АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз,1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов
резолютивная часть решения объявлена 03.09.2013г.
решение изготовлено в полном объеме 10.09.2013г.
Дело № А57-2982/2013
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Е.В. Пузиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кораблевой В.С.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Эврика», г.Саратов
Заинтересованные лица:
Министерство экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области.
ООО «Экологически чистые технологии», г.Энгельс
ООО «Центр индустриального рыбоводства», г.Саратов
ООО Микротрон», г.Саратов
ООО «Активность воды», г.Саратов,
ООО «СарОртоМед», г.Саратов
ООО «Центр социальных агроинноваций СГАУ», г.Саратов
ООО «Элмех», г.Саратов
ООО «Карс лайн», г.Саратов
ООО «ЛабПромАвт», г.Саратов
ООО «НПО «Альтернатива», г.Саратов
о признании незаконным отказа и обязании
при участии в судебном заседании:
от ООО «Эврика» - ФИО1, дов. от 11.04.2013г.
от Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области - ФИО2, дов. от 02.09.13г.
от ООО «Элмех» - не явился, извещен
от ООО «Экологически чистые технологии» - не явился, извещен
от ООО «Центр индустриального рыбоводства» - не явился, извещен
от ООО «Микротрон» - не явился, извещен
от ООО «Активность воды» - не явился, извещен
от ООО «СарОртоМед» - не явился, извещен
от ООО «Центр социальных агроинноваций СГАУ» -не явился, извещен
от ООО «Карс лайн» - не явился, извещен
от ООО «ЛабПромАвт» - не явился, извещен
от ООО «НПО «Альтернатива» - не явился, извещен
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Эврика» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными решение рабочей группы в части рекомендации отказа в предоставлении субсидии ООО «Эврика», выраженного в протоколе № 1 заседания рабочей группы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства от 19.11.2012г.; Приказ Министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 28 ноября 2012 года № 3348 «Об утверждении перечня субъектов малого предпринимательства - получателей субсидий на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций и перечня субъектов малого предпринимательства, которым отказано в представлении субсидии на предоставлении грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций в 2012 году» в части отказа в предоставлении ООО «Эврика» субсидии, установленной Положением «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций» областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2011 года № 511-П «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы»; об обязании Министерство экономического развития и торговли Саратовской области принять решение о предоставлении ООО «Эврика» субсидии, установленной Положением «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций» областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2011 года № 511-П «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы».
Определением суда от 21.05.13г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Экологически чистые технологии», ООО «Центр индустриального рыбоводства», ООО «Микротрон», ООО «Активность воды», ООО «СарОртоМед», ООО «Центр социальных агроинноваций СГАУ», ООО «Элмех», ООО «Карс лайн», ООО «ЛабПромАвт», ООО «НПО «Альтернатива».
Определением суда от 03.09.2013г. произведена замена заинтересованного лица по делу № А57-2982/13 с Министерства экономического развития и торговли Саратовской области на его правопреемника - Министерство экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области.
В судебное заседание явились представители ООО «Эврика», Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области.
Представители ООО «Элмех», ООО «Экологически чистые технологии», ООО «Центр индустриального рыбоводства», ООО «Микротрон», ООО «Активность воды», ООО «СарОртоМед», ООО «Центр социальных агроинноваций СГАУ», ООО «Карс лайн», ООО «ЛабПромАвт», ООО «НПО «Альтернатива» в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ.
Заявитель поддержал заявленные требования.
Представитель Министерства требования заявителя оспорил по основаниям, изложенным в отзыве.
Материалами дела установлено, что в период с 01.10.12г. по 22.10.12г. Министерством экономического развития и торговли Саратовской области осуществлялся прием заявок на предоставление субсидии в соответствии с Положением «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций» областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2011 года № 511-П «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы».
22.10.12г. ООО «Эврика» обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии в размере 500000 руб.
Рабочая группа по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществила комплексную оценку заявки, представленной ООО «Эврика». Заявка рассмотрена рабочей группой 19.11.12г., о чем составлен протокол заседания рабочей группы № 1 от 19.11.12г. Согласно приложению № 14 к протоколу суммарная количественная оценка в отношении ООО «Эврика» - 65 баллов.
