ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-14682/20 от 10.12.2020 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

16 декабря 2020 года

                          Дело № А57-14682/2020

Резолютивная часть решения оглашена 10 декабря 2020 года

Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2020 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гаджимурадовым Э.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области

о признании незаконным решение комиссии УФАС по Саратовской области от 23.06.2020 по делу № 064/01/16-872/2019, о признании недействительным предписания комиссии ФАС по Саратовской области от 23.06.2020 № 064/01/16-872/2020

Заинтересованные лица:

УФАС по Саратовской области

общество с ограниченной ответственностью "Областной центр услуг и информации"

ГУ МВД РФ по Саратовской области

Прокуратура Саратовской области,

Территориальное управление Росимущества в Саратовской области,

ПАО СК «Росгосстрах»,

САО «ВСК»,

Управляющую компанию "А-Инвест" (ИНН <***>),

при участии представителей:

заявителя и ГУ МВД РФ по Саратовской области - ФИО1, по доверенности,

УФАС по Саратовской области - ФИО2, по доверенности,

Прокуратура Саратовской области - ФИО3, по доверенности, сл. удостоверение,

 иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л :

            в Арбитражный суд Саратовской области обратилось МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области  о признании незаконным решения комиссии УФАС по Саратовской области от 23.06.2020 по делу № 064/01/16-872/2019, о признании недействительным предписания комиссии ФАС по Саратовской области от 23.06.2020 № 064/01/16-872/2020.

Заявитель в судебном заседании поддержал требования в полном объеме.

УФАС по Саратовской области требования оспорило по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Прокуратура Саратовской области поддержала доводы антимонопольной службы.

            Общество с ограниченной ответственностью "Областной центр услуг и информации" находит требования заявителя обоснованными.

Иные участники доводы по спору не изложили, не явились в заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст.ст.121-123 АПК РФ.

Дело рассмотрено по существу заявленных требований по правилам гл.24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, в Саратовское УФАС России поступили результаты проведенной Прокуратурой Саратовской области проверки в отношении МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области и ООО «Областной центр услуг и информации» на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе анализа представленных документов и материалов антимонопольным органом установлено оказание аналогичных услуг в сопредельных помещениях по одному юридическому адресу муниципальным органом государственной власти - РЭО ГИБДД МУ МВД России «Энгельсское», а также коммерческой организацией ООО «Областной центр услуг и информации», непосредственно, связанных с разрешительной деятельностью самого органа регистрации, что создает конкурентно неравные условия деятельности конкретному хозяйствующему субъекту в осуществлении предпринимательской деятельности вследствие того, что в данном помещении сосредотачивается основной поток потребителей данных услуг, при этом, осуществление аналогичной деятельности в ином месте при наличии какого-либо субъекта в непосредственной близости от указанного регистрирующего органа для иных хозяйствующих субъектов становится заведомо не конкурентно.

Решением Саратовского УФАС России по делу №064/01/16-872/2019 от 23.06.2020 МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области (ИНН <***>) и ООО «Областной центр услуг и информации» (ИНН <***>) признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

23 июня 2020 года УФАС по Саратовской области вынесено предписание № 64/01/16-872/2020, которым МУ МВД России "Энгельсское" и ООО «Областной центр услуг и информации» в срок до 01.12.2020 г. предписывалось прекратить нарушение п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Полагая, что названное решение и предписание незаконны, МУ МВД России «Энгельсское» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований заявитель утверждает, что занимаемое им помещение в здании находится в транспортной доступности для посетителей, МУ МВД России «Энгельсское» собственными помещениями, позволяющими разместить подразделения РЭО по всем необходимым стандартам оказания государственных регистрационно-экзаменационных услуг не располагает, в связи с чем и был заключен соответствующий договор субаренды недвижимого имущества. Заявитель также отмечает, что в помещениях, занимаемых именно РЭО, деятельность сторонних организаций не ведется. При этом, заявитель отмечает, что гражданам не навязываются оказываемые услуги, а выводы антимонопольной службы в оспариваемом решении носят лишь предположительный характер.

