АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 12 сентября 2014 года | Дело № А57-13168/2014 |
Резолютивная часть решения оглашена 10.09.2014г.
Полный текст решения изготовлен 12.09.2014г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Е.В. Пузиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.С. Кораблевой,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Стройперспектива», г. Саратов
к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва
третьи лица:
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, Потребительское общество «Областная коллегия оценщиков», г. Саратов, Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», г. Москва,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов
о признании кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости и об обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью «Стройперспектива» - ФИО1, дов. от 18.06.2014 года
от Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области - не явился, извещен
от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - не явился, извещен
от Комитета по управлению имуществом Саратовской области - ФИО2, дов. от 05.05.2014 г.
от Потребительского общества «Областная коллегия оценщиков» - не явился, извещен
от Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» - не явился, извещен
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области - не явился, извещен
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Стройперспектива, г. Саратов с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва, о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:041603:0038 (равнозначен 64:40:041603:38), общей площадью 36611 кв.м., расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 8128000 рублей и обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:041603:0038 (равнозначен 64:40:041603:38), общей площадью 36611 кв.м., расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 8128000 рублей.
В судебное заседание явились представители истца и Комитета по управлению имуществом Саратовской области.
Представители ответчиков, третьих лиц - ПО «Областная коллегия оценщиков», г. Саратов, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», г. Москва, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ.
В силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судом в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв в судебном заседании до 10.09.14г. до 15 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Как следует из материалов дела, ООО «Стройперспектива» на основании договора аренды земельного участка от 05.12.06г. № 708, договора замены стороны в обязательстве № 708 от 31.05.13г. владеет земельным участком с кадастровым номером: 64:40041603:0038 (равнозначен 64:40:041603:38) площадью 36611 кв.м., расположенного по адресу: <...>, находящегося в федеральной собственности. Договор аренды земельного участка № 708 от 05.12.06г. зарегистрирован в установленном порядке 19.04.07г., договор замены от 31.05.13г. зарегистрирован в установленном порядке 10.07.13г.
На данном земельном участке расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимого имущества, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Распоряжением КУИ Саратовской области № 989-р от 28.12.12г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.12г.
Для земельного участка с кадастровым номером 64:40041603:0038 площадью 36611 кв.м. утверждена кадастровая стоимость в размере 27468134,97 руб.
Кадастровая стоимость арендуемого земельного участка в размере 27468134,97 руб. утверждена распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 № 989-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области», вступившим в силу 11.01.2013, на основании отчета об определении кадастровой стоимости № 01-ГКОЗНП-64-2012, подготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».
Данная стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 02.06.14г., согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40041603:0038 площадью 36611 кв.м. составляет 27468134,97 руб.
Согласно отчету № 368-К/04 от 14.04.14г. по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40041603:0038 площадью 36611 кв.м., выполненного ПО «Областная коллегия оценщиков», рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 64:40041603:0038 площадью 36611 кв.м. на дату оценки 02.06.12г. составляет 8128000 руб.
В соответствии с экспертным заключением, составленным экспертом НПСО «Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа» № 64/260514-01 от 26.05.14г. на отчет № 368-К/04 от 14.04.14г. по определению рыночной стоимости земельного участка, отчет об оценке № 368-К/04 от 14.04.14г. соответствует требованиям законодательств РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости не соответствует его рыночной стоимости.
Истец указал, что утвержденное распоряжением № 989-Р значение кадастровой стоимости земельного участка существенно превышает размер его рыночной стоимости, нарушает права истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного размера арендной платы. Истец указал, что права, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, а установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Экспертным заключением, составленным экспертом НПСО «Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа» № 64/260514-01 от 26.05.14г. на отчет № 368-К/04 от 14.04.14г. по определению рыночной стоимости земельного участка, подтверждено, что указанный отчет соответствует требованиям законодательств РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Представитель ответчика - ФБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил, исковые требования не оспорил. Непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ответчика - Управление Росреестра по Саратовской области представил отзыв, из содержания которого следует, что Управление в удовлетворении исковых требований к Управлению просит отказать.
Представитель Комитета по управлению имуществом Саратовской области исковые требования оспорил, по основаниям, изложенным в отзыве, указав на то, что земельный участок, переданный в аренду из государственной или муниципальной собственности, не может быть продан на открытом рынке в условиях конкуренции. Индивидуальной рыночной стоимости арендуемый истцом земельный участок иметь не может, арендатор не вправе распоряжаться земельным участком, соответственно защищать принадлежащие арендатору права он вправе только теми способами, которые не затрагивают исключительных полномочий собственника. По мнению Комитета, правом требования установления судом рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости обладает только собственник земельного участка. Соответственно арендатор не вправе требовать установления рыночной стоимости арендуемого земельного участка и выступать заказчиком оценки рыночной стоимости арендуемого им земельного участка, в связи с чем, отчет является ненадлежащим доказательством по делу. Кроме того, истец в соответствии с Законом «Об оценочной деятельности в РФ» должен был сначала обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, доказательств обращения истца с заявлением в комиссию не представлено. Заключение эксперта на отчет не содержит обоснования выводов, в связи с чем, является ненадлежащим доказательством по делу.
