ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-19976/14 от 05.07.2016 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

12 июля 2016 года

Дело №А57-19976/2014

Резолютивная часть решения оглашена  05 июля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 12 июля 2016 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Лагода А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

         ИП ФИО1, г. Саратов

         к Администрации муниципального образования «Город Саратов»,

Комитету по управлению имуществом города Саратова,

Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов»,

         ФИО2

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области,

ФГБУ «ФКП Росреестра», г. Москва,

         ФИО3,

         ФИО4

о признании недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 03.09.2014 № 2428 об отказе в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения ИП ФИО1;

о признании недействительным постановления о предварительном согласовании места размещения объекта от 24.07.2014 № 1793 ФИО2;

о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.07.2014 № 2128 о предоставлении земельного участка ФИО2;

         о признании недействительным договора аренды от 28.07.2014 № А-14-588Ф-4;

о признании недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.05.2015 года № 1243 об утверждении схемы расположения земельного участка;

о признании незаконными действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:48:040211:964;

         о признании недействительным договора аренды от 20.05.2015 года № Ар-15-34/Ф-4;

о признании недействительным постановления о предварительном согласовании места размещения объекта от 21.10.2014 года № 3300 ФИО4;

способ восстановления нарушенного права – проведение аукциона по продаже права аренды на земельный участок;

при участии в судебном заседании:

от ИП ФИО1 – ФИО5, по доверенности № 01/06 от 31.12.2015, срок действия по 31.12.2016, личность установлена по паспорту:;

от Администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов – ФИО6, по доверенности № 01-03/76 от 15.09.2015, срок действия 1 год; ФИО7, по доверенности №01-04/8 от 15.02.2016, срок действия 1 год;

от Комитета по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов – ФИО8, по доверенности № 15-14/24364 от 25.09.2015, срок действия 1 год;

от Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов – ФИО9, по доверенности № 06-09-26/1451 от 23.06.2016, срок действия 1 год;

от ФИО2 – не явился, извещен;

от ФГБУ «ФКП Росреестра», г. Москва  - не явился, извещен;

от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области –ФИО10, по доверенности № 31 от 07.10.2015, срок действия по 31.07.2017;

от ФИО3 – ФИО11, по нотар.оф. доверенности 64АА 1836229 от 20.07.2015, срок действия 1 год, удостоверена нотариусом нотариального округа г. Саратов Саратовской области ФИО12, временно исполняющей обязанности нотариуса ФИО13, реестр № 3Д-869;

от ФИО4 – ФИО11, по нотар.оф. доверенности 64 АА 1709262 от 11.03.2016, срок действия 3 года, удостоверена нотариусом нотариального округа г. Саратов Саратовской области ФИО14, реестр № 1Д-98;

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) по рассмотрению заявления ИП ФИО1 о выборе земельного участка для строительства и предварительного согласования места размещения "теле- и радиостудии, киностудии, студии звукозаписи, редакции газет и журналов, издательства" на земельном участке ориентировочной площадью 8 542 кв. м, расположенном по адресу: г. Саратов, пос. Жасминный, б/н; понуждении администрации принять решение о проведении торгов (аукциона) по предоставлению права аренды на указанный земельный участок по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (дело №А57-19976/2014).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.03.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2015 по делу № А57 - 19976/2014 решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.03.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу № А57-19976/2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

