ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-2100/16 от 30.04.2016 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

02 июня 2016 года

Дело №А57-2100/2016

Резолютивная часть решения оглашена 30 апреля 2016

Полный текст решения изготовлен 02 июня 2016

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Елистратова К.А при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурьевой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Тулий» (г. Саратов)

к администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, г. Красноармейск)

третьи лица ФИО1 (<...>), ФИО2 (<...>), ФИО3 (<...>), ФИО4 (<...>), ФИО5 (<...>).

о взыскании 1051155 рублей.

При участии:

От истца – ФИО6, ФИО7

У С Т А Н О В И Л:

            В Арбитражный суд Саратовской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Тулий» (г. Саратов) к администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, г. Красноармейск) о взыскании 1051155 рублей.

            Ответчик извещен о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела имеется почтовое уведомление.

            В соответствии со ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

            Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если:

            1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован;

            2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд;

            3) копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

            Согласно п. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

            Ответчик в судебное заседание не явился, возражает на заявленные исковые требования, по основаниям указанным в отзыве.

            Дело в арбитражном суде рассматривается в порядке ст.153-166 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

            В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо,  участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям ст. 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ

            Обоснование заявленных исковых требований истец указывает.

            В октябре 2013 г. Администрация г. Красноармейска Саратовской области в качестве Муниципального заказчика заключила ряд муниципальных контрактов с ООО «Тулий» г. Саратов на приобретение жилых помещений в доме № 11 в 1 Микрорайоне г. Красноармейска Саратовской области, в том числе , квартиры №№ 3,4, 8,14,20. Площадь указанных квартир, согласно контрактов, составляет: кв. 3 -54,5 кв.м.; кв.4 -51,0 кв.м.; кв.8 -56,4 кв.м.; кв.14 -52,1 кв.м.; кв.20 -51,2 кв.м. В декабре 2013 г. после проведения перепланировки квартир, которая проводилась в период октябрь-декабрь 2013 г., указанные квартиры были переданы ответчику по актам приема-передачи. В актах приема-передач и квартир была указана площадь помещений, которая по размеру соответствовала размеру площади квартир, указанных в соответствующих контрактах.

Фактическая площадь переданных заказчику квартир не соответствует площади, указанной в контрактах и актах приема- передачи квартир и составляет: кв.3-63,0 кв.м.; кв.4-61,7 кв.м.; кв.8 -61,1 кв.м.; кв.14 -61,3 кв.м.; кв.20- 60,4 кв.м., что подтверждается проектом перепланировки квартир, выполненным институтом «Саратовоблпроект» в 2013 г., техническими паспортами указанных квартир по состоянию на 25.03.2014 г. выданными Красноармейским филиалом Саратовского областного бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости.

            Общая площадь жилых помещений, согласно данных, указанных в контрактах и актах приема-передачи, составляет 265.2 кв.м. Общая площадь фактически переданных квартир, согласно технических паспортов БТИ, составляет 307.5 кв. м. Отношения сторон по передаче заказчику жилых помещений площадью 42,3 кв.м. (307,5-265,2), которые не были учтены в заключенных контрактах, не были указаны а актах приема - передачи квартир, но фактически получены ответчиком, оказались не урегулированными. Оплату полученной жилой площади ответчик произвел в соответствии с контрактами. В дальнейшем ответчик отказался возвращаться к вопросу об оплате жилой площади, полученной сверх указанной в контрактах.

            Стоимость одного метра общей площади жилого помещения, согласно контрактам, составляет 24850 руб. Стоимость общей площади жилых помещений, которая не была учтена в контрактах, но передана Заказчику, составляет 1051155 руб. (24850 руб. х 42.3 кв.м.) Заказчик приобрел указанное имущество без установленных законом или сделкой оснований.

            Заявленная ответчику претензия оставлена без ответа и удовлетворения.

            С учетом вышеизложенного истец обратился с иском к ответчику о взыскании неосновательного обогащения.

            Возражая на заявленные исковые требования ответчик указывает что 3 октября 2013 года по итогам открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение на первичном рынке у застройщика жилого помещения в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию не ранее 01.01.2012 г., победителем было признано общество с ограниченной ответственностью ООО «Тулий».

            Во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 года №85-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и в рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Красноармейского муниципального района на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением администрации Красноармейского муниципального района от 28.03.2013 № 254, Администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области заключила с ООО «Тулий» муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность Красноармейского муниципального района жилых помещений - квартир №№ 3.4,8,14,20 в доме № 11 в 1 микрорайоне г.Красноармейска Саратовской области.

            В декабре 2013 года продавец ООО «Тулий» передал вышеуказанные квартиры в муниципальную собственность Красноармейского муниципального района Саратовской области. Акты приема-передачи жилых помещений-квартир №№ 3,4,8.14,20 в доме № 11 в 1 микрорайоне г.Красноармейска Саратовской области, сторонами были подписаны, скреплены печатью и каких-либо уточнений по площадям квартир от руководства ООО «Тулий» не поступило.

