АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 20 апреля 2018 года | Дело №А57-19178/2017 |
Резолютивная часть решения оглашена 13.04.2018г.
Полный текст решения изготовлен 20.04.2018г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сизовой М.Э., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищник», г.Саратов
к Комитету по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов,
Муниципальному образованию «Город Саратов» в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов,
Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области
Комитету по управлению имуществом г. Саратов, г. Саратов,
Администрации муниципального образования г.Саратова, г. Саратов,
третьи лица:
МУДО «Центр внешкольной работы», г. Саратов
Министерство инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, г. Саратов
о взыскании задолженности в размере 29698рублей 50коп., расходов по уплате государственной пошлины
при участии в судебном заседании представителей: истца - ФИО1 по доверенности №б/н от 08.11.2017г., на обозрение суда представлен паспорт, ответчика - Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО2 по доверенности №04-02/1798 от 28.12.2017г., на обозрение суда представлен паспорт, ответчика – АМО «Город Саратов» – ФИО3 по доверенности №04-02/1799 от 28.12.2017г., на обозрение суда представлен паспорт
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Жилищник» с исковым заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Жилищник» задолженности в размере 24882руб.96коп. за период с 01.08.2016г. по 31.05.2017г. по оплате жилищно-коммунальных услуг помещения общей площадью 57,9кв.м., расположенного по адресу: <...>, задолженности в размере 4630руб.54коп. за период с 01.12.2016г. по 31.05.2017г. по оплате жилищно-коммунальных услуг помещения общей площадью 40кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Определением арбитражного суда от 02.10.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом г. Саратов.
Определением арбитражного суда от 30.10.2017г.к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет по управлению имуществом г. Саратов, Администрация муниципального образования г.Саратова.
Определением арбитражного суда от 05.12.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МКУ ДО «Центр внешкольной работы», в качестве соответчиков привлечены Саратовскую область в лице Министерство финансов Саратовской области и Комитет по управлению имуществом г.Саратова.
Определением арбитражного суда от 11.01.2018г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов».
Определением арбитражного суда от 14.02.2018г. в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование «Город Саратов» в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования «Город Саратов».
В судебное заседание, назначенное на 09.04.2018г. на 11 часов 20 минут, явились представители истца, ответчиков: Администрация муниципального образования г.Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», представители ответчиков: Комитет по управлению имуществом г. Саратов, Министерство финансов Саратовской области, третьих лиц: МУДО «Центр внешкольной работы», Министерство инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области в процесс не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с частями 3,5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
При неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть настоящий спор по существу в отсутствии не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв на 13.04.2018г. на 10 часов 20 минут.
13.04.2018г. на 10 часов 20 минут судебное заседание объявлено продолженным, после перерыва состав участников процесса не изменен.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в полном объеме, просил суд взыскать с Муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Жилищник» задолженность в размере 24882руб.96коп. за период с 01.08.2016г. по 31.05.2017г. по оплате жилищно-коммунальных услуг помещения общей площадью 57,9кв.м., расположенного по адресу: <...>, задолженность в размере 4630руб.54коп. за период с 01.12.2016г. по 31.05.2017г. по оплате жилищно-коммунальных услуг помещения общей площадью 40кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Комитет по финансам АМО «Город Саратов» возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на требования истца, согласно которого считает, что по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком, просит в требованиях отказать.
В материалы дела МКУДО «ЦВР» представлен отзыв на требования ООО «Жилищник», согласно которого сообщает, что на нежилое помещение расположенное по адресу: <...> прекращено право МКУДО «ЦВР».
Также Министерство финансов Саратовской области представило отзыв, согласно которого считает, что оно не является главным распределителем средств областного бюджета в части расходов по оплате коммунальных платежей, в удовлетворении требований к Министерству финансов Саратовской области просит отказать.
В материалы дела Комитетом по управлению имуществом г.Саратова представлен отзыв, согласно которого считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, вопросы связанные с перечислением средств бюджетов РФ, регулируются Бюджетным кодексом РФ, просит отказать в удовлетворении заявленных требований к КУИ г.Саратова в полном объеме.
Дело рассматривается в порядке статей 153-167 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя истца, ответчиков, исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, отзывах на иск, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Жилищник» является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...> на основании договора№19 управления МКД от 01.08.2016г.; <...>, на основании договора №9 управления МКД от 01.08.2016г.
