевна;
о взыскании денежных средств,
при участии:
от истца – ФИО10, доверенность от 29.12.2022, служебное удостоверение,
от ответчиков –
1. ФИО11, доверенность от 23.12.2022, служебное удостоверение,
2. ФИО12, доверенность от 07.03.2022, паспорт,
от третьих лиц –
1. ФИО13, доверенность от 23.01.2023, паспорт,
2-12 – не явились, извещены,
установил:
Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – истец, ГУП «ТЭК СПб») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация, ответчик) и Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение, соответчик) задолженности в размере 410 258 рублей 64 копеек за тепловую энергию и горячее водоснабжение, потребленные в период с 01.08.2019 по 31.05.2022 (далее – спорный период) жилыми помещениями ответчиков, неустойки в сумме 76 511 рублей 80 копеек, начисленной с 01.09.2019 по 31.07.2022.
От Учреждения 21.11.2022 поступил отзыв на исковое заявление, где ответчик заявлял, что жилые помещения были переданы ряду физических лиц на основании соответствующих договоров купли-продажи с рассрочкой платежа, в связи с чем обязанность оплачивать коммунальные услуги лежит на новых собственниках.
Администрация 24.11.2022 представила возражения на исковое заявление с указанием на то, что реализует свои полномочия и функции по осуществлению собственника государственного имущества Санкт-Петербурга только в отношении тех объектов казны, которые не переданы по договорам третьим лицам, в то время как имеются сведения о том, что спорные помещения были переданы в пользование граждан.
Определением от 17.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Горжилобмен» (далее – СПБ ГБУ «Горжилобмен») и лица, заключившие с ним договоры купли-продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга с рассрочкой платежа, – физические лица: ФИО14, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО15 (далее совместно – третьи лица).
В судебном заседании истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков задолженность в размере 410 258 рублей 64 копеек за тепловую энергию, потребленную квартирами, и законную неустойку в сумме 163 481 рубля 58 копеек, начисленную на указанную задолженность по состоянию на 20.06.2023, с последующим начислением законной неустойки с 21.06.2023 по день фактического исполнения обязательства по оплате тепловой энергии.
Уточненные исковые требования приняты к рассмотрению арбитражным судом и поддержаны представителем истца, пояснив, что сторонами проведена сверка расчетов и при уточнении исковых требований в части неустойки применена действующая ключевая ставка Банка России.
Представитель Администрации против удовлетворения исковых требований возражал, считая, что для целей материально-технического обеспечения деятельности администрации создано Учреждение, которое согласно Уставу осуществляет выполнение мероприятий по содержанию жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, не переданных по договорам третьим лицам и расположенных на территории района, тогда как спорные квартиры переданы по договорам в пользование граждан, что исключает обязанность Учреждения по содержанию жилых помещений.
Представитель Учреждения против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указывая, что квартиры переданы в пользование граждан и обязательства по оплате коммунальных платежей в соответствии с договорами купли-продажи возложены на них; по результатам проведенной сверки расчетов Учреждение признало иск в части 16 808 рублей 78 копеек, начисленных за период с 20.10.2021 по 31.10.2022 за квартиру 46 по пр.Героев, д.26, корп.1, когда квартира была пустующей, и неустойки в части 3935 рублей 83 копеек, начисленной на указанную задолженность.
Представитель СПб ГБУ «Горжилобмен» поддержала ранее представленную позицию по иску, дав пояснения относительно заключенных договоров купли-продажи с третьими лицами.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено по имеющимся доказательствам в отсутствие третьих лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга жилых помещениях:
квартира 103, расположенная по адресу: г.Санкт-Петербург, <...>, лит.А (государственная регистрация права от 21.10.2011 № 78-78-35/088/2011-317), далее – квартира 103;
квартира 547, расположенная по адресу: <...>, лит.А (государственная регистрация права от 27.06.2014 № 78-78-35/039/2014-047), далее – квартира 547;
квартира 555, расположенная по адресу: <...>, лит.А (государственная регистрация права от 27.06.2014 № 78-78-35/039/2014-055), далее – квартира 555;
квартира 513, расположенная по адресу: <...>, лит.А (государственная регистрация права от 27.06.2014 № 78-78-35/039/2014-013), далее – квартира 513;
квартира 315, расположенная по адресу: <...>, лит.А (государственная регистрация права от 27.06.2014 № 78-78-35/039/2014-315), далее – квартира 315;
квартира 46, расположенная по адресу: <...>, лит.А (государственная регистрация права от 26.04.2013 № 78-78-35/093/2013-046), далее – квартира 46.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг в многоквартирном доме регулируются жилищным законодательством (пункт 10 части 1 статьи 4 и часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее – ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 названной статьи).
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Следовательно, собственник помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе и в части оплаты коммунальных услуг, в том числе приходящиеся на содержание общедомового имущества.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» с 03.04.2018 внесены изменения в названный Кодекс, в силу которых часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в частности, договора на горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение).
Приведенное положение предоставляет собственникам помещений в многоквартирном жилом доме право принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров ресурсоснабжения.
