ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-15127/20 от 18.02.2021 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

26 февраля 2021 года

Дело №А57-15127/2020

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ефимовой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Давыдовой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Русский Дом», Краснодарский край, город Сочи

к Обществу с ограниченной ответственностью «ВолгопромГаз», Саратовская область, город Энгельс,

о взыскании задолженности по договору №ХВ-01 от 29.11.2019 года в размере 3325043 рублей 60 копеек, пени за период с 15.04.2020 года по 28.07.2020 года в размере 349129 рублей 20 копеек, с последующим их начислением по день фактической оплаты долга,

при участии:

представителя истца – Чаплыгин А.Э., доверенность от 14.07.2020 года, сроком до 31.12.2021 года,

представителя ответчика – Машкова Л.А., доверенность от 15.09.2020 года, Нерозя И.А., доверенность от 19.01.2021 года, сроком на один год,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Русский Дом» к Обществу с ограниченной ответственностью «ВолгопромГаз» о взыскании задолженности по договору №ХВ-01 от 29.11.2019 года в размере 3325043 рублей 60 копеек, пени за период с 15.04.2020 года по 28.07.2020 года в размере 349129 рублей 20 копеек, с последующим их начислением по день фактической оплаты долга.

Как видно из материалов дела, между ООО «Русский Дом» (Управляющий) и ООО «ВолгопромГаз» (Владелец) был заключен договор управления №ХВ-01 от 29.11.2019 года гостиничным комплексом, расположенным по адресу: Саратовская область, город Хвалынск, пос. Черемшаны-2. В соответствии с пунктом 4.1 договора управления управляющий за вознаграждение обязуется оказать владельцу услуги по управлению и эксплуатации гостиничного комплекса, соответствующие уровню и качеству услуг, предоставляемых гостиницами в соответствии со стандартами, изложенными в Приказе Минспорттуризма России от 25.01.2011 года, действуя при этом от имени и по поручению владельца.

В обоснование заявленных исковых требований ООО «Русский Дом» ссылается на то, что в рамках указанного договора истец оказал услуги надлежащим образом. Вместе с тем, ответчиком не были исполнены обязательства по оплате оказанных услуг, в связи с чем истец обратился с настоящим исковым заявлением в суд.

ООО «ВолгопромГаз» представило отзыв на исковое заявление с указанием своей позиции относительно предъявленных к нему требований. Возражает против удовлетворения иска, ссылается на то, что фактически услуги по указанному контракту в спорный период Исполнителем не оказывались.

Изучив представленные документы, суд полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что между ООО «Русский Дом» (Управляющий) и ООО «ВолгопромГаз» (Владелец) был заключен договор управления №ХВ-01 от 29.11.2019 года гостиничным комплексом, расположенным по адресу: Саратовская область, город Хвалынск, пос. Черемшаны-2. В соответствии с пунктом 4.1 договора управления управляющий за вознаграждение обязуется оказать владельцу услуги по управлению и эксплуатации гостиничного комплекса, соответствующие уровню и качеству услуг, предоставляемых гостиницами в соответствии со стандартами, изложенными в Приказе Минспорттуризма России от 25.01.2011 года, действуя при этом от имени и по поручению владельца (пункт 4.1. договора).

Пунктом 4.1.1. договора предусмотрено, что Управляющий в ходе исполнения договора не наделяется правом действовать от своего имени в отношениях с третьими лицами. Права и обязанности по договорам, заключенным в ходе Управления и эксплуатации Гостиничного комплекса, возникают у Владельца. Все договоры, контракты, соглашения и другие финансовые документы включая счета, утверждает директор с визой юридической службы и подписью управляющего.

В соответствии с пунктом 4.1.2. договора Владелец в период действия договора предоставляет Управляющему исключительное право осуществлять Управление и эксплуатацию Гостиничного комплекса в соответствии с настоящим договором, в том числе гарантирует невмешательство Владельца, Собственника Гостиничного комплекса и их представителей в работу Гостиничного комплекса, за исключением случаев осуществления Владельцем прав, предоставленных настоящим договором, которое не считается вмешательством в деятельность Управляющего, а также случаев неисполнения и ненадлежащего исполнения Управляющим или его представителями своих обязательств по договору за пределами сроков для устранения нарушения, предусмотренных пунктом 13.2 договора, или иного систематического или грубого нарушения условий Договора со стороны Управляющего.

Согласно подпункту «а» пункта 6.1.1.1 договора с учетом ограничений, оговоренных в пункте 6.1.1.4 и иных положениях настоящего договора, Управляющий наделяется единоличными полномочиями и берет на себя ответственность за Управление и эксплуатацию Гостиничного комплекса в соответствии со Стандартами и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации (включая, но не ограничиваясь этим: Правилами предоставления гостиничных услуг, Приказом №1488), установленными для эксплуатации гостиниц, в том числе в части организации эксплуатации здания и инженерных систем Гостиничного комплекса, находящихся внутри периметра здания Гостиничного комплекса и имеющих отношение к системам жизнеобеспечения здания Гостиничного комплекса непосредственно; управленческого учета; обслуживания и работы отделов продуктов питания и напитков (баров, ресторанов, столовых и пр.); закупок; хозяйственного обслуживания и уборки; бронирования услуг и номеров Гостиничного комплекса; организации сопутствующих услуг; приема, регистрации и размещения гостей; продвижения, рекламы и маркетинга; внутреннего аудита, а также совершения иных действий и решения вопросов, возникающих при повседневной работе гостиниц аналогичного класса и категории, в соответствии с настоящим договором.

