ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-94590/19 от 07.07.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

06 сентября 2020 года                                                                     Дело № А56-94590/2019

Резолютивная часть решения объявлена   июля 2020 года .

Полный текст решения изготовлен   сентября 2020 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Селезнёва О.А.,

при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарь Стенникова А.С., после перерыва помощник – Натсак В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОСТЕЛЕКОМ" (ИНН 7707049388)

к заинтересованному лицу – УПФР В ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЙОНЕ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА (ИНН 7802196329)

- об оспаривании решения от 30.05.2019 № 27-06-73/013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в части признания неправомерной корректировки (в части)

- об обязании отразить уменьшение начисленных страховых взносов на лицевом счете

при участии

от заявителя – до перерыва Ануфриева В.В. дов. от 16.03.2018, Линьков И.А. дов. от 13.06.2018; после перерыва Линьков И.А. дов. от 13.06.2018, Жуков А.Ю. дов.  от 27.04.2020, Ануфриева В.В. дов. от 16.03.2018;

от заинтересованного лица –  до и после перерыва Зырянов В.Г. дов. № 27-12-26/29 от 27.12.2019;

установил:

ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОСТЕЛЕКОМ" (далее – Заявитель, Общество) с соблюдением установленного срока обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к УПФР В ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЙОНЕ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА (далее – Ответчик, заинтересованное лицо Фонд, Управление, УПФР) с заявлением, содержащим следующие требования (с учетом уточнения требований, произведенного в порядке ст.49 АПК РФ):

1)  об оспаривании решения от 30.05.2019 г. № 27-06-73/013 (далее - Решение) в части признания Фондом неправомерной произведенной Обществом корректировки сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) в отношении выплат по коду 413 «Оплата перерывов для кормления ребенка» в сумме 612 485,41 руб. и по коду 423 «Оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата» в сумме 4 231 710,94 руб., а также по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в размере 9 663,66 руб., начисленных по тому же основанию;

2) об обязании УПФР отразить уменьшение начисленных страховых взносов на лицевом счёте Заявителя, в результате исключения из базы для начисления страховых взносов отдельных видов вознаграждений, а именно:

- оплаты перерывов для кормления ребенка (код 413) в сумме 612 485,41 руб.

- оплаты одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата (код 423) в сумме 4 231 710,94 руб., а также по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в размере 9 663,66 руб., начисленных по тому же основанию.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования; на вопрос суда пояснил, что резолютивная часть Решения в данном случае не оспаривается. Представитель Фонда возражал против его удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на заявление.

Материалы дела исследованы по ст. 65, 70, 71 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 21.02.2019 Заявитель представил Ответчику корректирующий расчет по форме РСВ-1 за 2016 г., в соответствии с которым были уменьшены начисления страховых взносов в отношении отдельных видов выплат работникам (оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата (код 423) , оплата перерывов для кормления ребенка (код 413), доходы прочее (код 609), а также доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу в пользу двух застрахованных лиц, занятых на работах с вредными условиями труда.

Фондом с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС в Пенсионный фонд Российской Федерации и ОМС в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования проведена камеральная проверка данного расчета.

По итогам проверки Ответчиком составлен акт камеральной проверки от 30.04.2019 № 27-06-73/009. Согласно данному Акту Фондом установлено, что корректировки, внесенные Обществом по кодам 413 «Оплата перерывов для кормления ребенка»,  423 «Оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата», включаются, по мнению Фонда, в облагаемую базу по страховым взносам, в связи с тем, что перечисленные выплаты не указаны в перечне сумм, определенных статьей 9 Федерального Закона Российской Федерации от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), как не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иных вознаграждения физическим лицам.

