АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 29 декабря 2020 года | Дело №А57-12787/2020 |
Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2020 года
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2020 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Антоновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной И.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению ФИО1, город Саратов
Заинтересованные лица:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова, город Саратов,
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, город Саратов
о признании незаконным бездействия ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова в части не рассмотрения надлежащим образом поданного заявления о прекращении предпринимательской деятельности в качестве ИП и не внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2005 года, решения УФНС России по Саратовской области от 16.04.2020 года об оставлении жалобы на неосуществление Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного 25 августа 2003 года за основным государственным регистрационным номером 18048, ИНН <***>
об обязании восстановить нарушенные права путем внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2005 и об исключении из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
о восстановлении срока на обращение в суд
при участии:
от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом,
от ИФНС по Ленинскому району города Саратова – ФИО2, по доверенности от 11.09.2019, диплом обозревался,
от УФНС по Саратовской области – ФИО2, по доверенности от 19.08.2020, диплом обозревался,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился ФИО1 с вышеуказанным заявлением.
Заявитель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. О месте и времени судебного заседания участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15.12.2020 до 11 часов 00 минут 22.12.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель налогового органа в удовлетворении заявленных требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Дело рассмотрено по существу заявленных требований по правилам главы 24 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25 августа 2003 года за основным государственным регистрационным номером 18048, ИНН <***>.
В ноябре 2004 года ФИО1 было принято решение о прекращении предпринимательской деятельности, в связи с чем 15.11.2004 им в ИФНС России по Ленинскому району города Саратова было подано заявление о проведении проверки в связи с прекращением деятельности и государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Как указывает заявитель, заявление было подано лично предпринимателем 15 ноября 2004 года и принято специалистами ИФНС, о чем имеется соответствующая отметка.
Уведомлений об отказе в регистрации, замечаний по принятым документам со стороны налогового органа в адрес предпринимателя не поступало.
19.02.2020 ФИО1 стало известно о том, что предпринимательская деятельность в качестве ИП в установленном порядке не прекращена.
ФИО1 обратился с письменными обращениями в контролирующие органы, в том числе, ИФНС по Ленинскому району города Саратова с заявлением о разъяснении ситуации, а также в УФНС России по Саратовской области с обжалованием действий ИФНС по Ленинскому району города Саратова.
Решением УФНС России по Саратовской области от 16.04.2020 жалоба ФИО1 в указанной части оставлена без рассмотрения.
ФИО1 считая незаконным бездействие ИФНС России по Ленинскому району города Саратова в части не рассмотрения надлежащим образом поданного заявления о прекращении предпринимательской деятельности в качестве ИП и не внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2005 года, а также решение УФНС по Саратовской области об оставлении жалобы без рассмотрения, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) регулируются Федеральным законом 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон №129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона №129-ФЗ записи вносятся в ЕГРИП на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Согласно сведениям ЕГРИП, ФИО1 ИНН <***> зарегистрирован Администрацией Ленинского района города Саратова с 25.08.2003 регистрационный номер 18048 по адресу 410051, <...>.
01.12.2004 на основании представленного заявления по форме № Р27001 ИФНС России по Ленинскому району города Саратова в отношении Заявителя в ЕГРИП внесена запись об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, с присвоением ОГРНИП <***>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона №129-ФЗ (в редакции закона, действовавшей с 01.01.2004) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) документа об уплате государственной пошлины.
В период действия вышеуказанной редакции Федерального закона №129-ФЗ форма № Р26001 «Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности» утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с пунктом 9 статьи 22.3 Федерального закона №129-ФЗ (в редакции закона, действовавшей с 01.01.2004) государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Иного порядка прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуально предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности законодательством не установлено.
Таким образом, для прекращения деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя ФИО3 необходимо было представить в регистрирующий орган пакет документов, в том числе заявление по утвержденной форме.
Законом о регистрации определена процедура получения статуса индивидуального предпринимателя и прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с этим принятие физическим лицом в одностороннем порядке самостоятельного решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя без соблюдения вышеуказанной процедуры, установленной Законом о регистрации, не влечет каких-либо правовых последствий.
Учитывая изложенное, для признания бездействий налогового органа незаконными заявитель должен доказать соблюдения процедуры прекращения предпринимательской деятельности, в том числе представление в налоговый орган установленного пакета документов.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ (в редакции закона, действовавшей с 01.01.2004) заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Из материалов дела следует, что в 2004 году заявитель обращался с заявлением от 15.11.2004, составленным в произвольной форме, в ИФНС России по Ленинскому району города Саратова о проведении проверки в связи с закрытием ИП.
Данное заявление не является основанием для внесения в ЕГРИП записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Из анализа материалов дела и регистрационного дела следует, что заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по утвержденной форме заявителем не представлялось, расписка в получении документов по регистрации отсутствует. Заявителем указанные документы также не представлены.
Таким образом, ИП ФИО1 не был соблюден установленный Федеральным законом №129-ФЗ порядок представления документов для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Полномочия ФНС России и ее территориальных налоговых органов определены Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (далее - Положение).