На основании подпункта «b» пункта 6.1.1.1 договора Владелец гарантирует, что не будет самостоятельно без получения письменного согласования Управляющего заключать напрямую с контрагентами любого вида договоры и соглашения, которые относятся к Управлению и эксплуатации Гостиничного комплекса, за исключением случаев, когда заключение таких договоров Владельцем без согласования необходимо для предотвращения риска причинения существенного ущерба Гостиничному комплексу, вреда жизни и здоровью третьих лиц, сотрудников Управляющего и Владельца.

В соответствии с подпунктом «с» пункта 6.1.1.1 договора с учетом положений пункта 4.1.2 договора, Владелец обязуется своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по договорам, заключенным от его имени в той мере, в какой исполнение соответствующих обязательств находится непосредственно под контролем Владельца и не должно контролироваться Управляющим в рамках исполнения договора. При невыполнении указанного условия Владельцем, Управляющий не несет ответственности за сбои в работе Гостиничного комплекса или уменьшение прибыли от ее Управления и эксплуатации, которые возникли в результате невыполнения Владельцем указанного выше обязательства.

Подпунктом «d» пункта 6.1.1.1 договора Управляющий имеет право использовать бренд парк-отеля «Хвалынский» в рекламах, информационных брошюрах, и других материалах по продвижению услуг гостиничного комплекса.

Согласно пункту 6.1.1.3 договора стороны, с учетом практики управления гостиницами, сложившейся в Российской Федерации, пришли к соглашению, что Управляющий (в лице надлежащим образом уполномоченных представителей) настоящим договором наделяется правом:

a) Ведение переговоров и заключение договоров от имени Владельца, согласно пункту 4.1.1. настоящего договора в рамках утвержденного годового бюджета.

b) Договоры на предоставление услуг. Договоры на предоставление услуг, необходимых для обеспечения полноценной работы Гостиничного комплекса, включая, но, не ограничиваясь этим, контракты на снабжение электроэнергией, газом, на телефонную и телеграфную связь, предоставление услуг по уборке, технической эксплуатации, уничтожению насекомых, обслуживанию лифтового и котельного оборудования и предоставление иных целесообразных услуг по усмотрению Управляющего.

c) Договоры в сфере закупок Производственных запасов и Производственного оборудования. Договоры на поставку товаров, работ или услуг для операционной деятельности и бесперебойной работы Гостиничного комплекса.

d) Договоры в сфере маркетинга, продаж услуг Гостиничного комплекса и номерного фонда и рекламы - по разработанному Управляющим маркетинговому плану.

Контракты по всем вопросам маркетинга и сбыта, которые, по усмотрению Управляющего, будут необходимы для работы Гостиничного комплекса в соответствии с утвержденным Годовым бюджетом. Реклама и продвижение на местном рынке Гостиничного комплекса и ее услуг, взаимоотношения с контрагентами по реализации всех услуг Гостиничного комплекса (размещение, питание, дополнительные услуги).

Управляющий заключает договоры на всю рекламную кампанию и продвижение, которые Управляющий считает необходимыми для Управления и эксплуатации Гостиничным комплексом» в соответствии с Годовым бюджетом.

e) Иные соглашениями договоры, необходимые для Управления и эксплуатацию Гостиничного комплекса. Управляющий обеспечивает получение и действительность в течение срока договора, включая возобновление и/или последующее получение, всех необходимых для работа Гостиничного комплекса лицензий и разрешений, в том числе, для предприятий общественного питания, торговли спиртными напитками, лечебных и иных разрешений, необходимых для Управления и эксплуатации Гостиничного комплекса, при условии полного содействия со стороны Владельца и предоставления им всех необходимых для этого документов по запросу Управляющего.

Пунктом 6.1.1.4 договора предусмотрено, что полномочия Управляющего ограничиваются положениями законодательства российской Федерации, условиями настоящего договора. Выбор поставщиков для любых закупок, связанных с деятельностью Гостиничного комплекса и реализацией настоящего договора, осуществляется Управляющим и/или Генеральным менеджером в рамках утвержденного годового бюджета.

В пункте 6.1.2.1 договора указано, что Управляющий осуществляет всю деятельность по управлению персоналом в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе в части подбора, приема на работу, обучения, назначения, перевода и увольнения Управленческого персонала и любых других работников Гостиничного комплекса. Управляющий несет ответственность за соблюдение порядка привлечения иностранных граждан и порядка их пребывания в Российской Федерации, установленного законодательством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.

Весь персонал Гостиничного комплекса, включая Управленческий персонал, официально нанимается Управляющим в соответствии с требованиями действующего законодательства. Управляющий несет ответственность за соблюдение трудового, миграционного законодательства, требований охраны труда, ГО и ЧС, пожарной безопасности и т.п.

