АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 24 июня 2019 года | Дело № А57-18888/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2019 года
Полный текст решения изготовлен 24 июня 2019 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Горбуновой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казанцевой Ю.П., рассмотрев в судебном заседание по исковому заявлению
Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Нижний Новгород,
к обществу с ограниченной ответственностью «Спецстрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Саратовская область, г. Вольск,
третьи лица:
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Саратов;
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Саратов,
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг», г. Москва,
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), Саратовская область, ФИО5 район, с.Колояр,
ФИО2, Саратовская обл., р.п. Новые Бурасы,
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Саратов,
Государственное автономное учреждение «Черкасский лесхоз» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Саратовская область, ФИО5 район, с. Черкасское,
администрация Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Саратовская обл., ФИО5 район, с. Колояр,
о признании недействительными результатов межевания земельного участка, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании отсутствующим права аренды на земельный участок,
при участии представителей:
от истца – не явился, извещен,
от ответчика – ФИО3, представитель по доверенности от 17.10.2018,
от Министерства природных ресурсов и экологии СО – не явился, извещен,
от ИП ФИО1 – ФИО3, представитель по доверенности от 13.12.2018,
от ФГБУ «ФКП Росреестра» по СО – ФИО4, представитель по доверенности от 20.02.2019 №16,
от иных лиц – не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью «Спецстрой», третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ «Рослесинфорг», индивидуальный предприниматель ФИО1, ФИО2, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Государственное автономное учреждение «Черкасский лесхоз», администрация Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области, с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
- о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507;
- о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507;
- о признании отсутствующим права собственности ООО «Спецстрой» на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 и исключении его из единого государственного реестра недвижимости;
- о признании отсутствующим права аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507.
В судебном заседании присутствуют представители ООО «Спецстрой», ФГБУ «ФКП Росреестра».
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если:
1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован;
2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд;
3) копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
На основании изложенного, суд считает, что все меры к извещению лиц, участвующих в деле, приняты.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства, следуя закрепленному статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципу состязательности сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
На три лесных участка, относящихся к категории «земли лесного фонда», имеются свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации:
- с кадастровым номером 64:08:000000:1, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество 29.12.2004 сделана запись регистрации № 64-01/08-1163/2004-181, свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АА № 917863 от 29.12.2004;
- условный номер 64-64-16/027/2008-033, зарегистрировано праве собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество 14.04.2008г. сделана запись регистрации № 64-64-16/027/2008-033, свидетельство о государственной регистрации праве серия 64 АБ № 868150 от 17.04.2008;
- условный номер 64-64-16/027/2008-032, зарегистрировано праве собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество 14.04.2008, сделана запись регистрации №64-64-16/027/2008-032, свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АБ№ 868151 от 17.04.2008.
Истец указал, что на часть земель лесного фонда имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой объект недвижимости: земельный участок; кадастровый номер: 64:08:000000:4507, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; вид права: собственность; номер и дата государственной регистрации права: № 64:08:000000:4507-64/007/2017-2 от 31.08.2017, правообладатель: ООО «Спецстрой». Обременение объекта недвижимости: аренда, дата государственной регистрации: 06.03.2018, номер государственной регистрации: № 64:08:000000:4507-64/007/2018-4; срок аренды с 06.03.2018 по 24.02.2023, лицо, в пользу которого установлено обременение: ФИО1.
Согласно заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» №3 «О пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий» участок лесного фонда, (Саратовская область, Черкасское лесничество, ФИО6 участковое лесничество квартал 3 часть выдела 1) частично пересекается с земельным участком с кадастровым номером 64:08:000000:4507, общая площадь пересечения 22495 кв. м., которая состоит из 7 контуров (отдельных друг от друга участков пересечения), согласно координат поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507, указанных в таблице, указанной в иске.
Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 № 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг».
На основании заключения и выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 следует, что часть земель лесного фонда площадью 22495 кв. м., была незаконно переведена в другую категорию и передана в собственность ответчику, а затем передана в аренду, чем были нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации.
Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507 была произведена без обязательного согласования границ в нарушение ст. 35 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Истец указал, что установлен факт нарушения имущественных прав Российской Федерации, выразившийся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507 (в части пересечения с землями лесного фонда) с изменением категории земель, с земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения.
Со ссылкой на нормы ст. 12, п. 1 ст. 168, ст. ст. 209, 304 Гражданского кодекса РФ, ст. 64 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 7, 8, 67, 68, 69 Лесного кодексе Российской Федерации, ст. 4.2 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006г. «О введение е действие Лесного кодекса РФ» истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик ООО «Спецстрой» возражает против удовлетворения исковых требований со ссылкой на Федеральный закон от 29 июля 2017 года №280 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» и то обстоятельство, что сведения о спорном земельном участке внесены в ЕГРН 01.10.2012 на основании заявления о постановке па государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 01.10.2012 и межевого плана от 31.08.2012.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в материалы дела представлен отзыв.
Согласно данного отзыва ФГБУ ФКП Росреестра указывает, что в защиту законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29.07.2017г. №280 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006г. № 201 - ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016г. (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017г. № 280 - ФЗ).
Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства, следуя закрепленному статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципу состязательности сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (п. 1 ст. 125ГКРФ).
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 08.01.1998г. № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений (п. 7.2.1 Типового положения о территориальном органе федерального агентства лесного хозяйства, утвержденного приказом Минприроды России от 30.01.2015г. № 38 и п.п. 8 п. 11 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015г. № 203).
При указанных обстоятельствах, обращение Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу с настоящим иском обосновано.
Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а также иными федеральными законами.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В силу части 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Федерального закона от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве» и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
При этом пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010г. № 42, предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений с присвоением им статуса «ранее учтенных объектов недвижимости». К таким документам указанный пункт, в частности, относит свидетельства о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992г. №177; государственные акты, удостоверяющие право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, права бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленные в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 №493; свидетельства на право собственности на землю, оформленные в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767.
Поскольку границы земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости только в виде описания координат характерных точек, в случаях, если государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о координатах ранее учтенных земельных участков, границы таких участков не могут считаться установленными.
Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона №218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе, указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Согласно пункту 6 статьи 47 ФЗ от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 92 Лесного кодекса (в редакции ФЗ №361-ФЗ от 03.07.2016г.) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:08:000000:4507, принадлежащем на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Спецстрой», общей площадью 3456200 кв.м, с разрешенным видом использования «Для сельскохозяйственного производства», с категорией земель «Земли сельскохозяйственного назначения», расположенном по адресу: Саратовская обл., р-н ФИО5, ФИО6 муниципальное образование.
Земельный участок находится в собственности ООО «Элита-С», дата государственной регистрации права собственности 31.08.2017 за №64:08:000000:4507-64/007/2017-2.
Дата присвоения кадастрового номера 01.10.2012.
Сведения о земельном участке внесены в ЕГРН 01.10.2012 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 01.10.2012 и межевого плана от 31.08.2012, подготовленного кадастровым инженером ФИО2 в результате образования земельного участка путем выдела доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:27, расположенный по адресу: Саратовская область, р-н ФИО5, ФИО6 муниципальное образование.
Статус земельного участка в настоящее время - «Актуальный» (Учтенный).
В отношении данного земельного участка зарегистрированы сведений об ограничениях (обременениях) - аренда (в том числе субаренда), дата начала 06.03.2018, дата прекращения 24.02.2023.
Объекты недвижимости на данном земельном участке отсутствуют.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507, выделен из состава земель сельскохозяйственного назначения и поставлен на кадастровый учет.
Образование земельного участка 64:08:100107:60 осуществлено в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с учетом положений статьи 38-40 Закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Доказательств обратного суду не представлено.
С другой стороны, земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:1 – ранее учтенный и не межеванный участок в границах населенного пункта.
