ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-12083/2012 от 01.08.2012 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  410002, г.Саратов, Бабушкин взвоз, д.1

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Саратов Дело № А57-12083/2012

Резолютивная часть решения оглашена «01» августа 2012 года

Полный текст решения изготовлен «08» августа 2012 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Духовновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксеновой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик», г. Балаково, Саратовская область

к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов

к ГБУ «Управление пассажирских перевозок», г. Саратов,

Третье лицо – Министерство финансов Саратовской области

о взыскании кредиторской задолженности в сумме 2 940 464, 33 руб.

при участии в судебном заседании:

от ООО «Перевозчик» - ФИО1, директор; ФИО2, представитель по доверенности № 4а от 31.07.2012 г.; ФИО3, представитель по доверенности № 1а от 11.01.2012 г.

от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области – не явился, извещен (п/у № 92072);

от ГБУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» - ФИО4, представитель по доверенности № 02-06/107 от 21.02.2012г.

от Министерства финансов Саратовской области - не явился, извещен (п/у № 92073);

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Перевозчик», г. Балаково, Саратовская область, с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов, ГБУ «Управление пассажирских перевозок», г. Саратов, о взыскании кредиторской задолженности в сумме 2 940 464, 33 руб.

До принятия судебного акта, истец уточнил исковые требования в просительной части искового заявления, просит взыскать задолженность в сумме 2 940 464, 33 руб. с Саратовской области в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства за счет средств казны Саратовской области.

Согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял уточнения иска.

Представитель ответчика (Министерство транспорта и дорожного хозяйства СО) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 92072.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 92073.

В соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения копии судебных актов направляются по последнему известному арбитражному суду адресу и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не находится или не проживает. Неявка в судебное заседание представителей ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, не препятствует разрешению спора в их отсутствие.

Выслушав представителей истца, ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело при отсутствии представителя ответчика (Министерства транспорта и дорожного хозяйства СО). Отводов суду не заявлено.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, представил доводы, аналогичные изложенным в иске.

От ответчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области поступил отзыв на исковое заявление от 22.06.2012 г. № 256/06, который приобщен к материалам дела.

От третьего лица - государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» поступил отзыв на исковое заявление от 25.06.2012 г. № 01-06/598, который приобщен к материалам дела.

Дело рассматривается в порядке статей 152 - 166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные документы, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, отзыве, заслушав представителей истца, ответчика суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Законом Саратовской области от 26.11.2009 года № 182-ЗСО «Об областном бюджете на 2010 год» по целевой статье 3030201, виду расходов 019 предусмотрена субсидия на возмещение нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг по обеспечению организации перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам автомобильным транспортом.

Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета, министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области является главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области по ведомственной принадлежности в сфере транспортного развития Саратовской области (код 045).

Таким образом, обязанности по осуществлению финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2010 год, в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью и в пределах лимитов бюджетных средств, определенных бюджетом Саратовской области на 2010 год (целевая статья 3030201) приняло на себя министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

Постановлением Правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 года и № 122-П «О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан» установлен Перечень льготных категорий граждан, введены социальные месячные проездные билеты для проезда транспортом общего пользования, определен размер возмещения.

В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 31 августа 2009 года № 418-П «О порядке формирования, финансовом обеспечении и мониторинге исполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам за счет бюджетных ассигнований областного бюджета» министерством по развитию транспортного комплекса Саратовской области было утверждено государственное задание на 2010 год государственному бюджетному учреждению Саратовской области «Управление пассажирских перевозок».

Между министерством по развитию транспортного комплекса Саратовской области и государственным бюджетным учреждением Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» были заключены соглашения от 12.01.2010 года № 10 о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг по обеспечению организации перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам автомобильным транспортом и от 12.01.2010 года № 8, о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг по обеспечению льготного проезда на городском транспорте общего пользования обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования и учреждениях среднего профессионального образования.

Согласно пунктам 1.1, 2.1.1 соглашений от 12.01.2010 года № 8 и от 12.01.2010 года № 10 министерство по развитию транспортного комплекса Саратовской области обязуется предоставить в 2010 году субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан посредством перечисления в установленном порядке средств областного бюджета на расчетный счет государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» в пределах доведенных министерству лимитов бюджетных обязательств.

Приказом министерства по развитию транспортного комплекса Саратовской области от 25.12.2009 года № 135 утверждено государственное задание государственному бюджетному учреждению Саратовской области «Управления пассажирских перевозок» на 2010 год.