Позицию заявителя поддержало ООО «Областной центр услуг и информации».

Антимонопольная служба поддерживает доводы, изложенные в оспариваемом решении.

Исследовав представленные доказательства, изучив позиции участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений указанной статьи и учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным ненормативного правового акта, решения органа местного самоуправления, действий (бездействия) должностных лиц  является одновременное несоответствие этого ненормативного правового акта либо решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В пунктах 7, 18 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 12 ноября 2013 г. № 18002/12 по делу № А47-7950/2011(на решение ФАС России от 15.08.2011 № 1 11/84-11) правила, применяемые к доказыванию правомерных действий, не могут применяться к доказыванию антиконкурентных соглашений, как не может быть прописан в законе и закрытый перечень возможных доказательств по таким делам.

Из анализа вышеприведенной нормы следует, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством.

Закон о защите конкуренции содержит специальное определение соглашения, которое подлежит применению при оценке факта правонарушения в сфере антимонопольного законодательства.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 по делу А27- 12323/2009, согласно которой возможность доказывания согласованных действий через их результат в отсутствие документального подтверждения наличия договоренности об их совершении применима только к согласованным действиям, а не к соглашениям. Соглашения заключаются (достигаются) посредством устных договоренностей, электронной переписки либо конклюдентных действий участников, не являющихся его инициаторами.

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 21.12.2016 №699 Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

В соответствие с п.14 названного Указа в состав органов внутренних дел входят, в том числе и территориальные органы МВД.

МУ МВД России «Энгельсское» является органом, который в силу возложенных на него полномочий, обязаны правильно применять и соблюдать действующее законодательство.

Как следует из материалов дела, 11.02.2019 МУ МВД России «Энгельсское» в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение №0360100004019000005 о проведении закупки у единственного поставщика на субаренду недвижимого имущества.

22.02.2019 между МУ МВД России «Энгельсское» и ООО «Областной центр услуг и информатизации» заключен договор субаренды недвижимого имущества №16.

Предметом договора является субаренда нежилых помещений, расположенных в нежилом двухэтажном здании инв. №63:250:002:000330920:А, лит. А, находящемся по адресу <...>, кадастровый (или условный) номер 64-64-47/128/2005-452, принадлежащих ООО «Областной центр услуг и информатизации» на праве аренды на основании договора аренды от 11.12.2011, заключенного с собственником здания ФИО4 (соучредитель, генеральный директор ООО «Областной центр услуг и информации»).

В субаренду переданы 10 помещений общей площадью 293,9 кв.м.

Арендная плата установлена в размере 34592,99 рублей с 01.01.2019 по 30.11.2019, в декабре 2019 года арендная плата – 33477,11 рублей.

Данные нежилые помещения площадью 293,9 кв.м. используются РЭО ГИБДД МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области для осуществления своей деятельности, а именно, для оказания государственных услуг по регистрации транспортных средств и прицепов к ним, по проведению экзаменов на право управления транспортным средством и выдаче водительских удостоверений.

Из Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом  МВД России от 07.08.2013 № 605 следует, что для получения данной услуги собственникам автомототранспортных средств и прицепов к ним либо лицам, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, необходимо обратиться с заявлением в Госавтоинспекцию.

Согласно Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утв. Приказом МВД России от 20.10.2015 № 995 сдача экзамена и получение водительского удостоверения также носит заявительный характер.

Вышеуказанными регламентами установлены формы подачи заявлений.

Заявления могут быть написаны (заполнены) от руки, машинописным способом, либо посредством электронных печатающих устройств, а также в электронной форме с помощью Единого портала.

Регламентами также установлены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, среди которых в том числе отсутствие необходимых документов и представление документов, несоответствующих установленным требованиям.

