ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-16717/2010 от 24.03.2011 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002 г. Саратов, Бабушкин взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  город Саратов

31 марта 2011 года Дело № А57-16717/2010

Резолютивная часть решения оглашена 24 марта 2011 года

Полный текст решения изготовлен 31 марта 2011 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Викленко Т.И., судей: Лескиной Т.А., Огнищевой Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фирсовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению ФИО1, г. Саратов

к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области

заинтересованные лица:

ООО Тепловые системы», г. Энгельс

ООО «Адамас», г. Энгельс

ООО «Новострой ХХ1», г. Саратов

о признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23 июля 2010 г. № 11/3 «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Тепловые системы» (в редакции постановления от 17.09.2010 г. № 12/2) в части установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО «Тепловые системы» (г.Энгельс, Саратовской области) для собственников помещений многоквартирного дома № 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе Энгельсского района Саратовской области, на 2011 год

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, паспорт,

Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области – ФИО2, по доверенности,

ООО «Тепловые системы» - ФИО3, по доверенности,

ООО «Адамас» - ФИО4, по доверенности,

ООО «Новострой ХХ1» - не явился представитель, извещено, з/уведомление № 88142 от 03.03.2011 г.,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратился ФИО1 с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23 июля 2010 г. № 11/3 «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Тепловые системы» (в редакции постановления от 17.09.2010 г. № 12/2) в части установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО «Тепловые системы» (г.Энгельс, Саратовской области) для собственников помещений многоквартирного дома № 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе Энгельсского района Саратовской области, на 2011 год.

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.

Заинтересованные лица требования заявителя оспорили по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 24 марта 2011 г., после которого рассмотрение дела продолжено.

Заявленные требования рассмотрены в порядке гл.23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что 30 июня 2011 г. ООО «Тепловые системы» представило в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области письмо о направлении для рассмотрения и утверждения тарифа на тепловую энергию на 2011 год с приложением документов по объектам источников тепловой энергии, в том числе по адресу: <...>.

В результате проведенного анализа совокупности расчетных данных, отчетных и обосновывающих документов, подтверждающих, кроме прочего, затраты организации на эксплуатацию имущественного комплекса, а также документов, подтверждающих владение источниками тепловой энергии, в том числе, по адресу: <...>, с учетом Экспертного заключения (приказ от 05.07.2010 г. № 60-п), Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области для потребителей ООО «Тепловые системы» был установлен тариф на тепловую энергию на 2011 год в размере 1401,06 руб. на 1 Гкал., о чем вынесено постановление от 23 июля 2010 г. № 11/3 «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Тепловые системы» (в редакции постановления от 17.09.2010 г. № 12/2).

В качестве правового основания вынесения оспариваемого постановления послужили: Федеральный закон от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2.

Постановление Комитета по государственному регулированию тарифом по Саратовской области от 23 июля 2010 г. № 11/3 «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Тепловые системы» (в редакции постановления от 17.09.2010 г. № 12/2) было опубликовано в печатном издании «Неделя области», № 48 (435), 22.09.2010 г.

Оспаривая установление нормативным правовым актом - постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23 июля 2010 г. № 11/3 «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Тепловые системы» (в редакции постановления от 17.09.2010 г. № 12/2) - тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Тепловые системы» в части собственников помещений многоквартирного дома № 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе Энгельсского района Саратовской области на 2011 год, заявитель ссылается на следующие обстоятельства: ФИО1 является собственником <...>; многоквартирный жилой дом № 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе имеет автономную систему отопления в виде крышной котельной, входящую в состав общего имущества многоквартирного дома и принадлежащую на праве общей долевой собственности всем собственникам в названном доме; обслуживание данной котельной, ее эксплуатацию и производство в ней тепла и горячей воды осуществляет ООО «Тепловые системы».

По мнению заявителя, ему неверно выставляются счета на оплату за горячее водоснабжение с учетом утвержденных тарифов оспариваемым постановлением, поскольку размер платы должен быть рассчитан из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду, электричество и топливо, используемые для приготовления горячей воды с применением положений Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.

На основании изложенного, заявитель просит признать нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствующим Постановлению Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. и ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, как нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности.

Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, поскольку для утверждения государственного тарифа на тепловую энергию ООО «Тепловые системы» были представлены все необходимые документы для расчета тарифов, проведена экспертиза и определена экономическая обоснованность тарифов на тепловую энергию на 2011 г., в связи с чем, Комитет полагает, что верно применил нормы права при установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Тепловые системы», а именно, Федеральный закон от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2. Комитет замечает также, что оспариваемым постановлением тарифы на тепловую энергию утверждены для всех потребителей ООО «Тепловые системы» и пересмотр либо отмена действующего тарифа нарушит права иных потребителей; установленные тарифы, не подлежат пересмотру в текущем году.

