ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-99646/20 от 21.09.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 ноября 2021 года.                                                                                    Дело № А56-99646/2020

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2021 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи  Золотаревой Я.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степанян С.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: общество с ограниченной ответственностью "Бокситогорская городская жилищная управляющая организация" (адрес: 187650, <...>; ОГРН: <***>, дата регистрации: 10.12.2007, ИНН: <***>);

ответчик: администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (адрес: 187650, <...>; ОГРН: <***>, дата регистрации: 01.10.1996, ИНН: <***>);

о взыскании задолженности,

при участии:

от истца – ФИО1, доверенность от 11.01.2021, паспорт;

от ответчика – не явился, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Бокситогорская городская жилищная управляющая организация» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее – ответчик, Администрация) задолженности в размере 644 342 рублей 90 копеек по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги,оказанные в периодс мая 2015 года по сентябрь 2020 года в отношении принадлежащих ответчику:

- квартиры № 3 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>;

- квартиры № 14 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>;

- квартиры № 54 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>;

-½ доли квартиры № 40 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>;

-½ доли квартиры № 3 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>;

- квартиры № 33 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>;

- квартиры № 21 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>;

а также судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в размере 9643 рублей 43 копеек.

В судебном заседании, состоявшемся 22.06.2021, судом приняты к рассмотрению исковые требования, уточенные истцом в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), где истец просил взыскать с ответчика задолженность в размере 310 766 рублей 05 копеек, указав на согласие с заявлением Администрации о пропуске срока исковой давности за период до 31.08.2017.

Истец, повторно уточнив исковые требования, просил взыскать с ответчика задолженность за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.09.2017 по 30.09.2020 в размере 141 857 рублей 49 копеек, в том числе: 

- 43 974 рубля 07 копеек за квартиру № 14 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>;

- 56 731 рубль 73 копейки за квартиру № 21 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>;

- 35 042 рубля 91 копейку за ½ доли квартиры № 3 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>;

- 6108 рублей 78 копеек за ½ доли квартиры № 40 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>.

Уточненные исковые требования приняты к рассмотрению арбитражным судом и поддержаны представителем истца, пояснившим, что исковые требования уточнены им в связи с тем, что по спорным жилым помещениям по адресам:  <...> выявлено наличие наследственных дел.

До начала судебного заседания от Администрации поступило заявление о проведении судебного заседания в отсутствие представителя ответчика, в связи с тем, что открытие наследственных дел подтверждено приложениями к возражениям на исковое заявление от 27.04.2021, исковые требования подлежат уточнению, поддерживает ранее изложенные возражения, указывая также на то, что фактически услуги по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению истцом не оказывались, поскольку указанное имущество в спорный период никому не предоставлялось, является неиспользуемым имуществом казны Бокситогорского городского поселения.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено по имеющимся доказательствам в отсутствие ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Материалами дела подтверждено и не сторонами, что в управлении истца, являющегося в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управляющей организацией, находятся многоквартирные дома по адресам: <...>

Квартира № 14 в многоквартирном жилом доме 20 по Комсомольской ул. по сведениям единого государственного реестра недвижимости с 18.01.2001 находилась в долевой собственности ФИО2 (1/2), прекращение права собственности которой зарегистрировано 12.05.2007, и ФИО3 (1/2), который по данным реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты умер 07.10.2010. Справка о регистрации по месту жительства (форма № 9) содержит сведения, что в рассматриваемой квартире с 2010 года нет зарегистрированных граждан. Право долевой собственности Бокситогорского муниципального района Ленинградской области зарегистрировано 19.05.2021.

Квартира № 21 в многоквартирном жилом доме 13 по Садовой ул. по сведениям единого государственного реестра недвижимости с 07.08.2000 находилась в собственности ФИО4, которая по данным реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты умерла 17.01.2012. Справка о регистрации по месту жительства (форма № 9) содержит сведения, что в рассматриваемой квартире с 2012 года нет зарегистрированных граждан. Право собственности Бокситогорского муниципального района Ленинградской области зарегистрировано 21.05.2021.

Квартира № 3 в многоквартирном жилом доме 1 по Красной ул. по сведениям единого государственного реестра недвижимости с 14.10.1997 принадлежала на праве долевой собственности ФИО5 (11/40), ФИО6 (11/40) и ФИО7 (18/40). По данным реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты ФИО5 умер 24.09.2008, ФИО6 умерла 19.09.2008. Справка о регистрации по месту жительства (форма № 9) не содержит сведений о зарегистрированных гражданах по состоянию на 27.10.2020. Право долевой собственности Бокситогорского муниципального района Ленинградской области зарегистрировано 19.05.2021 и 20.05.2021 (две доли по 11/40).

Квартира № 40 в многоквартирном жилом доме 4 по ул.Павлова по сведениям единого государственного реестра недвижимости с 12.08.2013 принадлежала на праве долевой собственности ФИО8 (1/2), сведения о прекращении её права в названном реестре отсутствуют.

Вместе с тем, вступившим в законную силу 19.05.2021 решением Бокситогорского городского суда от 14.04.2020 по делу № 2-25/2020 установлено, что ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла 10.01.2014, после её смерти в установленный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства никто из наследников не образался и наследственное дело не заводилось. Удовлетворяя исковые требования ФИО9, которой по данным единого государственного реестра недвижимости принадлежит ½ доля в праве собственности на квартиру, об определении порядка и размера участия в расходах по оплате коммунальных услуг за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт, суд определил, что Администрация вносит плату в размере ½ доли.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Согласно пункту 1 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

В настоящее время отсутствует специальный закон, определяющий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований.

