ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-18630/12 от 06.11.2012 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов Дело № А57-18630/2012

Резолютивная часть решения оглашена 06 ноября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якименко Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, г. Саратов

Заинтересованное лицо:

Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области», ст. Паницкая Красноармейского района Саратовской области

о взыскании задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию за период с 01.01.2009г. по 31.07.2009г. в сумме 35852,90руб.

при участии представителей:

заявителя – ФИО1 - по дов. № 66/1/23-14 от 09.04.2010г. (паспорт обозревался);

заинтересованного лица – не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление № 73446)

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось с заявлением Управление Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» о взыскании задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию за период с 01.01.2009г. по 31.07.2009г. в сумме 35852,90руб.

В обоснование требований заявитель ссылается на положения пункта 2 статьи 160 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выступает в споре как администратор взыскиваемых платежей.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением № 73446, через канцелярию Арбитражного суда Саратовской области 06.11.2012г. посредствам электронной почты представил в материалы дела заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, полагает заявленные требования подлежащими отклонению, ссылается на пропуск заявителем срока исковой давности взыскания задолженности.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статьями 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в единый государственный реестр внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1026401732224.

Дело в соответствии с положениями статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесено к подведомственности арбитражного суда.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, в соответствии с подпунктом 2.5.1 Устава учреждение должно обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.

Согласно положениям пункт 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» обязано производить удержание и перечисление денежных средств из заработной платы осужденных, из пенсий осужденных в целях возмещения расходов по содержанию осужденных.

В связи с неисполнением заинтересованным лицом возложенной на него законодательством обязанности, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области на основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации как администратор поступлений в бюджет спорных платежей обратилось в арбитражный суд.

Судом установлено, что согласно справке УФСИН России по Саратовской области от 04.09.2012г. № 66/ТО/1-9731 о задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы в соответствии с частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации по состоянию на 01.08.2012г. до 31.07.2009г. задолженность Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» по перечислению средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению своды для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации составляет за период с 01.01.2009г. по 31.07.2009г.:

- за январь по показателю «Удержано» - 9620руб., по показателю «Перечислено» - 0 руб., по показателю «Сальдо за месяц» - 9620руб.;

- за февраль по показателю «Удержано» - 12380,10руб., по показателю «Перечислено» - 9620 руб., по показателю «Сальдо за месяц» - 2760,10руб.;

- за март по показателю «Удержано» - 17555,40руб., по показателю «Перечислено» - 8560 руб., по показателю «Сальдо за месяц» - 8996,40руб.;

- за апрель по показателю «Удержано» - 17615,40руб., по показателю «Перечислено» - 21540 руб., по показателю «Сальдо за месяц» - минус 3924,60руб.;

- за май по показателю «Удержано» - 16015,38руб., по показателю «Перечислено» - 9200 руб., по показателю «Сальдо за месяц» - 6815,38руб.;

- за июнь по показателю «Удержано» - 11560,00руб., по показателю «Перечислено» - 0 руб., по показателю «Сальдо за месяц» - 11560руб.;

- за июль по показателю «Удержано» - 15825,00руб., по показателю «Перечислено» - 15798,38 руб., по показателю «Сальдо за месяц» - 26,62руб.

Всего за указанный период Федеральным казенным учреждением «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» начислено 100571,28руб., перечислено в Федеральный бюджет 64718,38руб., задолженность Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» по перечислению средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации составляет 35852,90руб.

В обоснование заявления Управление ссылается на наличие у Учреждения обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм из заработной платы, пенсий осужденных в возмещение расходов бюджета по содержанию осужденных, на факт администрирования указанных возмещений, на неисполнение Учреждением обязанности, на обоснованность заявленных требований и соответствие их действующему законодательству.

Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» не признаёт заявленные требования.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учётом мнения участвующих в деле, лиц, суд пришёл к выводу, что заявление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области подлежит рассмотрению в арбитражном суде, требования заявителя подлежат отклонению ввиду обращения заявителя в суд после истечении срока давности.

Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, в соответствии с подпунктом 2.5.1 Устава учреждение должно обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение осужденных к труду.

Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации от 08.01.1997 № 1 -ФЗ.