Согласно протоколу заседания рабочей группы от 19.11.12г. рабочей группой принято решение по 3 вопросу: рекомендовать Министерству экономического развития и торговли области отказать в предоставлении субсидии субъектам малого предпринимательства по списку согласно приложению № 7 к настоящему протоколу. Сформировать Резервный список претендентов на получение субсидии из перечня субъектов малого предпринимательства, которым отказано в предоставлении субсидии по списку согласно Приложению № 8 к настоящему протоколу.
В списке к приложению № 8 к настоящему протоколу значится ООО «Эврика».
28.11.12г. Министерством экономического развития и торговли Саратовской области издан приказ № 3348 «Об утверждении перечня субъектов малого предпринимательства - получателей субсидий на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций и перечня субъектов малого предпринимательства, которым отказано в представлении субсидии на предоставлении грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций в 2012 году».
Представитель заявителя, считая, что Общество имело право на получение указанной субсидии, обратилось в суд с требованиями о признании незаконными решение рабочей группы в части рекомендации отказа в предоставлении субсидии ООО «Эврика», выраженного в протоколе № 1 заседания рабочей группы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства от 19.11.2012г. и Приказ Министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 28 ноября 2012 года № 3348 «Об утверждении перечня субъектов малого предпринимательства - получателей субсидий на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций и перечня субъектов малого предпринимательства, которым отказано в представлении субсидии на предоставлении грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций в 2012 году» в части отказа в предоставлении ООО «Эврика» субсидии, установленной Положением «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций» областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2011 года № 511-П «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы»; об обязании принять решение о предоставлении ООО «Эврика» субсидии, установленной Положением «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций» областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2011 года № 511-П «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы». Заявитель считает, что основания для отказа Обществу в предоставлении субсидии отсутствуют. Оценка заявки Общества необоснованно занижена. Заявитель считает, что заявка ООО «Эврика» соответствует критериям, предусмотренным п.15 Положения и суммарное количество баллов должно было составить не менее 85 баллов. Заявитель указывает, что заявка Общества не была оценена по критерию «а» п. 15 Положения «Сфера реализации проекта» и по п. «д» п.15 Положения «Востребованность конечного продукта (услуги) предприятиями отрасли в целом, включая возможность переноса результатов в другие отрасли».
Представитель Министерства требования заявителя оспорил и указал, что согласно п. 16 Положения по результатам проведения оценки заявок Рабочей группой осуществляется присвоение каждому участнику отбора заявок суммарной количественной оценки по всем показателям критериев оценки заявок, ранжирование участников отбора заявок с указанием очередности номеров в соответствии с наибольшим количеством набранных баллов. Рабочей группой был осуществлен отбор 10 заявителей, получивших наибольшее количество баллов или подавших заявку ранее при равном количестве баллов в соответствии с суммарной количественной оценкой, присвоенной заявкам на получение субсидии. Заявкам лиц, входящих в приложение № 6 к протоколу рабочей группой присвоено большее количество баллов по сравнению с количеством баллов, присвоенных заявке ООО «Эврика». Приложение № 3 к Приказу содержит резервный список претендентов на получение субсидии, в который включено ООО «Эврика». Представитель Министерства считает, что заявка Общества объективно была оценена рабочей группой в 65 баллов. Представитель Министерства указал, что сущность бизнес-проекта Общества заключается в предоставлении посреднических услуг по биометрическому тестированию. Конечным продуктом Общества является продажа запроса на сервер разработчика программы и предоставление обработанной сервером информации (результатов тестирования). Общество выступает как посредник между физическим лицом, желающим воспользоваться услугой и организацией – обладателем запрашиваемой информации. В рамках представленного бизнес-проекта не предполагается разработка, доработка программного обеспечения или разработка на его основе нового программного обеспечения или обработка данных (информация обрабатывается на сервере разработчика программного продукта без участия ООО «Эврика»). На сайте в сети Интернет продукция позиционируется как «развлекательная услуга», т.е. сфера реализации проекта не информационные технологии, а предоставление услуг. Проект Общества прошел экспертное исследование в Министерстве образования области. Кроме того, представитель Министерства указал на то, что представленный Обществом лицензионный договор заключен неуполномоченным лицом.
