ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-22832/17 от 30.01.2018 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

06 февраля 2018 года

Дело № А57-22832/2017

Резолютивная часть решения оглашена 30 января 2018 года

Полный текст решения изготовлен 06 февраля 2018 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Мамяшевой Д.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем Давыдовой Ю.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, г. Нижний Новгород,

заинтересованные лица:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу,

общество с ограниченной ответственностью «Саратовская ликероводочная компания», г. Саратов,

об аннулировании лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции,

при участии:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 25.12.2017 № 50,

от общества с ограниченной ответственностью «Саратовская ликероводочная компания» – ФИО2, представитель по доверенности от 13.08.2017,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее – Росалкогольрегулирование, административный орган) с заявлением об аннулировании лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции серии РА 003749 регистрационный номер 633АП0004287 от 06.02.2015, сроком действия с 06.02.2015 по 06.02.2020 года, выданной обществу с ограниченной ответственностью «Саратовская Ликеро Водочная Компания» (далее – ООО «СЛВК», заинтересованное лицо, общество).

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, в ходе судебного заседания уточнил основания для удовлетворения требований об аннулировании лицензии общества.

Представитель общества возражал против удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Как следует из материалов дела, ООО «СЛВК» (ИНН <***>) имеет лицензию серии РА 003749 на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции регистрационный номер 633АП0004287 от 06.02.2015, сроком действия с 06.02.2015 по 06.02.2020, и выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.

На основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 15.06.2017 № 454 «О проведении внеплановой, выездной проверки», приказа Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 12.07.2017 № 582 «О продлении внеплановой, выездной проверки», приказа Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 07.08.2017 № 668 «О внесении изменений в приказ «О проведении внеплановой, выездной проверки от 15.06.2017», в связи с выявленными нарушениями, отраженными в представлении от 14.06.2017 № сз4-1714/09-08 в отношении ООО «СЛВК» проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам указанной проверки составлен акт проверки от 10.08.2017 № У4-А515/06-14.

Как следует из пункта 6.4 акта проверки от 10.08.2017 № У4-А515/06-14 по 1016 товарно-транспортным накладным на поставку (отгрузку) алкогольной продукции, зафиксированным ООО «СЛВК» в ЕГАИС административным органоим установлены нарушения сроков фиксации в ЕГАИС от 1 дня до 74 дней, что является нарушением пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), пункта 5.1.1 Правил, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 № 149, в части нарушения сроков фиксации информации в ЕГАИС об отгрузках алкогольной продукции.

Кроме того, согласно пункту 6.4 акта проверки от 10.08.2017 административным органом установлено, что организацией представлены товарно-транспортные документы, подтверждающие фактические объемы поставленной организацией продукции, отраженные в декларациях № 6 (за 2016 года и 1 квартал 2017 года). Вместе с тем, информация об указанных поставках не зафиксирована организацией в ЕГАИС.

ООО «СЛВК» нарушило лицензионные требования, установленные положениями статей 14, 20, 26 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно осуществило оборот алкогольной продукции (водки) в объеме 266,631 декалитров (2 666,31 литров = 5 333 бут. объемом 0,5 л.), информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Росалкогольрегулирования в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Возражая против заявленных требований, заинтересованное лицо указывает, что приведенные заявителем нарушения не являются нарушением лицензионных требований и не являются основанием для лишения лицензии.

Изучив позиции лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Правовое регулирование в сфере розничной продажи алкогольной продукции осуществляется на основании Федерального закона N 171-ФЗ.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статья 6 Федерального закона N 171-ФЗ определяет, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится организация и проведение федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

По пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ государственный контроль (надзор) в области оборота алкогольной продукции включает в себя лицензионный контроль за оборотом алкогольной продукции.

Пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что лицензионный контроль за оборотом алкогольной продукции осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 (далее по тексту - Положение от 24.02.2009 N 154), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации (пункт 4 названного положения).

Согласно пункту 5.3.8(1) Положения от 24.02.2009 N 154 Федеральная служба осуществляет лицензионный контроль за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая контроль за хранением остатков указанной продукции, возвратом их поставщику и (или) поставкой остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной организацией, имеющей лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Как указано в пункте 2 Административного регламента исполнения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной функции по организации и проведению проверок юридических лиц в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 11.09.2013 N 224, Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Результатом исполнения государственной функции является установление фактов соответствия или несоответствия деятельности юридического лица обязательным требованиям, которые отражаются в акте проверки (пункт 11 регламента).

