АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 19 июня 2019 года | Дело №А57-24384/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2019 года
Полный текст решения изготовлен 19 июня 2019 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Тарасовой А.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Васяниной Т.М., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, г. Вольск, Саратовская обл. (ОГРН <***>, ИНН <***>),
Обществу с ограниченной ответственностью «ГУНО», с. Черкасское, Вольский район, Саратовская обл. (ОГРН <***>, ИНН <***>),
Трети лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (410012, <...>); Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (410056, <...>); Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г.Москва, Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (117997, <...>), ФГБУ «Рослесинфорг» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 109316, <...>), ООО «Вольский Научно-производственный землеустроительный центр» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 412904, <...>), кадастровый инженер ФИО1 (<...>), Комитет по управлению имуществом и природными ресурсами Вольского муниципального района, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (410005, <...>), Администрация Черкасского Муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области (412954, <...>),
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
при участии в заседании:
от ответчика Администрации Вольского муниципального района Саратовской области – ФИО2 по доверенности от 09.01.2019г.,
от ответчика ООО «ГУНО»- ФИО3 по доверенности от 17.01.2019г.,
от третьего лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - ФИО4 по доверенности от 03.09.2018г.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области 31.10.2018 г. обратился Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, г. Вольск, Саратовская обл. (ОГРН <***>, ИНН <***>), Обществу с ограниченной ответственностью «ГУНО», с. Черкасское, Вольский район, Саратовская обл. (ОГРН <***>, ИНН <***>),
об истребовании из незаконного владения Вольского муниципального района Саратовской области в пользу Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 64:08:150105:76, имеющего область пересечения с землями лесного фонда, площадью 163492 кв.м., в следующем каталоге координат поворотных точек:
№ точки | X | Y |
Контур 1 | ||
1 | 598903.5 | 2359848.5 |
2 | 598875.7 | 2359858.0 |
3 | 598846.4 | 2359923.5 |
4 | 598667.0 | 2359782.3 |
5 | 598441.6 | 2359605.1 |
6 | 598614.8 | 2359404.6 |
7 | 598726.9 | 2359498.9 |
8 | 598839.7 | 2359597.6 |
9 | 598824.0 | 2359692.6 |
10 | 598867.7 | 2359744.0 |
11 | 598858.9 | 2359804.3 |
1 | 598903.5 | 2359848.5 |
Контур 2 | ||
12 | 598259.1 | 2360055.4 |
13 | 598033.5 | 2360276.0 |
14 | 597986.8 | 2360542.1 |
15 | 597975.8 | 2360461.2 |
16 | 597980.1 | 2360346.1 |
17 | 597954.0 | 2360228.0 |
18 | 598065.9 | 2360179.4 |
19 | 598113.5 | 2360086.2 |
20 | 598119.4 | 2360046.6 |
21 | 598105.6 | 2359994.8 |
22 | 598062.3 | 2359966.4 |
23 | 597991.8 | 2359940.6 |
24 | 597964.2 | 2359927.0 |
25 | 597966.2 | 2359878.1 |
26 | 597997.6 | 2359868.9 |
27 | 598060.9 | 2359881.7 |
28 | 598166.0 | 2359934.8 |
29 | 598240.4 | 2359014.7 |
12 | 598259.1 | 2360055.4 |
признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:150105:76 и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 64:08:150105:76 в выше указанных координатах.
признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером: 64:08:150105:76;
снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером: 64:08: 150105:76.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 01.11.2018 г. по делу №А57-24384/2018 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 03.12.2018 г. по делу №А57-24384/2018 подготовка дела к судебному разбирательству окончена, назначено судебное заседание по проверке обоснованности исковых требований, с последующим отложением.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2019 г. по делу №А57-24384/2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФГБУ «Рослесинфорг» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 109316, <...>); ООО «Вольский Научно-производственный землеустроительный центр» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 412904, <...>); кадастровый инженер ФИО1 (<...>).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2019 г. по делу №А57-24384/2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом и природными ресурсами Вольского муниципального района (412909, <...>).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 09.04.2019 г. по делу №А57-24384/2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (410005, <...>); Администрацию Черкасского Муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области (412954, <...>).
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отводов суду не заявлено.
Информация о дате, времени и месте проведения настоящего судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания.