От представителей ООО «Элмех», ООО «Экологически чистые технологии», ООО «Центр индустриального рыбоводства», ООО «Активность воды», ООО «СарОртоМед», ООО «Центр социальных агроинноваций СГАУ», ООО «НПО «Альтернатива» в материалы дела поступили пояснения.
Исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании доводы и возражения сторон, суд исходит из следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Законом РФ № 209-ФЗ от 24.07.07г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.
В соответствии с п.4 ч.3 ст. 6 Закона основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно п.3 ч.1 ст. 14 Закона основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах.
В статье 17 Закона № 209-ФЗ закреплено положение о том, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.
Условия предоставления из областного бюджета субсидии на предоставление гранта субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица – субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций в 2012г. установлены Положением «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций» областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2011 года № 511-П «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы».
Положение «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций» (Приложение № 5 к долгосрочной областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015гг.) устанавливает цели, условия предоставления из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций (далее - субсидия), предусмотренной долгосрочной областной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012 - 2015 годы по мероприятию "Предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций", категории получателей, порядок предоставления в соответствии с Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2012 год" и возврата указанной субсидии в случае нарушения условий ее предоставления.
Министерство экономического развития и торговли области определяется уполномоченным органом по предоставлению субсидии.
Цель предоставления субсидии - предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций.
Получателями субсидии являются юридические лица - субъекты малого предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау):
а) являющиеся правообладателями исключительных прав на внедряемые в ходе реализации бизнес-проекта результаты интеллектуальной деятельности или имеющие право на их использование по лицензионному договору (результат интеллектуальной деятельности (кроме ноу-хау) должен быть зарегистрирован в Государственном реестре (Реестре) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) не ранее чем за 5 лет до даты подачи заявления на получение субсидии), либо учредитель (учредители) которых является (являются) автором (авторами) научно-исследовательских разработок, внедряемых в ходе реализации бизнес-проекта, заявки, на патентование которых поданы в установленном порядке в Роспатент и получено решение Роспатента о выдаче патента;
б) вновь зарегистрированные на территории области и действующие менее одного года со дня государственной регистрации на дату подачи документов для получения субсидии.
Субсидия предоставляется субъектам малого предпринимательства в сфере инноваций, отвечающим условиям, установленным статьями 4, 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", по результатам отбора заявок в соответствии с критериями оценки, определенными пунктом 15 настоящего Положения, на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах лимита бюджетных обязательств, доведенных уполномоченному органу на цели предоставления субсидии на соответствующий финансовый год, отвечающим следующим условиям:
а) представившим на дату подачи заявления на предоставление субсидии все необходимые документы, предусмотренные пунктом 9 настоящего Положения;
б) не имеющим неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
в) обеспечивающим долевое участие в размере не менее 15 процентов от суммы субсидии в финансировании бизнес-проекта собственными средствами.
Субъект малого предпринимательства в сфере инноваций имеет право на получение субсидии, если ранее его учредитель не получал субсидию на создание собственного бизнеса в качестве индивидуального предпринимателя или не был учредителем юридического лица - получателя субсидии на создание собственного бизнеса.
Субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат, предусмотренных бизнес-проектом в рамках создания юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций, на:
приобретение (создание) основных и оборотных средств в соответствии с бизнес-проектом;
оплату стоимости аренды помещения, используемого для целей ведения предпринимательской деятельности;
приобретение и сопровождение программного обеспечения;
получение лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
выплату вознаграждения по лицензионному договору (договору отчуждения исключительных прав) о предоставлении права использования (приобретения) результата интеллектуальной деятельности;
получение сертификата продукции и услуг;
патентование и приобретение новых технологий (патентных и беспатентных лицензий, секретов производства (ноу-хау), товарных знаков);
другие расходы, связанные с созданием субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций.
Размер субсидии одному юридическому лицу - субъекту малого предпринимательства в сфере инноваций не должен превышать 500,0 тыс. рублей.