В государственном лесном реестре содержатся следующие сведения о трех лесных участках:
1 участок
Назначение: 1 группа, противоэрозийные леса, площадь 27289 га, расположенный по адресу: Саратовская область, ФИО5 район, кадастровый номер 64:08:000000:1, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество 29.12.2004 сделана запись регистрации № 64-01/08-1163/2004-181, свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АА № 917863 от 29.12.2004;
2 участок
Объект права: лесной участок; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: защитные леса; общая площадь 188,5 га, адрес объекта: Саратовская область, ФИО5 район. Черкасское лесничество, условный номер 64-64-16/027/2008-033, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество 14.04.2008г. сделана запись регистрации № 64-64-16/027/2008-033, свидетельство о государственной регистрации праве серия 64 АБ № 868150 от 17.04.2008;
3 участок
Объект права: лесной участок; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: защитные леса, общая площадь 190,8 га, адрес объекта: Саратовская область, ФИО5 район. Черкасское лесничество, условный номер 64-64-16/027/2008-032, зарегистрировано праве собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество 14.04.2008г. сделана запись регистрации №64-64-16/027/2008-032, свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АБ№ 868151 от 17.04.2008.
В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Истец указывает, что земельный участок лесного фонда по адресу: Саратовская область, ФИО5 р-н, Черкасское лесничество, ФИО6 участковое лесничество квартал 3, часть выдела 1, частично пересекается с земельным участком с кадастровым номером 64:08:000000:4507, общая площадь пересечения 22495 кв. м., которая состоит из 7 контуров (отдельных друг от друга участков пересечения), согласно координат характерных поворотных точек границ, пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507.
Таким образом, истец фактически просит установить новую границу земельного участка в границах населенного пункта.
В предмет доказывания по иску об установлении границ земельного участка входит доказательства наличия у истца установленных положениями действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, оснований приобретения данного права на земельный участок, подтверждение факта возникновения у истца права на земельный участок в указанной площади и именно в указанных в исковом заявлении границах.
В соответствии с частями 1, 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу частей 1, 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ (в действовавшей в спорный период редакции) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Представленные истцом доказательства не подтверждают границы лесного участка, поскольку данные документы отражают лесоустройство, точных границ и координат лесного участка не содержат.
Из представленных в материалы дела кадастровых выписок и иных документов усматривается, что земельные участки лесного фонда не имеют установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ.
Согласно пункту 4 статьи 60.2 ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016г., если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Таким образом, поскольку постановка на кадастровый учет и приобретение ООО «Спецстрой» прав, с их последующей регистрацией, на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 произошло до 01.01.2016, следовательно, границы лесного участка подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 6 статьи 60.2, положения части 4 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Минэкономразвития России в своем письме от 08.11.2017г. №31677-ВА/Д23и указывает, что информация о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты ненадлежащего использования земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом об обороте, требуется для установления органом регистрации прав возможности устранения реестровой ошибки в соответствии со статьей 60.2 Закона о регистрации.
Для принятия такого решения орган регистрации прав может использовать сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, внесенные в ЕГРН (пункт 15 части 5 статьи 8 Закона о регистрации), либо самостоятельно запросить указанную информацию в уполномоченном исполнительном органе государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
При указанных обстоятельствах, судом не установлено нарушений прав истца ответчиком. Доказательства обратного материалы дела не содержат.
Если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия не заявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
Лицам, участвующим в деле, разъяснено право заявить ходатайство о назначении экспертизы, в том числе в целях установления, является ли земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 земельным участком лесного фонда, с указанием в каком выделе, квартале, лесничестве располагается указанный земельный участок, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости, материалов лесоустройства, а также определения расположения поворотных точек границы земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507 на местности с отражением их координат на схеме, позволяющей визуально определить их соотношение с границей земель лесного фонда (границы земель ГЛФ - исходя из представленных истцом схем).
Сторонами таких ходатайств суду не заявлено, согласие на проведение экспертизы не дано. Несогласие истца на проведение по делу экспертизы поступило в суд 29.01.2019.