В судебном заседании присутствуют представители ответчиков и третьего лица.
Иные лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области – http://www.saratov.arbitr.ru., а также в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.
В соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу сторона должна самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
При применении данного положения, как указывает Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ» первым судебным актом для лица, вступившего в дело позднее, является определение об удовлетворении ходатайства о вступлении в дело, определение о привлечении в качестве третьего лица к участию в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании был объявлен перерыв с 06.06.2019г. до 11.06.2019г. до 14 час. 20 мин., о чем было вынесено протокольное определение. Объявление о перерыве размещено в соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2013г. №99 «О процессуальных сроках» на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области и на доске объявлений. После перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассматривается в порядке статей 153-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО «ГУНО» в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Администрации Вольского муниципального района Саратовской области в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в отзыве.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исковое заявление мотивировано следующим.
Собственником земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) 64:08:150105:76 согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) является ответчик - Вольский муниципальный район Саратовской области. регистрация права собственности осуществлена 28.08.2012, номер государственной регистрации нрава 64-64-30/064/2012-211. Дата присвоения кадастрового номера 09.06.2011г.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении данного земельного участка существует ограничение прав и обременение объекта недвижимости:
лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта: Общество с ограниченной ответственностью «ГУНО» (ИНН <***>, ОГРН <***>) - ответчик по делу; регистрация ограничения права и обременение объекта недвижимости осуществлена 25.04.2013, номер государственной регистрации ограничения нрава и обременение объекта недвижимости 64-64-06/024/2013-337; вид: Аренда;
лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта: Публичное акционерное общество «СБЕРБАНК РОССИИ» (ИНН <***>, ОГРН <***>): регистрация ограничения права и обременение объекта недвижимости осуществлена 14.08.2013г., номер государственной регистрации ограничения права и обременение объекта недвижимости 64-64-06/061/2013-55; вид: Ипотека; регистрация ограничения права и обременение объекта недвижимости осуществлена 08.04.2014, номер государственной регистрации ограничения права и обременение объекта недвижимости 64-64-06/022/2014-445; вид: ипотека; регистрация ограничения права и обременение объекта недвижимости осуществлена 30.04.2014, номер государственной регистрации ограничения права и обременение объекта недвижимости 64-64-06/030/2014-025; вид: ипотека.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с КН 64:08:150105:76 имеет: категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства: площадь - 646 931 кв.м; адрес: Саратовская область. Вольский район. Черкасское муниципальное образование, участок находится примерно в 13 255 м по направлению на юго-запад от ориентира здание школы. <...>.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу считает, что спорный земельный участок в части пересечений с землями лесного фонда незаконно находится в собственности ответчика по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.
Так, в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
Кроме того, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункт 2.1 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г№ 2284).
Принимая во внимание, что спорный земельный участок с КН 64:08:150105:76 относится к землям лесного фонда, находящимся в собственности Российской Федерации, отчуждение которых, в соответствии с законодательством не допускается, подтверждением воли собственника спорного земельного участка лесного фонда на его передачу в муниципальную собственность могло бы служить доказательство перевода спорного земельного участка в категорию земель, позволяющих их отчуждение в муниципальную собственность.
По мнению истца, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок был на законных основаниях исключен из земель лесного фонда и переведен в земли иной категории.
Как указывает истец, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра.
Так, согласно Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 17 октября 2008 г. N317 «Об определении количества лесничеств на территории Саратовской области и установлении их границ» определены границы Колоярскою участкового лесничества Черкасского лесничества Саратовской области (копия приказа прилагается).
Выписка из Государственного лесного реестра от 24.07.2018 содержит информацию о наложении земельного участка с КН 64:08:150105:76 на земельный участок с КН 64:08:150105:101, относящимся к землям лесного фонда (квартал 15 Колоярского участкового лесничества Черкасского лесничества Саратовской области). Площадь наложения составляет 163492 кв.м. Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 № 1021 -р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг».
Как указывает истец, факт наложения границ оспариваемого земельного участка на земли лесного фонда подтверждается сведениями, представленные Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» в виде Заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий № 12 от 30.07.2018.