Такие решения о внесении с 01.09.2018 платы за электроэнергию, отопление и горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение в части индивидуального потребления коммунального ресурса и коммунального ресурса, израсходованного на общедомовые нужды, в полном объеме непосредственно ресурсоснабжающим организациям принято общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: г.Санкт-Петербург, <...>, лит.А; <...> лит.А приняты 31.07.2018, что подтверждено имеющимися в материалах дела протоколами названных общих собраний, проведенных в очно-заочной форме в период с 04.07.2018 по 22.07.2018.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 названного Кодекса, коммунальные услуги таким собственникам предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с договорами, заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени.
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный между собственником помещения в многоквартирном жилом доме и ресурсоснабжающей организацией, считается заключенным со всеми собственниками помещений в доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений, предусмотренном в пункте 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие письменного договора с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30).
Истец осуществлял теплоснабжение названных жилых помещений, отпустив тепловую энергию суммарной стоимостью 410 258 рублей 64 копейки, в том числе:
квартире 103 (лицевой счет <***>) – 7018 рублей 64 копейки за период с января по май 2022 года;
квартире 547 (лицевой счет <***>) – 94 931 рубль 06 копеек за период с августа 2019 года по май 2022 года;
квартире 555 (лицевой счет <***>) – 115 109 рублей 99 копеек за период с августа 2019 года по май 2022 года;
квартире 513 (лицевой счет <***>) – 97 275 рублей 15 копеек за период с августа 2019 года по май 2022 года;
квартире 315 (лицевой счет <***>) – 46 317 рублей 14 копеек за период с августа 2019 года по май 2022 года;
квартире 46 (лицевой счет <***>) – 49 606 рублей 66 копеек за период с августа 2019 года по май 2022 года.
Документы, подтверждающие оплату тепловой энергии, потребленной квартирами, в материалах дела отсутствуют.
Судом не приняты возражения ответчиков, считающих, что истец вправе требовать оплаты потребленной квартирами в спорный период тепловой энергии с фактических пользователей квартир.
Действительно, выданные отделом вселения и регистрационного учета граждан Учреждения справки о регистрации по форме № 9 в отношении спорных квартир содержат сведения об отсутствии нанимателей и о пользователях, в качестве правоустанавливающих документов которых на нежилое помещение указаны договоры купли-продажи помещений государственного жилого фонда Санкт-Петербурга с рассрочкой платежа.
По указанным договорам СПб ГБУ Горжилобмен в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.09.2010 № 1246 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1540», являясь оператором целевых жилищных программ Санкт-Петербурга, во исполнение распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, передал жилые помещения участникам целевой программы Санкт-Петербурга на основании Закона Санкт-Петербурга от 30.11.2005 № 648-91 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Жилье работникам бюджетной сферы», постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1540 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Жильё работникам бюджетной сферы».
Квартира 103 передана ФИО15 на основании договора от 01.07.2021 № 42Г/103н и по акту приема-передачи от 21.07.2021 после прекращения обязательств по ранее заключавшемуся договору от 17.11.2011 с ФИО16 (акт приема-передачи от 24.09.2020).
Квартира 46 передана ФИО14 на основании договора от 10.01.2014 № 26К1Г/46н и по акту приема-передачи от 27.01.2014; согласно реестру наследственных дел официального сайта нотариальной палаты после умершей 19.10.2021 ФИО14 открыто наследственное дело № 88/2022
Квартира 315 передана ФИО2 на основании договора от 01.10.2014 № 24К2Г/315н и по акту приема-передачи от 15.10.2014. В связи с досрочным исполнением обязательств по договору с ФИО17 16.01.2023 подписан акт исполнения обязательств, право собственности зарегистрировано за ФИО2 20.01.2023.
Квартира 513 передана ФИО3, ФИО4, ФИО4 на основании договора от 11.08.2014 № 24К2Г/513н и по акту приема-передачи от 14.08.2014.
Квартира 555 передана ФИО5, ФИО6 на основании договора от 29.08.2014 № 24К2Г/555н и по акту приема-передачи от 14.08.2014.
Квартира 547 передана ФИО7, ФИО18, ФИО9 основании договора от 11.08.2014 № 24К2Г/347 и по акту приема-передачи от 29.08.2014. В связи с досрочным исполнением обязательств по договору с ФИО7 и ФИО18 23.12.2022 подписан акт исполнения обязательств, право собственности зарегистрировано за ФИО7 и ФИО18 26.12.202; дополнительным соглашением от 23.12.2022 ФИО9 исключении из договора в связи со смертью.
Пунктом 1 статьи 8.1 и статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
В пункте 1 статьи 551 ГК РФ указано, что переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 223 ГК РФ право собственности переходит к приобретателю по договору с момента передачи вещи, если иное не установлено договором или законом.
В отношении недвижимого имущества момент перехода права собственности императивно привязан к моменту регистрации такого перехода (пункт 2 статьи 223 ГК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 ГК РФ). При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве.
В отсутствие государственной регистрации такой договор не влечет юридических последствии для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении.