Управляющий обязуется обеспечить доброжелательное и корректное отношение персонала Гостиничного комплекса со всеми категориями лиц, проживающих или посещающих Гостиничный комплекс, а также представителями и работниками Владельца.

В течение срока действия договора предоставляется средство размещения для проживания Генерального менеджера и Финансового контролера, расходы по аренде жилья входят в состав операционных затрат в рамках утвержденного Годового бюджета.

Заработная плата всем работникам Гостиничного комплекса будет начисляться Управляющим.

Управляющий несет ответственность за подбор квалифицированных специалистов согласно штатному расписанию. Штатное расписание согласовывается с Владельцем. Управляющий разрабатывает и внедряет мотивацию всех сотрудников и их ответственность. При необходимости, Управляющий может привлечь специалистов со стороны, предварительно заключив с ними договор согласно пункту 4.1.1., где четко должны быть прописаны, для каких целей, на какой результат, срок исполнения, сумма услуг, ответственность сторон.

При необходимости Управляющий организует прохождение персоналом Гостиничного комплекса специальных курсов обучения персонала, которые проводятся в помещениях или за пределами Гостиничного комплекса. Расходы на обучение являются эксплуатационными расходами Гостиничного комплекса и включаются в состав расходов в рамках утвержденного Владельцем Годового бюджета.

В процессе обычной деятельности Гостиничного комплекса руководящий персонал Гостиничного комплекса будет осуществлять постоянный контроль за поддержанием уровня профессиональной подготовки персонала Гостиничного комплекса.

Владелец и Управляющий соглашаются, что штатное число работников Гостиничного комплекса и их вознаграждение, а также иные компенсации и льготы будут определяться Управляющим в соответствии с общепринятой практикой рынка в Российской Федерации для гостиниц аналогичной категории и качества и подлежат одобрению Владельцем в составе Годового бюджета или в ином согласованном Сторонами порядке. Управляющий согласовываете Владельцем назначение руководителей и главных специалистов гостиничного комплекса.

Согласно пункту 6.1.2.2 договора в соответствии с Годовым бюджетом, Управляющий обязуется от имени и за счет Владельца осуществлять, устанавливать, закупать или обеспечивать осуществление, установку или закупку материалов и комплектующих, необходимых для текущего ремонта, ремонта или замены элементов оснащения, Мебели и оборудования и прочего в целях содержания Гостиничного комплекса в соответствии со стандартами. К текущему ремонту относятся затраты связанные с ремонтом и обслуживанием сантехники, электроприборов, инженерно-технического оборудования, дверей, замков, мебели, оборудования и инвентаря номерного фонда, баров, ресторанов, фитнес-центра, конференц-залов и переговорных комнат, служебных зон и иных элементов, малярные работы и косметический ремонт помещений Гостиничного комплекса. Весь текущий ремонт осуществляется Управляющим по собственному усмотрению по мере необходимости и в соответствии со стандартами без поручений и предварительных указаний Владельца или по мотивированному, обоснованному указанию Владельца в рамках годового бюджета.

Управляющий обеспечивает контроль и своевременное информирование Владельца в отношении недостатков, обнаруженных в процессе эксплуатации Гостиничного комплекса, и дефектов, препятствующих дальнейшей эксплуатации Гостиничного комплекса или оказывающих негативное влияние на такую эксплуатацию, с целью обеспечения исполнения контрагентами (включая, но не ограничиваясь, поставщиков и подрядные организации) обязательств перед Владельцем в отношении гарантийных сроков эксплуатации зданий, сооружений, мебели, инженерного и технологического оборудования. Владелец выдаст и предоставит Управляющему все гарантии и поручительства, которые предоставлены Владельцу в связи с работами по гарантийному обслуживанию и модернизации, и будет оказывать Управляющему содействие в исполнении этих гарантий и поручительств.

В случаях необходимости Управляющий имеет право без предварительного согласования, но с последующим незамедлительным письменным уведомлением Владельца, санкционировать мелкие капитальные затраты и незначительные улучшения в дополнение к тем, которые содержатся в бюджете на капитальные затраты, на сумму, не превышающую 100000 (без НДС) рублей за финансовый год. При этом указанная сумма подлежит ежегодному индексированию, начиная с января первого полного Финансового года, следующего за датой подписания настоящего договора, с учетом любого изменения индекса потребительских цен по сравнению с январем предыдущего года.

Управляющий вправе без предварительного согласования Владельца, но с последующим незамедлительным письменным уведомлением, в случае возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, представляющих реальную угрозу безопасности жизнедеятельности (выход из строя систем энерго- и газоснабжения Гостиничного комплекса, а также иные природные и техногенные факторы) принимать решения и предпринимать действия к устранению таковых ситуаций незамедлительно.