Дело рассматривается в порядке статей 153-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявлений в соответствии со статьями 24, 47, 48, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражному суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд исходит из следующего.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 года № 989-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 года, согласно приложениям № 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 года (опубликовано на сайте сетевого издания «Новости Саратовской Губернии» www.sarnovosti.ru 11.01.2013 года).
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка утверждена в размере 27468134,97 руб. Указанные экономические характеристики были внесены в государственный кадастр недвижимости.
В связи с несогласием истца с результатами кадастровой оценки им проведена рыночная оценка стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 года.
В соответствии с отчетом № 368-К/04 от 14.04.14г. по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40041603:0038 площадью 36611 кв.м., выполненного ПО «Областная коллегия оценщиков», рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 64:40041603:0038 площадью 36611 кв.м. на дату оценки 02.06.12г. составляет 8128000 руб.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.06.2011 года № 913/11, суд рассматривает требования Общества по общим правилам искового производства.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 года № 1047-О-О установлено, что правила определения кадастровой стоимости земельных участков, закрепленные в статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, не противоречат Конституции Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 5 Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 9 Правил государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
На основании пункта 10 указанных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011г. при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка. При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 года № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Федеральным законом от 22.07.2010 года № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В статье 24.18 Федерального Закона № 225-ФЗ от 21.07.14г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Указанные положения вступили в законную силу 22.07.14г.
С исковым заявлением в суд истец обратился 24.06.14г.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального Закона № 225-ФЗ от 21.07.14г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в РФ» положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, довод Комитета о необходимости обращения истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, является неправомерным, поскольку истец обратился в суд с заявлением до вступления в законную силу указанных изменений.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011г. № 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011г., установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 года N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона № 346-ФЗ от 30.11.11г.) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.18 Закона «Об оценочной деятельности в РФ» (в редакции Закона № 135-ФЗ от 21.07.14г.) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 года № 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10761/11 от 25.06.2013 года сформулирована правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
В обоснование заявленной позиции Общество представило суду отчет № 368-К/04 от 14.04.14г. по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40041603:0038 площадью 36611 кв.м., выполненного ПО «Областная коллегия оценщиков», рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 64:40041603:0038 площадью 36611 кв.м. составляет 8128000 руб.
Оценка проведена по состоянию на дату 02.06.2012 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное. Такой отчет является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Необходимость оценки отчета об определении рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, т.е. подтверждения действительности указанной в нем рыночной стоимости земельного участка, установленной отчетом независимого оценщика, положительным экспертным заключением саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, выполнивший отчет, или заключением эксперта, полученным в рамках назначенной судом экспертизы, отмечена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 25.09.2013 года по делу № А57-19961/2012.
В соответствии со статьей 24.19 Закона «Об оценочной деятельности в РФ» (в редакции Закона № 167-ФЗ от 22.07.10г.) и статьей 24.18 Закона «Об оценочной деятельности в РФ» (в редакции Закона № 225-ФЗ от 21.07.14г.) при наличии спора об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости достоверность отчета об определении рыночной стоимости должна быть подтверждена положительным экспертным заключением, подготовленным экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.
Статья 17.1 Закона № 135-ФЗ предусматривает, что под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.
В соответствии со статьей 3 Закона № 135-ФЗ под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Статьей 4 Закона № 135-ФЗ определено, что субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 24 Закона № 135-ФЗ лицу, принятому саморегулируемую организацию оценщиков выдается документ о членстве в саморегулируемой организации оценщиков.
Суд приходит к выводу, что оценка рыночной стоимости земельного участка произведена лицом, обладающим необходимыми познаниями в области оценки и правом заниматься данным видом деятельности.
В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета истцом представлено экспертное заключение, составленным экспертом НПСО «Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа» № 64/260514-01 от 26.05.14г. на отчет № 368-К/04 от 14.04.14г. по определению рыночной стоимости земельного участка.
Согласно экспертному заключению отчет об оценке № 368-К/04 от 14.04.14г. соответствует требованиям законодательств РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 года N 913/11, принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и рыночной стоимостью, определенной в отчете оценщика по заказу истца, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки, проведение которой регламентировано нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
При рассмотрении настоящего дела ходатайства о назначении экспертизы или о проведении иной независимой оценки заявлено не было и каких-либо доказательств в подтверждение несогласия с представленным истцом отчетом в материалы дела сторонами не представлено, выводы о размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (02.06.12г.) земельного участка сторонами и третьими лицами не оспорены.