ООО «Тепловые системы» и ООО «Адамас» полагают, что на основании расчетных данных, отчетных и обосновывающих документов, подтверждающих затраты организации на эксплуатацию имущественного комплекса, а также документов, подтверждающих владение источниками тепловой энергии на законных основаниях, установление тарифа на тепловую энергию для потребителей Общества на 2011 г. произведено правомерно.

ООО «Новострой ХХ1» письменного отзыва не представило, свою позицию до суда не довело, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что не препятствует суду рассмотреть спор по существу.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В статье 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 41-ФЗ) определено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определены в статье 6 Федерального закона № 41-ФЗ, в числе которых предусмотрены полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию.

Согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 12.04.2007 г. № 169-П «Вопросы Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области» таким органом на территории Саратовской области является Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области.

Во исполнение Федерального закона № 41-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 26.02.2004 г. № 109. «О ценообразовании» утвердило Основы ценообразования и Правила государственного регулирования тарифов.

Таким образом, акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий в области государственного регулирования тарифов, должны соответствовать требованиям названных Федерального закона, Основ ценообразования и Правил государственного регулирования тарифов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, должны представить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования.

Перечень материалов, подлежащих представлению организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, установлен в пункте 10 Правил.

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней (экспертов назначает из числа своих сотрудников).

Экспертное заключение является доказательством по тарифному делу.

Согласно части 1 ст.65 и части 6 ст.194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Тепловые системы» обратилось 30 июня 2010 г. с заявлением в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области об утверждении тарифа на тепловую энергию на 2011 год с приложением документов по объектам источников тепловой энергии:

- свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 64-АВ № 088255 от 09.10.2008 г. на нежилое помещение общей пл.52,8 кв.м. по адресу: <...> с договором долевого участия в строительстве;

- свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 64 АБ № 728576 от 21.09.2007 г. на нежилое помещение общей площадью 123,7 кв.м. по адресу: г. Энгельс, набережная имени генерала-лейтенанта ФИО5, д. 1а с договором купли-продажи недвижимого имущества от 10.09.2007 г.;

- свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 64-АВ № 258893 от 12.03.2009 г. на нежилое помещение общей пл. 55 кв.м., по адресу: г. Энгельс, набережная имени генерала-лейтенанта ФИО5, д.13 с договором купли-продажи нежилого помещения от 01.03.2009 г. № 01;

- свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 64 АБ № 868241 от 08.02.2008 г. на нежилое помещение общей пл. 53,4 кв.м. по адресу: <...> договором о долевом участии в строительстве;

- свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 64 АБ № 764972 от 15.11.2007 г. на нежилое помещение общей пл. 10,4 кв.м. по адресу: г.Энгельс, ул. Степная, д. 130 с договором купли-продажи недвижимого имущества от 15.10.2007 г.;

- договор аренды № 17 нежилого помещения с оборудованием от 28.05.2010 г. по адресу: <...>;

- договор аренды от 01.08.2008 г. на здание с дымовой трубой и тепловую сеть по адресу: <...>;

- договор аренды от 01.03.2010 г. на блочную котельную по адресу: <...>;

- договор аренды оборудования от 15.10.2007 г. на оборудование – котлы, расположенные по адресу: г. Энгельс, промзона, РБУ территории ЗМК, цех по производству пенобетона и по пр.Строителей, 38 (база «КреБор»);

- свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 64-АВ № 453042 от 09.09.2009 г., договор аренды нежилого помещения (крышной котельной № 249 от 09.09.2009 г. на нежилое помещение со встроенной крышной котельной установкой по адресу: <...> ВСМ «В».

В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и представленным документам ООО «Тепловые системы» являлось теплоснабжающей организацией по производству и реализации тепловой энергии потребителям.

В результате проведенного анализа совокупности расчетных данных, отчетных и обосновывающих документов, подтверждающих, кроме прочего, затраты организации на эксплуатацию имущественного комплекса, а также документов, подтверждающих владение источниками тепловой энергии юридическими лицами, с учетом Экспертного заключения (приказ от 05.07.2010 г. № 60-п), Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области для потребителей ООО «Тепловые системы» оспариваемым нормативным правовым актом был установлен тариф на тепловую энергию на 2011 год в размере 1401,06 руб. на 1 Гкал., в том числе стоимость тепловой энергии – 1190,90 руб./Гкал; стоимость услуг по передаче тепловой энергии – 210,16 руб./Гкал, включая плату за содержание тепловых сетей – 118,62 руб./Гкал и ставку по оплате технологического расхода тепловой энергии – 91,54 руб./Гкал.