По результатам рассмотрения материалов проверки, Ответчиком вынесено решение от 30.05.2019 г. № 27-06-73/013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, согласно которому произведенные Обществом корректировки сумм начисленных страховых взносов на ОПС и ОМС в отношении выплат по коду 413 «Оплата перерывов для кормления ребенка» в сумме 720 501,74 руб. и по коду 423 «Оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата» в сумме 4 900 649,12 руб., а также по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в размере 10 940,11 руб., начисленных по тому же основанию, признаны неправомерными.

Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 42 732,87 руб., пени в сумме 6 073,67 руб. и штрафа в размере 8 546,57 руб., а также внести исправления в документы бухгалтерского учета и представить уточненный расчет по форме РСВ-1 ПФР (доначислить страховые взносы по ОПС в сумме 4 427 564,36 руб. и по ОМС в размере 1 229 072,24 руб.) за отчетный период 2016 год с отражением расчетных периодов 2014, 2015, 2016 годов.

Не согласившись с Решением в части, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений но договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а», «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, в указанный период времени определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

В силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о том, что работник лично за плату выполняет трудовую функцию. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности (статья 16 ТК РФ).

Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.

При этом статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). При этом указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.

Таким образом, законодатель выделяет два вида компенсационных выплат: компенсации, которые связаны с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда, и компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей (статья 164 ТК РФ).

В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для начисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона № 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в ТК РФ.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статьей 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда, а выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Следовательно, предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела они могут быть расценены как вознаграждение, предоставленное работнику в связи с выполнением им работы (служебных обязанностей). При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между организацией и ее работниками не служит основанием для признания всех выплат, которые предоставляются данным работникам, оплатой за их труд.

Учитывая в совокупности вышеназванные правовые нормы Федерального закона № 212-ФЗ и ТК РФ, действовавшие в проверяемый период, объектом начисления страховых взносов являются именно выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат. Иное толкование статьи 7 Закона № 212-ФЗ противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированной в ТК РФ.

В связи с этим выплаты работникам, предоставляемые безотносительно к их вкладу в работу организации и ее результату, не могут быть отнесены ни к вознаграждению за работу, ни к выплатам компенсационного либо стимулирующего характера и не являются объектом обложения страховыми взносами.

В ПАО «Ростелеком» в 2015-2017 годах действовал Коллективный договор, который был заключен в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», «О занятости населения в Российской Федерации», Положением о социальном партнерстве в отрасли «Связь» Российской Федерации.

Согласно данному договору под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В пункте 7.3 Коллективного договора указано, что система оплаты и стимулирования труда построена на единых для Корпоративного центра и всех макрорегиональных филиалов и филиалов Общества принципах и регламентируется Положениями об оплате труда и другими локальными нормативными актами, которые утверждаются работодателем в установленном законодательством порядке с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Положениями пункта 7.4. Коллективного договора определено, что оплата труда в Обществе осуществляется работодателем с учетом:

- целей и задач, стоящих перед Обществом;

- экономических возможностей Общества;

- удовлетворения потребностей работников и создания позитивных трудовых мотиваций к достижению максимальных индивидуальных и коллективных результатов труда;

- квалификации работников;

- сложности, ответственности, количества, качества и условий выполняемой работы;

- требований действующего законодательства, регулирующего данную область.

Коллективным договором (пунктом 7.8) также предусмотрено, что в Обществе действуют социальные программы, под которыми понимается система выплат (гарантии, компенсации, льготы) предусмотренных действующим законодательством, настоящим Коллективным договором и иными локальными нормативными актами Общества. Основные социальные программы, действующие в Обществе, перечислены в разделе 9 Коллективного договора.

