ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-16292/13 от 20.03.2014 АС Саратовской области

                           АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                     410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д.1


                                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов                                                                                                  Дело № А57-16292/2013

Резолютивная часть решения объявлена   20.03.2014г.

Решение изготовлено в полном объеме       24.03.2014г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Е.В. Пузиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.С. Кораблевой,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Средневолжские ресурсы», г. Пенза
к Финансовому Управлению Ртищевского муниципального района, Саратовская область, г. Ртищево,
Администрация Муниципального образования г.Ртищево, Саратовская область, г. Ртищево,
Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области,
Ликвидационная комиссия Администрации муниципального образования г. Ртищево Саратовской области
о признании незаконным бездействие Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 2425 БК РФ срок; обязании Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Ртищевского муниципального района, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации Ртищевского муниципального района, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения Администрацией Ртищевского муниципального района  требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012; обязании Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района немедленно уведомить ООО «Средневолжские ресурсы» о неисполнении Администрацией Ртищевского муниципального района исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012; о признании незаконным бездействие Администрации Ртищевского муниципального района  по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242 БК РФ срок; обязании Администрации Ртищевского муниципального района немедленно выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемы финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012; взыскании с Финансового управления Администрации Ртищевского муниципального района в пользу ООО «Средневолжские ресурсы» судебных расходов по делу
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью «Средневолжские ресурсы» - не явился, извещен
от Финансового Управления Ртищевского муниципального района- не явился, извещен.
от Администрации Муниципального образования г.Ртищево - не явился, извещен.
от Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области - не явился, извещен.
от Ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования г. Ртищево Саратовской области в судебное заседание - не явился, извещен

 У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Средневолжские ресурсы» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействие Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 2425 БК РФ срок; обязании Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации МО г. Ртищево, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации МО г. Ртищево, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения Администрацией МО г. Ртищево требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012; обязании Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района немедленно уведомить ООО «Средневолжские ресурсы» о неисполнении Администрацией МО г. Ртищево исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012; признании незаконным бездействие Администрации Ртищевского муниципального района по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242 БК РФ срок; обязании Администрации Ртищевского муниципального района немедленно выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемы финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012; взыскании с Финансового управления Администрации Ртищевского муниципального района в пользу ООО «Средне-волжские ресурсы» судебных расходов по делу.

        Определением суда от 04.12.13г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области,  Ликвидационная комиссия Администрации муниципального образования г. Ртищево Саратовской области.

        Заявитель, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнил заявленные требования и просит суд признать незаконным бездействие Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242.5 БК РФ срок; обязать Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Ртищевского муниципального района, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации Ртищевского муниципального района, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения Администрации Ртищевского муниципального района  требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20.12.12г. по делу № А57-13225/2012; обязать Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района немедленно уведомить ООО «Средневолжские ресурсы» о неисполнении Администрацией Ртищевского муниципального района исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012; признать незаконным бездействие Администрации Ртищевского муниципального района по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242.5 БК РФ срок; обязать Администрацию Ртищевского муниципального района немедленно выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемы финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012; взыскать с Финансового управления Администрации Ртищевского муниципального района в пользу ООО «Средневолжские ресурсы» судебные расходы по делу.

         Судом уточнения приняты.

Представители заявителя, Финансового Управления Ртищевского муниципального района, Саратовская область, г. Ртищево, Администрации Муниципального образования г.Ртищево, Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, Ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования г. Ртищево Саратовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке ст.123 АПК РФ.

Неявка в судебное заседание истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует разрешению спора в их отсутствие.

Информация о всех принятых по делу судебных актах, о датах, времени и месте проведения судебных заседаний размещалась на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.

Материалами дела установлено, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.12.12г. по делу № А57-13225/12 с Администрации МО г. Ртищево в пользу ООО «Средневолжские ресурсы» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами  в сумме 37669,20 руб., расходы по госпошлине в сумме 2000 руб., а при недостаточности денежных средств взыскать в субсидиарном порядке с муниципального образования город Ртищево в лице Администрации муниципального образования город Ртищево за счет средств казны муниципального образования город Ртищево.