При этом, что такие заявления могут быть заполнены самостоятельно заявителями либо с помощью хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по заполнению документов по установленным формам.

ООО «Областной центр услуг и информации» также осуществляет коммерческую деятельность по адресу <...>.

Согласно прейскуранта цен, утвержденного генеральным директором общества ФИО4, ООО «Областной центр услуг и информации» оказывает следующие платные услуги:

-оформление заявления на снятие и постановку транспортного средства на регистрационный учет (800 руб.);

-оформление договора купли-продажи мототранспортных средств, прицепов легковых автомобилей, номерных агрегатов (600 руб.);

-оформление договора купли-продажи легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов, иномарок, прицепов грузовых автомобилей (1200 руб.);

-оформление заявления о выдаче (замене) водительского удостоверения (500 руб.).

ООО «Областной центр услуг и информации» на территории, где расположена Госавтоинспекция, имеет платную стоянку, которая принадлежит обществу (стоимость стоянки автотранспортного средства 50 рублей за одно посещение).

По данным ООО «Областной центр услуг и информации» (вх. №336 от 23.01.2020) общество сдает в субаренду и иные помещения в рассматриваемом здании.

Так, обществом представлены договор №15 АСРТ от 01.01.2019 с ООО «Бариста Хорека», предметом которого является аренда двух частей нежилого помещения площадью 1 кв.м и 2 кв.м для установки двух торговых автоматов. Также согласно договору субаренды нежилого помещения от 11.12.2011 обществом в аренду представлено помещение площадью 9,2 кв.м ЗАО «Экономбанк».

ООО «Областной центр услуг и информации» также оказывает услуги по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

15.08.2018 между ООО «Областной центр услуг и информации» и ПАО СК «Росгосстрах» заключен договор на оказание агентских услуг по страхованию.

20.01.2019 между ООО «Областной центр услуг и информации» и САО «ВСК» заключен агентский договор №15985400001.

В период с 2017 по 2020 годы по адресу <...>                     ООО «Областной центр услуг и информации» заключено 923 договора страхования ОСАГО.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг конкретных страховщиков по обязательному страхованию в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, запрещаются.

Системное толкование положений Федерального закона от 07.02.2011 № 3- ФЗ «О полиции» (ч. 1 и 2 ст. 48), Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605), Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (утв. Приказом МВД России от 20.10.2015 № 995) указывает, что здания и сооружения, используемые полицией, должны являться федеральной собственностью и находиться в оперативном управлении, а осуществление государственных функций должно производиться в помещениях (зданиях), находящихся в федеральной или муниципальной собственности по договору безвозмездного пользования.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3- ФЗ «О полиции» материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Из письма МУ МВД России «Энгельсское» (исх.№1/7302 от 08.05.2018) в адрес начальника тыла ГУ МВД России по Саратовской области следует, что для размещения Госавтоинспекции необходимо помещение со следующими характеристиками:

-одноэтажное, отдельно стоящее здание,

-площадь 600 кв.м.,

-прилегающая территория с асфальтированной освещенной площадкой,

-вместимость площадки – не менее 50 транспортных средств,

-парковка для посетителей не менее 50 мест, в том числе и большегрузных транспортных средств.

По данным ГУ МВД России по Саратовской области (исх. №1/411 от 23.01.2020) МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области собственными помещениями, позволяющими разместить подразделения РЭО, не располагает. В ГУ МВД России по Саратовской области также отсутствуют подобные нежилые помещения. Факт нуждаемости подтверждается обращениями в Федеральное агентство по управлению имуществом в Саратовской области и Губернатору Саратовской области, однако такие помещения по данным указанных органов отсутствуют. В связи с чем, был заключен договор субаренды недвижимого имущества с ООО «Областной центр услуг и информатизации».

Аналогичные пояснения содержатся в письме МУ МВД России «Энгельсское» (исх.№1/509 от 22.01.2020).