В материалы дела истцом представлен акт осмотра земельного участка от 05.07.2018г., из которого установлено, что спорный земельный участок с КН 64:08:150105:76 налагается с северной и северо-восточной стороны на контуры земельного участка Черкасского лесничества Саратовской области и не может использоваться по причине произрастания хвойной и древесной растительности.
По мнению истца, постановка на кадастровый учет спорного земельного участка была произведена в нарушение статей 39, 45. Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и должна быть признана недействительной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.
По мнению истца, действующее законодательство предусматривает приоритет сведений ГЛР над ЕГРН в рассматривающем случае.
Полагая, что права истца нарушены, ссылаясь на положения статей 301-305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 67-70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статью 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статьи 39, 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и статью 10 Федерального закона № 280-ФЗ, истец обратился в суд с настоящим иском.
Возражая на исковые требования, ответчиком ООО ГУНО», Администрацией Вольского муниципального района СО, заявлено о пропуске срока исковой давности.
Комитет по управлению имуществом и природными ресурсами Вольского муниципального района в своих возражениях относительно удовлетворения исковых требований ссылается на положения ч.7 ст. 62.4 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отсутствие доказательств неиспользования земельного участка по целевому назначению или доказательств его использования с нарушением законодательства РФ.
ФГБУ ФКП «Росреестра» представлен отзыв.Согласно данного отзыва указывает, что при исключении части координат (область пересечения) и не определяя новых координат, подлежащих внесению в реестр, земельный участок останется с незамкнутым контуром. Кроме того, в защиту законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29.07.2017г. №280 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006г. № 201 - ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016г. (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017г. № 280 - ФЗ).
От Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области имеется отзыв, согласно которому полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
От ООО «Вольский Научно-производственный землеустроительный центр» поступили письменные пояснения.
Исследовав доказательства, следуя закрепленному статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципу состязательности сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.
Пунктами 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» установлено, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности РоссийскойФедерации.Отнесениегосударственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (п. 1 ст. 125ГКРФ).
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 08.01.1998г. № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений (п. 7.2.
Типового положения о территориальном органе федерального агентства лесного хозяйства, утвержденного приказом Минприроды России от 30.01.2015г. № 38 и п.п. 8 п. 11 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015г. № 203).
При указанных обстоятельствах, обращение Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу с настоящим иском обосновано.
Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной ГражданскимпроцессуальнымкодексомРоссийскойФедерации,Арбитражным
процессуальным кодексом Российской Федерации, а также иными федеральными законами.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьями 301 - 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Согласно пункту 32 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В пункте 36 названного Постановления разъяснено, что в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН.
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Объектом виндикации во всех случаях может выступать только индивидуально определенная вещь, поскольку истребование имущества в натуре означает возвращение того же имущества собственнику.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворению не подлежит.
До рассмотрения дела по существу от Администрации Вольского мунциипального района, ООО «ГУНО» поступило заявление о пропуске срока исковой давности.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа истцу в удовлетворении его исковых требований.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Земельный участок с кадастровым номером 64:08:150105:76 поставлен на кадастровый учет 09.06.2011г.
С учетом изложенного, срок исковой давности по иску об истребовании земельного участка пропущен, что является самостоятельным основанием к отказу в иске..
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из статей 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В силу части 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона от 02.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и Федерального закона от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Федеральногозакона от 24.07.2007 № 221-ФЗ подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Федерального закона от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве» и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
При этом пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости,
утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010г. № 42, предусмотрено,
что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также
правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений с присвоением им статуса «ранее учтенных
объектов недвижимости». К таким документам указанный пункт, в частности, относит
свидетельства о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, права
постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленные в соответствии с
постановлениемПравительстваРоссийскойФедерацииот19.03.1992г.№177;
государственные акты, удостоверяющие право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, права бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленные в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 №493; свидетельства на право собственности на землю, оформленные в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767.
