ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-12638/2021 от 02.03.2022 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

10 марта 2022 года

Дело № А57-12638/2021

Резолютивная часть решения оглашена 02 марта 2022 года

Полный текст решения изготовлен        10 марта 2022 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Стожарова Р.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рыбиной Д.В., рассмотрев материалы дела по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения Саратов" (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов,

к Комитету по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов,

к Администрации Фрунзенского района администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,

к Администрации Кировского района администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,

третьи лица: Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов,

о взыскании задолженности за водоснабжение и водоотведение за общий период с 01.09.2020 по 31.03.2021 в размере 153 319,36 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 7 886 руб.,

при участии:                    

до перерыва: от истца – ФИО1, по доверенности от 11.11.2021г., от Администрации МО «Город Саратов» - ФИО2, по доверенности от 15.07.2021г., от Администрации Фрунзенского района г. Саратова – ФИО3, по доверенности от 17.03.2021г., от Комитета по управлению имуществом – ФИО4 по доверенности от 31.05.2019,

после перерыва: от истца – ФИО1, по доверенности от 11.11.2021г., от администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО5 по доверенности от 23.06.2021, от Комитета по финансам – ФИО6 по доверенности от 23.12.2021, от Администрации Фрунзенского района г. Саратова – ФИО3, по доверенности от 17.03.2021г.;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения Саратов" (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, к Комитету по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, третьи лица: Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, о взыскании задолженности за водоснабжение и водоотведение за общий период с 01.09.2020 по 31.03.2021 в размере 244 308,41 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 7 886 руб.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 11.06.2021исковое заявление принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства.

Определением суда от 10.08.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, по делу назначено предварительное судебное заседание.

Определением суда от 27.09.2021 по делу назначено судебное разбирательство по существу рассматриваемого спора на 27.10.2021.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 08.12.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Кировского района МО «<...>, Саратов, Саратовская обл., 410003); а также Администрация Фрунзенского района МО «<...>, Саратов, Саратовская обл., 410028).

Кроме того, в ходе рассмотрения дела от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которым истец просил суд взыскать с администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» задолженность за водоснабжение и водоотведение за период с 01.09.2020 по 31.03.2021 в размере 150 747,43 руб.; с администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» задолженность за водоснабжение и водоотведение за период с 01.09.2020 по 31.03.2021 в размере 2 571,93 руб.

Согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Данные уточнения приняты арбитражным судом первой инстанции.

В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель Администрации Фрунзенского района г. Саратова возражала против удовлетворения исковых требований, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании также возражали против удовлетворения исковых требований.

Представитель Администрации Кировского района администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание арбитражного суда не явился, соответчик извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в арбитражном суде.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru.

Согласно пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

Согласно части 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Если иск вытекает из деятельности филиала или представительства юридического лица, такое извещение направляется также по месту нахождения этого филиала или представительства. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно части 6 статьи 121 Кодекса, лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

В соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения копии судебных актов направляются по последнему известному арбитражному суду адресу и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не находится или не проживает.

В силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие соответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, отзыве на иск, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации МО «Город Саратов» №3835 от 11.12.2017г. Общество с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения - Саратов» (далее по тексту ООО «КВС») наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.

ООО «КВС», являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в жилые помещения в домах, расположенные по адресам, указанным в реестре (приложение к уточнению к исковому заявлению).

В соответствии с Положением об администрациях районов муниципального образования «Город Саратов», утв. решением Саратовской городской думы от 29.01.2009 года № 36-398, администрации районов г. Саратова наделены полномочиями в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности по доверенности от имени муниципального образования «Город Саратов» при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляют права собственника жилых помещений в многоквартирных домах.

Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ № 14 от 05.05.1997 года фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому отношения ООО «КВС» и ответчика по оказанию услуг должны рассматриваться как договорные.

В свою очередь, собственник данных помещений в лице администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» и администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов»не исполняет надлежащим образом обязанности по оплате коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, в связи с чем у него образовалась задолженность за периоды, указанные в приложении к исковому заявлению.

