ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-14218/16 от 10.01.2017 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

17 января 2017 года

Дело №А57-14218/2016

Резолютивная часть решения оглашена  10 января 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 17 января 2017 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В.,  при ведении протокола секретарем судебного заседания Галкиной И.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока», г. Саратов,

Заинтересованные лица:

Комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, г. Саратов,

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов,

Федеральное агентство научных организаций Российской Федерации, г. Москва,

Министерство жилищного строительства и коммунального хозяйства по Саратовской области, г. Саратов,

АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», г. Москва,

о признании недействительным и отмене распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области № Т-217-р от 16.11.2015 г. о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока» земельным участком с кадастровым номером 64:48:000000:223, площадью 730 141 кв. м. местоположение которого определено относительно ориентира: город Саратов, Ленинский район,

о признании недействительным и отмене распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области №  Т-123-р от 25.06.2015 г. о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока» земельным участком с кадастровым номером 64:48:030215:52, площадью 15 001 кв. м. местоположение которого определено относительно ориентира: город Саратов, Кировский район,

о возвращении в пользование Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока» земельные участки: площадью 730 141 кв.м., с кадастровым номером 64:48:000000:223, местоположение которого определено относительно ориентира: город Саратов, Ленинский район и площадью 15 001 кв.м., с кадастровым номером 64:48:030215:52, местоположение которого определено относительно ориентира: Город Саратов, Кировский район.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 01.12.2016 года (срок доверенности один год, паспорт обозревался);

от Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области – ФИО2, доверенность № 4077и от 13.09.2016 года (срок доверенности один год, служебное удостоверение обозревалось);

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области – не явился, извещен;

от Федерального агентства научных организаций Российской Федерации – не явился, извещен;

от Министерства жилищного строительства и коммунального хозяйства по Саратовской области – не явился, извещен;

от  АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока», г. Саратов к Комитету инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, г. Саратов, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов, Федеральному агентству научных организаций Российской Федерации, г. Москва, Министерству жилищного строительства и коммунального хозяйства по Саратовской области, г. Саратов, АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» с заявлением о признании недействительным и отмене распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области № Т-217-р от 16.11.2015 г. о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока» земельным участком с кадастровым номером 64:48:000000:223, площадью 730 141 кв. м. местоположение которого определено относительно ориентира: город Саратов, Ленинский район, о признании недействительным и отмене распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области №  Т-123-р от 25.06.2015 г. о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока» земельным участком с кадастровым номером 64:48:030215:52, площадью 15 001 кв. м. местоположение которого определено относительно ориентира: город Саратов, Кировский район, о возвращении в пользование Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока» земельные участки: площадью 730 141 кв.м., с кадастровым номером 64:48:000000:223, местоположение которого определено относительно ориентира: город Саратов, Ленинский район и площадью 15 001 кв.м., с кадастровым номером 64:48:030215:52, местоположение которого определено относительно ориентира: Город Саратов, Кировский район.

О времени и месте участники процесса извещены в соответствии со ст.ст.121-123 АПК РФ.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока» поддержало заявленные требования в полном объеме.

Представители Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, г. Саратов, Территориального управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов, Федерального агентства научных организаций Российской Федерации, г. Москва, Министерства жилищного строительства и коммунального хозяйства по Саратовской области, г. Саратов, АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» возражают против заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях по делу.

Дело рассматривается по имеющимся доказательствам по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Следовательно, у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, оценив все представленные сторонами доказательства.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд, учитывая предмет заявленных требований, приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться  в арбитражный суд  за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Указанные требования заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому настоящее дело рассматривается в порядке административного судопроизводства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока» на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области № 1094-р от 30 октября 2006 года были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки:

- Земельный участок с кадастровым  номером 64:48:000000:223, площадью 730 141 кв.м., местоположение которого определено относительно ориентира: город Саратов, Ленинский район, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования;

- Земельный участок с кадастровым   номером 64:48:030215:52, площадью 15 001 кв.м., местоположение которого определено относительно ориентира: город Саратов, Кировский район, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:030215:0040.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области от 05 апреля 2007 года право постоянного бессрочного (пользования) Заявителя на земельный участок с кадастровым номером 64:48:030215:0040 было прекращено.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 апреля 2008 года по делу № А57-622/2008-9 вышеуказанное распоряжение отменено, Заявителю возвращен в пользование указанный земельный участок.