Кроме того, разделом 9 Коллективного договора предусмотрено, что для обеспечения социальной защищенности Работников ОАО «Ростелеком», членов их семей, неработающих пенсионеров и инвалидов, Работодатель в рамках основных социальных программ:

- предоставляет льготы и гарантии, связанные с досугом, отдыхом и поддержанием здоровья Работников и членов их семей;

- в связи с юбилейными датами Работников рассматривает предложения по представлению Работников к присвоению званий и наград;

- Общество представляет выплату материальной помощи по различным основаниям;

- реализует программы дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения Работников;

-предоставляет льготы и гарантии малоимущим семьям и работникам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

Одна из таких гарантий предусмотрена в пункте 8.3 Коллективного договора. Согласно данному пункту работникам Общества, получившим уведомление о предстоящем сокращении, гарантируется предоставление свободного времени для поисков новой работы (один рабочий день или одна рабочая смена в неделю, кроме рабочей) с сохранением среднего заработка. Свободное время для поиска работы предоставляется работникам Общества по их письменному заявлению, дата определяется по соглашению с Работодателем.

Система и размеры оплаты труда у Заявителя в 2015 году регулировалась Положением об оплате труда работников Корпоративного центра ОАО «Ростелеком» (редакция № 3), утвержденным Приказом от 30.04.2014 № 01/01/383-14 (далее Положение об оплате труда).

Согласно пункту 5.4. Положения об оплате труда размер вознаграждения каждого работника Общества устанавливается в рамках утвержденной структуры вознаграждений в соответствии с установленным для его должности грейдом и зависит от его квалификации, результативности, сложности выполняемой работы и степени влияния на результаты деятельности Общества.

Пункт 5.8. указанного Положения об оплате труда предусматривает повышение оплаты труда за работу в ночное время, которое устанавливается в процентах от часовой ставки (оклада):

- работникам, работающим в многосменном режиме, за работу в ночное время производится доплата в размере 40% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время;

- работникам, работающим не в многосменном режиме, за работу в ночное время производится доплата в размере 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

В соответствии с Приложением № 3 Положения об оплате труда определен Порядок установления доплат и надбавок, учитывающих специфику труда.

К доплатам и надбавкам, учитывающим специфику труда, относятся дополнительные выплаты, которые устанавливаются работникам сверх установленного оклада, за выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, с целью компенсировать дополнительные трудозатраты работника, связанные с условиями труда, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда, а также с целью стимулировать работников к выполнению дополнительных функций, обязанностей и объемов работ в пределах нормальной продолжительности рабочего времени.

В состав дополнительных выплат, учитывающих специфику труда, включаются доплаты и надбавки, связанные:

- с характеристиками рабочего места;

- со спецификой деятельности работника;

- с работой в особых условиях (статья 146 ТК РФ);

- со спецификой рабочего времени.

При этом пунктом 5.10 Положения об оплате труда Заявителя предусмотрено, что перечень доплат, надбавок и выплат стимулирующего характера, приведенных в пп. 5.5, 5.8, а также в Приложении 3 к Положению об оплате труда, при разработке и утверждении Положений об оплате труда и иных локальных нормативных актов макрорегиональных и региональных филиалов, филиала УПЦ РТ и филиала МФ ОЦО расширению не подлежит, за исключением иных доплат и надбавок, установленных в соответствии с действующим законодательством РФ.

Данные обстоятельства, по мнению суда, не позволяют отнести спорные выплаты по кодам 413 и 423 к выплатам, подлежащим обложению страховыми взносами.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в том числе государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Согласно ст. 258 ТК РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.

Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 9 закона 212-ФЗ как государственное пособие, выплачиваемое в соответствии с законодательством РФ. При этом суд принимает во внимание судебную практику, сформированную судами Северо-западного округа по аналогичным платежам (в частности, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.08.2019 по делу №А56-108665/2018).

Предоставление женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, оплачиваемых перерывов для кормления ребенка (детей) связано с жизненными обстоятельствами данных работников, а не с их трудовой функцией. Осуществляя оплату указанных перерывов, работодатель не платит за выполненный труд и не обеспечивает условия труда, а выполняет социальные обязательства, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации для отдельных категорий работников - лиц, имеющих детей в возрасте до полутора лет.