В соответствии с пунктом 6.2.1 договора в течение срока действия настоящего договора Управляющий в рамках утверждаемых бюджетов и за счет выделенных в бюджетах на это средств и настоящего договора обязуется оказать Владельцу и берет на себя ответственность за следующие:

a) выполнение доходной и затратной частей годового бюджета, включая % загруженности гостиничного комплекса;

b) выполнение плана развития и продвижения услуг;

c) выполнение пунктов 3.5., 4.1.1., 6.1.2.1.

d) формировать ежегодно операционные и инвестиционные бюджеты объекта; в срок до 01.11 предоставлять бюджет следующего года на согласование Владельцу, при поступлении замечаний, устранять в течение пяти дней. Окончательная версия бюджета следующего года принимается/утверждается до 01.12.

e) в рамках обеспечения исполнения штатного расписания отеля аттестовать сотрудников отеля и обеспечить соответствие сотрудников профессиональному стандарту согласно Трудовому кодексу РФ; производить подбор персонала согласно утвержденному штатному расписанию, отслеживать соответствие штатного расписания, набранных сотрудников сезонной потребности, контролировать и вносить корректировки в этот процесс

f) обеспечивать рекламу и продвижение продаж услуг Гостиничного комплекса на внутреннем и международном рынке в соответствии с утвержденным годовым бюджетом; принятым планом продвижения комплекса, происходящих изменений в каналах продаж

g) определять стратегию продвижения и рекламы, как на местном, так и региональном рынках. Гостиничный комплекс рекламируется Управляющим с включением в систему бронирования, размещения информации на сайте и т.д.;

h) проводить еженедельный мониторинг репутации отеля в сети интернет и организовать

работу по повышению уровня репутации;

i) обеспечить развитие бренда Гостиничного комплекса в рамках согласованных в бюджете расходов; Подготовить предложение для Владельца об изменении существующего названия, в случае выявления такой необходимости.

j) контролировать подключение Гостиничного комплекса к системам централизованного

бронирования и международным системам бронирования;

к) Зоной ответственности Управляющей компании являются: вопросы Управления и эксплуатации, управления номерным фондом, приема и размещения гостей» обеспечения продуктами питания и напитками, продажа услуг отеля и маркетинга, бухгалтерского учета. Указанный перечень не является исчерпывающим.

l) инициировать организацию новых направлений деятельности в области продаж и маркетинга для повышения прибыльности Гостиничного комплекса;

m) Создание общей единой концепции гостиничного комплекса и СПА-центра

n) отобрать и предоставить на согласование кандидатуру операционного директора отеля Владельцу;

о) внедрить стандарты операционной деятельности в службах: СПИР, СООП, Служба управления номерным фондом, СВК, СПА-центр;

р) обучить персонал бизнес-процессам согласно принятым в компании стандартам; контролировать процесс применения стандарто, вносить корректировки в случае необходимости;

q) контролировать финансовый учет и соблюдение кассовой политики в отеле; выявлять и контролировать соответствие количества оказанных услуг оплаченным суммам

r) разработка и внедрение продуктовой линейки всех точек дохода на всей территории комплекса;

s) Подготовка и обеспечение процесса классификации 4 звезды;

t) обеспечить предоставление услуг, отвечающих требованиям качества отеля категории 4 звезды;

u) проводить мониторинг проверок контролирующих органов для минимизации рисков влияния органов на деятельность объекта;

v) обеспечить соответствие требованиям ГО и ЧС, пожарной безопасности, Сан. Эпидем. станции, трудовой инспекции, УФМС;

w) Организация единого программного обеспечения;

х) обеспечить состояние сплоченности в коллективе и минимизировать уровень текучести кадров;

y) обеспечить оформление паспорта безопасности объекта;

z) обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей объекта и техническое состояние объекта;

аа) согласно регламенту предоставлять Владельцу отчетность о результатах деятельности объекта ежемесячно и по требованию;

bb) прочие вопросы по операционному управлению.

Согласно пункту 7.1.1 договора в Гостиничном комплексе будет вестись учет в двух формах:

- полный и удовлетворяющий установленным требованиям бухгалтерский учет, отражающий по методу начисления результаты управления и эксплуатации Гостиницы в соответствии с законодательством и правилами, распространяющимися на предприятия в рамках законодательства Российской Федерации;

- полный и удовлетворяющий установленным требованиям управленческий учет, отражающий по принципу начисления результаты управления и эксплуатации Гостиничного комплекса в соответствии с единой системой бухгалтерского учета.

Владелец обеспечивает полный доступ Управляющего к данным бухгалтерского и управленческого учета для осуществления деятельности Управляющего.

Пунктом 7.1.2. договора предусмотрено, что Управляющий будет самостоятельно нести полную ответственность за оплату любых налогов и сборов Гостиничного комплекса в соответствии с законодательством Российской Федерации, своевременное и достоверное предоставление информации (сдачу отчетности, оформление паспортов сделки и т.д.) в уполномоченные организации и органы. Управляющий обязан вести учет в соответствии с единой системой бухгалтерского учета в процессе управления и эксплуатации Гостиничного комплекса и законом РФ.

Согласно 7.1.3 договора все согласованные сторонами выплаты и расходы, понесенные в связи с подготовкой указанной в пункте 7.1 договора отчетности, бюджетов, расчетов, должны рассматриваться как эксплуатационные расходы.

В соответствии с пунктом 7.1.4. Владелец открывает отдельный банковский счет для ведения расчетов по операционной деятельности Гостиничного комплекса.