Уполномоченный орган в срок не менее чем за 7 календарных дней до начала приема заявлений обеспечивает публикацию в средствах массовой информации, являющихся официальным источником опубликования правовых актов области, и на официальном портале Правительства области объявления о начале приема заявлений субъектов малого предпринимательства в сфере инноваций с указанием срока окончания приема необходимых документов. Минимальный срок приема документов составляет 20 календарных дней.
Для получения субсидии субъект малого предпринимательства в сфере инноваций (далее - заявитель) представляет в уполномоченный орган следующие документы, указанные в п. 9 Положения.
Уполномоченный орган осуществляет регистрацию представленных заявок в той последовательности, в которой они поступили, в специальном журнале. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью уполномоченного органа.
Комплексную оценку заявок, представленных заявителями, претендующими на получение субсидии, и проверку их на соответствие условиям и критериям, установленным настоящим Положением, федеральным и областным законодательством, осуществляет рабочая группа по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, состав которой формируется из представителей законодательного (по согласованию) и исполнительных органов государственной власти области и общественных организаций предпринимателей области (по согласованию), и ежегодно утверждается приказом уполномоченного органа.
В целях получения компетентного заключения о новизне и технической возможности реализации инновационного предложения уполномоченный орган направляет копию бизнес-проекта заявителя на экспертизу в орган исполнительной власти области по отраслевой принадлежности, исходя из вида деятельности, предусмотренного бизнес-проектом.
Орган исполнительной власти области, осуществляющий экспертизу, в течение 14 календарных дней готовит экспертное заключение на бизнес-проект по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению и направляет его в уполномоченный орган.
Рабочая группа в течение 30 календарных дней со дня окончания приема заявок оценивает заявки субъектов малого предпринимательства в сфере инноваций в соответствии со следующими критериями:
а) сфера реализации проекта: производство и переработка - 10 баллов; информационные технологии - 10 баллов; строительство - 10 баллов; транспорт и связь - 10 баллов; здравоохранение - 10 баллов; предоставление услуг - 5 баллов; прочие - 0 баллов;
б) субъект малого предпринимательства в сфере инноваций, реализующий бизнес-проект, является: получателем финансовой (государственной финансовой) поддержки от организаций, содействующих становлению и развитию предприятий в научно-технической сфере - 10 баллов; резидентом технопарка, инновационно-технологического центра - 10 баллов; учредителем заявителя является бюджетное научное или образовательное учреждение высшего профессионального образования - 20 баллов; учредители инновационной организации относятся к сфере молодежного предпринимательства (юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет включительно, составляет не менее 50 процентов) - 20 баллов; прочее - 0 баллов;
в) научная значимость проекта: в ходе реализации бизнес-проекта внедряется собственная научно-исследовательская разработка - 10 баллов; используемая по лицензионному договору или договору отчуждения - 5 баллов;
г) новизна инновационного предложения: создание в результате реализации бизнес-проекта принципиально нового продукта (услуги) - 10 баллов; усовершенствование уже существующего продукта (услуги) - 7 баллов; внедрение инновации связано лишь с изменениями в технологическом процессе производства - 5 баллов; результат внедрения инновации не определен - 0 баллов;
д) практическая полезность результатов осуществления проекта, масштабируемость проекта: востребованность конечного продукта (услуги) предприятиями отрасли в целом, включая возможность переноса результатов в другие отрасли - 10 баллов; востребованность внутри отрасли - 5 баллов; практическая полезность не определена - 0 баллов;
е) наличие положительного экспертного заключения отраслевого органа исполнительной власти области - 20 баллов, отрицательного экспертного заключения - 0 баллов.
По результатам проведения оценки заявок рабочей группой осуществляется присвоение каждому участнику отбора заявок суммарной количественной оценки по всем показателям критериев оценки заявок, указанным в пункте 15 настоящего Положения, ранжирование участников отбора заявок с указанием очередности номеров в соответствии с наибольшим количеством набранных баллов.
