Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Саратов
Дело №А57-11282/2011
26 декабря 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2011 года.
Судья Арбитражного суда Саратовской области Т.А. Ефимова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назаровым И.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», город Саранск Республика Мордовия,
к Закрытому акционерному обществу «Саратовгражданремстрой», город Саратов,
о расторжении муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года, о взыскании штрафных санкций в размере 44046 рублей 61 копейки,
при участии:
представителя истца – ФИО1, доверенность №01/09 от 27.01.2011 года сроком на один год, паспорт обозревался,
представителя ответчика – ФИО2, доверенность от 26.10.2010 года сроком на три года, паспорт обозревался,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» с исковым заявлением к Закрытому акционерному обществу «Саратовгражданремстрой» о расторжении муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года, о взыскании штрафных санкций в размере 44046 рублей 61 копейки.
Как следует из искового заявления, между МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» (правопредшественник Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства») и ЗАО «Саратовгражданремстрой» был заключен муниципальный контракт №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года. Согласно пунктам 1.1, 1.2 данного контракта, ЗАО «Саратовгражданремстрой» (Подрядчик) обязуется в установленный контрактом срок выполнить все работы по заданию МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» (правопредшественник Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства») (Заказчик) – «ремонт пешеходных переходов, тротуаров, пандусов в Пролетарском районе городского округа Саранска, в квартале расположения автодорог по улицам: проспект 60 лет Октября, ФИО3, ФИО4, А. Лусс, Н. Эркая – 150, 8 кв.м», собственными силами (заключение Подрядчиком договоров с субподрядными организациями не предусмотрено) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, а Заказчик обязуется принять их результат и уплатить обусловленную цену. Объемы и виды работ закреплены в приложении №1, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта. Подрядчик обязуется завершить и сдать работу в установленном порядке.
В исковом заявлении истец ссылается на то, что ЗАО «Саратовгражданремстрой» в установленные сроки не выполнило обязательства, принятые на себя согласно условиям муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года.
Истец направил в адрес ЗАО «Саратовгражданремстрой» предарбитражное напоминание №04/139 от 16.06.2011 года с предложением в добровольном порядке подписать прилагаемое соглашение о расторжении муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года и перечислить штрафные санкции, предусмотренные пунктом 12.5 муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года.
В обоснование заявленных требований Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» ссылается на то, что ответчик ответа на заявление №04/139 от 16.06.2011 года и соглашение о расторжении муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года не направил, в связи с чем истец обратился с настоящим заявлением в суд.
ЗАО «Саратовгражданремстрой» представило отзыв на заявление, в котором указало, что не возражает против удовлетворения искового заявления о расторжении муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года. Вместе с тем, ответчик просит отказать в иске о взыскании штрафных санкций в размере 44046 рублей 61 копейки.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Из материалов дела следует, что между МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» (правопредшественник Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» и ЗАО «Саратовгражданремстрой» был заключен муниципальный контракт №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года. Согласно пунктам 1.1, 1.2 данного контракта, ЗАО «Саратовгражданремстрой» (Подрядчик) обязуется в установленный контрактом срок выполнить все работы по заданию МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» (правопредшественник Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства») (Заказчик) – «Ремонт пешеходных переходов, тротуаров, пандусов в Пролетарском районе городского округа Саранска, в квартале расположения автодорог по улицам: проспект 60 лет Октября, ФИО3, ФИО4, А. Лусс, Н. Эркая – 150, 8м2», собственными силами (заключение Подрядчиком договоров с субподрядными организациями не предусмотрено) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, а Заказчик обязуется принять их результат и уплатить обусловленную цену. Объемы и виды работ закреплены в приложении №1, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта. Подрядчик обязуется завершить и сдать работу в установленном порядке.
В разделе 2 муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года предусмотрена стоимость работ. Согласно пункту 1 данного раздела, сметная стоимость работ по настоящему контракту на момент подписания составляет 207900 рублей, включая НДС – лот №11. Пункт 3 раздела 2 контракта регламентирует следующее: стоимость работ, выполняемых по настоящему контракту, определяется исходя из фактически выполненного объема работ, то есть подписанных Заказчиком форм КС-2 и КС-3, без увеличения цены, установленной муниципальным контрактом.