Во исполнение государственного задания 11.01.2010 года между обществом с ограниченной ответственностью «Перевозчик» (Перевозчик), государственным бюджетным учреждением (ГБУ) Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (Управление) и муниципальным учреждением «Транспортное управление» (Уполномоченная организация) был заключен договор от № 07-10/81 на организацию перевозки обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования и учреждениях среднего профессионального образования автомобильным транспортом городского сообщения.

Во исполнение государственного задания 31.12.2010 года между обществом с ограниченной ответственностью «Перевозчик» (Перевозчик) и государственным бюджетным учреждением (ГБУ) Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (Управление) был заключен договор № 02-06/171 на организацию перевозки льготных категорий граждан на территории Саратовской области и возмещение выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан.

Во исполнение государственного задания 10.05.2011 года между обществом с ограниченной ответственностью «Перевозчик» (Перевозчик) и государственным бюджетным учреждением (ГБУ) Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (Управление) был заключен договор № 02-06/259 а на организацию перевозки льготных категорий граждан на территории Саратовской области и возмещение выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан.

Согласно пункту 2.3.7 договора от 11.01.2010 года № 07-10/81 Управление производит возмещение Перевозчику выпадающих доходов от осуществления перевозок учащихся, которые включают затраты, связанные с продажей и учетом льготных (месячных) проездных билетов, в порядке и сроки, установленные договором.

В соответствии с пунктом 8 договора от 11.01.2010 года № 07-10/81 договор вступает в силу с момента его подписания, действует по 31 декабря 2010 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010года.

В соответствии с пунктом 1 договора от 31.12.2010 года № 02-06/171 Уполномоченная организация организует продажу (бесплатное предоставление) социальных месячных проездных билетов, Перевозчик осуществляет перевозку льготных категорий граждан, а Управление в соответствии с государственным заданием министерства по развитию транспортного комплекса Саратовской области на 2011 год возмещает Перевозчику выпадающие доходы от осуществления перевозок учащихся по льготным (месячным) проездным билетам автомобильным транспортом городского сообщения муниципального образования город Саратов Саратовской области.

Согласно пункту 2.3.7 договора от 31.12.2010 года № 02-06/171 Управление производит возмещение Перевозчику выпадающих доходов от осуществления перевозок учащихся, которые включают затраты, связанные с продажей и учетом льготных (месячных) проездных билетов, в порядке и сроки, установленные договором.

В соответствии с пунктом 8 договора от 31.12.2010 года № 02-06/171 договор вступает в силу с момента его подписания, действует по 31 декабря 2011 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2011 года.

В соответствии с пунктом 1 договора от 10.05.2011 года № 02-06/259а Уполномоченная организация организует продажу (бесплатное предоставление) социальных месячных проездных билетов, Перевозчик осуществляет перевозку льготных категорий граждан, а Управление в соответствии с государственным заданием министерства по развитию транспортного комплекса Саратовской области на 2011 год возмещает Перевозчику выпадающие доходы от осуществления перевозок учащихся по льготным (месячным) проездным билетам автомобильным транспортом в пригородном сообщении муниципального образования город Саратов Саратовской области.

Согласно пункту 2.3.7 договора от 10.05.2011 года № 02-06/259а Управление производит возмещение Перевозчику выпадающих доходов от осуществления перевозок учащихся, которые включают затраты, связанные с продажей и учетом льготных (месячных) проездных билетов, в порядке и сроки, установленные договором.

В соответствии с пунктом 8 договора от 10.05.2011 года № 02-06/259а договор вступает в силу с момента его подписания, действует по 31 декабря 2011 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 15 мая 2011 года.

Во исполнение указанных договоров общество с ограниченной ответственностью «Перевозчик» осуществляло перевозку льготных категорий граждан и обучающихся на соответствующих маршрутах.

Факт оказания истцом услуг в соответствии с указанными договорами и сложившаяся задолженность по возмещению выпадающих доходов за указанный период ответчиками не оспаривается и подтверждается актами сверки взаиморасчетов.

Задолженность государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» перед обществом с ограниченной ответственностью «Перевозчик» по возмещению выпадающих доходов за организацию перевозки обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования и учреждениях среднего профессионального образования автомобильным транспортом городского сообщения по договору от 11.01.2010 года № 07-10/81 составляет 2377548,13 руб., задолженность по возмещению выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан на территории Саратовской области по договору от 31.12.2010 года № 02-06/171 составляет 518186,01 руб.; задолженность по возмещению выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан на территории Саратовской области по договору от 10.05.2011 года № 02-06/259а составляет 44730,19 руб.