При вынесении рекомендации о предоставлении субсидии рабочая группа руководствуется суммарной количественной оценкой, присвоенной участнику отбора заявок. В случае равного количества баллов рабочая группа руководствуется очередностью в соответствии с регистрацией заявок в хронологическом порядке согласно пункту 13 настоящего Положения.
В силу части 5 статьи 14 Закона № 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если: 1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы; 2) не выполнены условия оказания поддержки; 3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли; 4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Рекомендации о предоставлении субсидии (отказе в предоставлении субсидии) вносятся рабочей группой в уполномоченный орган не позднее 30 календарных дней со дня окончания приема заявок, представленных для отбора. Решение рабочей группы оформляется протоколом и подписывается руководителем, секретарем и членами рабочей группы в течение 5 рабочих дней со дня проведения заседания.
Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии в соответствии с рекомендацией рабочей группы и издает приказ об утверждении перечня субъектов малого предпринимательства в сфере инноваций - получателей субсидии (далее - получателей) и перечня субъектов малого предпринимательства, которым отказано в предоставлении субсидии.
Из перечня субъектов малого предпринимательства, которым отказано в предоставлении субсидии, формируется резервный список претендентов на получение субсидии, заявки которых соответствуют условиям и критериям предоставления субсидии в рамках настоящего Положения, но не получивших субсидию по причине полного распределения лимитов бюджетных обязательств на цели предоставления субсидии заявителям, набравшим большее количество баллов, и заявителям, набравшим равное количество баллов, но подавшим заявки на предоставление субсидии ранее в соответствии с их регистрацией в хронологическом порядке. В резервном списке отражаются: наименование субъекта малого предпринимательства - заявителя, количество набранных баллов, размер субсидии, дата подачи заявки в соответствии с журналом регистрации. Заявители ранжируются в резервном списке по количеству набранных баллов, а в случае равного количества баллов - по дате регистрации заявки.
Уполномоченный орган в течение 5 календарных дней со дня издания приказа направляет заявителю письменное уведомление о результатах проведения отбора заявок с указанием количества набранных баллов и (или) причин отказа в предоставлении субсидии (в случае, если заявителю было отказано в предоставлении субсидии).
Уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня издания приказа подписывает с получателем субсидии соглашение о предоставлении субсидии по форме, установленной уполномоченным органом.
При неполном распределении лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу на цели предоставления субсидии, уполномоченный орган объявляет дополнительный прием заявок в соответствии с требованиями пунктов 8 - 13 настоящего Положения.
В случаях приостановления предоставления, отказа от получения субсидий и (или) возврата субсидий получателем субсидии, высвободившиеся средства подлежат перераспределению между субъектами малого предпринимательства из резервного списка по очередности в соответствии с наибольшим количеством набранных баллов и регистрацией заявок в хронологическом порядке.
Как следует из материалов дела, для получения субсидии на рассмотрение рабочей группы Обществом представлены следующие документы: заявление на получение субсидии; копия паспорта; копия Устава; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации; копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц; копии документов, подтверждающих назначение на должность руководителя и главного бухгалтера; справка об отсутствии у субъекта малого предпринимательства признаков, ограничивающих возможность предоставления субсидии за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством области; копия лицензионного договора о предоставлении права использования РИД; копия информационного письма территориального органа исполнительной власти в области статистики; копия налоговой декларации на последнюю отчетную дату и годовой налоговой декларации за предшествующий год; справка с информацией о средней численности работников, об объемах выручки о доле физических и юридических лиц-учредителей заявителя в уставном капитале; справка об отсутствии у субъекта малого предпринимательства признаков, ограничивающих возможность предоставления субсидии; бизнес-проект; документы, подтверждающие вложение заявителем в реализацию бизнес-проекта собственных средств; договор аренды нежилого помещения от 03.10.12г.
Согласно данным представленного журнала регистрации заявок субъектов малого предпринимательства на предоставление субсидии в виде грантов на создание юридического лица – субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций за 2012г. заявка ООО «Эврика» зарегистрирована 22.10.12г. № 28.
Комплексную оценку представленных документов и проверку их на соответствие условиям и критериям, установленным вышеназванным Положением, законодательством Российской Федерации и законодательством области, осуществляет рабочая группа по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - рабочая группа), созданная приказом уполномоченного органа из представителей законодательного, исполнительных органов власти области и общественных организаций, предпринимателей области.