На основании вступившего в законную силу решения суда, 25.01.2013 года выдан исполнительный лист серии АС № 003771210.

31.01.2013 года Обществом в адрес Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области направлено заявление о перечислении взысканных на основании решения Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-13225/2012 денежных средств.

К заявлению приложены следующие документы: подлинный исполнительный лист серии АС № 003771210, выданный Арбитражным судом Саратовской области 25.01.2013 года по делу № А57-13225/12; заверенная арбитражным судом Саратовской области копия решения от 20.12.2012г. по делу № А57-13225/12.

Указанное заявление получено Финансовым управлением Администрации Ртищевского муниципального района 06.02.13г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

В установленный законом срок, должником не выполнены требования исполнительного документа.

Полагая, что бездействие Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242.5 БК РФ срок; в не уведомлении  Общества о неисполнении Администра­цией МО город Ртищево исполнительного листа АС № 003771210, а также бездействие Администрации МО город Ртищево по выделению лимитов бюджетных обязательств бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242 БК РФ срок, незаконно,  Общество обратилось  в  Арбитражный суд с настоящими требованиями.

            Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в представленном в материалы отзыве требования заявителя оспорило, указав на то, что в сводной бюджетной росписи расходов Ртищевского муниципального района на 2013 год не предусмотрены бюджетные ассигнования но оплату исполнительных листов, а Собранием депутатов МО город Ртищево отказано в выделении денежных средств  на оплату спорного исполнительного документа. Представитель Финансового управления указал, что  приостановлено осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых  счетах Администрации МО город Ртищево, представив  уведомление и приостановлении операций от 13.05.13г. № 129.

           Администрация МО город Ртищево требования заявителя оспорила по основаниям, изложенным в отзыве, указав на то, что  Администрация не имела возможности исполнить требования исполнительного листа, меры по исполнению принимались, а именно  обращение в представительный орган с инициативой о внесении изменений в решение о бюджете.

Исследовав материалы дела, суд исходит из следующего.

   Согласно положениям части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а так же обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

   Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2005г. № 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить своё обязательство. Требование своевременного и эффективного исполнения судебных решений, вытекающее из взаимосвязанных положений статей  1 (часть 1), 15 (часть 2), 17 (часть 3), 18, 45 (часть 1), 46 (часть 1 и 2), 52, 53, 71 (пункт «в»), 72 (пункт «б» часть 1) и 118 Конституции Российской Федерации, предопределяет обязанность государства обеспечить реализацию этого требования посредством установления в федеральном законе надлежащего организационно-правового механизма исполнения судебных решений. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.

            Таким образом, государство, руководствуясь указанными конституционными положениями, может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации, исходя из того, что вне зависимости от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.200г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

В соответствии с ч.2 ст. 1 Закона РФ «Об исполнительном производстве» порядок исполнения судебных актов по передаче организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливается бюджетным законодательством РФ.

В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что заявитель считает незаконным бездействие Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242.5 БК РФ срок.

Рассмотрев заявленное требование, суд исходит из следующего.

Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда по делу № А57-13225/2012 от 17.02.14г. произведена замена должника с Администрации МО город Ртищево на его правопреемника – Администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области.

Таким образом, по делу № А57-13225/12 установлено, что Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области является правопреемником Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области.

В соответствии со ст. 242.5 Бюджетного Кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Как следует из материалов дела, 31.01.2013 года Обществом в адрес Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области направлено заявление о перечислении взысканных на основании решения арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-13225/2012 денежных средств.

К заявлению были приложены следующие документы: подлинный исполнительный лист серии АС № 003771210, выданный Арбитражным судом Саратовской области 25.01.2013 года по делу № А57-13225/12; заверенная арбитражным судом Саратовской области копия решения от 20.12.2012г. по делу № А57-13225/12.

В силу пункта 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

   Как следует из материалов дела, заявление о перечислении взысканных на основании решения арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-13225/2012 денежных средств поступило в Финансовое управление 06.02.13г.

  Уведомлением от 07.02.2013 года № 41 Администрация МО город Ртищево была уведомлена о поступлении 06.02.2013 года в Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области исполнительного листа серии АС № 003771210, выданного 25.01.13г. Арбитражным судом Саратовской области на основании решения суда от 20.12.12г. по делу № А57-13225/12.