Экспертное заключение, в котором отражено экономическое обоснование по утвержденным тарифам не ставится участниками процесса под сомнение.

Заявитель полагает, что ему необоснованно выставляются счета на оплату с учетом тарифа, установленного оспариваемым постановлением, поскольку в данном случае ему возможно применение размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета, по правилам постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.

Рассмотрев названный довод, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по утвержденным органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату на содержание и ремонт жилого помещения.

Из положений ст.36 Жилищного кодекса РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, если данное имущество принадлежит им на праве общей долевой собственности.

Право общей долевой собственности должно быть подтверждено документально.

Таких документов Комитету государственного регулирования тарифов при вынесении оспариваемого нормативного акта и суду при рассмотрении настоящего дела не представлено.

В Постановлении от 23.07.2009 г. № 64 отражена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относительно вопросов, связанных с определением правового режима общего имущества здания, помещения в котором принадлежат на праве собственности нескольким лицам. Так, исходя из пункта 9 Постановления от 23.07.2009 г. № 64, в судебном порядке рассматриваются споры о признании права общей долевой собственности на общее имущество здания, в том числе в случаях, когда в реестр внесена запись о праве индивидуальной собственности на указанное имущество.

Если лицо, на имя которого в реестр внесена запись о праве индивидуальной собственности на помещение, относящееся к общему имуществу, владеет таким помещением, лишая других собственников доступа в это помещение, собственники иных помещений в данном здании вправе обратиться в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст.301 ГК РФ), соединив его с требованием о признании права общей долевой собственности.

В материалах настоящего дела имеются Свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 64-АВ № 453042 от 09.09.2009 г., договор аренды нежилого помещения № 249 от 09.09.2009 г. на нежилое помещение со встроенной крышной котельной установкой по адресу: <...> ВСМ «В», субъектом права в которых определены юридические лица: ООО «Новострой ХХ1» и ООО «Адамас».

Судебного акта о признании права общей долевой собственности и об истребовании имущества из чужого незаконного владения заявителем в материалы дела не представлено.

Судебный акт мирового судьи судебного участка № 8 Кировского района г. Саратова от 18.11.2010 г. подтверждением названного факта не является.

В данном случае судом установлено, что между ФИО1, собственником помещения в жилом доме по ул. Тихая, 55 в г. Энгельсе, и ООО «Адамас» заключен агентский договор № 97 от 17 марта 2008 г. на управление, техническое обслуживание, санитарное содержание и ремонт общего имущества дома, по условиям которого управляющая компания обязана заключать договоры со специализированными предприятиями на предоставление коммунальных услуг.

Такой договор № 67-э от 01.01.2008 г. был заключен ООО «Адамас» с ООО «Тепловые системы», согласно которому энергоснабжающая организация (ООО «Тепловые системы») осуществляет подачу потребителям тепловой энергии. За потребленную тепловую энергию управляющая компания через ЕРКЦ выставляет потребителям счета на оплату коммунальных услуг.

При наличии соответствующего решения о признании нежилого помещения котельной в жилом доме общим имуществом на праве долевой собственности, теплоснабжающая организация прекращает эксплуатацию данного объекта теплоснабжения, расторгается договор теплоснабжения и прекращается выставление счетов на оплату поставляемой тепловой энергии.

Суд полагает, что при вынесении оспариваемого нормативного правового акта в компетенцию регулирующего органа не входило решение вопроса о законности (либо незаконности) передачи энергоснабжающей организацией того или иного имущества, необходимого для осуществления регулируемого вида деятельности.

Спор о праве не подлежит разрешению и в рамках настоящего дела, рассматриваемого в порядке гл.23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, оснований для признания нормативного правого акта – постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23 июля 2010 г. № 11/3 «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Тепловые системы» (в редакции постановления от 17.09.2010 г. № 12/2) в оспариваемой его части, как не соответствующим п.18 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. и ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, по правилам гл.23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 195 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных ФИО1 требований о признании постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23 июля 2010 г. № 11/3 «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Тепловые системы» (в ред. Постановления от 17.09.2010 г. № 12/2) в части установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО «Тепловые системы» для собственников помещений многоквартирного дома № 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе Энгельсского района Саратовской области на 2011 год, как не соответствующим ст. 157 Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, имеющим большую юридическую силу, - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий - Т.И. Викленко

Судьи: Т.А. Лескина

Ю.П. Огнищева