Согласно протоколу заседания рабочей группы (с приложением таблиц), при рассмотрении заявок субъектов малого предпринимательства на представление грантов на создание юридического лица – субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций была рассмотрена и оценена заявка ООО «Эврика».
Согласно Приложению № 14 к протоколу заседания рабочей группы суммарная количественная оценка в отношении ООО «Эврика» составила 65 баллов, которая сложилась из критериев:
а). сфера реализации проекта – предоставление услуг -5 баллов;
б). субъект малого предпринимательства в сфере инноваций, реализующий бизнес-проект, является учредителем инновационной организации и относится к сфере молодежного предпринимательства (юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет включительно, составляет не менее 50 процентов) - 20 баллов;
в). научная значимость проекта: в ходе реализации бизнес-проекта внедряемая научно-исследовательская разработка используется по лицензионному договору - 5 баллов;
г). новизна инновационного предложения: создание в результате реализации бизнес-проекта принципиально нового продукта (услуги) - 10 баллов;
д). практическая полезность результатов осуществления проекта, масштабируемость проекта: востребованность внутри отрасли - 5 баллов;
е). наличие положительного экспертного заключения отраслевого органа исполнительной власти области - 20 баллов.
Заявитель считает, что заявка Общества не была оценена по критерию «а» п. 15 Положения «Сфера реализации проекта» и по п. «д» п.15 Положения «Востребованность конечного продукта (услуги) предприятиями отрасли в целом, включая возможность переноса результатов в другие отрасли». Заявитель считает, что по критерию «сфера реализации проекта» Общество должно было получить еще 10 баллов, поскольку услуги предполагается оказывать в сфере информационных технологий. По критерию «Востребованность конечного продукта (услуги) предприятиями отрасли в целом, включая возможность переноса результатов в другие отрасли» Общество должно было получить еще 10 баллов, поскольку программный продукт предназначен для оценки способностей человека независимо от отрасли, в которой он занят, возможность оказания услуги для организаций не ограничена одной отраслью экономики.
Суд исходит из следующего.
Министерством экономического развития и торговли Саратовской области в судебном заседании в материалы дела представлены ответы Министерства информации и печати Саратовской области, Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, Министерства образования Саратовской области.
Из ответа Министерства информации и печати Саратовской области следует, что Министерство не имеет возможности проведения комплексной оценки бизнес-проекта ООО «Эврика», поскольку вид деятельности, предусмотренный бизнес-проектом, не относится к курируемой Министерством сфере деятельности. Указанный бизнес-проект относится к сфере деятельности услуг, поскольку конечным продуктом Общества является продажа запроса на определенный сервер и предоставление обработанной сервером информации, а не разработка программного обеспечения.
Из ответа Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области следует, что провести комплексную оценку бизнес-пректа Общества не представляется возможным в связи с тем, что данная деятельность не входит в компетенцию Министерства. Анализ информации показывает, что сферой реализации бизнес-проекта ООО «Эврика» является оказание услуг клиенту по профориентации и профотбору. Мероприятия, предусмотренные бизнес-проектом направлены на выявление возможностей (способностей) клиента. Мероприятия, указанные в бизнес-проекте, не предусматривают выявление профессиональных интересов (потребностей) клиентов, а также предоставление ему информации о положении дел на рынке труда. Информация, содержащаяся в бизнес-проекте имеет обобщенный, недифференцированный характер и не позволяет ответить на вопрос о возможности переноса результата интеллектуальной деятельности, заявленного в бизнес-проекте, в другие отрасли.
Из экспертного заключения Министерства образования Саратовской области от 16.11.12г. следует, что предложение Общества является развитием мер, используемых кадровыми службами предприятий, учреждений и организаций при отборе работников для замещения вакантных должностей. Применение результатов возможно в кадровых службах предприятий, учреждений, научных организациях.
