Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
14 ноября 2019 года Дело № А56-92784/2019
Резолютивная часть решения объявлена октября 2019 года . Полный текст решения изготовлен ноября 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта
заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: 1. Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка";
2. Общество с ограниченной ответственностью "РДС"
о признании недействительными решения и предписания по делу ТО2-475/19 от 23.07.2019
при участии
от заявителя: ФИО1 (по доверенности 28.12.2018)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от третьих лиц: 1. не явился, извещен
2. ФИО2 (по доверенности от 24.06.2019 № 23/06)
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт- Петербургу (далее – заинтересованное лицо, УФАС, Управление) о признании недействительными решения и предписания по делу ТО2-475/19 от 23.07.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка"; Общество с ограниченной ответственностью "РДС".
В судебном заседании заявитель поддержал требования.
Представитель ООО "РДС" возражал против удовлетворения заявления.
УФАС и АО "Единая электронная торговая площадка", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле адресам, в судебное заседание представителей не направили.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18.06.2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908003774 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на реконструкцию контактной сети трамвая пр. М. Казакова, ул. Десантников от пр. Стачек до Петергофского шоссе (далее - Закупка), включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее - Положение о закупках) в редакции от 18.06.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п | Наименование | Значение |
1. | Начальная (максимальная) цена | 161 105 766 ,70 руб. |
2. | Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) | 18.06.2019 |
3. | Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) | 04.07.2019 в 09:00 (МСК) |
4. | Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) | 09.07.2019 в 10:00 (МСК) |
5. | Место рассмотрения и оценки заявок | 196105, Санкт-Петербург, ул. Сызранская, д. 15, Конференц-зал |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31908003774 не был заключен договор.
ООО «РДС» обратилось в УФАС с жалобой (вх.№ 21051-ЭП/19 от 12.07.2019) на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее - Закупочная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на реконструкцию контактной сети трамвая пр. М. Казакова, ул. Десантников от пр. Стачек до Петергофского шоссе (извещение № 31908003774), ссылаясь на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, в необоснованном отклонении его заявки от участия в процедуре Закупки.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС вынесла решение от 23.07.2019, которым признала жалобу ООО «РДС» обоснованной.
В действиях организатора торгов СПБ ГУП «Горэлектротранс» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на реконструкцию контактной сети трамвая пр. М. Казакова, ул. Десантников от пр. Стачек до Петергофского шоссе (извещение № 31908003774) УФАС признало нарушения: п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении требований к участникам Закупки по условиям и в порядке, которые не указаны в Документации, допущенное путем неправомерного отклонения от участия в процедуре Закупки заявки участника ООО «РДС» на основании непредставления листа записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенных в недействующую редакцию учредительных документов.
Организатору торгов СПБ ГУП «Горэлектротранс» выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на реконструкцию контактной сети трамвая пр. М. Казакова, ул. Десантников от пр. Стачек до Петергофского шоссе (извещение № 31908003774) путем отмены протоколов рассмотрения заявок на участие в Закупке и подведения итогов Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель оспорил их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Как следует из материалов дела, СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1. информационная открытость закупки;
2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Закупке № 48-2/2019-ОК от 09.07.2019 заявка ООО «РДС» была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: «Состав документов заявителя не соответствует требованиям документации, а именно: участником не предоставлен лист записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенных в учредительные документы, от 08.11.2016 ГРН №2167848763256, что не соответствует требованиям подпункта 8.1.8.13 подпункта 8.1.8 пункта 8.1 статьи 8 Документации».
В соответствии с частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из п. 7.5.1 документации, конкурсные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в конкурсной документации, на основании представленных в составе конкурсных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных конкурсной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
Сведения об участнике закупки проверяются заказчиком, в том числе на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц, выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещенной на сайте https://egrul.nalog.ru/.
Пунктом 8.1.1 Документации установлено, что конкурсная заявка должна содержать всю требуемую в конкурсной документации информацию и документы.