11.01.2018 ГУ МВД России по Саратовской области обратилось в Территориальное управление Росимущества в Саратовской области с заявлением о предоставлении помещений для размещения Госавтоинспекций на территории области, в том числе и в г. Энгельсе.

Письмом от 16.02.2018 №03-584 руководитель Территориального управления Росимущества в Саратовской области сообщил врио начальника ГУ МВД России по Саратовской области о возможности использования помещения в г. Энгельсе на ул. Пушкина, д. 2ж.

Из рапорта заместителя начальника ГУ МВД России по Саратовской области от 20.03.2018 следует, что помещение в г. Энгельсе на ул. Пушкина, д. 2ж невозможно использовать для предоставления государственных услуг, поскольку на прилегающей территории отсутствуют парковочные места для посетителей, площадки для осмотра транспортных средств, здание расположено внутри жилых массивов.

23.11.2018 начальником ГУ МВД России по Саратовской области в адрес руководителя Территориального управления Росимущества в Саратовской области направлено письмо №1/5183 о предоставлении помещения в г. Энгельсе. Согласно письму помещения Госавтоинспекции находятся в зданиях коммерческих структур, для их передислокации необходимо помещение в г. Энгельсе площадью не менее 600 кв.м., с прилегающей территорией не менее 0,3 га.

Согласно письму руководителя Территориального управления Росимущества в Саратовской области, направленному в адрес начальника ГУ МВД России по Саратовской области (исх. №03-6167 от 03.12.2018), помещение в г. Энгельсе, площадью не менее 600 кв.м., с прилегающей территорией не менее 0,3 га для размещения подразделения Госавтоинспекции отсутствует.

В материалах дела также имеется письмо Территориального управления Росимущества в Саратовской области (исх. №03-233 от 29.01.2019), направленное в адрес руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти о возможности предоставления на праве оперативного управления объекта недвижимого имущества – здания, площадью 158,3 кв.м. в <...>.

Из рапорта начальника УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области от 19.01.2020 следует, что на совещании в Правительстве Саратовской области обсуждался вопрос размещения Госавтоинспекции. Для размещения РЭО ГИБДД МУ МВД России «Энгельсское» было предложено здание в <...>. В ходе обследования помещения установлено, что помещение нуждается в капитальном ремонте, прилегающая территория требует очистки от кустарников, замены асфальтового покрытия. При этом стоимость данных работ не приведена.

Из письма Вице-губернатора Саратовской области (исх.№2-05-07/3489 от 27.12.2019) следует, что в 2006 году из муниципальной собственности в федеральную было передано нежилое помещение площадью 659,8 кв.м. в <...>, где ранее располагалось ГИБДД МУ МВД «Энгельсское». В настоящее время помещение пустует и не используется.

Из письма начальника МУ МВД России «Энгельсское» в адрес начальника тыла ГУ МВД России по Саратовской области (исх. №1/4345 от 08.04.2014) следует, что для проведения капитального ремонта здания в <...> необходимо 4905717 рублей (к письму приложен локально сметный расчет).

По данным МУ МВД России «Энгельсское» от 12.02.2020 позднее в 2016 и в 2018 годах в адрес главного управления направлялись письма о необходимости проведения капитального ремонта здания по ул. Весенняя, 12; о выделении лимитов бюджетных средств. До настоящего времени лимиты бюджетных обязательств на капитальный ремонт не доведены.

В свою очередь, из письма МУ МВД России «Энгельсское» от 13.02.2020 доведенные лимиты на прочие закупки товаров, работ, услуг составили:

- в 2017 году – 12611207 рублей,

- в 2018 году – 18752010 рублей,

- в 2019 году  - 19184320 рублей.

По данным ГУ МВД России по Саратовской области (исх.№19/42 от 14.02.2020) площадь спорного помещения не соответствует площади, необходимой для оказания государственных услуг. Однако, поскольку иного помещения не имеется – арендуется помещение меньшей площади.

