АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
25 июля 2023 года
Дело № А57-13134/2023
Резолютивная часть решения оглашена 24 июля 2023 года
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2023 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гаджимурадовым Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции материалы дела по заявлению
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области,
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации
лицо, привлекаемое к административной ответственности - арбитражный управляющий ФИО1,
Заинтересованное лицо - ФИО2,
при участии:
от заявителя – ФИО3, по доверенности,
от арбитражного управляющего - ФИО4, по доверенности,
иные лица - не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г.Саратов, с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ФИО1 за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Участники процесса извещены о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст.ст.121-123 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управлением при осуществлении полномочий органа по контролю (надзору) были выявлены нарушения, допущенные арбитражным управляющим ФИО1 при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО5
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2020 г. (резолютивная часть объявлена 15.06.2020 г.) по делу № А57-5378/2020 должник - гражданин ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения - г. Саратов, зарегистрированного по адресу: <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>) признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедур реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев, по 15 декабря 2020года.
Финансовым управляющим должника утвержден ФИО1 (ИНН <***>, СНИЛС <***>, номер 12638 регистрации в едином государственном реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих) член Ассоциации «Сибирская гильдия антикризисных управляющих» (121059, <...>); адрес для направления корреспонденции: 410012, <...>, офис ООО «ПАК».
Управлением при рассмотрении жалобы ФИО6 (вх. № ОГ- 332/23 от 21.03.2023) и жалобы ФИО6, поступившей из прокуратуры Волжского района г. Саратова (вх. № ОГ-332/23-2 от 03.04.2023), в соответствии с ч. 1.1 ст. 28.1, п. 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса, были выявлены нарушения законодательства о банкротстве, допущенные арбитражным управляющим ФИО1, подпадающие под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, а именно:
Согласно определению Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2021 г. по делу № А57-5378/2020 о завершении процедуры реализации имущества гражданина арбитражный управляющий ФИО1, при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО5 подготовил заключение о наличии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства и направил его в суд.
Однако в период времени с 22.06.2020 по 19.04.2021 при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО5 - ФИО1, на сайте ЕФРСБ (https://old.bankrot.fedresurs.ru) сведения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в ЕФРСБ не включены.
В отношении второго эпизода, административный орган вменяет следующее нарушение:
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2021 (резолютивная часть от 12.04.2021) по делу № А57-5378/2020 процедура реализации имущества ФИО5 завершена.
Сообщение о завершении реализации имущества гражданина должно было быть размещено финансовым управляющим ФИО1 в ЕФРСБ не позднее 15.04.2021.
Однако, арбитражный управляющий ФИО7, при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО5, в нарушение п. 2. ст. 213.7 Закона, абз.3 п.3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 г. № 178 не разместил в ЕФРСБ сообщение о завершении процедуры реализации имущества гражданина в отношении должника - ФИО5
Датой совершения административного правонарушения является 16.04.2021.
11.05.2023 г. уполномоченным должностным лицом Управления Росреестра по Саратовской области в отношении арбитражного управляющего был составлен протокол об административном правонарушении № 00316423, его действия квалифицированы по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ.
В порядке гл.25 АПК РФ административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Финансовый управляющий полагает, что разместив отчет о результатах процедуры, где содержатся выводы арбитражного управляющего об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства он свою обязанность, предусмотренную п.2 ст.213.7 Закона о банкротстве исполнил (отчет опубликован в ЕФРСБ 28.05.2021 г. № 246425. Относительно не размещения сведений в ЕФРСБ о завершении процедуры реализации имущества гражданина в отношении должника - ФИО5 финансовый управляющий утверждает, что также разместил отчет о результатах процедуры реализации имущества должника, в связи с чем, сведения таковые имелись в ЕФРСБ.
Административный орган утверждает, что размещение отчетов и размещение сведений являются разными действиями в силу Закона о банкротстве.
Изучив позиции участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
По правилам ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
На основании п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон), при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно п. 2. ст. 213.7 Закона в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения:
о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов;
о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина;
о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства;
о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина и об основании для прекращения такого производства;
об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего;
об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов;
об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - седьмым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;
о проведении собрания кредиторов;
о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов;
о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств;
о завершении реструктуризации долгов гражданина;
о завершении реализации имущества гражданина;
о кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет должника (при наличии);
иные предусмотренные настоящим параграфом сведения.
Норма п. 2 ст. 213.7 Закона является специальной и содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве граждан.
В силу п. 3 ст. 213.7 Закона порядок включения сведений, указанных в п. 2 ст. 213.7 данного закона, в ЕФРСБ устанавливается регулирующим органом.
Пунктом 8 ст. 213.9 Закона на финансового управляющего возложена обязанность, в том числе проводить анализ финансового состояния гражданина, выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 № 178 утвержден Порядок формирования и ведения ЕФРСБ (далее - Порядок № 178).