В связи с этим наследование выморочного имущества осуществляется согласно общим правилам о наследовании, установленным гражданским законодательством, с учетом некоторых особенностей. В частности, в силу абзаца второго пункта 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется.

В силу положений пункта 2 статьи 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит жилое помещение, являющееся выморочным имуществом, находящееся на соответствующей территории.

При этом по смыслу пункта 4 статьи 1152 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность соответствующего муниципального образования со дня открытия наследства, которым в соответствии с пунктом 1 статьи 1114 ГК РФ является день смерти гражданина, и независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Таким образом, принятие выморочного имущества в собственность публичных образований происходит в силу прямого указания закона.

Выморочное имущество считается принятым в государственную собственность  вне зависимости от осуществления уполномоченными органами данного субъекта каких-либо действий, направленных на принятие имущества: при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (абзац 2 пункта 1 статьи 1157 ГК РФ).

В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, у муниципального образования как собственника жилых помещений имеется обязанность нести расходы, связанные с жилыми помещениями, приобретенными в собственность в качестве выморочного имущества, со дня открытия наследства. Основания для освобождения собственника от бремени принадлежащего ему имущества в период до государственной регистрации собственником своих прав на него с возложением расходов по содержанию чужого имущества на управляющую организацию в законе отсутствуют.

В соответствии с положениями части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Обеспечивая определенность порядка участия муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, пункт 2 статьи 125 ГК РФ устанавливает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 названного Кодекса.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 37 Закона № 131-ФЗ установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги.

В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из расчета истца следует, что сумма начислений за жилые помещения в период с 01.09.2017 по 30.09.2020 составляет 141 857 рублей 49 копеек, из которых:

- 43 974 рубля 07 копеек за квартиру № 14 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, в том числе 8414 рублей 82 копейки за коммунальные услуги в части холодного и горячего водоснабжения, водоотведения,

- 56 731 рубль 73 копейки за квартиру № 21 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, в том числе 8345 рублей 28 копеек за коммунальные услуги в части холодного и горячего водоснабжения, водоотведения,

- 35 042 рубля 91 копейку за ½ доли квартиры № 3 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, в том числе 8417 рублей 59 копеек за коммунальные услуги в части холодного и горячего водоснабжения, водоотведения,

- 6108 рублей 78 копеек за ½ доли квартиры № 40 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, и при наличии технической возможности установки таких приборов учета, размер платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, предоставленные потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, кратного 1,5.

В соответствии с последним абзацем пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к названным Правилам исходя из норматива водоотведения.

Согласно пункту 56(2) Правил № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Материалами дела подтверждено и не оспорено истцом, что находящиеся в муниципальной собственности жилые помещения фактически муниципальным собственником не использовались и коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению не потреблялись и не могли быть потреблены собственником.

В соответствии с пунктами 86 и 92 Правил № 354 перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, осуществляется только для потребителей в помещении, не оборудованном прибором учета исключительно в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном порядке актом обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. При отсутствии такого документа перерасчет не может быть произведен.

В то же время, согласно второму абзацу пункта 86 Правил № 354 установлено исключение из общего правила о том, что перерасчет не производится, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности: подтвержденный соответствующими документами случай отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению (пункт 87 Правил № 354).

Суд считает, что в рассматриваемом случае ответчиком документально подтверждены случаи отсутствия всех проживающих в принадлежащих муниципальному образованию жилых помещениях лиц в результате действия непреодолимой силы и основания для взыскания с Администрации платежей в сумме 25 177 рублей 69 копеек за холодное, горячее водоснабжение и услуги водоотведения отсутствуют.

Указанные платежи не являются платой за коммунальные услуги на общедомовые нужды, которая согласно пункту 88 тех же Правил не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении.

Платежи за указанный период не производились, документы, подтверждающие оплату задолженности в размере 116 679 рублей 80 копеек, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности; при наследовании имущество переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент (пункт 1 статьи 1110 ГК РФ). У истца отсутствовали основания для прекращения оказания спорных услуг, у собственника возникла обязанность по оплате услуг истца в полном объеме, соответствующем объему услуг, оказывавшемуся наследодателю.

Поскольку наличие обязательства со стороны ответчика и факт его ненадлежащего исполнения ответчиком подтвержден материалами дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

При принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ в состав судебных расходов входит государственная пошлина.

Платежными поручениями от 22.10.2020 № 835 на 9643 рубля 43 копейки и от 30.10.2020 № 858 на 7371 рубль истец уплатил государственную пошлину в сумме 17 014 рублей 43 копейки, тогда как с учетом уменьшения размера исковых требований, уплате подлежало 5256 рублей.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ. Таким образом, возврату истцу по указанному основанию подлежит государственная пошлина в размере 11 758 рублей 43 копеек.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В оставшейся части расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению истцу ответчиком пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бокситогорская городская жилищная управляющая организация» денежные средства в размере 116 679 рублей 80 копеек, составляющие основную задолженность, исудебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 4323 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Бокситогорская городская жилищная управляющая организация»из федерального бюджета государственную пошлину в размере 11 758 рублей 43 копеек.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                          Золотарева Я.В.