Вместе с тем, расположение ООО «Областной центр услуг и информации» в одном здании с регистрационно-экзаменационным отделением ГИБДД, которое предоставляет государственные услуги по выдаче и замене водительских удостоверений, регистрации транспортных средств и прицепов к ним, предоставляет данному обществу преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности.

При этом, действия МУ МВД России «Энгельсское» и ООО «Областной центр услуг и информации» по заключению договора субаренды помещений по итогам закупки у единственного поставщика, и в нарушение требований действующего законодательства о необходимости полиции осуществлять деятельность в помещениях, находящихся в федеральной собственность и переданных в оперативное управление, не могут являться случайными.

Из анализа данных Единой информационной системы в сфере закупок следует, что в 2017, 2018 годах МУ МВД России «Энгельсское» и ООО «Областной центр услуг и информации» по итогам закупки у единственного поставщика заключались аналогичные договоры (извещения №№ 0360100004017000021, 0360100004018000020).

Таким образом, РЭО ГИБДД МУ МВД России «Энгельсское» длительное время располагается в нежилых помещениях, находящихся в аренде у ООО «Областной центр услуг и информации», и не может не обладать данными о виде деятельности, которую осуществляет общество в непосредственной близости к помещениям РЭО ГИБДД МУ МВД России «Энгельсское».

Из материалов дела следует, что МУ МВД России «Энгельсское» отказалось от размещения Госавтоинспекции в помещениях, которые были предложены органами государственной власти области, поскольку они не отвечали испрашиваемым МУ МВД России «Энгельсское» критериям.

В то же время МУ МВД России «Энгельсское» заключило договор субаренды помещений с ООО «Областной центр услуг и информации», которые также не соответствуют установленным требованиям. Так, помещение, находящее в субаренде, имеет меньшую площадь, нежели 600 кв.м.; здание не является одноэтажным и отдельно стоящим.

Более того, Госавтоинспекция размещается за плату на основании договоров субаренды в помещении ООО «Областной центр услуг и информации» с 2011 года (9 лет). Только за период 2015-2019 годов по данным ЕИС общая стоимость аренды помещений составила 2118321 рублей 66 копеек. Тогда как стоимость капитального ремонта здания в <...> оценивается в 4,9 млн. рублей.

По данным ООО «Областной центра услуг и информации» от 20.03.2020 до заключения договора субаренды помещений был проведен ремонт, соответствующий техническим условиям для расположения Госавтоинспекции: изготовлены и смонтированы перегородки из ПВХ-профиля, металлические двери.

В ходе рассмотрения дела в Саратовском УФАС России представитель ООО «Областной центр услуг и информации» также пояснил, что помещения подготавливались именно под Госавтоинспекцию.

Более того, по данным ООО «Областной центр услуг и информации» (вх. №824 от 14.02.2020) договор субаренды спорных помещений с МУ МВД России «Энгельсское» в 2011 году был заключен по цене 58 780 рублей в месяц, в 2015 году стоимость снижена по просьбе  МУ МВД России «Энгельсское» до 37555 рублей, в 2019 году договор заключен по цене 34592, 99 рублей. Помещения специально были оборудованы для расположения сотрудников Госавтоинспекции. Передача помещения под другой вид деятельности повлечет дополнительные финансовые расходы.

Таким образом, цена аренды спорных помещений с момента заключения договора субаренды в 2011 году уменьшалась, в то время как в 2017 году инфляция составила 2,5%, 2018 - 4,3%, 2019 – 3% (открытые данные ЦБ РФ https://cbr.ru), снижение стоимости субаренды помещений не соответствует целям хозяйственной деятельности общества.