На основании пункта 7.1.5. договора стороны договорились о следующей очередности платежей:

1) Заработная плата;

2) Налоговые отчисления;

3) Расчеты с поставщиками и подрядчиками;

4) Другие обязательные платежи;

5) Выплата дивидентов и вознаграждений.

Согласно пункту 8.1 договора не позднее 15-го числа каждого отчетного периода, Управляющий обязан представлять владельцу для утверждения отчет, который должен содержать:

- раздел о доходах и затратах в соответствии с единой системой бухгалтерского учета, отражающий результаты работы гостиничного комплекса за предшествующий отчетный период, с учетом данных текущего финансового года накопленным итогом, отражающий показатели, указанные в пункте 3.5 договора;

- раздел включающий в себя совокупный результат осуществленных хозяйственных операций, соответствующих контрактов и сделок (по закупкам товаров/работ/услуг), заключенных управляющим от имени владельца;

- раздел, предусматривающий расчет платы за управление. К отчету управляющий обязательно прилагает акт об оказании услуг за отчетный период по форме, согласованной владельцем и управляющим, в 2-х экземплярах;

- иную информацию и документы, которые могут быть разумно и обоснованно затребованы владельцем.

В силу пункта 8.2 договора управления в течение 10-ти календарных дней с даты получения владелец обязуется утвердить отчет и подписать акт об оказании услуг и направить один подписанный экземпляр акта об оказании услуг управляющему либо представить письменный мотивированный отказ от утверждения отчета и/или подписания акта об оказании услуг.

Если в течение указанного срока для утверждения отчета и подписании акта об оказании услуг замечаний от владельца не последовало, услуги считаются принятыми, а отчет утвержденным.

В соответствии с пунктом 9.1.1 договора за оказанные услуги по управлению и эксплуатации гостиничного комплекса владелец выплачивает следующее вознаграждение: 40% от чистой прибыли от основной деятельности гостиничного комплекса.

Вознаграждение начисляется и выплачивается ежеквартально, после сдачи отчетности и экономического анализа. Ежеквартальная отчетность и экономический анализ подписываются сторонами. Сроки сдачи отчетности установлены законом РФ. Сроки сдачи экономического анализа устанавливаются сторонами согласно приложению №4.

ООО «Русский дом» в обоснование исковых требований ссылается на то, что Исполнитель, в соответствии с положениями пункта 8.1 договора, в адрес Заказчика были направлены отчеты о результатах деятельности за период с января 2020 года по март 2020 года. Направленные отчеты, а также акты об оказании услуг за январь, февраль, март 2020 года ответчиком оставлены без замечаний, что, по мнению истца, в соответствии с пунктом 8.2 договора является подтверждением принятия услуги и необходимости их оплаты.

Отчеты за январь, февраль и март 2020 года были направлены истцом в адрес ответчика, что подтверждается почтовыми квитанциями и описями вложения от 29.05.2020 года, однако данные отчеты так и не были утверждены ООО «Волгопромгаз».

В соответствии с экономическим анализом парка-отеля «Хвалынский» за 1 квартал 2020 чистая прибыль составила 8744959 рублей.

Истцом были получена оплата по договору управления от ответчика в размере: 07.02.2020 - 30000 рублей, 17.02.2020 - 24840 рублей, 20.02.2020 - 45160 рублей; 20.03.2020 - 72940 рублей, итого: 172940 рублей.

Экономический анализ за 1 квартал 2020 года и акты приемки услуг также направлялись истцом в адрес ответчика 29.05.2020 года.

Истец указывает, что услуги были фактически оказаны ООО «Русский Дом» в январе, феврале и марте 2020 года, что подтверждается актами приемки услуг по договору управления, отчетами по бюджету доходов и затрат гостиничного комплекса парк-отель Хвалынский».

Таким образом, по мнению истца, все услуги, предусмотренные указанным договором управления, в полном объеме были оказаны ООО «Русский Дом» в указанный период.

Мотивированного отказа в принятии услуг, замечаний в отношении качества оказанных услуг и представленных актов приемки оказанных услуг от ООО «Волгопромгаз» не поступило, подписанные ответчиком экземпляры отчетов и актов приемки оказанных услуг в адрес истца не возвращены.

ООО «Волгопромгаз» полностью не согласно с заявленными требованиями и просит отказать в иске. В отзыве на иск указало, что фактически истец договор не исполнял, управление гостиничным комплексом не осуществлял. Исполнение договора свелось исключительно к заключению договора с гражданкой Азоркиной М.Н., с которой истец заключил договор о вступлении в должность операционного директора - управляющего Парк-отеля «Хвалынский». При этом, сама Азоркина М.Н. в этом качестве никаких действий по исполнению договора также не совершила.

Хозяйственная деятельность Парка-отеля «Хвалынский» в период действия договора с истцом фактически осуществлялась силами ответчика. Все договоры на поставку продуктов питания и напитков, инвентаря и т.п., размещение рекламы в системе бронирования заключались ответчиком самостоятельно. Равно как самостоятельно велась бухгалтерская деятельность, представлялись отчеты в государственные органы. Доказательства, подтверждающие тот факт, что управление осуществлял сам Владелец комплекса подтверждается первичными документами, которые представлены в материалы дела.

