ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-18359/07 от 13.12.2007 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫИ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов

13.12.2007 г. Дело № А-57-18359/07-6

Судья Арбитражного суда Саратовской области Землянникова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Колесниковой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области, г. Энгельс

к Главе КФХ «Южное» ФИО1, г. Энгельс

о взыскании финансовых санкций в размере 180 руб.

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО2, дов. № 09-3674 от 10.09.2007 г.

от заинтересованного лица – не явились,

У С Т А Н О В И Л:

  ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Энгельсском район Саратовской области обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о взыскании с Главы КФХ ФИО1 финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 180 руб.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, заявленные требования не оспорил, возражения не представил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 72124, имеющееся в материалах дела.

При указанных обстоятельствах, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ спор рассмотрен по существу в данном судебном заседании, по документам, имеющимся в материалах дела.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 06.12.2007 г. на 09 час. 00 мин. был объявлен перерыв до 13.12.2007 г. до 09 час. 00 мин.

Материалами дела установлено, что ГУ УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области проведена проверка Главы КФХ ФИО1 по вопросу своевременности представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В ходе проверки установлено, что Главой КФХ ФИО1 не представлены индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже за 2006 г. по форме АДВ-11.

По результатам проведенной проверки ГУ УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области составлен Акт № 35 от 19.03.07 г. и принято Решение № 296 от 05.05.07 г. о привлечении Главы КФХ ФИО1 к ответственности, предусмотренной ст.17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафа в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР, что составляет 180 руб.

Сумма начисленных за 2006 г. страховых взносов в ПФР составила 1800 руб., следовательно, сумма финансовых санкций составляет 180 руб.

Требование об уплате финансовых санкций № 296 от 05.05.07 г., направленное по почте 26.05.07 г., в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем, ГУ УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Главы КФХ ФИО1 финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 180 руб.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ, Закон) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

На основании пункта 1 статьи 28 названного Закона страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.

В силу пункта 4 статьи 28 Закона порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

Эти Правила, согласно пункту 1, распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).

Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями.

В соответствии со ст. 25 ФЗ РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», Пенсионный фонд РФ обязан обеспечить сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат пенсий. На основании ст.17 вышеуказанного Закона бюджет Пенсионного фонда РФ формируется, в том числе, и за счет страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций.

Согласно статьи 5 Федерального Закона от 01.04.96 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (в редакции ФЗ от 31.12.02 г. № 198-ФЗ) Пенсионный фонд РФ осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.

На основании ст. 1 Закона № 27-ФЗ, под индивидуальным (персонифицированном) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, могут выступать страхователи или физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Понятия «страхователь» и «физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы» приведены законодателем в статье 1 Закона N 27-ФЗ. В силу данной нормы к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Таким образом, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предприниматель как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть отнесен и к категории страхователей, и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у Главы КФХ наемных работников, которым ФИО1 производит выплаты. На такие доказательства не ссылается также и УПФ.

При таких обстоятельствах, Глава КФХ ФИО1 относится к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, и обязан представлять в орган ПФ РФ сведения для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на себя, как на застрахованное лицо.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 8 указанного Закона предусмотрено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации в качестве страхователей по отношению к себе самому.

Федеральным Законом от 01.04.96 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (в редакции ФЗ от 31.12.02 г. № 198-ФЗ) установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения:

-страховой номер индивидуального лицевого счета;

-фамилию, имя, отчество;

-сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

-другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

Согласно подп. 10 п. 2 ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции ФЗ от 31.12.02 г. № 198-ФЗ) страхователь представляет сведения о включаемых в трудовой стаж периодах работы в порядке, определяемом Правительством РФ. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.

В соответствии со ст. 19 указанного Федерального Закона Правительство РФ постановлением от 15.03.1997г. № 318 утвердило Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования.

В указанной Инструкции содержится весь перечень документов, необходимых для подтверждения достоверности сведений.