В Арбитражный суд Саратовской области обратился ИП ФИО1, г. Саратов с заявлением о признании недействительным постановления о предварительном согласовании места размещения объекта от 24.07.2014 № 1793 ФИО2; о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.07.2014 № 2128 ФИО2 о предоставлении земельного участка; о признании недействительным договора аренды от 28.07.2014 № А-14-588Ф-4; о применении последствий недействительности сделки договора аренды земельного участка от 28.07.2014 № А-14-588Ф-4, привести стороны в первоначальное положение путем обязания ФИО2 возвратить земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:040211:942, площадью 8514 кв. м, расположенного по адресу: <...> б/н Администрации муниципального образования «Город Саратов» по акту приема-передачи в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу; о применении последствий недействительности сделки -договора аренды земельного участка от 28.07.2014 № А-14-588Ф-4, привести стороны в первоначальное положение путем обязания Администрации муниципального образования «Город Саратов» принять у ФИО2 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:040211:942, площадью 8514 кв. м, расположенного по адресу: <...> б/н по акту приема-передачи в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу; об обязании администрации муниципального образования «Город Саратов», как собственника земельного участка в течении 10 дней обратиться в уполномоченный орган с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 64:48:040211:942, площадью 8514 кв. м, расположенного по адресу: <...> б/н с кадастрового учета. Заинтересованные лица: Администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», ФИО2 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области (дело №А57-6520/2015).

Определением арбитражного суда от 14.12.2015г. дела №№ А57-6520/2015, А57-19976/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А57-19976/2014, с передачей материалов объединяемых дел на рассмотрение судье, в чьем производстве находится дело № А57-19976/2014.

В Арбитражный суд Саратовской области обратился ИП ФИО1, г. Саратов с заявлением к Администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФИО3, г. Саратов Третьи лица: Комитету по управлению имуществом города Саратова, Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.05.2015 года № 1243 об утверждении схемы расположения земельного участка, о признании незаконными действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:48:040211:964, о признании недействительным договора аренды от 20.05.2015 года № Ар-15-34/Ф-4 (дело №А57-7808/2016).

Определением арбитражного суда от 08.04.2016 г. дела №№ А57-7808/2016, А57-19976/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А57-19976/2014, с передачей материалов объединяемых дел на рассмотрение судье, в чьем производстве находится дело № А57-19976/2014.

ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21.10.2014 года № 3300 «О предварительном согласовании ФИО4 места размещения объектов V класса вредности по СанПиН на земельном участке в Ленинском районе (дело №А57-13226/2016).

Определением арбитражного суда от 09.06.2016 г. дела №№ А57-13226/2016, А57-19976/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А57-19976/2014, с передачей материалов объединяемых дел на рассмотрение судье, в чьем производстве находится дело № А57-19976/2014.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ИП ФИО1 уточнил заявленные требования и просит:

Признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 03.09.2014 № 2428 об отказе в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения ИП ФИО1

Признать недействительным постановление о предварительном согласовании места размещения объекта от 24.06.2014 № 1793 ФИО2

Признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.07.2014 № 2128 о предоставлении земельного участка ФИО2

Признать недействительным договор аренды от 28.07.2014 № А-14-588Ф-4.

Признать недействительным постановление о предварительном согласовании места размещения объекта от  21.10.2014 № 3300 ФИО4

Признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.05.2015 года № 1243 об утверждении схемы расположения земельного участка.

Признать незаконными действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:48:040211:964.

Признать недействительным договор аренды от  20.05.2015 № Ар-15-34/ф-4.

Способом восстановления нарушенного права считает  проведение аукциона по продаже права аренды на земельный участок.

Судом уточнения приняты.

О времени и месте участники процесса извещены в соответствии со ст.ст.121-123 АПК РФ.

Представители Администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом города Саратова, Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «город Саратов», представитель ФИО4, ФИО3, представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области с заявленными требованиями не согласны, просят в удовлетворении требований отказать по основаниям, указанным в отзывах.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.04.2014 ФИО2 обратился в администрацию с заявлением о выборе земельного участка площадью 8514 кв. м для строительства объектов V класса вредности по СанПин: предприятия, производственные базы, по адресу: г. Саратов, Ленинский район, Песчано-Уметский тракт, б/н.

Администрация 08.05.2014 на основании вышеуказанного заявления согласовала схему расположения земельного участка.

ИП ФИО1 22.07.2014 обратился в администрацию с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительного согласования места размещения "теле- и радиостудии, киностудии, студии звукозаписи, редакции газет и журналов, издательства" на земельном участке ориентировочной площадью 8 542 кв. м, расположенном по адресу г. Саратов, Ленинский район, пос. Жасминный б/н, в аренду сроком на 25 лет.