   Согласно п. 3 ст. 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Судом установлено, что документов, свидетельствующих о соблюдении должником - Администрацией МО город Ртищево положений п. 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.

Как следует из норм пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Из материалов дела судом установлено, что документов, свидетельствующих об исполнении должником в течение  3-х месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений,  не представлено.

Согласно пункту 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трёх месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Как следует из материалов дела, Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счёта Администрации МО город Ртищево, в связи с чем, несёт обязанность по совершению предусмотренных статьёй 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации действий по исполнению требований исполнительного документа.

Таким образом, при неисполнении судебного решения в отведённый срок финансовый орган в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта, и независимо от объёма доведённых до должника лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в Кодексе.

Как видно из материалов дела, исполнительный документ поступил в Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области для исполнения 06.02.2013г., трехмесячный срок для его исполнения истек 06.05.2013г. Исполнительный документ не исполнен, приостановление осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, не произведено.

При указанных обстоятельствах, судом установлено бездействие Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242.5 БК РФ срок.

Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном указанной нормой, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.

Таким образом, приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.

Как видно из материалов дела, исполнительный документ поступил в Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области для исполнения 06.02.2013г., трехмесячный срок для его исполнения истек 06.05.2013г.,  следовательно, в силу п. 7 ст. 242.5 БК РФ у  Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области возникла  обязанность по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

Однако доказательств осуществления Финансовым управлением администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, материалы дела не содержат.

В представленном в материалы дела отзыве Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района пояснило, что 07.02.2013г. Финансовое управление направило в адрес Администрации МО город Ртищево уведомление о поступлении исполнительного листа, с приложением копий судебных актов и заявления взыскателя. Поскольку в сводной бюджетной росписи расходов муниципального образования город Ртищево не предусмотрены бюджетные ассигнования на оплату исполнительных листов, Финансовым управлением главе МО город Ртищево направлены запросы-требования о необходимости выделения денежных средств на оплату исполнительного листа серия АС № 003771210. Протоколом очередного заседания постоянной депутатской комиссии Совета МО город Ртищево по бюджету и имуществу от 26.02.13г. зафиксировано, что обращение главы Администрации отложено до заседания Совета МО город Ртищево по итогам рассмотрения вопроса об исполнении бюджета МО город Ртищево с первого полугодия 2013г. Исполнить требования исполнительного документа не представляется возможным из-за отсутствия в настоящее время дополнительных лимитов бюджетных ассигнований о объемов финансирования  расходов бюджете МО г.Ртищево.

Однако данный довод судом отклоняется, в связи со следующим.

Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета.

Следовательно, в данных отношениях финансовый орган выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства.

Диспозиция статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо условий для ее применения - неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа, является достаточным основанием для приостановления до момента устранения нарушения, осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.

Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 22 октября 2009 года N ВАС-13746/09, в котором Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.

Недостаток бюджетного финансирования не указан в действующем законодательстве в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, как было указано выше, приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.

Представитель Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района указал, что  13.05.13г. вынесено уведомление № 129 о приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации МО город Ртищево.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2.2.1 «Порядка кассового обслуживания исполнения  соответствующих бюджетов», утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 года № 8н (далее - «Порядок»), администрацией МО г.Ртищево выбран порядок кассового обслуживания исполнения местного бюджета с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу.

Управлением Федерального казначейства по Саратовской области для учета операций Финансового управления Ртищевского муниципального района открыт в ГРКЦ Банка России по Саратовской области и ведется единый счет бюджета муниципального образования г.Ртищево № 40204810600000000342.
  В соответствии с пунктом 1.2 «Порядка» Финансовое управление Ртищевского муниципального района является клиентом органа Федерального казначейства. Управлением Федерального казначейства по Саратовской области Финансовому управлению Ртищевского муниципального района открыт лицевой счет.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.10.13г. по делу № А57-5374/2013 установлено, что представленные в материалы дела доказательства, в том числе информация Управления Федерального казначейства по Саратовской области о списании денежных средств с единого счета бюджета муниципального образования г.Ртищево № 40204810600000000342 за период с 18 апреля 2013 года по 30 июля 2013 года, свидетельствуют о том, что по лицевому счету администрации МО г.Ртищево происходило движение денежных средств, из чего следует вывод о том, что Финансовым управлением администрации Ртищевского муниципального района не были приостановлены операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений. За период, указанный в ответах УФК по Саратовской области с лицевого счета бюджета МО г. Ртищево списано 23696767 рублей.