Распоряжением Комитета по управлению   имуществом Саратовской области от 26 июня 2016 года № Т-123-р право постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока» земельным участком с кадастровым номером 64:48:030215:52, площадью 15 001 кв.м., местоположение которого определено относительно ориентира:   город   Саратов, Кировский район, прекращено.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 16  ноября 2015 года № Т -217-р право постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока» земельным участком с  кадастровым  номером  64:48:000000:223,  площадью 730141 кв.м. местоположение которого определено относительно ориентира:   город Саратов. Ленинский район, прекращено.

Судом установлено, данными распоряжениями комитета заявителю прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:223, площадью 730141 кв.м и земельный участок 64:48:030215:52, площадью 150001 кв.м в целях бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей для строительства жилья экономического класса.

Распоряжения комитета приняты в рамках исполнения возложенных на комитет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее - Закон № 161-ФЗ) полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, которые находятся в федеральной собственности.

В соответствии с положениями глав 5 и 6 Закона № 161-ФЗ органам государственной власти субъектов РФ могут передаваться полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закон № 161-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда своих полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности.

Согласно части 1, части 1.2 стать 13 Закона № 161-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) Российская Федерация в целях жилищного строительства с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа, в том числе на:

- образование земельных участков из находящихся в федеральной собственности земельных участков в соответствии с прилагаемыми к указанному решению межведомственного коллегиального органа схемами расположения земельных участков, которые могут быть образованы из находящихся в федеральной собственности земельных участков, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также образование земельных участков из находящихся в федеральной собственности земельных участков в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации;

- принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые предоставлены организациям;

- предоставление земельных участков для жилищного строительства в собственность, аренду или безвозмездное срочное пользование в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона.

Подготовка предложений об использовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для жилищного строительства, осуществляется Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС) на основании перечней находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества, направляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Фонд (далее - перечни земельных участков), и иных сведений о находящихся в федеральной собственности земельных участках, иных объектах недвижимого имущества (часть 1 статьи 11 Закона № 161-ФЗ).

Предложения об использовании земельных участков для жилищного строительства,    обосновывающие    передачу    осуществления    полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению такими земельными участками, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Фонд РЖС направляет в межведомственный коллегиальный орган.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона № 161-ФЗ решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению -земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, принимает межведомственный коллегиальный орган.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2008 № 632 таким межведомственным коллегиальным органом является Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (далее - Комиссия).

Согласно части 8 статьи 12 Закона № 161 -ФЗ и пункту 18 Положения о Комиссии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2008 № 632, решение Комиссии, оформляется протоколом и является обязательным для органов государственной власти и организаций.

Из материалов дела следует, что 24.06.2013 и 30.09.2013 на заседаниях Комиссии по предложениям Фонда РЖС были приняты решения о передаче органам государственной власти Саратовской области осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению спорными земельными участками для строительства жилья экономического класса гражданам, имеющим трех и более детей, и с учетом требований, указанных в статье 14 Закона № 161-ФЗ.

Согласно Положению о комитете по управлению имуществом Саратовской области, утвержденному постановлением Правительства Саратовской области от 03.05.2005 № 137-П (в редакции постановления Правительства Саратовской области от 02.06.2014 № 322-П), к полномочиям комитета относится осуществление управления и распоряжения земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти области в целях, предусмотренных Законом № 161-ФЗ.

В рамках данных полномочий в отношении указанных земельных участков комитет принимает решения, предусмотренные Законом № 161-ФЗ.

Таким образом, Комиссией было поручено субъекту Российской Федерации - Саратовской области в лице комитета по управлению имуществом Саратовской области распорядиться спорными земельными участками в целях строительства жилья экономического класса.

Пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона № 161-ФЗ предусмотрена возможность прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ, по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа, указанным в пункте 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании указанных норм Закона № 161-ФЗ комитетом приняты распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25.06.2015 № Т-123-р и от 16.11.2015 № Т-217-р о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:223, площадью 730141 кв.м и земельный участок 64:48:030215:52, площадью 150001 кв.м.