Расчет платы за оказанные услуги определялся истцом в каждый расчетный период исходя из действующих в спорный период тарифов на соответствующий коммунальный ресурс, утвержденных нормативов и повышающего коэффициента.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 16.12.2019 г. № 43/18 о внесении изменений в постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.12. 2018 г. № 55/1 «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение ООО « Концессии водоснабжения - Саратов» осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования «Город Саратов» по границам имущественного комплекса, определенного Концессионным соглашением в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов», от 24.11.2017 г.» установлены следующие тарифы: с 01.07.2018 по 31.12.2018

-на питьевую воду 24,38 руб./куб. м. (с НДС);

-на водоотведение в размере 11,94 руб./куб. м (с НДС); с 01.01.2019 по 30.06.2019

- на питьевую воду 24,79 руб./куб. м. (с НДС);

- на водоотведение в размере 12,14 руб./куб. м (с НДС);

с 01.07.2019 по 31.12.2019

- на питьевую воду 25,10 руб./куб. м. (с НДС);

- на водоотведение в размере 12,29 руб./куб. м (с НДС);

с 01.01.2020 по 30.06.2020

-на питьевую воду 25,10 руб./куб. м. (с НДС);

- на водоотведение в размере 12,29 руб./куб. м (с НДС);

с 01.07.2020 по 31.12.2020

- на питьевую воду 26,02 руб./куб. м. (с НДС);

- на водоотведение в размере 12,86 руб./куб. м (с НДС);

с 01.01.2021 по 30.06.2021

-на питьевую воду 26,02 руб./куб. м. (с НДС);

- на водоотведение в размере 12,86 руб./куб. м (с НДС);

Решением от 16 мая 2006г. № 3-26 «О нормативах потребления населением услуг водоснабжения и канализации»: жилые дома квартирного типа - 9 куб. м в месяц на 1 человека.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20 апреля 2018 г. №14/2 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (потребление холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) и водоотведению в жилом помещении на территории Саратовской области установлен следующий тариф: пункт 8 Постановления от 20 апреля 2018г. №14/2 об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг: Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами с душем - 7,55 куб. метр в месяц на 1 человека.

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны установить и ввести в эксплуатацию приборы учёта вода до 1 июля 2012 года.

В соответствии с п.42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при отсутствии индивидуального прибора учета (ИПУ) холодной воды (ХВС), горячей воды (ГВС) и в случае наличия обязанности установки такого прибора учёта размер платы за коммунальную услугу по холодному и горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента, величина которого с 1 января 2017 г. равна 1,5.

В силу изложенного, истцом был произведен уточненный расчет задолженности по оплате коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения за общий период с 01.09.2020 по 31.03.2021 по жилым помещениям, принадлежащим на праве муниципальной собственности ответчикам, которая составила 150 747,43 руб. в части объектов, подведомственных администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», и 2 571,93 руб. в части объектов, подведомственных администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов».

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом соотношением площадей жилого дома и жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.

В соответствии со статьей 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

 Статья 674 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

В силу пунктов 1, 2 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу, общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой, акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением - случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67 ЖК РФ плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.

Пунктом 3 статьи 678 ГК РФ также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.

Согласно пунктам 1, 3 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 № 15066/12, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если она осуществляет управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Согласно п.п. 5 п. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Также согласно п.п. «ж» п. 10 постановления Правительства РФ от 21.01.2006 №25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» в качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента заключения договора социального найма жилого помещения в соответствии с законодательством.

Частью 3 статьи 678 Гражданского кодекса РФ также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.

Более того, отсутствие письменного договора социального найма не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов. Равным образом это относится и к обязанностям нанимателей, в том числе по внесению платы за жилые помещения и оплате потребляемых ими коммунальных услуг.

От администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» поступил отзыв, в котором соответчик указывает на то, что жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах по адресам: <...> лит Б., ул. Большая Казачья, д. 21 лит. Б, ул. Большая Казачья, д. 21 лит. Д, ул. им. Яблочкова П.Н., д. 9/26, пр. им. Кирова С.М., д. 15 лит. Е, признаны в установленном порядке аварийными, что подтверждается представленным распоряжением № 942-р от 28.11.2002 об утверждении актов межведомственной комиссии с приложением перечня жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания и списка аварийных домов во Фрунзенском районе г. Саратова.

Многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. им. Яблочкова П.Н., <...> и Ванцетти, <...> расселены частично.