Из ответа Министерства образования Саратовской области следует, что указанный бизнес-проект может быть реализован исключительно в сфере предоставления услуг по проведению профориентации и профотбора. Представлено повторное экспертное заключение Министерства образования области от 09.07.13г. на бизнес-проект ООО «Эврика», из содержания которого следует, что в результате реализации бизнес-проекта Общества будет оказываться новая услуга по биометрическому тестированию, способствующая развитию отрасли профориентации и профотбора.
Как следует из материалов дела, сущность бизнес-проекта Общества заключается в предоставлении услуг по биометрическому тестированию. Конечным продуктом Общества является продажа запроса на сервер разработчика программы и предоставление обработанной сервером информации (результатов тестирования). Общество выступает как посредник между физическим лицом, желающим воспользоваться услугой и организацией – обладателем запрашиваемой информации. Общество использует компьютер и доступ в информационную сеть «Интернет». В рамках представленного бизнес-проекта не предполагается разработка, доработка программного обеспечения или разработка на его основе нового программного обеспечения или обработка данных (информация обрабатывается на сервере разработчика программного продукта без участия ООО «Эврика»).
Разработчик программного обеспечения ООО «Инфо-лайф», являющееся лицензиаром по лицензионному договору от 05.10.12г. на официальном сайте в сети Интернет позиционирует продукцию как «развлекательная услуга», т.е. сфера реализации проекта не информационные технологии, а предоставление услуг.
В самом бизнес-проекте Общество описывает свою деятельность как предоставление услуг.
В лицензионном договоре определена единственно допустимая форма использования программного продукта в качестве направления определенного количества запросов в компанию – разработчика программного обеспечения для обработки и выдачи результатов биометрического тестирования.
Таким образом, рабочая группа в соответствии с п.15 Положения правомерно определила сферу реализации проекта Общества как «предоставление услуг» и присвоила проекту Общества по данному критерию 5 баллов.
Согласно п. 15 Положения сферы реализации проекта и соответствующие баллы изложены таким образом, что рабочая группа имеет возможность определить проект по данному критерию только по одной из указанных сфер реализации проекта. В связи с этим является необоснованным довод Общества о том, что при оценке по данному критерию Общество должно было получить еще 10 баллов.
Суд считает, что рабочая группа правомерно посчитала, что биометрическое тестирование может проводиться организациями исключительно для профориентации и профотбора и вне зависимости от направления деятельности организации, пользующийся услугой тестирования, результат от ее применения будет одинаков. В данном случае не происходит распространение (использование) конечного продукта (услуги) на другие отрасли. Результат оказания услуги является узконаправленным и может быть востребован только внутри отрасли – услуги по профотбору.
В связи с этим суд считает, что рабочая группа правомерно определила практическую полезность результатов осуществления проекта - востребованность внутри отрасли и присвоила проекту Общества по данному критерию 5 баллов.
Доводы заявителя о том, что заявка Общества не обсуждалась и комплексно рабочей группой не оценивалась, подлежат отклонению, поскольку из протокола заседания рабочей группы № 1 от 19.11.12г. следует, что третьим вопросом повестки дня заседания было рассмотрение заявок субъектов малого предпринимательства на получение субсидии в виде гранта. По третьему вопросу повестки дня заседания рабочей группы отражена информация в целом по всем заявкам и подробная информация по заявкам содержится в таблице № 3 (приложение № 14 к протоколу), в которой содержаться подробные сведения об оценке по всем критериям относительно каждой заявки.
Довод заявителя о том, что экспертизу бизнес-проекта должны были проводить различные министерства, судом отклоняется.
В соответствии с п. 14 Положения в целях получения компетентного заключения о новизне и технической возможности реализации инновационного предложения уполномоченный орган направляет копию бизнес-проекта заявителя на экспертизу в орган исполнительной власти области по отраслевой принадлежности, исходя из вида деятельности, предусмотренного бизнес-проектом.
Министерством направлена копия бизнес-проекта Общества на экспертизу в Министерство образования Саратовской области.
Материалами дела подтверждается, что субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций предоставлены ООО «Экологически чистые технологии», ООО «Центр индустриального рыбоводства», ООО Микротрон», ООО «Активность воды», ООО «СарОртоМед», ООО «Центр социальных агроинноваций СГАУ», ООО «Элмех», ООО «Карс лайн», ООО «ЛабПромАвт», ООО «НПО «Альтернатива», соглашения о предоставлении субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций с указанными лицами заключены.