Согласно экспертному заключению отчет об оценке № 368-К/04 от 14.04.14г. соответствует требованиям законодательств РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Ответчики в ходе судебного разбирательства выводы, указанные в отчете № 368-К/04 от 14.04.14г. и заключении эксперта № 64/260514-01 от 26.05.14г. не оспаривали.
Возражения третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Комитета по управлению имуществом Саратовской области о том, что отчет является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку арендатор не вправе был заказывать проведение оценки и составление отчета, а также, что заключение эксперта на отчет не содержит обоснования выводов, в связи с чем, является надлежащим доказательством по делу, судом отклоняются в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с толкованиями, изложенными в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Возможность оспаривания результатов кадастровой оценки не только правообладателями, но и любыми иными заинтересованными лицами разъясняется также Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости (Разъяснения Минэкономразвития РФ от 27.05.2011).
Условиями раздела 3 договора аренды земельного участка № 708 от 05.12.06г. обусловлено изменение размера арендной платы арендодателем в одностороннем порядке.
Таким образом, если арендная плата арендуемого земельного участка зависит от его кадастровой стоимости, то и обязательства истца как арендатора такого земельного участка непосредственно зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка, в связи с чем, суд считает, что истец, будучи арендатором земельного участка, вправе защищать свои права, посредством подачи настоящего иска, представив в подтверждение своих доводов отчет об оценке.
По смыслу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости.
Норма абзаца 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" позволяет оспорить результаты определения кадастровой стоимости.
Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права, в том числе арендатора указанного земельного участка как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется в зависимости от его кадастровой стоимости.
Поскольку результатом деятельности по определению кадастровой стоимости является внесение в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков, то оспаривание результата определения кадастровой стоимости земельного участка должно происходить посредством иска, направленного на установление судом иного результата определения кадастровой стоимости земельного участка, определенного на основании его действительной рыночной стоимости; сторонами такого иска являются лица, чьи имущественные права и обязанности непосредственно зависят от установления той или иной кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что по настоящему делу иск заявлен надлежащим истцом, заинтересованным в оспаривании утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель, которому законом предоставлено право такого оспаривания; выбранный истцом способ защиты является надлежащим.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Судом не установлено нарушений при составлении отчета по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40041603:0038 площадью 36611 кв.м. Достоверность и правильность данного отчета подтверждена экспертным заключением № 64/260514-01 от 26.05.14г., выполненным некоммерческим партнерством саморегулируемая организация "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа". Экспертное заключение № 64/260514-01 от 26.05.14г. содержит обоснования выводов.
Доказательств обратного не представлено.
Оценив указанный отчет в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющейся в нем информации и статистического анализа информации о рыночной стоимости земельных участков, суд приходит к выводу о том, что отчет № 368-К/04 от 14.04.14г. отвечает предъявленным к отчетам оценки требованиям, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности.
Таким образом, судом установлено, что отчет № 368-К/04 от 14.04.14г. и заключение эксперта № 64/260514-01 от 26.05.14г. являются надлежащими доказательствами по делу.
Ходатайства о проведении судебной экспертизы ответчики не заявляли, оснований для назначения судебной экспертизы не имеется.
Поскольку в данном случае истец обратился с иском об установлении рыночной стоимости земельных участков, а не об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, определенной в ходе государственной кадастровой оценки земли, исходя из предмета заявленного иска, рыночная стоимость в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости подлежит внесению с момента вступления в законную силу решения суда.
При таких обстоятельствах, суд устанавливает рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:041603:0038, расположенного по адресу: <...>, площадью 36611 кв.м., в размере 8128000 рублей.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 года наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Из правоустанавливающих документов ФГБУ "ФКП Росреестра" следует, что оно осуществляет функции ведения государственного кадастра недвижимости и определения кадастровой стоимости учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их характеристик.
Учитывая, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012г. переданы полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, в удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Саратовской области следует отказать.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
В удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра по Саратовской области следует отказать.
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопрос о распределении судебных расходов.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Поскольку арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решая вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины, суд относит их на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:041603:0038 (равнозначен 64:40:041603:38), общей площадью 36611 кв.м., расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 8128000 рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:041603:0038 (равнозначен 64:40:041603:38), общей площадью 36611 кв.м., расположенного по адресу: <...>, указав равной его рыночной стоимости в размере 8128000 рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Стройперспектива» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 8000 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.В.Пузина