Вместе с тем, как усматривается из представленного ответчиком акта осмотра элементов внутриквартирных систем водоснабжения муниципальных квартир, расселенных в аварийном жилищном фонде на территории Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» от 17.02.2022 г., по адресам объектов, являющимся предметом уточенных исковых требований ООО «Концессии водоснабжения-Саратов», граждане не проживают и водоснабжение отсутствует. Указанный акт от 17.02.2022 г. подписан в том числе представителем истца (инженер ИВР ФИО7), что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем истца.

Также представителем ответчика представлены в материалы дела фотографии расселенных спорных многоквартирных жилых домов, жилые помещения в которых являются предметом спора, из которых усматривается отсутствие проживания граждан в указанных домах, и соответственно отсутствие возможности потребления услуг, предоставляемых истцом. Обратного истцом не доказано, как не доказано и того обстоятельства, что в спорный период (сентябрь 2020 года – март 2021 года) в спорных жилых помещениях проживали граждане.

Кроме того, судом учитывается, что несмотря на расселение спорных многоквартирных жилых домов, по некоторым жилым помещениям (в 10 из 43 квартир) имеются сведения о регистрации в указанных помещениях граждан, в о чем в материалы дела ответчиком представлены сведения в табличном виде, справки формы №1.

Таким образом, поскольку истцом не доказано фактическое оказание ответчику услуг в спорный период по жилым помещениям, которые являются предметом спора, в домах, признанных аварийными и непригодными для дальнейшего проживания граждан, оснований для взыскания с ответчика спорной задолженности отсутствуют.

В материалы дела от Администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» поступил отзыв на исковое заявление, согласно которого квартиры, расположенные на территории Кировского района муниципального образования «Город Саратов» (квартиры №№ 5,6 дома 52 по ул. Большая Казачья г. Саратова) переданы нанимателям – физическим лицам на условиях социального найма жилого помещения, с 2017 года.

Обратного истцом также не доказано.

Из содержания норм, действовавших на момент предоставления гражданам помещений, следует, что право заключения договора найма было предоставлено жилищно-эксплуатационным организациям на основании ордера. Таким образом, между жильцами и вселившими их организациями фактически сложились договорные отношения по поводу найма квартир. Отсутствие у ответчика письменной формы договора в соответствии с действовавшим Гражданским кодексом РСФСР (статья 45) само по себе не влечет недействительность сделки социального найма, поскольку это прямо не указано в законе. Позиция об этом изложена в Определении Верховного Суда РФ от 24.12.2013 N 5-КГ13-100.

Основополагающее значение при решении вопроса о признании гражданина нанимателем жилого помещения в отсутствие заключенного письменного договора социального найма является соответствие обстоятельств вселения в помещение и открытия такому гражданину лицевого счета на оплату жилищно-коммунальных услуг предусмотренным законом основанием.

Поскольку факт регистрации граждан в жилых помещениях подтвержден материалами дела (справки Ф1), факт состоявшегося и принятого на законных основаниях решения о предоставлении жилого помещения истцом не опровергнут, суд приходит к выводу, что вселенные в спорные жилые помещения граждане являются нанимателями указанных жилых помещений.

Принятие Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего необходимость заключения договора социального найма, не дает оснований считать лиц, вселенных в жилое помещение на основании ордера в соответствии с порядком, действовавшим в момент такого заселения, утратившими правовые основания пользования жилыми помещениями.

Из пункта 4 статьи 155 ЖК РФ следует, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Приведенные нормы права позволяют сделать вывод, что именно наниматели, проживающие в многоквартирных жилых домах на условиях договоров социального найма, обязаны вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Учитывая, что в соответствии со статьями 67, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, арбитражный суд оснований для удовлетворения исковых требований не усматривает.

Таким образом, суд первой инстанции полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

В силу части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд решает вопрос о распределении судебных расходов.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

При распределении расходов по уплате государственной пошлины суд руководствуется правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и исходит из того, что расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 600 руб. относятся на истца по делу.

Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению истцу из федерального бюджета согласно положений ст. 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения Саратов" (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, к Комитету по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, к Администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», к Администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» о взыскании задолженности за водоснабжение и водоотведение за общий период с 01.09.2020 по 31.03.2021 в размере 153 319,36 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 5 600 руб., отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения Саратов" (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению № 20750 от 04.06.2021 г. государственную пошлину в размере 2 286 руб.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                                Р.В. Стожаров