Согласно пунктам 6 и 7 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные и выездные проверки.

Предметом указанных в пункте 6 настоящей статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, соответствии лицензионным требованиям используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Согласно частям 10, 11 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ, внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с пунктом 1 статьи 20 настоящего Федерального закона;

4) выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе, других информационных системах, анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, анализа документов, полученных в результате проведения мероприятий государственного контроля (надзора);

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

6) представление в лицензирующий орган заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Внеплановая выездная проверка проводится лицензирующим органом по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 10 настоящей статьи, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 10 настоящей статьи, может быть проведена лицензирующим органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно материалам дела, внеплановая проверка проведена в отношении заинтересованного лица в связи с выявленными нарушениями, отраженными в представлении от 14.06.2017 № сз4-1714/09-08 в отношении ООО «СЛВК».

Заинтересованное лицо указывает, что проверка произведена с нарушением установленных сроков, поскольку приказ Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 12.07.2017 № 582 является незаконным.

Вместе с тем, указанный ненормативный акт заинтересованным лицом в установленном порядке не оспаривался, вступил в законную силу. Следовательно, суд отклоняет довод ООО «СЛВК» о нарушении сроков проведения внеплановой проверки.

Согласно части 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

В соответствии с частью 1 статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Часть 3 статьи 49 ГК РФ также определяет, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно буквальному толкованию статьи 49 ГК РФ выдача лицензии - это основание возникновения у предпринимателя специальной правоспособности, то есть возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.01.2005 N 23пв04).

В силу приведенных норм, лицензия является разрешением государства на право осуществления лицензиатом соответствующего вида деятельности, предусмотренного законом, т.е. по существу лицензия является закреплением права лицензиата на осуществление определенного вида деятельности.

Согласно пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Как следует из части 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ, деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется при наличии соответствующих лицензий.

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающим в себя программные средства единой государственной автоматизированной информационной системы и программно-аппаратные средства организаций, представляющие собой комплекс технических устройств и программного обеспечения, и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу 21 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.

По пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

Таким образом, организация, осуществляющая оборот (закупку, поставки, хранение, перевозки и розничную продажу) алкогольной продукции, обязана зафиксировать информацию об обороте продукции в единой информационной системе в законодательно установленном порядке; несоблюдение такого правила влечет запрет на оборот алкогольной продукции.

В соответствии с абзацем 15 пункта 3 статьи 20 Закона о регулировании алкогольной продукции одним из оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке является производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Закона.

Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила от 29.12.2015 N 1459).

По пункту 15 Правил от 29.12.2015 N 1459 при учете объема закупки, хранения и поставки продукции, организации представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 1 - 3, 18, 20, 25, 26 и 30 (сведения о списании продукции в случае брака или иных причин) пункта 6 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 21 Правил от 29.12.2015 N 1459 направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" установлены форма, формат и сроки представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации об обороте продукции.

Согласно пункту 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380, учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В качестве оснований для аннулирования этой лицензии в судебном порядке заявителем указано на то, что сведения об обороте алкогольной продукции, отраженные в декларациях № 6 за 2016 год и 1 квартал 2017 года, в ЕГАИС не фиксировались.

Кроме того, по 1016 товарно-транспортным накладным на поставку (отгрузку) алкогольной продукции, зафиксированным ООО «СЛВК» в ЕГАИС, установлены нарушения сроков фиксации в ЕГАИС от 1 дня до 74 дней.

Судом установлено и материалами дела подтверждается наличие допущенных обществом вышеуказанных нарушений, выявленных административным органом.

В силу части 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Пунктом 13 части 3.1 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что одним из оснований аннулирования лицензии является производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем пункт 3 статьи 20 Закона о регулировании алкогольной продукции не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Как следует из смысла статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, что имеет место при аннулировании лицензии на осуществление определенного вида деятельности, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как препятствует возможности заниматься определенным видом деятельности, существенно ограничивает хозяйственную деятельность лица, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

В связи с этим, наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным и безусловным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.