Поскольку границы земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости только в виде описания координат характерных точек, в случаях, если государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о координатах ранее учтенных земельных участков, границы таких участков не могут считаться установленными.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона №218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе, указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Согласно пункту 6 статьи 47ФЗ от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой
деятельности» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не
осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда,
зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами
недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка
лесногофондаиудостоверенныйсоответствующиморганом,осуществляющим
государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017г., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 92 Лесного кодекса (в редакции ФЗ №361-ФЗ от 03.07.2016г.) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:08:150105:76, принадлежащим на праве собственности Вольскому муниципальному району, общейплощадью646931 кв.м, с разрешенным видом использования «Для сельскохозяйственного производства», с категорией земель «Земли сельскохозяйственного назначения», расположенном по адресу: Саратовская область, Вольский район, Черкасское муниципальное образование, участок находится примерно в 13255 м по направлению на юго-запад от ориентира здания шкоды <...>.
Земельный участок находится в собственности Вольского муниципального района, дата государственной регистрации права собственности 28.08.2012г. за №64-64-30/064/2012-211.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:08:150105:76, внесены в ЕГРН 09.06.2011 г. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 20.05.2011 с приложением межевого плана, подготовленного ООО «ВНПЗЦ» 16.05.2011 г. Статус сведений «Актуальный» («Учтенный»).
Данный земельный участок образован в результате выдела из единого землепользования с кадастровым номером 64:08:000000:25, расположенного по адресу: Саратовская обл., р-н ФИО5 «Спасское».
В сведениях ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:08:150105:76 зарегистрированы ограничения (обремения) прав:
- Иные ограничения (обременения) прав - Занят участком пастбища;
- Аренда за Обществом с ограниченной ответственностью «ГУНО", дата начала- 25.04.2013, дата прекращения - 28.03.2062г.;
- Ипотека за Открытым акционерным обществом «Сбербанк России», дата начала 14.08.2013, дата прекращения - 08.08.2025г.;
Ипотека за Открытым акционерным обществом "Сбербанк России", дата начала 08.04.2014, дата прекращения -20.02.2015г.
Ипотека за Открытым акционерным обществом "Сбербанк России", дата начала 30.04.2014, дата прекращения - 18.04.2026).
В ЕГРН сведения об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 64:08:150105:76 отсутствуют.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 64:08:150105:76, выделен из состава земель сельскохозяйственного назначения и поставлен на кадастровый учет.
Образование земельного участка 64:08:150105:76 осуществлено в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с учетом положений статьи 38-40 Закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Доказательств обратного суду не представлено.
С другой стороны, земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:1 – ранее учтенный и не межеванный участок в границах населенного пункта.
В государственном лесном реестре содержатся следующие сведения о лесном участке:
входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 64:08:000000:1, учетный номер части: 64:08:110110:7; собственность: Российской Федерации; категория земель: земли лесного фонда, о чем в материалы дела представлена выписка от 24.07.2018г. (л.д.21 т.1)
В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Истец указывает, что земельный участок лесного фонда по адресу:
Саратовская область, Вольский р-н, Черкасское лесничество, Колоярское участковое
лесничество, частично накладывается на земельный участок с кадастровым
номером 64:08:150105:76, общая площадь пересечения 163942 кв. м., согласно координат характерных поворотных точек границ,пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:08:150105:76.
В соответствии с частями 1, 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу частей 1, 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ (в действовавшей в спорный период редакции) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположениеграницземельногоучасткаустанавливаетсяпосредством
определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Представленные истцом доказательства не подтверждают границы лесного участка, поскольку данные документы отражают лесоустройство, точных границ и координат лесного участка не содержат.
Из представленных в материалы дела кадастровых выписок и иных документов усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:1 (свидетельство о праве собственности РФ 64 АА №917863), в состав которого входит лесной участок истца, что следует из искового заявления и представленной в материалы дела выписки из ЛР и ЕГРН, не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ.
С учетом изложенного, истец не доказал совокупность обстоятельств для истребования земельного участка из чужого незаконного владения.
Учитывая установленные судом обстоятельства, пропуск срока исковой давности, требование об истребовании из чужого незаконного владения удовлетворению не подлежат.
Ввиду отклонения данных требований, оснований для исключения из ЕГРН сведений о земельном участке у суда не имеется.