Постановлением администрации от 28.07.2014 N 2128 ФИО2 в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок площадью 8514 кв. м с кадастровым номером 64:48:040211:942, расположенный по адресу: г. Саратов, Ленинский район, Песчано-Уметский тракт, б/н, для строительства объектов V класса вредности по СанПин: предприятия, производственные базы.

Между администраций и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка от 28.07.2014 N А-14-588Ф-4, который был зарегистрирован, о чем 18.09.2014 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.

Постановлением администрации от 03.09.2014 N 2428 ИП ФИО1 отказано в размещении теле- и радиостудии, киностудии, студии звукозаписи, редакции газет и журналов на земельном участке площадью 8 542 кв. м, расположенном по адресу: г. Саратов, пос. Жасминный, б/н в Ленинском районе, поскольку границы испрашиваемого заявителем земельного участка пересекают границы земельного участка, в отношении которого утверждена схема расположения земельного участка.

ИП ФИО1, полагая, что данный отказ администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд установил, что согласно представленному комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» в материалы дела фрагменту карты градостроительного зонирования и схемам наложения земельных участков, подготовленным кадастровым инженером ФИО15,  испрашиваемый земельный участок ИП ФИО1 полностью налагается на земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:040211:942 и 64:48:040211:949.

Земельный участок с кадастровыми номерами 64:48:040211:942 образован на основании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.07.2014 № 1793 о предварительном согласовании места размещения объекта ФИО2

Постановлением администрации от 28.07.2014 № 2128 данный земельный участок предоставлен ФИО2 в аренду сроком на 49 лет. 

Во исполнение данного постановления № 2128 от 28.07.2014 года был заключен договор аренды земельного участка № А-14-588Ф-4 от 28.07.2014.

Земельный участок с кадастровыми номерами 64:48:040211:949 образован на основании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21.10.2014 № 3300 о предварительном согласовании места размещения объекта ФИО4

Как установлено судом, постановлением от 14.05.2015 года № 1243 «Об утверждении схемы расположения земельного участка» земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:040211:942 и 64:48:040211:949 объединены.

Объединенному земельному участку присвоен кадастровый номер 64:48:040211:964.

Земельный участок с кадастровым номером 64:48:040211:964 согласно договору аренды земельного участка от 20.05.2015 № Ар-15-34/ф-4 передан в аренду сроком на 49 лет ФИО4

21.07.2015 ФИО4 По договору замены стороны в обязательстве уступил право аренды земельного участка от 20.05.2015 № Ар-15-34/ф-4 ФИО3

Право ФИО3 на данный земельный участок также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 90 - 14454390 от 16.02.2016.

Суд кассационной инстанции в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2015 по делу № А57 - 19976/2014 указал:

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации исходил из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.

Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.

В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.

По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.

При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.

На момент подачи ИП ФИО1 заявления о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта (22.07.2014) администрацией еще не было принято постановление от 28.07.2014 № 2128 о предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:48:040211:942.

Также на момент рассмотрения заявления ИП ФИО1 о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта (с 22.07.2014 по 03.09.2014) на рассмотрении у администрации находилось заявление ФИО4 о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, схема по которому была утверждена 15.08.2014 за № 183/1, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта ФИО4 Принято 21.10.2014 за № 3300.

В связи с тем, что заявление ИП ФИО1 соответствовало статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации и к нему было приложено технико-экономическое обоснование примерного размера земельного участка оно подлежало рассмотрению администрацией по существу совместно с заявлениями ФИО2 и ФИО4

В рассматриваемой ситуации подлежали рассмотрению все три заявления, и подлежал применению такой способ предоставления земельного участка, который отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, и который позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, то есть путем выставления права на заключение договора аренды земельного участка на торги.

Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 № 4224/10, а также постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.2012 по делу № А72-6216/2011 (с учетом Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 № ВАС-1014/13 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.04.2015 по делу № А65-13449/2014.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по правилам ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая то, что в Земельный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, которые вступили в силу с 01.03.2015 года, суд руководствуется положениями статьи 39.11. согласно которым решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом.

Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;

2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы);

3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;

5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.

По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Такие обстоятельства по настоящему делу установлены.

Следовательно, постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 03.09.2014 № 2428 об отказе в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения ИП ФИО1, постановление о предварительном согласовании места размещения объекта от 24.07.2014 № 1793 ФИО2, постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.07.2014 № 2128 о предоставлении земельного участка ФИО2; постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.05.2015 года № 1243 об утверждении схемы расположения земельного участка, постановления о предварительном согласовании места размещения объекта от 21.10.2014 года № 3300 ФИО4 следует признать недействительными.

ИП ФИО1 просит признать недействительным договор аренды от 28.07.2014 № А-14-588Ф-4, а так же договор аренды от 20.05.2015 года № Ар-15-34/Ф-4.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166).

С учетом того, что Кодекс не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.

Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, в чью правовую сферу эта сделка вносит неопределенность и может повлиять на его правовое положение.

Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.

Лицо, не участвующее в договоре, заявляющее иск о признании договора недействительным, должно доказать наличие своего материально-правового интереса в удовлетворении иска, указав, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты.

Критерием наличия интереса истца в удовлетворении заявленного требования является оценка судом возможности восстановления нарушенных прав истца через судебное признание договора ничтожным.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

На основании положений части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).

Положениями статьи 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнения обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. В противном случае, право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.

Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, установление факта его нарушения, установление факта нарушения права истца именно ответчиком, наличие материального ущерба.

Судом установлено, что Администрация муниципального образования «Город Саратов» отказав Постановлением от 03.09.2014 N 2428 ИП ФИО1 в размещении теле- и радиостудии, киностудии, студии звукозаписи, редакции газет и журналов на земельном участке площадью 8 542 кв. м, расположенном по адресу: г. Саратов, пос. Жасминный, б/н в Ленинском районе, поскольку границы испрашиваемого заявителем земельного участка пересекают границы земельного участка, в отношении которого утверждена схема расположения земельного участка нарушила права ИП ФИО1

При таких обстоятельствах, договор аренды от 28.07.2014 № А-14-588Ф-4 и договор аренды от 20.05.2015 года № Ар-15-34/Ф-4 подлежат признанию недействительными.

В части требований к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконными действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:48:040211:964 суд приходит к следующим выводам:

Федеральное государственное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование - ФГБУ «ФКП Росреестра») - является государственной некоммерческой организацией, наделенной полномочиями органа кадастрового учета в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -Закон о кадастре) и осуществляет свою деятельность в соответствии с указанным Законом о кадастре, иными нормативно-правовыми актами, изданными в развитие указанного закона, уставом Учреждения.

Учреждение осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.

Статья 1 Закона о кадастре предусматривает, что Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее -кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа, по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости").

Из содержания ч. 1 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" также следует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Судом установлено, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не формирует правоустанавливающих документов, не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на объекты недвижимости. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку документов представленных лицами, заинтересованными в постановке на кадастровый учет, присвоение кадастровых номеров объектам недвижимости, изготовление кадастровых карт, формирование кадастровых дел и предоставление сведений об объектах недвижимости по запросам.

Из содержания ч. 1 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" также следует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 13 - 20 ч.2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в п. 10 ч. 2 ст.7 настоящего ФЗ, или сведений, указанных в п. 21 ч.2 ст. 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (межевой план ст.22ФЗ-№221).

Ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в представленных документах - несут те лица и те органы, которыми данные документы были выданы и подписаны.

Согласно сведениям содержащихся в государственном кадастре недвижимости, сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:48:040211:942 имеет следующие характеристики: адрес - <...> б/н, площадь - 8514 кв.м, вид разрешенного использования - «для размещения объектов V класса вредности по СанПиН: предприятия, производственные базы». Статус земельного участка «архивный».