При этом оспариваемые распоряжения приняты комитетом во исполнение решений Комиссии.

В обоснование незаконности распоряжений комитета заявитель указывает на: 1) отсутствие оснований для изъятия земельных участков, предусмотренных пунктом 2 статьи 45, статьей 49 Земельного кодекса РФ 2) несогласование изъятия земельных участков с правообладателем и собственником земельного участка 3) противоречие статье 35 Конституции Российской Федерации, гарантирующей неприкосновенность частной собственности.

Довод заявителя об отсутствии оснований для изъятия земельных участков, предусмотренных пунктом 2 статьи 45, статьей 49 Земельного кодекса РФ, не основан на нормах права.

Пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи прекращения в принудительном порядке права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в том числе при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом (подпункт 2 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ).

Статьей 49 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Однако в данном случае указанные нормы права не подлежат применению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона № 161-ФЗ принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, осуществляется без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, в силу прямого указания закона (пункта 1 части 1 статьи 15 Закона № 161-ФЗ) нормы пункта 2 статьи 45 и статьи 49 Земельного кодекса РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям.

В этой связи ссылка заявителя на пункт 2 статьи 54 Земельного кодекса РФ, регламентирующим порядок принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с его ненадлежащим использованием (подпункт 2 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ), также не применим к спорным правоотношениям.

Кроме того, не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о невозможности изъятия земельных участков для целей жилищного строительства в соответствии со статьей 56.3 Земельного кодекса РФ в виду отсутствия утвержденных документов территориального планирования и утвержденных проектов планировки территории, предусматривающих строительство жилых домов экономического класса.

На момент принятия Комиссией решений о передаче органам государственной власти Саратовской области осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению спорными земельными участками для строительства жилья экономического класса гражданам, имеющим трех и более детей, указанная норма статьи 56.3 Земельного кодекса РФ не действовала, вступила в силу лишь 01.03.2015.

Между тем строительство жилья экономического класса осуществляется с учетом норм статьи 14 Закона № 161-ФЗ, в силу которых принятие органом государственной власти субъекта Российской Федерации решений о предоставлении земельных участков для целей жилищного строительства допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков.

В этом случае принятие органом государственной власти субъекта Российской Федерации решений о предоставлении земельных участков для целей жилищного строительства не могут нарушать прав заявителя.

Доводы заявителя о возможности изъятия спорных земельных участков только в судебном порядке в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в связи с неиспользованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение трех и более лет подряд со дня возникновения права собственности на земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, также является несостоятельным.

Согласно сведениям ГКН спорные земельные участки отнесены к землям населенных пунктов.

Согласно статье 1 нормы Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулируют оборот земель категории сельскохозяйственного назначения и не распространяются на оборот земель населенных пунктов.

Разрешенное использование спорных земельных участков - для сельскохозяйственного использования не свидетельствует об отнесении земельных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Доводы заявителя о несогласовании изъятия земельных участков с заявителем (правообладателем) и собственником земельного участка противоречат обстоятельствам дела.

Судом установлено, что собственником земельного участка является Российская Федерация.

В соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Российская Федерация в лице Правительственной комиссии вправе передавать полномочия по управлению и распоряжению таким земельными участками в целях, установленных Законом № 161-ФЗ.

Согласие заявителя земельных участков, как правообладателя, на принудительное прекращение права на земельный участок не требуется -прекращение права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, осуществляется без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»).

Доводы заявителя о необходимости участия представителя Российской академии сельскохозяйственных наук на заседании Комиссии при рассмотрения вопроса использования указанных земельных участков для жилищного строительства также являются ошибочными.

Согласно пункту 16 Положения о Комиссии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.08.2008 № 632, на заседания Комиссии в обязательном порядке приглашаются представители федерального органа исполнительной власти, имеющего подведомственное ему федеральное государственное учреждение, которому предоставлен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, если на заседании Комиссии рассматривается вопрос об использовании такого участка.

Данное учреждение подведомственно Российской академии сельскохозяйственных наук.