01.08.2017 года заключен договор управления № 19 с собственниками многоквартирного дома №8 по 4-ому проезду им.Чернышевского Н.Г. г.Саратова. В соответствии с п. 4.2.1 указанного договора собственники обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения установленной настоящим Договором платы за содержание и ремонт жилого помещения.
01.08.2017 года заключен договор управления №9 с собственниками многоквартирного дома №2 по ул. им.Чернышевского Н.Г. г.Саратова. В соответствии с п. 4.2.1 указанного договора собственники обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения установленной настоящим Договором платы за содержание и ремонт жилого помещения.
24.06.2016г. на основании протокола №1 от 24.06.2016г. внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома в форме очно-заочного голосования, расположенного по адресу: <...>, утверждены тарифы на содержание жилья и текущий ремонт, содержание жилья – 14,56руб./м2, текущий ремонт – 3,72руб./м2 (пункты 12,13,15 протокола).
20.06.2016г. на основании протокола №1 от 24.06.2016г. внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома в форме очно-заочного голосования, расположенного по адресу: <...>, утверждены тарифы на содержание жилья и текущий ремонт, содержание жилья – 12,44руб./м2, текущий ремонт – 3,50руб./м2 (пункты 12,13,15 протокола).
За жилищно-коммунальные услуги нежилого помещения общей площадью 57,9 кв.м. в доме №8 по 4-му проезду им.Чернышевского Н.Г. г.Саратова за период с 01.08.2016г. по 31.05.2017г. начислено 24882 рубля 96 копеек.
За жилищно-коммунальные услуги нежилого помещения общей площадью 40 кв.м. в доме №2 по ул. им.Чернышевского Н.Г. г.Саратова за период с 01.12.2016г. по 31.05.2017г. начислено 4630 рублей 54 копейки.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости №64/194/004/2017-25803 от 16.11.2017г. правообладателем на праве собственности помещения с кадастровым №64:48:020305:1800, расположенном по адресу: <...>, является Комитет по управлению имуществом г.Саратова.
Также, согласно свидетельству о государственной регистрации прав серия 64 АБ №385481 видом права является собственность муниципального образования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости №64/194/004/2017-25805 от 16.11.2017г. правообладателем на праве собственности помещения с кадастровым №64:48:020305:1394, расположенном по адресу: <...>, является Муниципальное образование «Город Саратов».
Таким образом, нежилое помещение, общей площадью 57,9 кв.м. в доме №8 по 4-ому проезду им.Чернышевского Н.Г. г.Саратова, нежилое помещение общей площадью 41,8 кв.м. в доме №2 по ул. им.Чернышевского Н.Г. г.Саратова, являются собственностью Муниципального образования «Город Саратов».
30.06.2017 года в комитет по финансам МО «Город Саратов» от ООО «Жилищник» была направлена претензия с требованием произвести оплату за указанные нежилые помещения. Однако был получен ответ с отказом в оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из анализа указанных норм следует, что участие каждого участника в расходах по содержанию имущества в соответствии с долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
В соответствии со ст. 144 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах ТСЖ об установлении тарифов были приняты в соответствии со ст.145, 146 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Следовательно, обязанность собственника помещений нести расходы по содержанию и обслуживанию общего имущества дома установлена действующим законодательством. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно положениям ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. У собственника жилого помещения обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Из анализа приведенной нормы следует, что обязанность оплачивать жилищно-коммунальные услуги возложена на лиц, использующих помещение на законных основаниях. Лица, обладающие законными правами на помещения в многоквартирном доме, обязаны вносить плату за помещение и коммунальные услуги непосредственно в ТСЖ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказании услуг и выполнению работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, которая устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.04.98г. №10-П, определение необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией общего имущества многоквартирного дома, должно производится в порядке достижения общего согласия всех домовладельцев, а споры по данным вопросам - разрешаться в судебном порядке. Несмотря на то, что Ответчик не является членом ТСЖ, указанные выше решения общего собрания являются для него обязательными. Из указанных правовых норм следует, что собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления ТСЖ; отказ части собственников помещений от вступления в члены ТСЖ либо от заключения договора с ТСЖ не освобождает их от участия в несении расходов на содержание общего имущества.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Из приведенной нормы следует вывод, что ТСЖ осуществляет свои функции в интересах собственников жилья, а потому даже те жильцы, которые не являются членами ТСЖ, должны нести расходы, установленные общим собранием членов ТСЖ. В силу ст. 137 ЖК РФ Товарищество собственников жилья вправе: 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; 6)передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах ТСЖ в судебном в порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных и взносов.