Правительство Российской Федерации, утверждая Инструкцию, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», а также статьей 19 Закона N 27-ФЗ. Правительство Российской Федерации вправе было установить в Инструкции срок представления сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Пунктом 38 Инструкции предусмотрено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период до 1 марта ежегодно вместе с копией платежного документа.

В силу п.2 ст. 8 Закона сведения об уплаченных страховых взносах представляются в ПФ РФ в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.

Постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.06г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе форма АДВ-11 «Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование». Указанная Ведомость представляется страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, и содержит сведения по уплате страховых взносов в расчетном периоде.

Таким образом, сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в ПФ РФ ежегодно до 1 марта в виде ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11.

Территориальный орган сверяет представленные сведения с данными о страховых взносах, поступивших в Пенсионный фонд РФ.

Глава КФХ ФИО1 является физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы - застрахованным лицом и, следовательно, обязан ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным представлять в территориальный орган УПФ РФ индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже.

За невыполнение страхователем обязанности по представлению в установленном порядке в территориальные органы ПФ РФ индивидуальных сведений, последний несет ответственность в соответствии со ст.17 указанного Закона в виде взыскания штрафа в размере 10%, причитающихся за отчетный период платежей в ПФР.

Из содержания данной нормы следует, что размер санкции определяется в процентном отношении от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.

Глава КФХ ФИО1 является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании». Уплата фиксированного платежа осуществляется в размере 2/3 от суммы фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии и 1/3 на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Лица определенной возрастной группы, а именно ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше не должны уплачивать фиксированный платеж, направляемый на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Глава КФХ ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, соответственно обязанность уплаты фиксированного платежа, направляемого на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 600 руб. у него отсутствует.

Таким образом, поскольку сумма начисленных за 2006 год страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФР для Главы КФХ ФИО1 составляет 1200 руб., следовательно, сумма финансовых санкций составляет 120 руб.

Как заявлено в требованиях, ГУ УПФ РФ в Энгельсском районе просит взыскать финансовые санкции за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 180 руб., что противоречит действующему законодательству.

Поскольку у Главы КФХ ФИО1 отсутствует обязанность уплаты фиксированного платежа, направляемого на финансирование накопительной части трудовой пенсии, то штраф в размере 10%, от причитающихся за отчетный период платежей в ПФР должен исчисляться от суммы 1200 рублей, а не от суммы 1800 рублей как заявлено ГУ УПФ РФ в Энгельсском районе.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требованиях в части взыскания финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 60 рублей следует отказать.

Как видно из материалов дела, заинтересованным лицом обязанности, возложенные на него федеральным законодательством, исполнены ненадлежащим образом.

Индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах за 2006 г. ФИО1 в ГУ УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области не представлены, в связи с чем, Глава КФХ ФИО1 правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и, финансовые санкции в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР, что составляет 120 руб., подлежат взысканию.

В связи с тем, что Глава КФХ ФИО1 в добровольном порядке сумму финансовых санкций в размере 120 руб. не оплатил, заявитель обоснованно обратился в суд с требованиями о взыскании их в судебном порядке.

Согласно ч.3 ст. 17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27-ФЗ от 01.04.96г. взыскание санкций за не представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требование заявителя о взыскании с Главы КФХ ФИО1 финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 120 руб. заявлены законно, обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям.

С учетом п. 2 ст. 333.21 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

В данных обстоятельствах, учитывая незначительность суммы иска, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 100 руб.

Руководствуясь ч.3 ст. 17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27-ФЗ от 01.04.96г., ст. ст. 167-170 , 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Главы КФХ «Южное» ФИО1, проживающего по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, п. Прилужный, (ОГРН <***>, ИНН <***>)в пользу ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области г. Энгельс финансовые санкции в сумме 120 руб. и в доход Федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 100 руб. 00 коп.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований – отказать.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке статьи 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса РФ в апелляционную или кассационную инстанции.

Судья арбитражного суда

Саратовской области В.В. Землянникова