21.12.2018 генеральный директор ООО «Областной центр услуг и информации» ФИО4 направил начальнику МУ МВД России «Энгельсское» письмо об истечении срока действия договора субаренды и возможности заключения договора на 2019 год. Также ФИО4 в письме просил рассмотреть возможность аренды фактически используемой площади помещения, а именно 566,5 кв.м, тогда как в договорах значится 293,9 кв.м. Также просил переоформить договор на телефонную связь на МУ МВД России «Энгельсское» и самостоятельно заключить договор на услуги интернета, самостоятельно проводить уборку помещений, вывоз мусора, охрану.

В ходе рассмотрения дела в Саратовском УФАС России представитель ООО «Областной центр услуг и информации» пояснил, что после окончания срока действия договора №16 от 22.02.2019 Госавтоинспекция продолжила располагаться в спорных помещениях, однако арендные отношения не оформлены.

Из письма главы Энгельсского муниципального района (исх. № 25.11.2019 №453/01-01-22) следует, что администрацией района проработан вопрос собственником помещения, собственник выражает согласие о передаче МУ МВД России «Энгельсское» в безвозмездное пользование нежилых помещений площадью 570,9 кв.м фактически используемых в указанном здании Госавтоинспекцией, а также части земельного участка для проведения осмотра транспортных средств.

07.11.2019 ООО «Областной центр услуг и информации» направило в адрес МУ МВД России «Энгельсское» о готовности заключить договор аренды рассматриваемого здания с сохранением арендной платы 34615,34 рублей при условии возложения на субарендатора МУ МВД России «Энгельсское» обязанности по оплате стоимости охраны, услуг связи, коммунальных услуг.

Также 07.11.2019 собственник здания и одновременно генеральный директор ООО «Областной центр услуг и информации» ФИО4 направил в адрес заместителя главы администрации Энгельсского района письмо, согласно которому он:

-считает возможным продать муниципалитету спорное здание площадью 5096 кв.м. с условием приобретения у ООО «Областной центр услуг и информации» права аренды земельного участка за 70000000 рублей,

-продажу части здания считает нецелесообразным,

-согласен передать в безвозмездное пользование часть здания площадью 570,9 кв.м и часть земельного участка при условии возложения на МУ МВД России «Энгельсское» обязанности по оплате стоимости охраны, услуг связи, коммунальных услуг.

Доводы МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области об отсутствии между Заявителем и ООО «Областной центр услуг и информации» заключенного антиконкурентного соглашения отклоняются судом в силу следующего.

Собранные антимонопольным органом материалы по делу свидетельствуют о том, что воля участников правоотношений направлена на размещение в помещении именно указанной организации с целью получения преимущества в сфере оказания на возмездной основе услуг по оформлению документов, необходимых для осуществления последующих регистрационных действий РЭО ГИБДД МУ МВД России «Энгельсское», а также услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Оказание услуг в сопредельных помещениях РЭО ГИБДД МУ МВД России «Энгельсское», непосредственно, связанных с разрешительной деятельностью самого органа регистрации недопустимо любыми субъектами, на любой основе (конкурсной, внеконкурсной), поскольку создает конкурентно неравные условия деятельности конкретному хозяйствующему субъекту в осуществлении предпринимательской деятельности вследствие того, что в данном помещении сосредотачивается основной поток потребителей данных услуг, осуществление аналогичной деятельности в ином месте при наличии какого-либо субъекта в непосредственно близости от указанного регистрирующего органа для иных хозяйствующих субъектов становится заведомо не конкурентно.

Кроме того, организация предпринимательской деятельности на территории, занимаемой РЭО ГИБДД МУ МВД России «Энгельсское», способна породить у потенциальных потребителей услуг иллюзию большей степени надежности оказываемых услуг ООО «Областной центр услуг и информации», более высокого качества их услуг по сравнению с другими субъектами рынка, устойчивости и стабильности положения предпринимателей и организации, которые обычно ассоциируются в сознании потребителей со статусом властного органа. Данные действия направлены на создание необоснованно благоприятных условий отдельным хозяйствующим субъектам, что свою очередь, ущемляет интересы других организаций и предпринимателей, оказывающих услуги в рассматриваемых сферах.