Согласно положения ст. 138 ЖК РФ Товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами. Таким образом, установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (ч. 1 п. 3 ст. 137 ЖК РФ). Расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами (п. 2 ст. 39 ЖК РФ).
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу пп. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения. В силу ст. 51 «Об общих принципах организации местного самоуправления», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со с. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Согласно п.2 ст. 158 БК РФ распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе следующими бюджетными полномочиями:
1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;
2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Саратов", принятым Решение Саратовской городской Думы от 27 марта 2008 г. N 26-271, установлено, что Администрация города, в том числе:
- устанавливает в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением порядок и сроки составления проекта бюджета города на очередной финансовый год;
- устанавливает порядок составления и форму среднесрочного финансового плана;
- обеспечивает исполнение бюджета города в рамках полномочий, определенных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;
- обеспечивает составление проекта бюджета города и среднесрочного финансового плана, утверждает среднесрочный финансовый план, вносит проект бюджета города с необходимыми документами и материалами, изменения в него и отчет об исполнении бюджета города на утверждение городской Думы, одновременно с отчетом об исполнении бюджета города вносит сводный отчет по исполнению программ в разрезе муниципальных программ и ведомственных целевых программ;
- разрабатывает и одобряет основные направления бюджетной и налоговой политики города и др.
Данные помещения являются собственностью муниципального образования «Город Саратов», поэтому именно собственник несет затраты на содержание, ремонт имущества и оплачивать внедоговорные коммунальные услуги.
На основании пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Как видно из материалов дела, тарифы, которые установлены протоколами общего собрания собственников в указанных домах являются обязательными для всех собственников, как жилых, так и нежилых помещений.
Таким образом, собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности и расходов на коммунальные услуги. В связи с чем, содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг не освобождает собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома. Аналогичная позиция изложена в Постановлении ВАС РФ от 09.11.2010 г. №4910/10.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11, на арендатора нежилого помещения в многоквартирном доме в силу правил статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложены быть не могут. Договор аренды (даже при его наличии в материалах дела) регулирует отношения собственника и арендатора. Наличие в договоре аренды, заключенном между собственником помещения и арендатором условия, согласно которому арендатор обязан заключить договоры на предоставление услуг по содержанию, само по себе, не является основанием для взыскания с арендатора такой платы, в случае если арендатор договор с управляющей компанией не заключил. В этом случае речь может идти об ответственности перед собственником в связи с неисполнением условия договора аренды.
Надлежащим ответчиком по данному иску является Муниципальное образование «Город Саратов» в лице Комитета по финансам администрации муниципальное образование «Город Саратов».
Согласно пункту 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 года №25-246 «О муниципальной казне муниципального образования «Город Саратов», муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования «Город Саратов», в том числе - средства бюджета города. В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думой, утвержденного решением Саратовской городской Думы № 67-649 от 18 декабря 2005 года финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно Решению Саратовской городской Думы от 23.06.1998 года №21-183 «О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью» полномочия администрации по управлению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов».
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с пунктом 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования «Город Саратов» в защиту интересов казны города.
Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
При таких обстоятельствах, требования истца, о взыскании с ответчика заявленной суммы, суд находит правомерными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст.101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При обращении в арбитражный суд с настоящими требованиями, истцом заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины, которое определением арбитражного суда от 22.08.2017г. удовлетворено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в доход Федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000руб.
Руководствуясь статьями 110,167-170,176,180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Жилищник», г.Саратов задолженность в размере 24882руб.96коп. за период с 01.08.2016г. по 31.05.2017г. по оплате жилищно-коммунальных услуг помещения общей площадью 57,9кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Взыскать с Муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Жилищник», г.Саратов задолженность в размере 4630руб.54коп. за период с 01.12.2016г. по 31.05.2017г. по оплате жилищно-коммунальных услуг помещения общей площадью 40кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Взыскать с Муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в доход Федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 2000руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Копии решения направить лицам, участвующим в деле.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи соответствующей жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Арбитражного суда Саратовской области | Е.В. Бобунова |