ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-1511/2010 от 04.03.2010 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов Дело № А57-1511/2010

Резолютивная часть объявлена 04 марта 2010 г.

Полный текст изготовлен 05 марта 2010 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Провоторовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Патуевой О.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лизинговые технологии и Ко», город Саратов,

административный орган – Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО), город Нижний Новгород

об отмене постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

представитель заявителя – Белова Л.В., по доверенности от 20.10.2009 г.

представитель административного органа – не явился, извещен надлежащим образом..

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лизинговые технологии и Ко» (далее – ООО «Лизинговые технологии и Ко», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ПФО, административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 04-09/482 от 24.12.2009 г. в связи с малозначительностью.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания в соответствии с требованиями ст. 123 Арбитражного процессуального Кодекса РФ надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса РФ дело рассматривается по существу в отсутствие представителя административного органа по имеющимся в деле доказательствам.

Как следует из материалов дела,МРУ Росфинмониторинга по ПФО была проведена проверка ООО «Лизинговые технологии и Ко» на предмет соблюдения обществом требований, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В ходе проверки были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о не принятии обществом необходимых мер по соблюдению законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, которые отражены в акте проверки № 152 от 08.12.2009 г.

По данному факту 10.12.2009 г. в отношении ООО «Лизинговые технологии и Ко» был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения материалов проверки и протокола об административном правонарушении должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО в отношении общества было вынесено постановление № 04-09/482 от 24.12.2009 г., которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

ООО «Лизинговые технологии и Ко», ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением об отмене данного постановления.

Исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании доводы представителя заявителя, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

Статьей 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

ООО «Лизинговые технологии и Ко» является лизинговой компанией, о чем свидетельствует п.2.1 ст.2 устава ООО «Лизинговые технологии и Ко», утвержденного в новой редакции протоколом внеочередного общего собрания участников от 03.04.2007 № 1/2007, договора финансовой аренды (лизинга), имеющиеся в материалах дела.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) лизинговые компании относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе проведенной проверки административным органом были установлены факты ненадлежащей организации внутреннего контроля в Обществе, а именно:

ООО «Лизинговые технологии и Ко» в нарушение п. 45 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 14.12.2007 №318, при предоставлении новой карты постановки на учет за подписью руководителя, в 5-тидневный срок не представлялись сведения о смене руководителей организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 названногоФедерального закона.

В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

ООО «Лизинговые технологии и Ко» не осуществляется идентификация своих клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, что препятствует реализации Обществом механизма выявления операций, предусмотренных п.2 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лица, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления предъявляются следующие квалификационные требования: а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в  установленном порядке, а при отсутствии указанного образования- опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

На момент проведения проверочных мероприятий специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение Правил внутреннего контроля в ООО «Лизинговые технологии и Ко» является юрист Белова Людмила Валериевна (приказ от 20.10.2008 №1/10).

С 20.10.2008 г. по 22.06.2009 г. в ООО «Лизинговые технологии и Ко» отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующее квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715, так как Белова Л.В. на момент назначения таким специальным должностным лицом не прошла обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Такое обучение Белова Л.В. прошла только 23.06.2009 г.

ООО «Лизинговые технологии и Ко» не соблюдена Программа обучения сотрудников компании по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включающая в себя вводный инструктаж, плановый инструктаж, внеплановый инструктаж и целевой инструктаж, утвержденная п. 8 Правил внутреннего контроля Общества. Обучения сотрудников, как предусмотрено п. 8 Правил внутреннего контроля ООО «Лизинговые технологии и Ко», общество не проводило. Согласно представленным документам и сведениям, в проверяемом периоде обучение сотрудников по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводилось только путем ознакомления с правилами внутреннего контроля, при принятии на работу.

Специальным должностным лицом Беловой Л.В., в нарушение пункта 5 приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256, вступившего в силу 17.02.2009 г., которым предусмотрено проведение в организации специальным должностным лицом внепланового инструктажа для руководителя и заместителя руководителя в случаях изменений действующих и вступления в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не было проведено внеплановых инструктажей руководителя и заместителя руководителя организации в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 115-ФЗ Федеральными законами от 03.06.2009 № 121-ФЗ и от 17.07.2009 № 163-ФЗ.

Факты нарушений обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, ответственность за которые установлена ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлены материалами дела.

Между тем, статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Согласно статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Пунктом 18.1 вышеуказанного постановления Пленума ВАС РФ разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Суд, оценив характер установленных нарушений, приходит к следующим выводам.

ООО «Лизинговые технологии и Ко» в нарушение п. 45 Административного регламента, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 14.12.2007 № 318, при предоставлении новой карты постановки на учет за подписью руководителя в 5-тидневный срок не представлялись сведения о смене руководителей организации. Данное обстоятельство обществом не оспаривается. В настоящее время в соответствии с протоколом от 17.08.2009 г. № 2/2009 г. директором общества является Новакович А.Г., о смене директора общество представило сведения 21.09.2009 г., то есть с нарушением 5-ти дневного срока.

Указанное нарушение является малозначительным, оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.

По эпизоду с отсутствием идентификация своих клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, судом установлено, что МРУ Росфинмониторинга по ПФО ООО «Лизинговые технологии и Ко» предоставлен доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (уведомление о постановке на учет 24.06.2005 № 04-08/309). Фактически ООО «Лизинговые технологии и Ко» заключило договор финансового займа с клиентом – ООО «Элекстроисточник» и имея вышеуказанный доступ, установило, что данная организация не значится в указанном перечне. Заключение договора с данной организацией не могло повлечь существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.

По эпизоду с несоответствием назначенного обществом специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, Беловой Л.В. квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715, судом установлено, что приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256 установлены требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризм" (за исключением кредитных организаций). Данный приказ вступил в силу 17.02.2009 г.

Таким образом, на момент назначения Беловой Л.В. должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля, а именно на 20.10.2008 г., требования к подготовке и обучению кадров не вступили в силу.

Белова Людмила Валериевна имеет высшее профессиональное образование по специальности юрист, относящееся к группе специальностей "Юриспруденция", что подтверждается дипломом от 10.07.2000 серии ДВС № 0309388.

Согласно представленным сведениям Белова Л.В. прошла обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 23 июня 2009 года (свидетельство от 23.06.2009 № 150).

Таким образом, данное нарушение также признается судом малозначительным. В настоящее время соответствие Беловой Л.В. всем требованиям подтверждено.

Нарушения, выразившиеся в не проведении обучения сотрудников, как предусмотрено п. 8 Правил внутреннего контроля ООО «Лизинговые технологии и Ко», и не проведении Беловой Л.В. внеплановых инструктажей руководителя и заместителя руководителя организации в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 115-ФЗ Федеральными законами от 03.06.2009 № 121-ФЗ и от 17.07.2009 № 163-ФЗ, также не влекут возникновения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда интересам граждан, общества и государства. Данные нарушения устранимы и являются малозначительными.

Судом не установлено пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Обстоятельства, отягчающие ответственность, а также вредные последствия отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного Обществом правонарушения в целом и возможности освобождения Общества от административного наказания.

В соответствии с п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Руководствуясь статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу № 04-09/482 от 24.12.2009 г. о назначении административного наказания в виде уплаты административного штрафа в размере 50 000 руб. в виду малозначительности совершенного правонарушения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. ст. 257 и 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Т.В. Провоторова