Рассматривая требования о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:150105:76, признании недействительными результатов межевания, снятии с государственного кадастрового учета, суд находит их неподлежащими ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 60.2 ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016г., если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Из материалов реестрового дела и пояснений кадастрового инженера ФИО1, следует, что согласно планово-картографического материала- проекта перераспределения земель сельскохозяйственного назначения утвержденного и согласованного от 12.08.1992г., где расположены также земли ГЛФ, земельный участок с кадастровым номером 64:08:150105:76, расположен на землях сельскохозяйственного назначения (пастбище). На основании этого документа и формировался межевой план, согласно ФЗ №221-ФЗ о государственном кадастре недвижимости, Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении формы межевого плана и требований к его постановке» и согласовывался с представителями Вольского муниципального района в соответствии с постановлением главы администрации Вольского муниципального района от 16.06.2008г. №1577 «Об образовании земельных участков за счет невостребованных земельных долей членов реорганизованного акционерного общества «Спасское».
Спорный земельный участок, образован как нелесной участок, что подтверждается данными ЕГРН и правоустанавливающими документами.
Таким образом, поскольку постановка на кадастровый учет и приобретение Вольским муниципальным районом прав, сих последующей регистрацией, на земельный участок с кадастровым номером 64:08:150105:76 произошло до 01.01.2016г. (а именно 09.06.2011г.), следовательно, и границы лесного участка подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 6 статьи 60.2, положения части 4 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
-расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
-земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
-земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Между тем, представленный истцом акт осмотра земельного участка не может быть
признан надлежащими доказательством, свидетельствующим о факте использования
ответчиком земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, поскольку при
проведении данных проверок не были выполнены все обязательные требования,
предъявляемые Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав
юридическихлицииндивидуальныхпредпринимателейприосуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015г. №1, утвердившего новое Положение о государственном земельного надзора к порядку осуществления государственного земельного контроля.
Судом установлено, что проверки проведены в отсутствие распорядительных актов, служащих основанием для проведения этих проверок (распоряжение или приказ о проведении мероприятия по контролю); администрация надлежащим образом не уведомлялась о проведении государственного контроля (надзора), поэтому у нее не было возможности направить своего представителя для участия при проведении мероприятий по контролю, дачи объяснений по вопросам, относящимся к предмету проверки, представления замечаний и возражений.
Кроме того, к представленному акту суд относится критически, поскольку в нем отсутствуют сведения о проведении измерений посредством геодезической съемки.
Вместе с этим, суд также отмечает, что Минэкономразвития России в своем письме
от 08.11.2017г. №31677-ВА/Д23и указывает, что информация о результатах проведения
государственногоземельногонадзора,подтверждающихфактыненадлежащего
использования земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом об обороте, требуется для установления органом регистрации прав возможности устранения реестровой ошибки в соответствии со статьей 60.2 Закона о регистрации.
Для принятия такого решения орган регистрации прав может использовать сведения о
результатах проведения государственного земельного надзора, внесенные в ЕГРН (пункт 15
части 5 статьи 8 Закона о регистрации), либо самостоятельно запросить указанную
информацию в уполномоченном исполнительном органе государственной власти по
осуществлениюгосударственногоземельногонадзоравотношенииземель
сельскохозяйственного назначения.
При указанных обстоятельствах, судом не установлено нарушений прав истца ответчиком.
Кроме того, представленные истцом акт осмотра, таксационное описание, материалы лесоустройства, заключение №12, не позволяют определить, находится ли спорное имущество в указанной истцом площади и точках.
Если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
Лицам, участвующим в деле, разъяснено право заявить ходатайство о назначении экспертизы, в том числе в целях установления, является ли земельный участок с кадастровым номером 64:08:150105:76 земельным участком лесного фонда, с указанием в каком выделе, квартале, лесничестве располагается указанный земельный участок, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости, материалов лесоустройства, а также определения расположения поворотных точек границы земельного участка с кадастровым номером 64:08:150105:76 на местности с отражением их координат на схеме, позволяющей визуально определить их соотношение с границей земель лесного фонда (границы земель ГЛФ - исходя из представленных истцом схем).
Сторонами таких ходатайств суду не заявлено. Представленное Министерством природных ресурсов и экологии письменное заключение заключением судебной экспертизы не является. Более того, представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебном заседании пояснил, что пересечения лесного и земельного участков отсутствуют, о чем представил кадастровый план территории на бумажном носителе (л.д.43 т.6).
Согласие на проведение экспертизы не дано. Истец и ответчик просили рассмотреть дело по имеющимся доказательствам. Негативные последствия неиспользования предоставленных прав по доказыванию своей позиции, в том числе по размеру, в силу части 2 статьи 9 АПК РФ, относятся на истца.