Истец и ответчик ООО «Спецстрой» просили рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
Негативные последствия неиспользования предоставленных прав по доказыванию своей позиции, в том числе по размеру, в силу части 2 статьи 9 АПК РФ, относятся на истца.
Постановка на учет спорного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507 произведена в соответствии с требованиями действующего законодательства и установленном порядке. Доказательств обратного не представлено.
Напротив, границы лесного участка подлежат уточнению и внесению в ЕГРН с учетом описания местоположения границ спорного земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Доказательств нарушения прав истца ответчиком суду не представлено.
Суд также считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012г. №16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Более того, согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001г. №136-ФЗ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016г.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (Определение Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 N 1793-О).
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016г. и использование (назначение) земельного участка не связано с использованием лесов (пункт 7 статьи 3).
С учетом изложенного, действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами и сведениями ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В кадастровой выписке на земельный участок отсутствуют сведения о пересечении с лесными участками.
Доказательства того, что содержащиеся в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:08:000000:4507 были оспорены, в материалах дела отсутствуют.
Доказательств того, что спорный участок относится к землям лесного фонда, в деле не имеется.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка.
Согласно пункту 7 статьи 38 Закона о кадастре (в редакции до 01.01.2017г.) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Доказательств постановки на учет лесного участка в установленном законом порядке, равно как и того, что назначение спорного участка, права на который возникли до 01.01.2016г., связано с использованием лесов, суду не представлено.
В материалы дела не представлены доказательства межевания границ участка лесного фонда, согласования границ участков со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Выписка из государственного лесного реестра, заключение ФГУП «Рослесинфорг» на основании материалов лесоустройства, подготовленные с использованием системы РГИС, не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающими факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда. Иных доказательств наложения границ не представлено.
Представленные истцом планы и выкопировки из планшетов содержат лишь общую информацию, соотнести границы лесного фонда с границами спорного земельного участка суду не представилось возможным. Правом на проведение судебной экспертизы в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях установления наличия или отсутствия наложения границ земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507 на земли лесного фонда истец не воспользовался, ходатайство о назначении экспертизы суду не заявлено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22), оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр. В случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно пункту 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Как указывалось выше, зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право определенного лица.
Право законно, поскольку ООО «Спецстрой» приобрело свое право собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 путем заключения договора купли-продажи 12.05.2017 (т.д. 1 л.д. 130-132), который прошел регистрацию в управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.08.2017 сделана запись регистрации №64:08:000000:4507-64/007/2017-2.
Доказательств наличия оснований для признания ничтожным договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507 суду не представлено, судом таких оснований также не установлено.
Доказательств наличия оснований для признания ничтожным договора аренды земельного участка от 25.02.2018 (т.д. 1 л.д. 134-136) суду не представлено, судом таких оснований не установлено.
Между тем, поскольку доказательств ничтожности договоров купли-продажи и аренды суду не представлено, оснований для признания отсутствующим права собственности ООО «Спецстрой» на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507, отсутствующим права аренды на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 у суда также не имеется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Данные выводы основаны на установленных судом обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, с учетом требований и возражений лиц, участвующих в деле (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также на представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательствах, которые отвечают требованиям относимости и допустимости, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01.03.2018г. по делу №А41-19761/16, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2018г. по делу №А41-45864/17, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2018г. по делу №А41-35714/17, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2018г. по делу №А41-58383/17, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.04.2018г. по делу №А41-44364/17, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.02.2019г. по делу №А11-879/2017, Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018г. по делу №А41-58383/2017
Согласно пункту 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопрос о распределении судебных расходов.
В соответствии с положениями статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
При распределении расходов по уплате государственной пошлины суд руководствуется статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014г. №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование.
В соответствии с частью 1 подпункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, государственная пошлина в доход Федерального бюджета Российской Федерации взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу - отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Саратовской области в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Н.В. Горбунова