В разделе 3 пунктами 1, 2 предусмотрены сроки выполнения работ и сроки действия контракта: календарные сроки выполнения работы определены сторонами: начало работ: с момента подписания контракта; окончание работ: 15.07.2010 года. Днем окончания работ является день приемки комиссией, назначенной Заказчиком выполненных Подрядчиком работ. Срок действия контракта с момента подписания и до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств. На момент подписания настоящего контракта дата окончания работы является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков контракта.
Обязанности Подрядчика предусмотрены главой 4 муниципального контракта
№38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года: Подрядчик обязан выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложениями к нему, и сдать работу Заказчику в установленный срок в состоянии, обеспечивающем нормальную эксплуатацию объектов. Подрядчик (пункт 2) обязан обеспечить: работы строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным (технологическим) оборудованием; производство работ в полном соответствии с проектами, сметами, рабочими чертежами и строительными нормами и правилами; качество выполнения всех работ в соответствии с проектной документацией и действующими нормами и техническими правилами; немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении: а) непригодности или недоброкачественности предоставленной Заказчиком технической документации; выполнить в полном объеме все обязательства, предусмотренные статьями настоящего муниципального контракта.
В соответствии с пунктом 7.1. муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года, Заказчик совместно с Подрядчиком осуществляет приемку выполненных работ по акту приемки с обязательной проверкой на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требования, установленных в настоящем контракте. Заказчик, получивший сообщение Подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по контракту работ либо выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Оплата работ предусмотрена разделом 9 данного муниципального контракта: Заказчик (пункт 9.1.) обязуется оплатить Подрядчику за выполненные работы их стоимость в соответствии с актом приема-сдачи, по формам КС-2 и КС-3 безналичным расчетом, 100% после подписания актов выполненных работ (возможен промежуточный прием актов выполненных работ). Работа считается выполненной Подрядчиком и принятой Заказчиком после подписания данных форм. В случае отказа Подрядчика от выполнения полного объема работ по данному контракту, Подрядчик выплачивает Заказчику 25% от стоимости невыполненных работ.
Раздел 14 муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года предусматривает случаи прекращения и расторжения контракта: пункт 14.1.: Заказчик вправе расторгнуть контракт в случаях: задержки подрядчиком начала выполнения работ более чем на 10 дней по причинам, независящим от Заказчика; нарушения Подрядчиком сроков выполнения строительных работ, более чем на 5 дней; несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку приемки работ более чем на 5 дней; аннулирования лицензий на строительную деятельность, других актов государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на производство работ. Предложения об изменении (пункт 14.5.), расторжении контракта оформляются в письменной форме и подписываются в месячный срок, со дня их получения.
Буквальное толкование условий муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 годапозволяет сделать вывод о том, что по своей правовой природе заключенный сторонами контракт является договором подряда. Взаимоотношения сторон по договору подряда регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки) (пункт 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом положений статей 702, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенными условиями договора подряда являются его предмет и начальный и конечный сроки выполнения работ.
В судебном заседании установлено, что в муниципальном контракте №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года на выполнение работ по ремонту пешеходных переходов, тротуаров, пандусов в Пролетарском районе города Саранска, в квартале расположения автодорог по улицам: пр. 60 лет Октября, ФИО3, ФИО4, А.Лусс, Н. Эркая – 150,8 кв.м. определены все существенные условия договора подряда (пункт 1.1, пункты 3.1 – 3.2).
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ЗАО «Саратовгражданремстрой» не были исполнены обязательства по муниципальному контракту №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года в установленные сроки – до 15.07.2010 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Доказательства, подтверждающие исполнение ответчиком своих обязательств по указанному муниципальному контракту в установленные сроки, в материалы дела не представлено.
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №6/7 от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из указанной нормы права следует, что в претензии, направляемой стороной в адрес контрагента по договору, должно содержаться прямое предложение о расторжении договора.
Судом установлено, чтоистец направил в адрес ЗАО «Саратовгражданремстрой» предарбитражное напоминание №04/139 от 16.06.2011 года, с предложением в добровольном порядке подписать прилагаемое соглашение о расторжении муниципального контракта
№38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года. Сведений о направлении ответчиком ответа на данное письмо в материалах дела не имеется.