            Администрация приняла квартиры в муниципальную собственность и оплатила их стоимость по оговоренным в Контрактах ценам:

            №3 общей площадью 54,5 кв.м. и стоимостью 1 354 325,00 руб.;

            №4 общей площадью 51,0 кв.м. и стоимостью 1 267 350,00 руб.;

            №8 общей площадью 56,4 кв.м. и стоимостью 1 401 540,00 руб.;

            №14 общей площадью 52,1 кв.м. и стоимостью 1 294 685,00 руб.:

            № 20 общей площадью 51,2 кв.м. стоимостью 1 272 320,00 руб.

            Администрацией данные жилые помещения- квартиры №№ 3,4,8,14,20 в доме № 11 в 1 микрорайоне г.Красноармейска Саратовской области были приобретены за счет денежных средств в рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда на территории Красноармейского муниципального района на 2013-2017 годы», и переданы в собственность граждан (кроме квартиры № 14), взамен изымаемых у них жилых помещений в аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домах.

            В свою очередь, администрация Красноармейского муниципального района, в рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Красноармейского муниципального района на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением администрации Красноармейского муниципального района от 28.03.2013 № 254 передала жилые помещения - квартиры №№ 3,4,8,20 в доме № 11 в 1 микрорайоне г.Красноармейска Саратовской области в собственность граждан, взамен изымаемых у них жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны межведомственной комиссией непригодными для проживания, а дома аварийными и подлежащими сносу.

            В настоящий момент собственниками квартир являются:

Квартира № 3 - ФИО2, ФИО1 (соглашение № 2 от 27.02.2014 г. о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого);

Квартира № 4 - ФИО3 (договор № 846 от 20.07.2015 г. на передачу квартиры (дома, части дома) в собственность граждан)

            Квартира № 8 - ФИО4 (соглашение № 1 от 10.09.2014 г. о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого):

            Квартира №20 - ФИО5 (договор № 793 от 05.03.2014 г. на передачу квартиры (дома, части дома) в собственность граждан).

            На основании изложенного, жилые помещения - квартиры № 3,4.8,20 в доме № 11 в 1 микрорайоне г.Красноармейска Саратовской области не являются муниципальной собственностью Красноармейского муниципального района Саратовской области.

            Квартира № 14 в доме №11 в 1 микрорайоне г.Красноармейска Саратовской области находится в муниципальной собственности Красноармейского муниципального района Саратовской области. В настоящее время квартира предоставлена гражданину в бессрочное владение и пользование на основании договора социального найма жилого помещения № 04 от 20 февраля 2014 года

На      основании      изложенного,администрация      Красноармейского муниципального   района  исковые  требования  ООО  «Тулий»  считает  незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей присутствующих сторон, Арбитражный суд при вынесении решения исходит из следующих обстоятельств и норм материального и процессуального права.

            Как следует из материалов дела , между истцом и ответчиком были заключены муниципальные контракты от 25.10.2013 г.  0160300005113000100-0037700-04; от 22.10.2013 г.  0160300005113000104-0037700-02; от 25.10.2013 г.  0160300005113000101-0037700-04; от 25.10.2013 г.  0160300005113000103-0037700-03 ; от 25.10.2013 г.  0160300005113000105-0037700-04

            Предмет договора определен в п. 1.1. муниципальных контрактов. Цена контракта определена в п. 2.1. Кроме того, согласно п. 2.1. в цену контракта включены все расходы связанные с регистрацией и исполнением муниципального контракта

            По смыслу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, действовавшего на момент заключения муниципальных контрактов,  его регулированию подлежат любые сделки, заключаемые государственными учреждениями и направленные на удовлетворение государственных (или муниципальных) нужд за счет бюджетных средств.

            Согласно пункта 3.1.2 контракта передача квартир от к заказчику осуществляется по акту приема-передачи.

            Согласно п. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом.

Пункт 10 статьи 70 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных имуниципальных нужд» устанавливает,- что Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Аналогичные требования установлены в пункте 2.4 муниципальных контрактов, являющихся предметом спора в рамках настоящего дела, согласно которого цена контракта является твердой и изменению не подлежит..

            В силу п. 6 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, в случае если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с исполнителем, вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем таких работ, услуг при изменении потребности в таких работах, услугах, на выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, услугами, предусмотренными контрактом.

            Между тем, конкурсной документацией и условиями спорного муниципального контракта цена установлена твердой и не предусмотрена возможность внесения изменений в части увеличения объемов и цены контракта.

            Какие-либо доказательства, письменного согласования изменения цены муниципального контракта, которая определена последним как твердая и не подлежащая изменению в ходе исполнения контракта, в нарушение статьи 65 АПК РФ истец не представил.

            Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

            Иск о взыскании суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будет доказан факт получения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца, а также размер неосновательного обогащения.

            Согласно пункта 4 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке.

            В силу пункта 1 статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации, покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.

            Согласования иной цены контракта по делу не установлено.

            На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что истцом не доказан факт наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения за счет истца, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

            В соответствии со ст. ст. 106,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям.

            Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

             РЕШИЛ:

            В удовлетворении заявленных исковых требований отказать

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Тулий в доход Федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 23.511 руб. 55 коп. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

            Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

            Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Исполнительный лист выдать взыскателю после вступления решения арбитражного суда в законную силу.

            Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Судья Арбитражного суда

            Саратовской области                                                            К.А. Елистратов