В соответствии со статьей 32 НК РФ и пунктом 5.6 Положения налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Пунктом 5.16 Положения (в редакции, действовавшей в 2004 году) определено, что Федеральная налоговая служба организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Следует отметить что, согласно «Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы срок хранения ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения», утвержденного приказом МНС России от 21.04.2004 № САЭ-3-18/297, срок хранения данного обращения (заявления), ответа на обращение 5 лет.
Заявитель оспорил указанное бездействие в УФНС России по Саратовской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено НК РФ, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока, установленного пунктом 2 статьи 139 НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы отказано (подпункт 2 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ).
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, рассмотрев жалобу предпринимателя на бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова, выразившееся в непредставлении ответа на обращение, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ оставило ее без рассмотрения по причине истечения срока подачи жалобы.
В рассматриваемом случае с момента обращения ИП ФИО1 прошло более 10 лет.
В Определении Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 № 367-0 указано, что само по себе установление в законе сроков для оспаривания ненормативных правовых актов обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на защиту.
Как разъяснено в пункте 75 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Заявителем не представлено доказательств несоответствия оспариваемого решения Управления нормам налогового законодательства.
Таким образом, действия Управления по принятию решения об оставлении жалоб без рассмотрения полностью соответствуют закону и фактическим обстоятельствам, установленным в ходе изучения жалоб.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным решения УФНС России по Саратовской области от 16.04.2020.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 115 АПК РФ, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
В статье 117 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными.
Уважительными причинами пропуска срока для обжалования могут быть признаны такие причины, которые объективно препятствовали заявителю своевременно обратиться в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. При этом бремя доказывания существования данных обстоятельств лежит на заявителе ходатайства.
Заявитель обратился в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия ИФНС России по Ленинскому району города Саратова. В обоснование уважительности пропуска срока заявитель указывает, что лишь 19.02.2020. стало известно о том, что предпринимательская деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в установленном порядке не прекращена.
Суд отклоняет ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия Инспекции и не признает указанные заявителем причины уважительными по следующим основаниям.
Судом установлено, что ИП ФИО1 было известно о наличии у него статуса индивидуального предпринимателя с 2009 по 2013 годы, о чем свидетельствует следующее.
Согласно сведениям информационного ресурса в адрес ИП ФИО1 направлялись, напоминания о непредставлении отчетности №13379 от 27.07.2009, №2911 от 30.09.2009, № 19238 от 25.11.2009.
В связи с не представлением «Расчета по средней списочной численности работников за предшествующий год» в отношении ИП ФИО1 вынесены решения за нарушение законодательства: №807 от 21.04.2010 по пункту 1 статьи 126 НК РФ по факту непредставления в установленный срок налоговым агентом ССЧ за 2009; №1757 от 21.03.2011 по пункту 1 статьи 126 НК РФ по факту непредставления в установленный срок налоговым агентом ССЧ за 2010; №3412 от 21.03.2012 по пункту 1 статьи 126 НК РФ по факту непредставления в установленный срок налоговым агентом ССЧ за 2011; №2140 от 20.03.2013 по пункту 1 статьи 126 НК РФ по факту непредставления в установленный срок налоговым агентом ССЧ за 2012.
ИП ФИО1 по указанным решениям уплачены штрафы: 27.09.11 (400 рублей), 24.05.2013 года (200 рублей), 24.05.2013 года (200 рублей).
Кроме того необходимо отметить, что Федеральным законом №129-ФЗ (в редакции от 23.12.2003) установлен срок осуществления государственной регистрации не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Из вышеуказанного следует, что на 6-й рабочий день после подачи заявления инспектор должен выдать лист записи ЕГРИП или документ, в котором изложена причина отказа.
Однако с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по Ленинскому району города Саратова в части не рассмотрения надлежащим образом поданного заявления о прекращении предпринимательской деятельности в качестве ИП и не внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2005, ФИО1 обратился лишь 14.07.2020, т.е. спустя более 15 лет с момента подачи заявления в ИФНС о прекращении деятельности.
Доказательств, препятствующих оспариванию бездействия налогового органа в течение установленного законом срока не имеется, заявителем таких доказательств суду не представлено.
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропуска срока на обращение в суд.
Судом также установлено, что на момент рассмотрения дела налоговым органом принято решение №5078 от 23.11.2020 о предстоящем исключении индивидуального предпринимателя ФИО1 из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В «Вестнике государственной регистрации» части 3 №47(814) от 25.11.2020/23931 МРИ ФНС №19 по Саратовской области размещено сообщение о предстоящем исключении ИП ФИО1 из ЕГРИП.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22.4 Федерального закона №129-ФЗ заявления, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем один месяц со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В таком случае решение об исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не принимается.
Согласно пункту 5 статьи 22.4 Федерального закона №129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи (срок на представление мотивированных возражений против исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП), заявления не направлены или не представлены, регистрирующий орган исключает недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей путем внесения в него соответствующей записи.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных Индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 201, 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.В. Антонова