Постановка на учет спорного участка с кадастровым номером 64:08:150105:76 произведена всоответствии стребованиями действующего на момент постановки законодательства и установленном порядке. Доказательств обратного не представлено.
Напротив, границы лесного участка подлежат уточнению и внесению в ЕГРН с учетом описания местоположения границ спорного земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Доказательств нарушения прав истца ответчиком суду не представлено.
Суд также считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012г. №16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Более того, согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001г. №136-ФЗ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра
недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на
земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель,
принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в
соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре
недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих
или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений вЕдиномгосударственномреестренедвижимости,за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016г.
В соответствии спозицией Конституционного суда Российской Федерации
федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков,
содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре
недвижимости,исключилвозможностьпроизвольноготолкованияоспариваемого
законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (Определение Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 N1793-О).
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016г. и использование (назначение) земельного участка не связано с использованием лесов (пункт 7 статьи 3).
С учетом изложенного, действующим законодательством закрепленприоритет
сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами и сведениями ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 64:08:150105:76 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В кадастровой выписке на земельный участок отсутствуют сведения о пересечении с лесными участками.
Доказательства того, что содержащиеся в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:08:150105:76 были оспорены, в материалах дела отсутствуют.
Доказательств того, что спорный участок относится к землям лесного фонда, в деле не имеется.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка.
Согласно пункту 7 статьи 38 Закона о кадастре (в редакции до 01.01.2017г.) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения
координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Доказательств постановки на учет лесного участка в установленном законом порядке, равно как и того, что назначение спорного участка, права на который возникли до 01.01.2016г., связано с использованием лесов, суду не представлено.
В материалы дела не представлены доказательства межевания границ участка лесного фонда, согласования границ участков со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Выписка из государственного лесного реестра, заключение ФГУП «Рослесинфорг» на
основании материалов лесоустройства, подготовленные с использованием системы РГИС, не
могут являться достаточными доказательствами, подтверждающими факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда. Иных доказательств наложения границ не представлено.
Представленные истцом планы и выкопировки из планшетов содержат лишь общую
информацию, соотнести границы лесного фонда с границами спорного земельного участка
суду не представилось возможным. Правом на проведение судебной экспертизы в порядке
статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях установления наличия или отсутствия наложения границ земельного участка с кадастровым номером 64:08:150105:76 на земли лесного фонда истец не воспользовался, ходатайство о назначении экспертизы суду не заявлено.
Соответственно, при рассмотрении настоящего дела не представлено надлежащих доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 64:08:150105:76 пересекаются с землями лесного фонда.
Иных доводов, оспаривающих постановку спорного участка на кадастровый учет, истец не представил. С учетом установленных судом обстоятельств, требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об истребовании из незаконного владения Вольского муниципального района Саратовской области в пользу Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 64:08:150105:76, имеющего область пересечения с землями лесного фонда, площадью 163492 кв.м., в каталоге координат поворотных точек; признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:150105:76 и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 64:08:150105:76 в выше указанных координатах; признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером: 64:08:150105:76; снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером: 64:08: 150105:76.
Данные выводы основаны на установленных судом обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, с учетом требований и возражений лиц, участвующих в деле (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также на представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательствах, которые отвечают требованиям относимости и допустимости, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01.03.2018г. по делу №А41-19761/16, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2018г. по делу №А41-45864/17, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2018г. по делу №А41-35714/17, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2018г. по делу №А41-58383/17, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.04.2018г. по делу №А41-44364/17, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.02.2019г. по делу №А11-879/2017, Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018г. по делу №А41-58383/2017, Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019г. по делу №А57-23295/2018.
Согласно пункту 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопрос о распределении судебных расходов.
В соответствии с положениями статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
При распределении расходов по уплате государственной пошлины суд руководствуется статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014г. №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование.
В соответствии с частью 1 подпункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, государственная пошлина в доход Федерального бюджета Российской Федерации взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований - отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления полного текста решения через арбитражный суд Саратовской области.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru и в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.
Судья арбитражного суда
Саратовской области А.ФИО6