ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-3059/20 от 28.05.2020 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

29 мая 2020 года

Дело №А57-3059/2020

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2020 года

Полный текст решения изготовлен 29 мая 2020 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Сидоровой Ю.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колесниковой Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, материалы дела по исковому заявлению Министерства экономического развития Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>), город Саратов

к обществу с ограниченной ответственностью «ОМНИЛАБ» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Саратов

о взыскании штрафа в размере 34 063 руб. 65 коп., неустойки в размере 5 930 руб. 20 коп.,

при участии: от истца – ФИО1 по доверенности №16-10-420/19 от 30.09.2019 г.; от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство экономического развития Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ОМНИЛАБ» о взыскании штрафа в размере 34 063 руб. 65 коп., неустойки в размере 6 469 руб. 31 коп. за период с 14.12.2019 г. по 29.01.2020 г.

Определением суда от 28 февраля 2020 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренное частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, в связи с чем 20 апреля 2020 года судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства и назначении дела к судебному разбирательству.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от Министерства экономического развития Саратовской области поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с ответчика штраф в размере 34 063 руб. 65 коп., неустойку в размере 5 930 руб. 20 коп.

Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Соответствующие уменьшения исковых требований приняты арбитражным судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru.

В судебное заседание явился представитель истца. Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не обеспечил участия своего представителя.

21 мая 2020 года в судебном заседании, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 28 мая 2020 года 14 час. 15 мин. По истечении перерыва судебное заседание было продолжено.

Исковые требования основаны на ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по своевременному оказанию истцу услуг в рамках государственного контракта №0860200000819010409_304191 от 05.11.2019 г.

Ответчик письменный отзыв на исковое заявление не представил, что в силу части 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению спора по имеющимся в деле доказательствам.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Арбитражному суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 05 ноября 2019 года между Министерством экономического развития Саратовской области (Заказчик) и ООО «ОМНИЛАБ» (Исполнитель) заключен государственный контракт №0860200000819010409_304191 от 05.11.2019 г.

Согласно условиям указанного контракта, Исполнитель оказывает услуги по разработке и публикации государственных услуг в электронном виде с использованием интерфейса и инструментов Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для нужд Министерства экономического развития Саратовской области.

Цена и объем, характеристики услуги определены в Техническом задании (Приложение №1), являющемся неотъемлемой частью контракта.

Место оказания услуги: услуги оказываются по месту нахождения Исполнителя, 410054, Саратовской обл.. г. Саратов, ул. Большая Садовая, д. 141, этаж 2, офис 200А, результат услуг представляется по адресу: 410042, <...>, Министерство экономического развития Саратовской области.

Срок оказания услуги: с даты заключения контракта по 13.12.2019 г.

Цена контракта составляет 688 224 руб. 71 коп., НДС не облагается.

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Оплата по контракту осуществляется в безналичной форме по факту оказания услуг, за счет средств областного бюджета, в течение не более 30 дней со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг по выставленному Исполнителем счету (счету-фактуре).

Передача Исполнителем результата оказанных услуг оформляется актом, который содержит обязательные реквизиты, установленные законодательством Российской Федерации. Акт составляется на бумажном носителе в двух экземплярах.

Дата подписания обеими Сторонами акта является датой исполнения Исполнителем обязательств по контракту. Подписанный Заказчиком и Исполнителем акт является основанием для оплаты Исполнителю оказанных услуг.

Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

Контракт действует по 31.12.2019 г. Окончание срока действия контракта не влечен прекращение обязательств по контракту.

Сложившиеся между истцом и ответчиком правоотношения регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 – 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 – 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 – 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Статьями 779 – 782 Гражданского кодекса Российской Федерации не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.

В силу статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонам предоставлена возможность удостоверить приемку оказанных услуг путем составления акта либо иного документа.

Исполнитель в срок, предусмотренный пунктом 1.4. контракта, не оказал услуги являющиеся предметом контракта, а именно не осуществил публикацию на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) разработанных 2 (двух) услуг: - предоставление ежемесячной компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающих и Саратовской области; - назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

Исполнителем также не представлен Акт оказанных услуг. Согласно пунктам 3.2.- 3.7 Приложения №1 к Техническому заданию ответчик взял на себя обязательства:

1) провести обследование разрабатываемых услуг на основе действующих нормативных правовых документов; 2) но результатам анализа подготовить частное техническое задание (далее - ЧТЗ) на каждую из услуг; 3) разработать интерактивные портальные формы заявлений на предоставление государственных услуг в электронном виде на ЕПГУ в части соответствия административному регламенту и обеспечения взаимодействия посредством федеральной государственной информационной системы «Единая система межведомственного электронного взаимодействия» (далее - СМЭВ); 4) завести технологические процессы оказания услуг в информационной системе оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и межведомственного электронного взаимодействия региональной инфраструктуры электронного правительства (далее - СЭУ) под взаимодействие по форматам СМЭВ 3; 5) обеспечить взаимодействие интерактивных портальных форм с СЭУ посредством вида сведений опубликованный (далее - Вид сведений) в СМЭВ 3, для приема заявлений СМЭВ 3 в целях передачи заявок с ЕПГУ в СЭУ; 6) опубликовать интерактивные портальные формы на продуктивной среде ЕПГУ.