29.03.2020 года в ответ на претензию ответчика от 24.03.2020 года об отсутствии со стороны истца исполнения договора был получен ответ с перечислением действий, которые фактически не совершались.

По причине бездействия истца в соответствии с пунктом 13.2.1 договора ответчик инициировал досрочное расторжение договора в одностороннем порядке ввиду существенного нарушения истцом обязательств, предусмотренных договором. Уведомление о досрочном расторжении договора направлено истцу 26.05.2020 года. С учетом приведенного пункта договора договор считается расторгнутым через 30 календарных дней после направления Управляющему соответствующего уведомления.

Изучив представленный доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

Исходя из условий договора №ХВ-01 от 29.11.2019 года, взаимоотношения сторон регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Предметом договора возмездного оказания услуг является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьей 720 Гражданского кодекса Российской Федерации приемка работ, выполненных по договору подряда, осуществляется на основании акта, подписанного двумя сторонами (заказчиком и подрядчиком).

В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.

Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Исходя из положений статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» основанием для возникновения обязанности заказчика по оплате работ является сдача подрядчиком результата работ надлежащего качества и его приемка заказчиком.

Из толкования приведенных норм закона следует, что в предмет доказывания по спорам, вытекающим из правоотношениям по договорам возмездного оказания услуг, входят факты: наличия между сторонами правоотношений, вытекающих из договора; фактического оказания услуг и их объема; возникновения у заказчика обязательств по оплате оказанных услуг и их размера. Бремя доказывания факта оказания услуг, стоимости лежит на исполнителе по договору возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Арбитражное судопроизводство в России строится на основе принципа состязательности (статьи 123 Конституции Российской Федерации, статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), который заключается в обеспечении сторонам дела «паритетной» возможности доказывать свою правовую позицию всеми доступными им согласно закону способами. Этот принцип в силу его прямого закрепления в Конституции Российской Федерации носит универсальный характер и распространяется на все категории судебных споров. Неиспользование стороной возможности представить доказательства в обоснование своих требований (возражений) по делу оставляет риск возникновения для нее негативных последствий такого процессуального поведения. В арбитражном процессе суд согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации не играет активной роли в сборе доказательств, а лишь обеспечивает их надлежащее исследование на началах независимости, объективности и беспристрастности.

На основании статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, имеющими отношение к рассматриваемому делу.

Истец пояснил суду, что в рамках заключенного договора управления между ООО «Русский Дом» и ООО «Волгопромгаз» сотрудники, работающие в Парк-отеле Хвалынский, были юридически трудоустроены в ООО «Волгопромгаз», за исключением генерального менеджера и финансового контролера, поэтому хозяйственная деятельность юридически осуществлялась от лица ООО «Волгопромгаз».

После заключения договора управления по каждой службе (отделу) парк-отеля Хвалынский были назначены кураторы, сотрудники ООО «Русский Дом», которые отвечали за деятельность по своему направлению и взаимодействовали с сотрудниками парк-отеля.

Сотрудники ООО «Русский Дом» неоднократно приезжали в Парк-отель Хвалынский для осуществления хозяйственной деятельности, а именно: проведение инвентаризации парк-отеля; проведения обучения персонала и внедрения стандартов обслуживания гостей; обучения сотрудников парк-отеля; обучения персонала продажам; проведения мероприятий; составления плана мероприятий на год; разработка новых продуктов для гостей парк-отеля (такие как, программы в СПА-комплексе, дополнительные услуги); разработка рекламной компании, настройка рекламы в социальных сетях; разработка маркетингового плана и плана продвижения услуг парк-отеля; разработка дизайна сайта, логотипов, брошюр и прочей печатной продукции; управление социальными сетями парк-отеля; заключение договоров с подрядчиками на поставку тмц (пример, для СПА комплекса); составления финансовой отчетности.

По утверждению истца, сотрудники ООО «Русский Дом» ежедневно, каждое утро, проводили совещание с сотрудниками парк-отеля, для обсуждения текущих задач хозяйственной деятельности, формирования планов на текущий день, неделю и месяц, а именно: прием гостей на стойке приема и размещения; составление плана уборки номеров; составление плана на устранение технических неисправностей в номерах по жалобам гостей; проведение мероприятий: составление тайминга, содержания, порядка проведения, определения исполнителей; проведения обхода номерного фонда для контроля качества уборки, устранения недостатков; работа с жалобами гостей; составление реестра платежей, формирование финансовой отчетности.

Далее, истец поясняет, что по вопросу утвержденного плана развития и продвижения услуг истцом была проведена встреча от 21.02.2020, на которой были переданы на рассмотрение следующие документы (25.02.2020 продублированы на электронную почту): презентация по программе развития Парк-отеля до 2023 года, презентация по новому логотипу; план запуска продуктов в парк-отеле Хвалынский 2020; план по участию в областных мероприятиях 2020 (детализированное описание мероприятий); план по участию в выставках 2020; график задач по оздоровительному комплексу, план по доходам в разрезе оказываемых услуг на 2020 год; лан работ по службе общественного питания (Предложения по орг. структуре службы на всех точках питания, графики работы точек питания, системе оплаты); план-бюджет продвижения на 2020 год.

