АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 03 сентября 2021 года | Дело №А57-2935/2021 |
Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Антоновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной И.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агата-Ф», город Балашов Саратовской области
Заинтересованные лица:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, город Саратов
Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, город Астрахань
Общество с ограниченной ответственностью «Элсервис», город Энгельс
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области №64/10/18.1-1417/2020 от 05.11.2020
при участии:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 22.03.2021, диплом обозревался,
от УФАС – ФИО2 по доверенности от 29.07.2021, диплом обозревался,
иные лица не явились, извещены надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Агата-Ф» с вышеуказанным заявлением.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель УФАС по Саратовской области с доводами заявителя не согласился, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Дело рассмотрено судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.08.2020 на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было размещено извещение №130820/8896320/02 и Конкурсная документация на право заключения договора пользования рыбоводным участком.
Порядок проведения Конкурса регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 № 450 «Об утверждении правил организации и проведения торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком».
Предметом Конкурса является:
Лот №4 Рыбоводный участок, расположенный на водохранилище на реке Елань Водохранилище на реке Елань на территории Первомайского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области Рыбоводный участок, расположенный на водохранилище на реке Елань с координатами по береговой линии водного объекта в системе координат (WGS-84): «51 °24'17.3" с.ш. 43°1Г58.9" в.д. 51 °23'59.0" с.ш. 43°12'04,3" в.д. 51°23'54.6" с.ш. 43°12'27.7" в.д. 51°23'46,9" с.ш. 43°12'21.5"в.д.».
Лот №5 Рыбоводный участок, расположенный на водохранилище на реке Елань Водохранилище на реке Елань на территории Первомайского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области Рыбоводный участок, расположенный на водохранилище на реке Елань с координатами по береговой линии водного объекта в системе координат (WGS-84): «51°23'48.2" с.ш. 43°12'18.7" в.д. 51°23'33.1" с.ш. 43°12'01,7" в.д. 51°23'23.Г с.ш. 43°12'23.2" в.д. 51°23'07,Г с.ш. 43°12'48.6"в.д.».
Лот №6 Рыбоводный участок, расположенный па водохранилище на реке Елань Водохранилище на реке Елань на территории Первомайского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области Рыбоводный участок, расположенный на водохранилище на реке Елань с координатами по береговой линии водного объекта в системе координат (WGS-84): «51°22'45.1" с.ш. 43°13'12.0" в.д. 51°22'32.6" с.ш. 43°13'16,6 в.д. 51°22'24.4" с.ш. 43°13'54.1" в.д 51°22'42,8" с.ш. 43°13'30.6"в.д.».
Согласно протоколам рассмотрения заявок от 05.10.2020 по лотам № 4,5,6 заявки Общества с ограниченной ответственностью «Агата-Ф» были отклонены по следующим основаниям: «на основании подпункта «в» пункта 21 Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 № 450 (в части несоответствия требованиям, предусмотренным пунктом 41) и пункта «б» раздела 4 конкурсной документации (в части несоответствия пункту 5.6) - документы, направленные заявителем в комиссию, не подписаны заявителем и не заверены печатью заявителя».
Общество с ограниченной ответственностью «Агата-Ф» обратилось в Саратовское УФАС России с жалобой на действия организатора конкурса - Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству при проведении конкурса на право заключения договора пользования рыбоводным участком по извещению №130820/8896320/02 (Лот №4,5,6).
По мнению заявителя, при организации и проведении конкурса организатором торгов были допущены нарушения действующего законодательства. В частности указывает на неправомерное отклонение заявок Общества по оспариваемым лотам №№4,5,6.
Решением УФАС от 05.11.2020 № 064/10/18.1-1417/2020 жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Агата-Ф» признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением, общество, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующему выводу.
Представитель Саратовского УФАС в ходе рассмотрения дела заявил о пропуске Обществом срока на обращение в суд с указанным заявлением.
Часть 4 статьи 198 АПК РФ предусматривает, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что оспариваемое решение было направлено в адрес заявителя 10.11.2020, размещено в единой информационной системе также 10.11.2020.
В Арбитражный суд Саратовской области заявление поступило 16.02.2021, из почтового конверта предпринимателя, отправленного в суд заявления, следует, что корреспонденция отправлена 10.02.2021.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства получения заявителем оспариваемого по делу решения ранее 10.02.2021, суд считает, что предусмотренный срок для обжалования, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно Приказу ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ФАС России и территориальные органы осуществляют государственную функцию по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, ФАС России и его территориальные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству организует и проводит торги (конкурсы, аукционы) на право заключения договора пользования рыбоводным участком на основании статьи 10 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 №450 (далее - Правил).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил торги по извещению №130820/8896320/02 проводились Управлением в форме конкурса.
Согласно пункту 37 Правил для участия в конкурсе заявители представляют в комиссию организатора конкурса в срок и по форме, которые указаны в конкурсной документации, заявку об участии в конкурсе. В этой заявке указываются следующие сведения:
а) сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, телефон, идентификационный номер налогоплательщика - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, сведения о месте жительства, телефон, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации - для индивидуального предпринимателя;
б) предложение заявителя о размере платы за предоставление рыбоводного участка, перечисляемой в соответствующий бюджет в случае признания его победителем конкурса;
в) сведения о количестве рыбопромысловых участков и (или) рыбоводных участков, которые расположены на территориях субъектов Российской Федерации и на которых заявитель последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, либо за фактический период, предшествующий проведению конкурса, в случае если этот период менее 4 лет, осуществлял разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры, а также о суммарной площади таких участков;
г) сведения о показателях объемов (в тоннах) разведения и (или) содержания, выращивания объектов аквакультуры заявителем на водных объектах за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, либо за фактический период, предшествующий проведению конкурса, в случае если этот период менее 4 лет.