10.04.2012 года обществом с ограниченной ответственностью «Перевозчик» в адрес государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» направлена претензия № 11 о необходимости погашения имеющейся задолженности.

10.04.2012 года обществом с ограниченной ответственностью «Перевозчик» в адрес государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» направлена претензия № 10 о необходимости погашения имеющейся задолженности.

Письмом (исх. № 01-06/314 от 19.04.2012 г.) на указанные претензии ГБУ «Управление пассажирских перевозок», сообщило, что имеющаяся задолженность образовалась не из-за невыполнения автономным учреждением обязательств по заключенным договорам, а в связи с сокращением предельных объемов финансирования по непервоочередным расходам из-за невыполнения бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам и поступлениям по источникам финансирования дефицита областного бюджета.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Социальный проездной билет является публичным договором перевозки, поэтому истец как транспортная организация общего пользования обязан был предоставить льготнику право проезда на своем транспорте на основании социального проездного билета. Обязанность истца по перевозке льготников на основании социального проездного билета возникла в силу закона субъекта Российской Федерации, а не в силу договоров от 07-10/81 от 11.01.2010 г., № 02-06/171 от 31.12.2010 г., № 02-06/259а от 10.05.2011 г. Заключение указанных договоров касается вопроса организации перевозочного процесса автомобильным транспортом общего пользования в городе Саратове, и не является юридически значимым для дела, в том числе для выяснения вопроса обоснования возникновения у транспортной организации обязательства по перевозке пассажиров льготных категорий.

Таким образом, обязанность по перевозке пассажиров льготных категорий возникает у транспортной организации в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8Гражданского кодекса Российской Федерации на основании актов публично-правовых образований, а не из условий указанных договоров. Право на получение из соответствующего бюджета сумм возмещения расходов за перевозку льготников несет непосредственный перевозчик, то есть в данном случае истец, и им это право реализовано.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений, определив при этом какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по делу.

При этом, суд вправе по своей инициативе изменить правовую квалификацию исковых требований, поскольку это не изменяет фактического основания и предмета иска, а также не влияет на объем исковых требований.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что предъявленные истцом расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его убытками.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерации, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В данном случае бездействие ответчика выразилось в неисполнении обязанности по полной компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению проезда по социальным проездным билетам отдельным категориям граждан.

Вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 года № 122-П «О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан» субъект Федерации (Саратовская область) приняла на себя обязательства по возмещению транспортным предприятиям недополученных в результате предоставления льгот доходов за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Частью 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Подпунктом 4 части 2 статьи 2 Закона Саратовской области «О бюджетном процессе в Саратовской области» предусмотрено, что законом области об областном бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень главных распорядителей средств областного бюджета и распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов областного бюджета.

Ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2010 год (Приложение № 7 к закону Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 182 – ЗСО «Об областном бюджете на 2010 год») определен перечень главных распорядителей средств областного бюджета Саратовской области. Каждому главному распорядителю средств областного бюджета Саратовской области присвоен персональный номер кода (графа 2 Приложения 7 к указанному Закону).

В соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 182 – ЗСО «Об областном бюджете на 2010 год» главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области является не только министерство финансов Саратовской области (код 005), но и министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (код 045).

Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области является главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области по ведомственной принадлежности в сфере транспортного развития Саратовской области.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, убытки, образовавшиеся в результате невозмещения в полном объеме понесенных истцом расходов по предоставлению проезда по социальным проездным билетам отдельным категориям граждан, подлежат взысканию с областного бюджета в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

В порядке ст. ст. 106, 110 АПК РФ истцу в порядке возмещения надлежит взыскать с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области денежную сумму в размере 37 702,32 руб., которую истец оплатил как государственную пошлину за подачу настоящего иска в суд.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик» - удовлетворить.

Взыскать с субъекта Российской Федерации – Саратовская область в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик» (Саратовская область, г. Балаково) денежную сумму в счет возмещения выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан за период 2010-2011 годов в размере 2 940 464,33 руб., денежную сумму в счет возмещения судебных расходов в размере 37 702,32 руб., а всего – 2 978 166 руб. 65 коп. (два миллиона девятьсот семьдесят восемь тысяч сто шестьдесят шесть руб. 65 коп.).

Решение может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом решения.

Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Е.В. Духовнова