Судом отклоняется довод Министерства о том, что лицензионный договор от 05.10.12г., заключенный между ООО «Эврика» и ООО «ЛайфПринт» подлежал государственной регистрации, поскольку в соответствии с п. 38.1 Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ» согласно пункту 2 статьи 1235 ГК РФ лицензионный договор подлежит государственной регистрации в случаях, определенных пунктом 2 статьи 1232 Кодекса. К таким случаям относится, в том числе, предоставление права использования подлежащего государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом в силу пункта 7 статьи 1232 ГК РФ это правило применяется и к зарегистрированному по желанию результату интеллектуальной деятельности (в частности, к программам для ЭВМ и базам данных), если Кодексом не установлено иное.
В отношении программ для ЭВМ и баз данных иное установлено пунктом 5 статьи 1262 ГК РФ, в соответствии с которым государственной регистрации подлежат только: 1) договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных; 2) переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора. Другие договоры, в том числе лицензионные договоры о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных, государственной регистрации не подлежат.
В соответствии с п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, суд считает не подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании незаконным Приказа Министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 28 ноября 2012 года № 3348 «Об утверждении перечня субъектов малого предпринимательства - получателей субсидий на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций и перечня субъектов малого предпринимательства, которым отказано в представлении субсидии на предоставлении грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций в 2012 году» в части отказа в предоставлении ООО «Эврика» субсидии, установленной Положением «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций» областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2011 года № 511-П «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы»; об обязании Министерство экономического развития и торговли Саратовской области принять решение о предоставлении ООО «Эврика» субсидии, установленной Положением «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций» областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2011 года № 511-П «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы».
Что касается требования заявителя о признании незаконным решение рабочей группы в части рекомендации отказа в предоставлении субсидии ООО «Эврика», выраженного в протоколе № 1 заседания рабочей группы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства от 19.11.2012г., суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане). К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу норм действующего законодательства под ненормативным правовым актом понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц либо круга лиц и при этом не создающий правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение.
Таким образом, вопрос о предполагаемом, по мнению заявителя, нарушении закона, его прав и законных интересов Министерством, может рассматриваться в арбитражном суде применительно к данному случаю только при обжаловании принятого ненормативного правового акта как имеющего для заявителя определенные правовые последствия.
В данном случае, как установлено судом, протокол не является ненормативным правовым актом. Следовательно, правоотношения, связанные с исполнением данного протокола, не могут возлагать на заявителя определенные правовые последствия в виде нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспариваемый протокол является документом фиксирующим проведение заседания рабочей группы, носит рекомендательный характер.
Данный протокол не носит властно-распорядительного характера, не влечет для заявителя каких-либо правовых последствий. Данный документ не является окончательным по решению вопроса, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что производство по делу по требованию заявителя о признании незаконным решение рабочей группы в части рекомендации отказа в предоставлении субсидии ООО «Эврика», выраженного в протоколе № 1 заседания рабочей группы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства от 19.11.2012г., подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку действующим арбитражным процессуальным законодательством указанное требование не относится к подведомственности арбитражного суда.
Расходы по госпошлине суд относит на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 150, ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных ООО «Эврика» требований о признании незаконным Приказа Министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 28 ноября 2012 года № 3348 «Об утверждении перечня субъектов малого предпринимательства - получателей субсидий на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций и перечня субъектов малого предпринимательства, которым отказано в представлении субсидии на предоставлении грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций в 2012 году» в части отказа в предоставлении ООО «Эврика» субсидии, установленной Положением «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций» областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2011 года № 511-П «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы»; об обязании Министерство экономического развития и торговли Саратовской области принять решение о предоставлении ООО «Эврика» субсидии, установленной Положением «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание юридического лица - субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций» областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 22.09.2011 года № 511-П «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы», отказать.
В остальной части заявленных требований производство по делу прекратить.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в сроки и порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.В. Пузина