В Парк-отеле Хвалынский в соответствии с планом запуска продуктов были реализованы мероприятия для гостей, а именно: Новогодняя ночь 2020; Новогодние и рождественские каникулы (1-7 января 2020); Крещенские купания (18 января); Концерт саксофонной музыки (18 января); Вечеринка «Бачаты» (25 января); День рождения русской водки (31 января); День влюбленных сердец (14 февраля); Самый богатырский день (23 февраля); Гуляй масленица (1 марта); День бесконечных комплиментов (8 марта).

Истец ссылается на то, что за период январь-февраль 2020 выполнение плана по ключевым показателям эффективности, согласно пункту 3.5. договора составило: по валовому доходу - 87%; по расходам - 56%; по валовой (операционной) прибыли - 158%.

Таким образом, за указанные периоды истец обеспечил перевыполнение плана по валовой (операционной) прибыли на 58%. Сумма экономии за рассматриваемый период составила 44% от плана, что, по мнению истца, говорит о наличии ежедневного контроля за операционными расходами Парк-отеля Хвалынский.

Также был сформирован план по уменьшению затрат на период низкой загрузки межсезонья (конец марта, апрель), по сокращению задействованного персонала, минимизации ФОТ, минимизации коммунальных платежей.

Также 29.02.2020 направлено на рассмотрение и утверждение положение о стимулирующих выплатах, в котором предусмотрено премирование/депремирование в зависимости от экономии/перерасхода потребленной электроэнергии и газа.

Истец пояснил суду, что им были осуществлены планы по формированию команды Парк-отеля Хвалынский. Разработана и утверждена новая организационная структура, внесены корректировки в штатное расписание, произведен подбор персонала на ключевые должности, запланирована аттестация всего персонала.

Истец в подтверждение своих доводов о том, что в спорный период управление по договору им осуществлялось, представил в материалы дела протоколы совместных совещаний, рекламные проспекты, бухгалтерскую отчетность, проекты договоров, электронную переписку на согласование необходимых изменений в те или иные документы, действия, а также служебные записки, ведомости, накладные, счета.

Вместе с тем, представленные истцом доказательства не содержат сведений о согласовании Владельцем гостиничного комплекса проектов договоров, рекламных проспектов, иных предложений, изложенных представителями истца в служебных записках. Протоколы совместных совещаний, регламент обмена документами не подписан представителями ответчика.

На вопрос суда о том, имело ли место согласование Владельца на заключение договоров, изменений и/или необходимых действий со стороны Владельца, истец пояснений суду не дал, доказательств, подтверждающих согласование (одобрение) со стороны ответчика суду не представил. Доказательств реализации планов по управлению Гостиничного комплекса также не представлено.

В судебное заседание не представлено сведений о направлении истцом вышеуказанных документов ответчику на согласование. Получение данных документов ответчиком отрицается.

При этом, ссылаясь на то, что истцом был запущен СПА-центр для ответчика, надлежащих доказательств того, что запуск спа-комплекса осуществлялся силами истца в рамках указанного договора не представлено.

Указывая на то, что в Парк-отеле Хвалынский были реализованы мероприятия для гостей, а именно: Новогодняя ночь 2020; Новогодние и рождественские каникулы (1-7 января 2020); Крещенские купания (18 января); Концерт саксофонной музыки (18 января); Вечеринка «Бачаты» (25 января); День рождения русской водки (31 января); День влюбленных сердец (14 февраля); Самый богатырский день (23 февраля); Гуляй масленица (1 марта); День бесконечных комплиментов (8 марта), истец также не представил доказательств, что данные мероприятия были проведены истцом.

Доводы истца о том, что гостиничный комплекс был законсервирован и его деятельность была приостановлена на основании распоряжения владельца, не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Согласно Указу Президента РФ №239 от 02.04.2020 года, Постановлению Правительства РФ №762 от 27.03.2020 года, Постановлению Правительства Саратовской области №236-11 от 03.04.2020 года ответчик своим распоряжением №1763 от 06.04.2020 года объявил простой с 04.06.2020 года, что, однако, не свидетельствует о полной остановке хозяйственной деятельности. Распоряжением был предусмотрен перевод части сотрудников на удаленный режим работы (согласно приложению 1). Часть сотрудников согласно приложению 2 должна была обеспечивать охрану объекта, выполнение правил пожарной безопасности и предписаний МЧС, уборку территории объектов, вывоз мусора, обеспечение объектов теплом и электроэнергией. Данные работники обязаны были находиться в период простоя на рабочих местах.

Предметом договора возмездного оказания услуг является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса).

Исходя из указанной нормы и поскольку стороны в силу статьи 421 Гражданского кодекса вправе определять условия договора по своему усмотрению, обязанности исполнителя по договору возмездного оказания услуг могут включать в себя не только совершение определенных действий (деятельности), но и представление заказчику результата своих действий (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 №48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг»).