В пункте 3.1 Порядка № 178 предусмотрено, что сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом. В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок их внесения не установлен, соответствующие сведения вносятся в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения установленной обязанности по их опубликованию.
Согласно определению Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2021 г. по делу № А57-5378/2020 о завершении процедуры реализации имущества гражданина арбитражный управляющий ФИО1, при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО5 подготовил заключение о наличии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства и направлял его в суд.
Однако в период времени с 22.06.2020 по 19.04.2021 при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО5 - ФИО1, на сайте ЕФРСБ (https://old.bankrot.fedresurs.ru) сведения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в ЕФРСБ не включены.
Финансовый управляющий полагает, что разместив отчет о результатах процедуры, где содержатся выводы арбитражного управляющего об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства он свою обязанность, предусмотренную п.2 ст.213.7 Закона о банкротстве исполнил (отчет опубликован в ЕФРСБ 28.05.2021 г. № 246425.
Административный орган утверждает, что размещение отчетов и размещение сведений являются разными действиями в силу Закона о банкротстве.
Суд считает позицию административного органа основанной на верном применении законодательства о банкротстве и согласуется с судебной практикой (решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.06.2023 г. по делу № А57-12543/2023).
Относительно второго эпизода суд также признает позицию административного органа обоснованной, исходя из следующего.
Согласно п. 1, 4.1 ст. 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Сведения, подлежащие включению в ЕФРСБ, включаются в него арбитражным управляющим, если настоящим Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.
В соответствии с п. 2 ст. 213,7 Закона в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат, в том числе, сЕедения о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, а также о завершении реализации имущества гражданина; о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 213.7 Закона сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящей главой, опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Согласно абз. 3 п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и ЕФРСБ и Перечня сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ» (далее - Приказ Минэкономразвития № 178) в случае, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным актом.
В соответствии с п. 3.1 приложения № 1 Приказа Минэкономразвития № 178 сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06,2012 г. № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части.
С учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 29.06.2010 № 12130/09, разрешая дела о несостоятельности (банкротстве), арбитражные суды применяют гражданское законодательство, в котором составной частью является законодательство о банкротстве, и рассматривают их по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности.
При этом, для решения вопросов, связанных с применением установленных Законом о банкротстве сроков, при отсутствии специальных правил их исчисления необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2021 (резолютивная часть от 12.04.2021) по делу № А57-5378/2020 процедура реализации имущества ФИО5 завершена.
Учитывая изложенное, сообщение о завершении реализации имущества гражданина должно было быть размещено финансовым управляющим ФИО1 в ЕФРСБ не позднее 15.04.2021.
Однако, карточка должника на электронном ресурсе ЕФРСБ не содержит информации о завершении реализации имущества гражданина.
Таким образом, арбитражный управляющий ФИО7, при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО5, в г. Саратове, в нарушение вышеуказанных норм Закона, не разместил в ЕФРСБ сообщение о завершении процедуры реализации имущества гражданина в отношении должника - ФИО5
Датой совершения административного правонарушения является 16.04.2021.
Довод финансового управляющего о том, что он разместил отчет о результатах процедуры реализации имущества должника, в связи с чем, рассматриваемые сведения имелись в ЕФРСБ, суд оценивает как неверное толкование Закона о банкротстве, так как размещение отчетов и размещение сведений являются разными действиями в силу Закона о банкротстве, неисполнение последних образует событие административного правонарушения по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ.
Данные обстоятельства указывают на наличие в действиях арбитражного управляющего ФИО1, при исполнении им обязанностей финансового управляющего ФИО5, признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - «неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния».
Ответственность за вышеуказанные действия (бездействие) арбитражного управляющего ФИО1. предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 Кодекса - «неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния».
В данном случае суд не усматривает оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ, так как ФИО1 допущены многократные аналогичные правонарушения, что зафиксировано в решении суда от 04.07.2023 г. по делу № А57-12543/2023, А57-13749/2023, а решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.05.2023 г. по делу № А12-6585/2023, вступившем в законную силу 14.07.2023 г., данное лицо подвергнуто дисквалификации по ч.3.1 ст.14.13 КоАП РФ.
Названные обстоятельства позволяют суду в данном деле придти к выводу о том, что ФИО1 несмотря на освобождение его от административной ответственности в рамках дел № А57-12543/2023, А57-13749/2023 по правилам ст.2.9 КоАП РФ, не встал на путь исправления, допустил более грубые нарушения в рамках дела № А12-6585/2023, что не позволяет суду при рассмотрении настоящего дела освободить его от административной ответственности, иначе цель административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений - не будет достигнута.
При рассмотрении настоящего дела суд применяет вид административного наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь ч.3 ст.14.13 КоАП РФ, ст.ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь арбитражного управляющего ФИО1, 11.02.1977 г.рождения, ИНН <***>, адрес места регистрации: <...> к административной ответственности по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по делу может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с п.п.4.1 п.4 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области, в Арбитражный суд Поволжского округа по правилам, установленным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Т.И. Викленко