Однако по смыслу Федерального закона от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» Российская академия сельскохозяйственных наук не относится к вышеперечисленным органам власти, то есть не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и, следовательно, приглашение ее представителя на заседание Комиссии является необязательным.

Вместе с тем, как следует из выписки из протокола заседания попечительского совета Фонда «РЖС» от 19.09.2013 № 91, Российской академией сельскохозяйственных наук было согласовано использование спорных земельных участков в целях реализации указанного Федерального закона.

Судом проверены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и не подтвержденные доказательствами.

В силу ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Однако в рассматриваемом случае указанных оснований судом не установлено.

Учитывая изложенное, требования заявителя не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Кроме того суд приходит к выводу о пропуске Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока» установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий департамента.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О, установленный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Из материалов дела следует, что заявление ФГБНУ «НИИСХ Юго-Восток» о признании недействительными распоряжений комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25.06.2015 № Т-123-р и от 16.11.2015 № Т-217-р о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками подано в Арбитражный суд Саратовской области 03.06.2016.

Однако о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками на основании оспариваемых распоряжений комитета ФГБНУ «НИИСХ Юго-Восток» стало известно в декабре 2015 года.

Так, письмом от 11.12.2015 № 1-7/552 ФГБНУ «НИИСХ Юго-Восток» обратилось в комитет по управлению имуществом Саратовской области за разъяснениями по вопросу прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на основании оспариваемых распоряжений комитета. При этом в данном письме указано, что заявителю известно о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками на основании оспариваемых распоряжений комитета. В данном письме также приведены доводы о незаконности распоряжений комитета в виду отсутствия полномочий комитета на изъятие спорных земельных участков и о нарушении порядка изъятия земель. Указанные доводы о незаконности распоряжений комитета в настоящем деле отстаиваются заявителем как основания подачи иска. Письмо датировано 11.12.2015 года.

Следовательно, на момент составления письма заявителю было известно о нарушении оспариваемыми распоряжениями комитета прав на земельные участки, защиту которых ФГБНУ «НИИСХ Юго-Восток» осуществляет в настоящем деле.

Таким образом, о нарушении права заявителю было известно еще в декабре 2015 года.

Факт осведомленности заявителя о нарушенном праве на основании распоряжений комитета в декабре 2015 года также подтверждается тем, что 02.12.2015 года заявителем были получены уведомления о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки на основании оспариваемых распоряжений комитета, что подтверждается представленной заявителем в материалы дела копией письма ФГБНУ «НИИСХ Юго-Восток» от 10.12.2015 № 1-7/550 .

Кроме того, письмом от 10.12.2015 № Т-224 в адрес заявителя комитетом по управлению имуществом Саратовской области были направлены копии оспариваемых распоряжений. Письмом от 21.01.2016 № Т-2 в адрес заявителя комитетом по управлению имуществом Саратовской области также направлены разъяснения по вопросу прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки на основании оспариваемых распоряжений комитета.

Факт получения письма комитета по управлению имуществом Саратовской области от 21.01.2016 № Т-2 не оспаривается заявителем. Кроме того, о получении данного письма комитета по управлению имуществом Саратовской области указано в иске ФГБНУ «НИИСХ Юго-Восток».

Из приведенных обстоятельств следует, что о нарушении права заявителю стало известно в декабре 2015 года - январе 2016.

Таким образом, при условии проявления достаточной степени разумности и осмотрительности товарищество должно было предвидеть реальную возможность наступления неблагоприятных для себя последствий как результата несвоевременного обращения в суд для защиты нарушенных прав.

Доказательств наличия препятствий для своевременного обращения в суд с заявлением о признании незаконными действий и постановлений, наличия уважительных причин пропуска срока в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФГБНУ «НИИСХ Юго-Восток» не представлено.

Согласно части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Таким образом, пропуск предусмотренного законом процессуального срока при отсутствии уважительных причин такого пропуска является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Расходы по госпошлине суд относит на заявителей в порядке ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 197-201, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока» требований – отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Саратовской области 23.08.2016г. - отменить.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока», г. Саратов в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: <...>.

Судья                                                                                      А.В. Калинина