Согласно пункту 41 Правил документы, направленные заявителем в комиссию в письменной форме, должны быть пронумерованы, сшиты, подписаны заявителем и при наличии печати заверены печатью заявителя.
На основании подпункта «в» пункта 21 Правил основанием для отказа в допуске к участию в торгах является несоответствие заявки об участии в торгах и прилагаемых к ней документов требованиям, предусмотренным, в том числе, и пунктом 41 Правил.
В соответствии с пунктами 35 и 37 Правил, заявка на участие в конкурсе подается по форме, установленной конкурсной документацией (указанной в ней).
Пунктом 38 Правил перечислены документы, прилагаемые к заявке, которые в случаях, предусмотренных их формой, подписываются заявителем и заверяются печатью. Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 38 Правил, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.10.2014 № 401 утверждена форма документа, подтверждающего показатели объемов разведения и (или) содержания, выращивания заявителем объектов аквакультуры на водных объектах. Данной формой предусмотрена подпись документа и заверение подписи печатью.
В пункте 5.6 конкурсной документации указано, что документы, направленные заявителем в комиссию в письменной форме, должны быть пронумерованы, сшиты, подписаны заявителем и при наличии печати заверены печатью заявителя.
В разделе 5 конкурсной документации указаны требования, предъявляемые к оформлению заявки на участие в конкурсе и прилагаемых к ней документов.
В соответствии с пунктом 5.3 конкурсной документации заявка подписывается заявителем, заверяется печатью.
В пункте 5.4 документации указаны дополнительные документы, прилагающиеся к заявке. Данные документы оформляются в соответствии с предусмотренной формой, которые также в необходимых случаях подписываются и заверяются печатью заявителя каждый отдельно.
Таким образом, исходя из требований Правил и конкурсной документации, заявители отдельно оформляют, в том числе подписывают и заверяют печатью, заявку и прилагаемые документы, кроме того направляемые заявителем документы (то есть все вместе) должны быть пронумерованы, сшиты, подписаны заявителем и при наличии печати заверены печатью заявителя.
Комиссия рассматривает заявки об участии в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, а также на соответствие заявителей требованиям, предусмотренным пунктом 18 Правил (пункт 57 Правил).
В соответствии с пунктом 21 Правил основанием для отказа в допуске к участию в торгах является, в том числе несоответствие заявки об участии в торгах и прилагаемых к ней документов требованиям, предусмотренным пунктами 37, 38, 41, 94, 95,100 и 142 Правил.
Конкурсная документация также содержит аналогичные положения в разделах 3, 4 и 5.
Как следует из материалов дела, на конкурс согласно протокола заседания комиссии Управления по проведению процедуры вскрытия конвертов от 17.09.2020, по лотам № 4,5,6 были поданы заявки от Общества с ограниченной отвесностью «Элсервис» и Общества с ограниченной отвесностью «Агата-Ф». При проведении процедуры вскрытия конвертов комиссией было установлено, что документы поданные заявителем Обществом с ограниченной ответственностью «Агата-Ф» по лотам № 4,5,6 пронумерованы, сшиты между собой, но при этом комплект документов (после прошивки) не подписан заявителем и не заверен печатью организации; платежный документ, находящийся в составе заявке ООО «Агата-Ф» не заверен печатью и не подписан организацией.
По итогам заседания комиссии Управления по рассмотрению заявок об участии в конкурсе на право заключения договора пользования рыбоводным участком (протокол заседания комиссии от 05.10.2020), на основании подпункта «в» пункта 21 и пункта 41 Правил, пункта «б» раздела 4, пункта 5.6 конкурсной документации, было принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе Общества с ограниченной отвесностью «Агата-Ф».
Учитывая изложенное, заявка Общества с ограниченной отвесностью «Агата-Ф» не соответствовала требованиям Постановления №450 и конкурсной документации, что подтверждается материалами дела.
В ходе судебного заседания заявитель пояснил, что не был уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы.
Согласно части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Как пояснил представитель УФАС по Саратовской области, связи с тем, что при назначении жалобы к рассмотрению Общества с ограниченной ответственностью «Агата-Ф» не указало адрес электронной почты в жалобе, сотрудники Саратовского УФАС России связались с представителями подателя жалобы и направили уведомление по адресу электронной почты korogodin2017@mail.ru, а также разместили уведомление, содержащее сведения о месте и времени рассмотрения жалобы, на официальном сайте антимонопольного органа, о чем прилагаются скриншоты.
Таким образом, податель жалобы был осведомлен о дате и времени рассмотрения жалобы и имел возможность представлять свои интересы в Саратовском УФАС России.
В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1.
Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению спорной жалобы приняла решение о продлении срока принятия решения по жалобе.
В свою очередь, действующее законодательство не возлагает на антимонопольный орган обязанности по направлению уведомления о продлении срока принятия решения по жалобе.
При этом уведомление было подготовлено и размещено на сайте антимонопольного органа, направлено подателю жалобы (скриншоты прилагаются).
Суд считает, что заявитель, подавая жалобу в УФАС Саратовской области, располагая информацией о законодательно предусмотренных сроках рассмотрения данной жалобы, должен был самостоятельно предпринять необходимые меры по получению информации о месте и времени рассмотрения поданной им жалобы.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2020 по делу №А40-109о18/2019-147-927, Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по делу №А06-8677/2020.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд считает изложенные в оспариваемом решении антимонопольного органа выводы обоснованными, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Изложенные заявителем доводы суд считает необоснованными.
Суд приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого решения незаконным, отсутствует, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных ООО «Агата-Ф» требований отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 201, 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Е.В. Антонова