Данное обстоятельство прямо свидетельствует о не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

Учитывая, что Финансовым управлением администрации Ртищевского муниципального района  в материалы дела не представлены ни доказательства того, что судебный акт исполнен, ни доказательства приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, суд приходит к выводу о том, что  бездействие Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района является длящимся и нарушает права Общества на момент подачи заявления в суд, следовательно, установленный статьей 198 АПК РФ срок обращения в суд заявителем не пропущен.

При указанных обстоятельствах, с учетом вступившего в законную силу определения Арбитражного суда по делу № А57-13225/2012 от 17.02.14г. о  замене должника по делу с Администрации МО город Ртищево на его правопреемника – Администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области, требования заявителя о признании незаконным бездействие Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242.5 БК РФ срок, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд самостоятельно определяет способ защиты нарушенного права. Формулировки пункта 3 части 4, пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с пунктами 3, 5 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывают на применение судом надлежащего способа защиты, даже если заявитель и вовсе не указал этого в своём заявлении либо указал неверно.

Способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества, с учетом вступившего в законную силу определения Арбитражного суда по делу № А57-13225/2012 от 17.02.14г. о  замене должника по делу с Администрации МО город Ртищево на его правопреемника – Администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области, является обязание Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения Администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012.

Общество считает незаконным бездействие Администрации Ртищевского муниципального района по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242.5 БК РФ срок.

Рассмотрев заявленное требование, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и - ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Таким образом, из содержания приведенной правовой нормы усматривается, что независимо от наличия, либо отсутствия у должника денежных средств в объеме достаточном для удовлетворения требований взыскателя, содержащихся в исполнительном документе, последний должен быть исполнен в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.

Пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2006 года установлено, что согласно п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.

При этом, как указано в Постановлении Пленума, положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и(или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счёт ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объёмах, превышающих ассигнования, утверждённые законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В силу статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в неё осуществляется руководителем финансового органа. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решением руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в то числе, в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в пределах объёма бюджетных ассигнований.

При этом, Конституционный Суд РФ в своём Определении от 01.10.2009 года № 1312-О-О указал, что как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

В соответствии с п.п.4,5 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.

Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.

Из материалов дела следует, что, поскольку в сводной бюджетной росписи расходов Ртищевского муниципального образования не были предусмотрены бюджетные ассигнования    на оплату исполнительных листов, Администрацией муниципального образования город Ртищево главе муниципального образования город Ртищево, Совету депутатов МО город Ртищево  направлены запрос-требование № 329 от 29.07.13г., № 01-15/139 от 25.09.13г. о необходимости внесения изменений в решение Совета депутатов МО город Ртищево от 14.12.12г. № 52-310 «О бюджете МО город Ртищево на 2013г.» по вопросу выделения денежных средств на оплату  исполнительного листа серия АС № 003771210 от 25.01.2013г.

Согласно представленному в материалы дела протоколу очередного заседания постоянной депутатской комиссии Совета муниципального образования город Ртищево по бюджету и имуществу  от 26.02.13г. об обращении главы Администрации МО город Ртищево о возможности увеличения лимитов бюджетных ассигнований и выделения денежных средств на оплату исполнительных листов,  решено удовлетворение обращения главы администрации МО город Ртищево отложить до заседания Совета муниципального образования город Ртищево по итогам рассмотрения вопроса об исполнении бюджета муниципального образования город Ртищево с первого полугодия 2013г.