Как следует из статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

Согласно положениям части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса PФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальные средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

Возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которых начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию при  отбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российское Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения (Определение Конституционного Cудa РФ от 27.05.2010 № 661-O-O).

Исходя из анализа статьи 107, части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также в связи с тем, что расходы по содержанию указанных категорий осужденных несет государство (федеральный бюджет), названные средства подлежат удержанию Учреждением исполнения наказаний из заработных плат или пенсий осужденных и перечислению Учреждением в федеральный бюджет.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории субъекта РФ для осуществления задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания находящихся под стражей лиц, руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания и т.п. (п. 1 Положения об УФСИН).

На основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) от 12.04.2006 №161 «Об администрировании и проведении мониторинга перечисления в доход федерального бюджета средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных в подразделениях уголовно-исполнительной системы» за территориальными органами Федеральной службы наказаний закреплены полномочия администратора доходов федерального бюджета по отношению к подведомственным подразделениям уголовно-исполнительной системы по коду администратора доходов федерального бюджета 320.

Полномочия главного администратора доходов бюджета, общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации определяет Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

В соответствии с положениями статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральными законами от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», от 24.11.2008 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», от 02.12.2009 №308-Ф3 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 201 1 и 2012 годов», от 13.12.2010 №357 -ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Приказом ФСИН России от 16.08.2010 №361 «об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» закреплены за территориальными органами ФСИН России полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ по кодам главы администратора доходов федерального бюджета 320, а также по кодам иных доходов федерального бюджета.

Следовательно, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области является администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ по кодам администратора доходов федерального бюджета 320, а также по кодам иных доходов федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов обладает полномочиями по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам.

В ходе судебного рассмотрения установлено, что Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области в рамках предоставленных статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочий как администратор доходов бюджета предприняло меры по взысканию, образовавшейся у Учреждения за период с 01.01.2009 по 31.07.2009 годы задолженности по перечислению в федеральный бюджет удерживаемых из заработной платы, пенсий, иных доходов осужденных денежных средств в счёт возмещения затрат федерального бюджета на питание, содержание осужденных. В связи с невозможность урегулирования спора в обоюдном порядке, Управление обратилось в суд с заявлением взыскании суммы задолженности, образовавшейся за период с 01.01.2009 по 31.07.2009 годы, которая по расчётам Управления составила 35852,90руб.

Из материалов дела следует, что Федеральное казенное учреждение Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» не оспаривается факт неполного перечисления удерживаемых у осужденных в счёт возмещения затрат на содержание денежных средств, однако, заинтересованным лицом заявлено о пропуске заявителем срока исковой давности для взыскания задолженности.

Судом в заседании установлено, что задолженность в размере 4 368 287 руб. 84 коп. образовалась за период с 01.01.2007 по 31.07.2009 годы, что подтверждается данными информации поступления доходов в федеральный бюджет, представленными заявителем копиями платёжных документов, бухгалтерской справкой заявителя.

В соответствии с положениями статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51 - ФЗ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

С заявлением №66/ТО/1/27 о взыскании задолженности образовавшейся за период с 01.01.2009 по 31.07.2009 годы, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области обратилось в арбитражный суд 07.09.2012г. следовательно, заявление Управления по взысканию задолженности, образовавшейся: период за период с 01.01.2009 по 31.07.2009 годы подано заявителем в арбитражный суд после истечения срока давности.

Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной спора, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске за указанный период.

С учётом изложенных обстоятельств, требования Управления о взыскании задолженности в размере 35852,90руб. удовлетворению не подлежат.

Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» зарегистрировано в качестве юридического лица, учредителем является Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Учреждение финансируется из федерального бюджета. Учреждение входит в уголовно-исполнительную систему и выполняет государственные функции органов по исполнению наказаний. В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что спор вытекает исключительно из правоотношений по исполнению данным учреждением функций государственного органа по исполнению наказаний, поскольку спор касается отчислений на содержание осужденных. В соответствии с положениями п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено в данном случае от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, г. Саратов о взыскании с Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области», ст. Паницкая Красноармейского района Саратовской области, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026401732224 задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию за период с 01.01.2009г. по 31.07.2009г. в сумме 35852,90руб. - отказать.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в соответствии со статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Направить копию решения лицам, участвующим в деле.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Е.В.Бобунова