Договоры между лицами, фактически потреблявшими тепловую энергию в спорный период, и истцом (ресурсоснабжающей организацией) не заключены: перечень лиц, с которыми, за исключением собственников жилых помещений, ресурсоснабжающие организации заключают прямые договоры, определен исчерпывающим образом частью 9 статьи 157.2 ЖК РФ.
В указанный перечень входят следующие категории нанимателей:
- наниматель жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора (пункт 1.1 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (пункт 3 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- член жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом (пункт 4 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- лицо, принявшее от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (пункт 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- застройщик (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (пункт 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения с момента заключения договора найма, у собственника помещения – с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Таким образом, лица, в пользование которых передавались квартиры, не заключили прямые договоры с истцом на основании норм закона.
Сведения об исполнении третьими лицами обязанности заключить договоры на предоставление коммунальных услуг, установленной пунктом 3.1.1 договоров купли-продажи жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга с рассрочкой платежа участникам целевой программы Санкт-Петербурга «Жилье работникам бюджетной сферы», заключенных с СПб ГБУ «Горжилобмен», в материалах дела отсутствуют.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 (далее – Положение № 1098), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.13.18 Положения № 1098 установлено, что администрация района уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
На основании пунктов 3.14.2, 3.14.3 Положения № 1098 администрация района уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенных в нежилом здании, сооружении, при принятии решений о содержании и ремонте общего имущества в нежилом здании, сооружении и при принятии решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в нежилом здании, сооружении
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.
В силу пункта 4.23 Положения № 1098 полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации.
Таким образом, именно Администрация как исполнительный орган государственной власти, ответственный за организацию содержания и обслуживания государственного жилищного и нежилого фонда, и выступающий в качестве главного распорядителя бюджетных средств по соответствующей статье расходов, возложена обязанность по оплате коммунальных услуг, содержанию и обслуживанию нежилого помещения.
В отсутствие договора теплоснабжения у Учреждения не возникает обязательство по оплате тепловой энергии, потребленной объектом, находящимся в государственной собственности города Санкт-Петербурга, не переданным ему на вещном праве оперативного управления (право оперативного управления в отношении нежилого помещения прекращено 15.01.2018 на основании распоряжения Комитета от 13.12.2017 № 767-рк).
Расчет стоимости переданной тепловой энергии ответчиками не спорен, альтернативный расчет не представлен; доказательства того, что система теплоснабжения объекта в установленном порядке отключена от системы централизованного теплоснабжения истца не представлены.
Как установлено статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Исполнение обязательств может обеспечиваться способами, предусмотренными пунктом 1 статьи 329 ГК РФ, включая неустойку.
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств, является неустойка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьей 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Из содержания указанной нормы вытекает, что кредитор вправе потребовать уплаты законной неустойки независимо от того, в каком порядке предусмотрена ее уплата в договоре, и предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
На основании указанной нормы права истец на сумму задолженности за спорный период начислил по состоянию на 20.06.2023 неустойку по закону в сумме 14 475 рублей, в том числе за квартиру 103 – 784 рубля 46 копеек с 23.02.2022, за квартиру 547 – 39 963 рубля 54 копейки с 16.10.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021, за квартиру 555 – 45 394 рубля 54 копейки с 16.10.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021, за квартиру 513 – 39 452 рубля 89 копеек с 16.10.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021, за квартиру 315 – 18 358 рублей 25 копеек с 16.10.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021, за квартиру 46 – 19 527 рублей 90 копеек с 16.10.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021. Расчет неустойки не оспорен ответчиками, проводившими сверку расчетов, проверен и принят арбитражным судом.
По смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (пункт 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7).
Исходя из этого и с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником, а также принимая во внимание, что иной срок окончания моратория не установлен, суд считает обоснованным требование истца о взыскании законной неустойки, начисленной с 21.06.2023, по день фактического исполнения основного обязательства, то есть на будущий период и без указания конкретной суммы пеней.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает, что исковые требования, предъявленные к Администрации, подлежат удовлетворению; в иске к Учреждению, являющемуся ненадлежащим ответчиком, следует отказать.
При принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ в состав судебных расходов входит государственная пошлина.
Платежным поручением от 28.07.2022 № 22029 истец уплатил государственную пошлину в размере 15 000 рублей, тогда как исходя из цены уточненного иска, уплате подлежала государственная пошлина в размере 14 475 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено. В соответствии со статьей 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, истцу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 525 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком – лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Следовательно, государственная пошлина, уплаченная истцом, в оставшейся части возмещается истцу Администрацией.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (ИНН: <***>) в пользу государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (ИНН: <***>):
денежные средства в размере 573 740 рублей 26 копеек, в том числе основную задолженность в размере 410 258 рублей 64 копеек и неустойку в размере 163 481 рубля 58 копеек,
неустойку, начисленную с 21 июня 2023 года по дату фактического исполнения основного обязательства, составляющего 410 258 рублей 64 копейки, исходя из ставки, установленной частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки;
судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 14 475 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Санкт-Петербургскому государственному казённому учреждению «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» отказать.
Возвратить государственному унитарному предприятию «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 525 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Золотарева Я.В.