По смыслу статей 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации услуги могут выражаться либо в действиях, не имеющих материального воплощения, либо в действиях, приносящих определенный результат.

Эти обязанности предполагают различную степень прилежания при исполнении обязательства. Если в первом случае исполнитель гарантирует приложение максимальных усилий, то во втором - достижение определенного результата.

В данном случае обязанностью истца в силу условий договора является оказание услуг по управлению гостиничным комплексом, расположенным по адресу: Саратовская область, город Хвалынск, пос. Черемшаны-2.

Таким образом, условия контракта, в качестве предмета помимо действий фактического характера, включают в себя и результаты.

Как следует из правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2012 года №11563/11 лицо, требующее оплаты за оказанные услуги, должно доказать факт оказания услуг в виде.

Суд полагает, что в рассматриваемом случае ООО «Русский дом», в подтверждение факта оказания услуг по управлению гостиничным комплексом должны быть представлены доказательства надлежащего оказания услуг, а именно: доказательства совершения действий по управлению, предусмотренные договором: заключение договоров, оплата налогов, проведение расчетов со специального счета, выполнение иных обязательств, предусмотренных разделом 6 договора.

Вместе с тем, доказательств осуществления ООО «Русский Дом» действий (деятельности) по управлению гостиничным комплексом и достижения результата не представлены.

Напротив, в судебное заседание ответчиком представлены доказательства, что управление Гостиничным комплексом ответчик осуществлял своими силами. Все договоры на поставку продуктов питания и напитков, инвентаря и т.п., размещение рекламы в системе бронирования заключались ответчиком самостоятельно. Ответчиком велась бухгалтерская деятельность, представлялись отчеты в государственные органы.

На основании статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, имеющими отношение к рассматриваемому делу.

Суд отмечает, что факт оказания услуг может подтверждаться не только актами об оказании услуг (при уклонении заказчика от их получения или подписания), но и иными доказательствами.

Представленные истцом доказательства допустимыми и относимыми доказательствами, подтверждающими факт оказания услуг по управлению Гостиничным комплексом, служить не могут.

В отношении довода истца о том, что расчет суммы долга исчислен истцом исходя из положений пункта 9.1.1.1 договора и составляет 40% от чистой прибыли, т.е. сумму в размере 3325043 рублей 60 копеек, судом установлено следующее.

ООО «Русский дом» просит взыскать с ООО «Волгопромгаз» в его пользу вознаграждение за услуги по управлению и эксплуатации.

Согласно пункта 9.1.1.1. договора вознаграждение выплачивается в размере 40% от чистой прибыли, при ее наличии

Основной задачей ООО «Русский дом» было управление и эксплуатация гостиничного комплекса парк-отель «Хвалынский», принадлежащий ООО «Волгопромгаз».

Согласно пункту 1.1. договора, термин «управление и эксплуатация» имеет значение и толкование, как получение максимальной прибыли.

Между тем, из пояснений ответчика следует, что по результатам работы ООО «Русский дом» парк-отель Хвалынский» понес убытки, что подтверждается финансовыми документами, представленными ООО «Волгопромгаз» в материалы дела. Поэтому, в виду отсутствия чистой прибыли, которую должен был заработать ООО «Русский дом», выплата вознаграждений не возможна.

Договор по управлению и эксплуатации гостиницы №ХВ-01 от 29.11.2019 года, заключенный между ООО «Русский дом» и ООО «Волгопромгаз», действовал с 10.12.2019 года по 26.06.2020 года.

26.05.2020 года ООО «Волгопромгаз» направило уведомление ООО «Русский дом» об одностороннем расторжении договора, согласно пункту 13.2.1 договора.

С учетом данных обстоятельств, довод истца о наличии прибыли в спорный период у парк-отеля «Хвалынский» необоснован и отклоняется судом.

Таким образом, на основании вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что факт оказания услуг по договору №ХВ-01 от 29.11.2019 года в спорный период истцом не доказан и материалами дела не подтверждается.

В соответствии с частью 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что обоснованность заявленных истцом требований в ходе судебного разбирательства дела не нашла свое подтверждение.

С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что заявленные истцом требования не являются законными и обоснованными, в связи с чем удовлетворению не подлежат.

Поскольку в удовлетворении основного требования судом отказано, пени за просрочку оплаты оказанных услуг за период с 15.04.2020 года по 28.07.2020 года в размере 349129 рублей 20 копеек удовлетворению не подлежат.

При обращении с настоящим исковым заявлением в суд истец уплатил государственную пошлину в размере 41370 рублей 86 копеек (платежное поручение №595 от 04.08.2020 года).

Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Судом установлено, что в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме. Таким образом, судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на истца.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Общества с ограниченной ответственностью «Русский Дом» к Обществу с ограниченной ответственностью «ВолгопромГаз» о взыскании задолженности по договору №ХВ-01 от 29.11.2019 года в размере 3325043 рублей 60 копеек, пени за период с 15.04.2020 года по 28.07.2020 года в размере 349129 рублей 20 копеек, с последующим их начислением по день фактической оплаты долга – отказать.

Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи соответствующей жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области

Т.А. Ефимова