В соответствии с пунктом 5.1. приложения №1 к Техническому заданию истец 06 ноября 2019 года направил в адрес ответчика исходные данные для проведения обследования разрабатываемых услуг на основе действующих нормативных правовых документов (административные регламенты предоставления услуги, печатные формы заявлений), о чем свидетельствует письмо исх. №16-4/234/19.

08 ноября 2019 года в адрес истца от ответчика поступило письмо о графике выполнения работ по разработке государственных услуг в электронной форме и публикации их на ЕПГУ (письмо от 07.11.2019 г. №97).

По услуге разработка и публикация на ЕПГУ услуги «Назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновление) первого ребенка».

Согласно Графику услуга должна была быть оказана в следующие сроки: подготовка ЧТЗ - 14.11.2019 г.; разработка интерактивной портальной формы заявления на услугу - 29.11.2019 г.; публикация интерактивных портальных форм на продуктивной среде - 06.12.2019 г.; заведение технологических процессов оказания услуги в СЭУ под взаимодействие по форматам СМЭВ 3 - 10.12.2019 г.; обеспечение взаимодействия интерактивных портальных форм с СЭУ посредством Вида сведений для приема заявлений СМЭВ 3 в целях передачи заявок с ЕПГУ в СЭУ - 13.12.2019 г.

Однако услуга не исполнена ответчиком в вышеуказанные сроки.

18 ноября 2019 года в адрес истца от ответчика поступило на согласование вышеуказанное ЧТЗ (письмо от 14.11.2019 г. №99).

В соответствии с пунктом 4.1. приложения №1 к Техническому заданию Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения им ЧТЗ на интерактивную портальную форму по каждой из услуг проводит согласование со всеми заинтересованными ведомствами. В случае наличия замечаний направляет их Исполнителю. Исполнитель в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения замечаний устраняет их и повторно направляет ЧТЗ Заказчику, либо направляет мотивированный отказ по полученным замечаниям.

Рассмотрев направленное ответчиком ЧТЗ, 26 ноября 2019 года на электронный адрес ответчика министерством были направлены замечания, а 27 ноября 2019 года ответчик был проинформирован о наличии замечаний к ЧТЗ в письменной форме (письмо исх. №16-4/6813). Однако исполнителем замечания не были устранены, мотивированного отказа по полученным замечаниям также не поступило.

Остальные работы по услуге ответчиком не исполнены.

По услуге разработка и публикация на ЕПГУ услуги «Предоставление ежемесячной компенсации расходов но уплате взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области».

Согласно Графику услуга должна была быть оказана в следующие сроки: подготовка ЧТЗ - 20.11.2019 г.; разработка интерактивной портальной формы заявления на услугу -04.12.2019 г.; публикация интерактивных портальных форм на продуктивной среде -06.12.2019 г.; заведение технологических процессов оказания услуги в СЭУ под взаимодействие по форматам СМЭВ 3 - 10.12.2019 г.; обеспечение взаимодействия интерактивных портальных форм с СЭУ посредством Вида сведений для приема заявлений СМЭВ 3 в целях передачи заявок с ЕПГУ в СЭУ - 13.12.2019 г.

В связи с тем, что подготовка ЧТЗ па услугу «Предоставление ежемесячной компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области», должна была быть осуществлена ответчиком 20 ноября 2019 года, но от ответчика ЧТЗ по услуге на согласование в установленном порядке не поступило, истцом 03 декабря 2019 года в адрес ответчика было направлено письмо о необходимости предоставления на согласование ЧТЗ по услуге, интерактивных портальных форм заявлений на услуги и соблюдения сроков исполнения контракта (письмо исх.№16-4-247/19).

12 декабря 2019 года на электронную почту истца от ответчика поступило на согласование ЧТЗ по услуге, на которое 23 декабря 2019 года истцом были направлены замечания (скриншоты с электронной почты от 12.12.2019 года, от 23.12.2019 года), которые ответчиком не были устранены, мотивированного отказа по полученным замечаниям в министерство также не поступило.