В соответствии с п. 8.1.8.13 Документации в конкурсной заявке должны быть представлены свидетельства и/или листы записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенных в учредительные документы.
На основании п. 8.1.4 Документации конкурсная заявка участника, не соответствующая требованиям конкурсной документации, отклоняется.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, представленной в составе заявки ООО «РДС», в реестре содержатся сведения о ГРН и датах внесения записей об изменениях, вносимых в учредительные документы:
ООО «РДС» в составе заявки на участие в Закупке представил свидетельства и листы записи по всем вышеуказанным записям, однако представленный лист записи о внесенных изменениях от 08.11.2016 имеет ГРН, не соответствующий указанному в Выписке из ЕГРЮЛ, представленной в составе заявки ООО «РДС», а именно: 2167848763707, а не 2167848763256 согласно указанному в Выписке из ЕГРЮЛ.
Таким образом, заявка ООО «РДС» была отклонена от участия в процедуре Закупки в связи с непредставлением листа записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенных в учредительные документы, от 08.11.2016 ГРН 2167848763256.
Согласно ст. 52 Гражданского кодекса РФ учредительный документ — это документ, на основании которого действует организация: документ, определяющий основные характеристики организации (организационно-правовую основу, наименование, местонахождение) и устанавливающий порядок управления в ней. Изменения в учредительные документы юридических лиц приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» учредительным документом общества является устав.
Представитель ООО «РДС» пояснил, что устав ООО «РДС» в новой редакции зарегистрирован 14.03.2018, на основании которого ООО «РДС» действует и по настоящее время, на основании чего были выданы:
- лист записи ЕГРЮЛ о внесении записи о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, на основании заявления от 14.03.2018 ГРН 6187847081790;
- свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от 14.03.2018.
ООО «РДС» также отметил, что на момент подачи заявки изменений, вносимых в учредительные документы, не имеется. Все вышеуказанные документы, представленные в составе заявки ООО «РДС», являются актуальными. Все представленные в составе заявки ООО «РДС» листы записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице являются исчерпывающими документами об изменениях, внесенных в учредительные документы ООО «РДС», из указанных документов СПб ГУП «Горэлектротранс» имеет возможность проследить историю общества. Лист записи от 08.11.2016 ГРН 2167848763256, указанный как отсутствующий в составе заявки ООО «РДС», относится к уставу в предыдущей редакции и на сегодняшний день не действует, а значит не является актуальным документом и не может входить в перечень документов, требуемых в соответствии с п. 8.1.8.13 Документации.
Требование Организатора торгов предоставлять копии неактуальных (устаревших) сведений о внесении изменений в недействующую на сегодняшний день редакцию учредительных документов не несет никакой информативной нагрузки и не имеет юридических оснований. Непредставление листа записи от 08.11.2016 ГРН 2167848763256 не может являться основанием для отклонения заявки ООО «РДС», так как изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а значит с 14.03.2018.
Как следует из материалов дела, УФАС проанализировав заявку ООО «РДС», установила, что ООО «РДС» в составе заявки на участие в Закупке представило устав ООО «РДС» в новой редакции, зарегистрированный 14.03.2018, а также лист записи ЕГРЮЛ о внесении записи о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, на основании заявления от 14.03.2018 ГРН 6187847081790.
Таким образом, в составе заявки ООО «РДС» были представлены все актуальные документы и сведения о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенных в учредительные документы, вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «РДС» от участия в процедуре Закупки на основании непредставления листа записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенных в недействующую редакцию учредительных документов, является неправомерным, как принятое в порядке, не соответствующем Документации, что и было установлено Управлением.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение вынесено антимонопольным органом правомерно и обоснованно. На основании изложенных в решении выводов Управлением выдано законное предписание об устранении допущенных нарушений.
Следовательно, требования о признании недействительными решения и предписания удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Требования Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.