Пунктом 9, абзацем 2 пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» разъяснено, что при рассмотрении дел об аннулировании лицензии или об оспаривании решений административных органов о приостановлении действия или аннулировании лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, судам необходимо учитывать, что приостановление действия (аннулирование) лицензии является мерой административного воздействия, не предусмотренной КоАП РФ.

Однако, принимая решение об аннулировании лицензии или оценивая законность решения административного органа о приостановлении действия или аннулировании лицензии, судам необходимо руководствоваться не только нормами АПК РФ и Закона о регулировании алкогольной продукции, но и учитывать положения КоАП РФ, регламентирующие порядок привлечения лица к административной ответственности, в том числе обеспечивающие гарантии защиты прав такого лица.

При рассмотрении споров, связанных с аннулированием названных лицензий, судам необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием аннулирования лицензии. Суду надлежит оценить существенность допущенного нарушения и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как аннулирование лицензии.

Такая мера, как аннулирование лицензии, являющаяся по своей природе административно-правовой санкцией должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.

Принимая во внимание незначительность данного нарушения, факт отсутствия вредных последствий, угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинения имущественного ущерба, совершенным обществом правонарушением апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для аннулирования действия лицензии, выданной обществу, по данному основанию.

Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что аннулирование лицензии приведет к сокращению рабочих мест, снижению экономической и деловой активности, и, как следствие, к ухудшению собираемости налогов и сборов, такая мера ответственности как аннулирование лицензии в данном случае не отвечает не только интересам общества, но и публичным интересам.

В материалы дела обществом представлены данные бухгалтерской отчетности, согласно которой ООО "СЛВК" за период с 01.01.2017 по 14.12.2017 была произведена оплата налогов в бюджет в размере 2 852 268,30 руб.

Кроме того, обществом представлена справка о том, что среднесписочная численность сотрудников ООО "СЛВК" составляет 47 человек. За период с 01.01.2017 по 25.12.2017 обществом была произведена оплата страховых взносов в размере 859 925,30 руб.

Так же заинтересованным лицом в подтверждение социальной значимости деятельности общества представлены: благодарственное письмо Главы администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" генеральному директору ООО "СЛВК", благодарственное письмо Губернатора Саратовской области ФИО3 Коллективу ООО "СЛВК", благодарственное письмо временно исполняющего обязанности губернатора Саратовской области ФИО3 генеральному директору ООО "СЛВК", благодарственные письма председателя ВПО "КАСКАД" ФИО4 генеральному директору ООО "СЛВК".

Доводы заявителя о том, что общество имело возможность не допустить выявленных нарушений, однако, не предприняло все необходимые меры для предотвращения нарушения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, сами по себе не могут являться основаниями для безусловного аннулирования действия лицензии лишь на основании формальной констатации факта нарушения законодательства без установления его фактических обстоятельств и характера.

Поскольку выявленные заявителем нарушения, не нанесли ущерба публичным интересам и не привели к иным последствия негативного характера, они не являются соразмерными такому виду государственного принуждения, как аннулирование лицензии, влекущему за собой существенное ограничение или прекращение хозяйственной деятельности организации.

Данная правовая позиция подтверждена Определениями Верховного суда РФ от 25.08.2016. N 301-КГ16-10660 по делу N А17-6071/2015, от 09.11.2015. N 305-ГК15-14172 по 13 А20-3483/2015 дел N А40-140638/2014, от 15.10.2015. N 305-КГ15-12711 по делу N А40-139657/2014, от 02.02.2015. N 305-КГ14-5855 по делу N А40-148624/2013.

На основании вышеизложенного, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае необходимости для применения в отношении ООО «СЛВК» меры государственного принуждения в виде аннулирования лицензии исходя из принципов справедливости и соразмерности назначенного наказания допущенному нарушению.

Таким образом, в удовлетворении требования об аннулировании лицензии на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции от 06.02.2015 № 643АП0004287 следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка об аннулировании лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции от 06.02.2015 № 643АП0004287, выданной обществу с ограниченной ответственностью «Саратовская ликероводочная компания» (ИНН <***>) – отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Полный текст решения будет изготовлен в течение пяти дней с момента оглашения резолютивной части решения и направлен сторонам по делу в порядке статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Д.Р. Мамяшева