В отношении выплат, произведенных сотрудникам, суд полагает, что, поскольку Фондом не доказано, что данные выплаты являются стимулирующими, зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, а также являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), исключение Обществом оплаты перерывов для кормления детей из базы для начисления страховых взносов (код 413) в отношении указанных сотрудников не противоречит действующему законодательству.

В отношении исключения из базы для начисления страховых взносов выплат по коду 423 «Оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата», произведенных Заявителем своим сотрудникам в связи с сокращением численности или штата суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с п. 8.3. Коллективного договора на 2015-2017
ОАО «Ростелеком» работникам Общества, получившим предупреждение о предстоящем сокращении, гарантируется предоставление свободного времени для поисков новой работы (один рабочий день или одна рабочая смена в неделю, кроме ночной) с сохранением среднего заработка. Свободное время для поиска работы предоставляется Работникам Общества по их письменному заявлению, дата определяется по соглашению с Работодателем.

В ходе камеральной проверки Обществом были представлены Фонду приказы о предоставлении работникам свободного времени для поиска работы (например, в соответствии с Приказом от 12.02.2015 № 02-12-01701\л Абловой Татьяне Ивановне оператору связи  4 разряда Точки продаж и обслуживания г. Лесозаводск Центра продаж и сервиса г. Владивосток Управления по работе с массовым сегментом, получившей предупреждение о предстоящем сокращении, 13.02.2015 г. был предоставлен день для поиска новой работы с сохранением среднего заработка).

Представленные трудовые договоры, а также локальные нормативные акты Общества подтверждают довод Заявителя о том, что выплаты по коду 423 не входят в систему оплаты труда. Обратное в ходе проверки Фондом доказано не было.

Кроме того, Фондом также не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что возможность реализации права работников на предоставление свободного времени для поисков новой работы поставлено в зависимость от отсутствия фактов привлечения его к дисциплинарной ответственности или может быть обусловлено достижением какого-либо производственного результата или выполнения иных трудовых показателей.

Отсутствие данных обстоятельств, свидетельствует о том, что право работников на один оплачиваемый день для поиска работы не связано с выполняемой ими работой и не включается в систему оплаты труда.

В этой связи суд полагает, что уменьшение Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в связи с исключением выплат по коду 423 из базы для начисления страховых взносов на сумму соответствует действующему законодательству и произведено правомерно.

Законом № 212-ФЗ не установлено ограничений для уточнения плательщиком страховых взносов базы для их начисления в случае обнаружения им ошибок, которые привели к излишней уплате страховых взносов.

В соответствии с частью 2 ст.17 Закона № 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.

При указанных обстоятельствах у Фонда не имелось оснований для принятия оспариваемого решения от 30.05.2019 г. № 27-06-73/013 в части признания неправомерной произведенной Обществом корректировки сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) в отношении выплат по коду 413 «Оплата перерывов для кормления ребенка» в сумме и по коду 423 «Оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата», а также по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, начисленных по тому же основанию.

Учитывая изложенные обстоятельства, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным в указанной части.

В остальной части в удовлетворении заявления следует отказать, поскольку лицевой счет, который ведет соответствующий орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Поэтому отражение/неотражение в лицевом счете обязательных платежей само по себе не ущемляет прав налогоплательщика в данном случае (при том, что резолютивная часть Решения не оспорена заявителем).

В соответствии со статьей 110 АПК РФ распределены расходы по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

1.решение от 30.05.2019 № 27-06-73/013 – признать недействительным в части признания неправомерной корректировки сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в отношении следующих выплат:

- по коду 413 «оплата перерывов для кормления ребенка»   в   сумме   612 485,41 руб.;

- по коду 423 «оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата»   в   сумме   4 231 710,94 руб., а также по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в размере 9 663,66 руб.

2. в удовлетворении  заявления в остальной части – отказать.

3. взыскать с УПФР В ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЙОНЕ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА в пользу ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОСТЕЛЕКОМ" 3 000 руб. государственной пошлины.

4. Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                              Селезнёва О.А.