Согласно представленному в материалы дела протоколу очередного заседания постоянной депутатской комиссии Совета муниципального образования город Ртищево по бюджету и имуществу  от 15.08.13г. об обращении главы Администрации МО город Ртищево о возможности увеличения лимитов бюджетных ассигнований и выделения денежных средств на оплату исполнительных листов,  решено удовлетворение обращения главы администрации МО город Ртищево о выделении  денежных средств на оплату исполнительных листов отложить, рассмотрение данного вопроса перенести на первое заседание Совета депутатов муниципального образования город Ртищево нового третьего созыва в сентябре 2013г.

Иных документов в материалы дела не представлено.

Общество, с учетом уточненных требований, просит суд признать незаконным бездействие Администрации Ртищевского муниципального района по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242.5 БК РФ срок.

Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда по делу № А57-13225/2012 от 17.02.14г. произведена замена должника с Администрации МО город Ртищево на его правопреемника – Администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области.

Таким образом, по делу № А57-13225/12 установлено, что Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области является правопреемником Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области.

Согласно пункту 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и - ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Исполнительный документ поступил в орган, осуществляющий открытие и - ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений – 06.02.13г., соответственно трехмесячный срок на обеспечение выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием, со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и - ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, истекает 06.05.13г.

Таким образом, Администрация Ртищевского муниципального района не обеспечила выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242.5 БК РФ срок.

Доказательств обратного суду не представлено.

Как указывалось выше, в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2005г. № 8-П, взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении от 14.07.2005г. № 8-П отметил, что требование своевременного и эффективного исполнения судебных решений предопределяет обязанность государства обеспечить реализацию этого требования посредством установления в федеральном законе надлежащего организационно-правового механизма исполнения судебных решений.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также практика его применения Европейским Судом по правам человека, который в решении от 19.03.1997 года указал, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть "суда". На необходимость применения данной позиции указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001г. № 13-П.

Так как заинтересованными лицами не представлены в материалы дела  ни доказательства  того, что судебный акт исполнен, ни доказательства приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, ни доказательства выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований, суд приходит к выводу о том, что бездействие Финансового управления Администрации Ртищевского муниципального района и Администрации Ртищевского муниципального района является незаконным и нарушает права  заявителя. Указанные нарушения носят длящийся характер и нарушают права заявителя, установленный статьей 198 АПК РФ срок обращения в суд заявителем не пропущен.

Исходя из изложенного,  с учетом вступившего в законную силу определения Арбитражного суда по делу № А57-13225/2012 от 17.02.14г. о  замене должника по делу с Администрации МО город Ртищево на его правопреемника – Администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области, подлежат удовлетворению требования Общества о признании незаконным бездействие Администрации Ртищевского муниципального района по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242 БК РФ срок.

Способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества, с учетом вступившего в законную силу определения Арбитражного суда по делу № А57-13225/2012 от 17.02.14г. о  замене должника по делу с Администрации МО город Ртищево на его правопреемника – Администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области, является обязание Администрации Ртищевского муниципального района немедленно выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемы финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Из материалов дела следует, что при подаче заявления в суд, Обществом оплачена государственная пошлина в сумме 4000 руб.

На основании положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возлагает судебные расходы по государственной пошлине на заинтересованных лиц (Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области и Администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области).

В соответствии с п.7 ст. 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 110 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


Р Е Ш И Л:


Признать незаконным бездействие Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242.5 БК РФ срок.

Обязать Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Ртищевского муниципального района, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации Ртищевского муниципального района, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения Администрацией Ртищевского муниципального района требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012.

Обязать Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района уведомить ООО «Средневолжские ресурсы» о неисполнении Администрацией Ртищевского муниципального района исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012.

          Признать незаконным бездействие Администрации Ртищевского муниципального района по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012 в установленный статьей 242 БК РФ срок.

Обязать Администрацию Ртищевского муниципального района выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемы финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС № 003771210, выданного 25 января 2013 года Арбитражным судом Саратовкой области на основании решения от 20 декабря 2012 года по делу № А57-13225/2012.

   Взыскать с Финансового управления Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в пользу ООО «Средневолжские ресурсы» расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.

      Взыскать с Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в пользу ООО «Средневолжские ресурсы» расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
   Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Саратовской области.

      Решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                                       Е.В. Пузина