ООО «Областной центр услуг и информации» указывает (вх. №336 от 23.01.2020), что документы для государственной регистрации транспортных средств возможно отправить через сайт «Госуслуги», а также к подготовке документов возможно привлечь иные сторонние организации и тем самым утверждает, что деятельность Общества и РЭО - не соприкасается.

Однако, из письма ГУ МВД по Саратовской области (исх.№7/4-1033 от 14.02.2020) следует, что РЭО ГИБДД МУ МВД «Энгельсское»:

- в 2017 году оказано государственных услуг по регистрации автомототранспортных средств 21484, из них через портал единый портал государственных услуг – 12292,

- в 2018 году оказано государственных услуг по регистрации автомототранспортных средств 21830, из них через портал единый портал государственных услуг – 16577,

- в 2019 году оказано государственных услуг по регистрации автомототранспортных средств 21702, из них через портал единый портал государственных услуг – 16363.

Таким образом, около 35% заявителей в указанные периоды непосредственно обращаются в Госавтоинспекцию по месту ее расположения в арендуемых помещениях Общества (то есть, где непосредственно оказывает услуги ООО «Областной центр услуг и информации»), без использования единого портал государственных услуг.

Как установлено антимонопольным органом, за 2019 год ООО «Областной центр услуг и информации» оказано информационных услуг в натуральном выражении – 4256, в стоимостном – 3186200 рублей; услуг по парковке – 5568 (278411 рублей), субаренды помещений – 3 (1180200 рублей), услуг страхования – 1 (398 рублей). По данным ПАО СК «Росгосстрах» (исх. №б/н от 13.04.2020, исх. № б/н от 15.05.2020) в 2018 году обществу оплачено вознаграждение в размере 39 163 рубля, в 2019 – 996 рублей.

В данном случае суд соглашается с позицией антимонольного органа о том, что наблюдается последовательность действий МУ МВД России «Энгельсское» и ООО «Областной центр услуг и информации», направленных на достижение конечного результата, а именно устранению конкуренции на рынке услуг по подготовке заявлении и договоров по установленным формам и рынке услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

При этом, договор субаренды является соглашением о совместной деятельности и направлен на удовлетворение интересов каждого из участников антиконкурентного соглашения.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что действия уполномоченного государственного органа и общества по заключению рассматриваемого договора создают дискриминационные условия для иных хозяйствующих субъектов и ограничивают право равного доступа данных субъектов на товарный рынок услуг по подготовке заявлений и договоров по установленным формам и рынке услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Также указанные обстоятельства создали для потребителей иллюзию более качественного и предпочтительного положения ООО «Областной центр услуг и информации» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги на данном товарном рынке.

В рамках рассмотрения дела №064/01/16-872/2019 антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме.

Указанные действия МУ МВД России «Энгельсское» и ООО «Областной центр услуг и информации» ставят общество в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления хозяйственной деятельности в непосредственной близости от РЭО ГИБДД МУ МВД России «Энгельсское», что является нарушением п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции и приводит к ограничению конкуренции на рынке услуг по подготовке заявлений и договоров по установленным формам и рынке услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

            С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что УФАС по Саратовской области вынесены законные и обоснованные решение № 064/01/16-872/2019 г. от 23.06.2020 г. и предписание от 23.06.2020 № 064/01/16-872/2020.

            Оснований для удовлетворения заявленных МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области требований не имеется.

            Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области требований о признании незаконным решения УФАС по Саратовской области от 23.06.2020 № 064/01/16-872/2019, недействительным предписания  от 23.06.2020 № 064/01/16-872/2020 – отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-259 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-276 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области кассационной жалобы в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Полный текст решения будет изготовлен в течение пяти дней с момента оглашения резолютивной части решения и направлен сторонам по делу в порядке ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного

суда Саратовской области                                                                           Т.И. Викленко