Земельный участок с кадастровым номером 64:48:040211:942 поставлен на кадастровый учет 03.07.2014 на основании поступившей в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 26.06.2014 № 30-1106236 от ФИО16, с приложением необходимых для постановки земельного участка документов, а именно, межевого плана от 26.06.2014, Постановления администрации муниципального образования «Город Сартов» от 24.06.2014 № 1793 «О предварительном согласовании ФИО2 места размещения объектов Vкласса вредности по СанПиН в Ленинском районе», утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в кадастровом квартале 64:48:040211.

21.05.2015 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 19.05.2015 № 30-2171901 от ФИО16, с приложением межевого плана от 20.05.2015, подготовленного в связи с образованием земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:040211:942, 64:48:040211:949 был образован земельный участок с кадастровым номером 64:48:040211:964, расположенный по адресу: <...> б/н, площадью 48713 кв.м, вид разрешенного использования - «для размещения объектов V класса вредности по СанПиН: предприятия, производственные базы», категория земель - «земли населенных пунктов», на который было зарегистрировано право аренды ФИО4 (с 10.06.2015 г. по 03.08.2015 г.), а затем ФИО3 с 03.08.2015.

В связи с регистрацией прав на участок с кадастровым номером 64:48:040211:964 и в соответствии с п. 2 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:040211:942 и 64:48:040211:949 сняты с кадастрового учета.

В соответствии с Законом о кадастре, земельные участки, статус сведений, которых «ранее учтенный» и «учтенный» снятию с государственного кадастрового учета не подлежат.

Согласно ч.2 ст. 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

В соответствии со ст. 24 Закона о кадастре в случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно. В случае образования объекта недвижимости в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости представляется только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его кадастрового учета документы. Правило настоящей части распространяется на случаи образования земельных участков в результате раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственнойрегистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.

Согласно ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Также, согласно ч.6 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что снятие земельного участка с кадастровым номером 64:48:040211:942, площадью 8514 кв. м., расположенного по адресу: <...> б/н с кадастрового учета не предоставляется возможным, так как данный земельный участок являлся преобразуемым объектом недвижимости, поэтому в соответствии с установленными, статьей 24 Закона о кадастре, особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, подлежал снятию с государственного кадастрового учета со дня осуществления государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

В связи с вышеизложенным, требование, в части возложения на администрацию обязанности проведение аукциона по продаже права аренды на земельный участок так же не подлежит удовлетворению.

Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Судом установлено, что ИП ФИО1 при обращении в суд уплачена государственная пошлина в сумме 8000 руб.

В пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование.

Исходя из п.п.3 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, - уплачивается в размере 300 рублей для физических лиц.  

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.

Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, рассчитывается плательщиком исходя из цены иска по указанным в данном подпункте формулам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 6 000 рублей.

Таким образом, за рассмотрение иска подлежала уплате государственная пошлина в сумме 13800 руб.

Разрешая вопрос о судебных расходах по настоящему делу, суд апелляционной инстанции, исходит из положений части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Следовательно, с Администрации муниципального образования «Город Саратова» в пользу ИП ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы: по оплате государственной пошлины в размере 7700 рублей, в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5800 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 181, 197-201, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Заявленные ИП ФИО1 требования удовлетворить в части.

Признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 03.09.2014 № 2428 об отказе в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения ИП ФИО1

Признать недействительным постановление о предварительном согласовании места размещения объекта от 24.07.2014 № 1793 ФИО2

Признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.07.2014 № 2128 о предоставлении земельного участка ФИО2;

Признать недействительным договор аренды от 28.07.2014 № А-14-588Ф-4.

Признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.05.2015 года № 1243 об утверждении схемы расположения земельного участка.

Признать недействительным договор аренды от 20.05.2015 года № Ар-15-34/Ф-4.

Признать недействительным постановления о предварительном согласовании места размещения объекта от 21.10.2014 года № 3300 ФИО4

В удовлетворении требований к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконными действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:48:040211:964 – отказать.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Саратова» в пользу ИП ФИО1 судебные расходы: по оплате государственной пошлины в размере 7700 рублей.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Саратова» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5800 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: <...>.

Судья                                                                                      А.В. Калинина