Представитель ЗАО «Саратовгражданремстрой» в судебном заседании пояснил, что не возражает против удовлетворения исковых требований Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» о расторжении муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» о расторжении муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года являются законными и обоснованными; порядок расторжения договора, предусмотренный пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом соблюден. При таких обстоятельствах исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Далее, Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» заявлено требование о взыскании штрафных санкций в размере 44046 рублей 61 копейки, начисленных в соответствии с пунктом 12.5 муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 12.5 муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года предусмотрено, что в случае отказа Подрядчика от выполнения полного объема работ по данного контракту, Подрядчик выплачивает Заказчику 25% от стоимости невыполненных работ.
В обоснование исковых требований в части взыскания штрафных санкций истец ссылается на то, что ЗАО «Саратовгражданремстрой» работы по муниципальному контракту выполнены не были.
ЗАО «Саратовгражданремстрой» не оспаривается факт невыполнения работ по муниципальному контракту №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года. Вместе с тем, ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что Подрядчик не приступил к выполнению работ по причине того, что Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» не была передана проектно-сметная документация по муниципальному контракту №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года.
Изучив материалы дела, судом было установлено следующее.
В соответствии с муниципальным контрактом №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года
ЗАО «Саратовгражданремстрой» - Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, а Заказчик обязуется принять их результат и оплатить обусловленную цену (пункт 1.1).
Пунктом 4.2 муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года установлено, что Подрядчик обязан обеспечить: работы строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным (технологическим) оборудованием; производство работ в полном соответствии с проектами, сметами, рабочими чертежами и строительными нормами и правилами; качество выполнения всех работ в соответствии с проектной документацией и действующими нормами и техническими правилами; немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении: а) непригодности или недоброкачественности предоставленной Заказчиком технической документации; выполнить в полном объеме все обязательства, предусмотренные статьями настоящего муниципального контракта.
Пункт 8.1. данного муниципального контракта предусматривает, что гарантии качества распространяются на все конструктивные элементы и работы, выполненные Подрядчиком по контракту. Подрядчик гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации и показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с контрактом в пределах гарантийного срока и несет ответственность за отступление от них.
Согласно пункту 11.1 муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года представление Заказчиком ненадлежащим образом оформленной документации приравнивается к ее непредставлению. Подрядчик не несет ответственности за качество рабочих чертежей, спецификаций и другой документации, передаваемой Заказчиком. При выявлении в них недостатков Подрядчик сообщает об этом Заказчику в течение двух дней с момента обнаружения.
Исходя из анализа и буквального толкования вышеперечисленных положений муниципального контракта №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года, суд пришел к выводу, что истец (Заказчик) обязан передать всю проектно-сметную документацию до начала выполнения Подрядчиком работ.
Доказательств, подтверждающих факт передачи Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» проектно-сметной документации по муниципальному контракту №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года в адрес ЗАО «Саратовгражданремстрой», в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных договором, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Пунктом 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть выполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с нормами статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Статьей 719 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право подрядчика не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии в вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 11 статьи 9 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» подрядчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что ЗАО «Саратовгражданремстрой» не были выполнены обязательства по муниципальному контракту №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года вследствие непредставления Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» проектно-сметной документации.
Таким образом, в удовлетворении искового заявления о взыскании с ЗАО «Саратовгражданремстрой» штрафных санкций в размере 44046 рублей 61 копейки следует отказать.
При обращении с настоящим исковым заявлением в суд Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» уплатило государственную пошлину в размере 6000 рублей (платежное поручение №905126 от 18.08.2011 года, №764229 от 12.07.2011 года).
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судом установлено, что исковые требования Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» по настоящему делу удовлетворены частично.
Таким образом, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей подлежат взысканию в пользу Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» с ЗАО «Саратовгражданремстрой», расходы по уплате государственной пошлины в остальной части суд относит на истца.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Исковое заявление Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» удовлетворить частично.
Расторгнуть муниципальный контракт №38-6а/89-р/10 от 26.04.2010 года, заключенный между Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» и Закрытым акционерным обществом «Саратовгражданремстрой».
В удовлетворении искового заявления Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» о взыскании с Закрытого акционерного общества «Саратовгражданремстрой» штрафных санкций в размере 44046 рублей 61 копейки – отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Саратовгражданремстрой» в пользу Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Копии решения направить лицам, участвующим в деле.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области
Т.А. Ефимова