Иные действия по оказанию услуг ответчиком не исполнялись.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям. предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 7.3. контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом от исполнения контракта в порядке, предусмотренном частями 8-25 статьи 95 Федерального закона и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в случае отступления Исполнителя в услуге от условий контракта или иных недостатков, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.

В связи с изложенным истцом 16 декабря 2019 года было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 05 ноября 2019 года №0860200000819010409304191 (от 16.12.2019 г. №16-3-264/19).

19 декабря 2019 года решение было размещено истцом в Единой информационной системе и направлено заказным письмом с уведомлением Исполнителю (копия реестра почтовых отправлений от 20.12.2019 №118), также была направлена скан-копия по электронной почте. Решение ответчиком получено не было, письмо возвращено истцу (копия отправления о возврате с почтовым идентификатором 41004242003192).

Согласно части 12 статьи 95 Федерального закона датой надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Исполнителю указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Исполнителя по адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В связи с тем, что нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия истцом решения, не было устранено, а также в соответствии с частью 12 и частью 13 статьи 95 Федерального закона Решение Заказчика вступило в силу 29 января 2020 года.

Частью 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаяхнеисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пунктом 2.1.4. контракта предусмотрена обязанность Исполнителя выполнять в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные контрактом.

В соответствии с пунктом 5.3.2. контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных пунктом 2.1.4. контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 10% цены Контракта, что составляет 68 822 руб. 47 коп.

16 декабря 2019 года Министерством экономического развития Саратовской области было направлено ООО «ОМНИЛАБ» требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) №16-3-263/19 (копия реестра почтовых отправлений от 18.12.2019 № 116), а также скан-копия письма по электронной почте. Требование об уплате штрафа ответчиком не исполнено. Письмо ответчиком получено не было, письмо возвращено истцу (копия почтового отправления о возврате с почтовым идентификатором 41004242003055).

Согласно пункту 11.1 контракта обеспечение исполнения контракта ООО «ОМНИЛАБ» предоставлялось в форме перечисления денежных средств. размер обеспечения исполнения обязательств по контракту составляет 34 758 руб. 82 коп. В соответствии с пунктом 11.7. контракта обеспечение исполнения контракта, предоставленное в форме перечисленных денежных средств, возвращается Исполнителю в течение 15 (пятнадцати) дней с даты исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом.

В связи с тем, что обязательства, предусмотренные пунктом 2.1.4. контракта ответчиком не исполнены, обеспечение исполнения контракта в размере 34 758 руб. 82 коп. Истцом не возвращены и удержаны в счет уплаты штрафа по требованию от 16.12.2019 №16-3-263/19.

Таким образом, сумма штрафа, подлежащая взысканию (с учетом удержания денежных средств по обеспечению исполнения контракта в размере 34 758 руб. 82 коп.) составляет 34 063 руб. 65 коп.

Пунктом 7 статьи 34 Федерального закона предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком. исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Ответственность исполнителя за просрочку исполнения предусмотренных контрактом обязательств установлена в подпункте 5.3.1 пункта 5.3 контракта в виде взыскания пеней за каждый день просрочки исполнения обязательства предусмотренного п. 1.4 контракта, начиная со дня, следующего после истечения, установленного пунктом 1.4. контракта срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем.

Пунктом 5.4. контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

29 января 2020 года в адрес ответчика истцом было направлено письменное требование об оплате неустоек (штрафов, пеней) №16-3-21/20 (реестр почтовых отправлений №11 от 29.01.2020 г.), которое не было исполнено. Письмо возвратилось в адрес истца (отчет об отслеживании отправления, почтовое отправление о возврате с почтовым идентификатором 41004243006963).

В связи с тем, что услуги, оказание которых предусмотрено контрактом (пункт 1.1. контракта), не оказаны ответчиком в срок, установленный контрактом, их результаты не переданы истцу, размер пени за просрочку исполнения ответчиком обязательств, предусмотренных контрактом за период с 14.12.2019 г. по 29.01.2020 г. составляет 5 930 руб. 20 коп.

Представленный истцом расчет штрафа и пени проверен судом и признан правильным.

Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих доводы истца.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, так как подтверждены документами представленными истцом и соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

В соответствии с положениями статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства экономического развития Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>), город Саратов, удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ОМНИЛАБ» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Саратов, в пользу Министерства экономического развития Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>), город Саратов, штраф по государственному контракту №0860200000819010409_304191 от 05.11.2019 г. в размере 34 063 руб. 65 коп., пени по государственному контракту №0860200000819010409_304191 от 05.11.2019 г. за период с 14.12.2019 г. по 29.01.2020 г. в размере 5 930 руб. 20 коп., а всего 39 993 руб. 85 коп.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ОМНИЛАБ» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Саратов, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом решения.

Судья                                                                                                    Ю.И. Сидорова