АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, город Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов Дело № А57-3399/2011
Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 14 октября 2011 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной И.Ю.
рассматривая в судебном заседании дело по заявлению,
Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» (Саратовмелиоводхоз) (г.Саратов)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Саратовской области
заинтересованное лицо: Министерство сельского хозяйства РФ
- о признании незаконными действий должностных лиц Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области по квалификации использования средств федерального бюджета в сумме 1 700 000,00 руб. как нецелевого использование средств федерального бюджета,
- о признании Представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 30.12.2010 г. № 60-0131/3292 в части нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 1 700 000,00 руб. недействительным
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» (Саратовмелиоводхоз) (г.Саратов) – ФИО1, по доверенности № 42 от 27.07.2011г. выдана сроком по 31.12.2011г.; ФИО2, по доверенности № 64 от 25.08.2010г. выдана сроком по 31.12.2011г.; ФИО3 доверенность от 12.05.2011г.; ФИО4 доверенность №41 от 17.07.2011г.
от Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Саратовской области – ФИО5, по доверенности № 60-01-31/924 от 14.04.11г; ФИО6 доверенность № 60-01-31/1773 от 21.08.2009г. выдана сроком по 31.12.2011г.;
от Министерства сельского хозяйства РФ- не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области с заявлением обратилось ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» (Саратовмелиоводхоз) (г.Саратов) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Саратовской области, Министерству сельского хозяйства РФ о признании незаконными действий должностных лиц Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области по квалификации использования средств федерального бюджета в сумме 1 700 000,00 руб. как нецелевого использование средств федерального бюджета; о признании Представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 30.12.2010 г. № 60-0131/3292 в части нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 1 700 000,00 руб. недействительным.
О времени и месте участники процесса извещены в соответствии со ст.ст.121-123 АПК РФ.
Представитель ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» поддерживает заявленные требования в полном объеме.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Саратовской области возражает против заявленных ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» требований по основаниям, изложенным в возражениях по делу.
Министерство сельского хозяйства РФ поддерживает заявленные ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» требования в полном объеме.
Дело рассматривается по имеющимся доказательствам по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с 08 сентября 2010 года по 20 декабря 2010 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области (далее - ТУ Росфиннадзора) проведена проверка исполнения бюджетного процесса ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» (далее - Управление). По результатам проверки, на основании акта проверки от 10.12.2010 года без номера, подписанного с протоколом разногласий от 20.12.2010 года, ТУ Росфиннадзора вынесено Представление о надлежащем исполнении бюджетного процесса от 30.12.2010 года № 60-31/3292, в том числе - нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 1 700 000, 00 (Один миллион семьсот тысяч) рублей 00 копеек.
Нецелевое использование ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» бюджетных средств в сумме 1 700 000 руб., Росфиннадзора обосновывает нарушением ст. ст. 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» не согласившись с выводами ТУ Росфиннадзора о нецелевом пользовании бюджетных средств на сумму 1 700 000 руб. обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и доводы, приведенные участниками процесса, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим правовым основаниям.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрены пределы осуществления прав по распоряжению бюджетными средствами и ограничения направленные на защиту порядка распределения бюджета.
Любые действия, приводящие к направлению этих средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства.
Статья 289 БК РФ предусматривает, что нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Как установлено судом, на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.10.2005 №1564-р разработана и утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 99 федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» (далее Программа), в Приложении № 3 к которой предусматривается с целью улучшения социальной обстановки и жизни на селе за счет водообеспеченности сельских районов, строительство групповых водопроводов на территории Саратовской области, в том числе Варфоломеевского группового водопровода протяженностью 591 км., общей сметной стоимостью 31.860,05 млн. руб. с учетом прогноза цен в период с 2006 по 2013 г.г. включительно.
Пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации, Минсельхоз России утвержден государственным заказчиком - координатором Программы, а также государственным заказчиком Программы.(далее - ФЦП)
В субъектах Российской Федерации реализация Программы обеспечивается на основе государственных контрактов, заключенных федеральными государственными учреждениями по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, выполняющими функции государственных заказчиков строительства и реконструкции строек и объектов, находящихся на их балансе или в оперативном управлении, приведенных в Приложении № 3 к Программе и являющимися получателями средств федерального бюджета по осуществлению бюджетных инвестиций в стройки и объекты, включенные в указанное приложение, с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий Программы.
На основании государственных контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом «О реализации заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» федеральные государственные учреждения по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, подведомственные Минсельхозу России, в установленном порядке выполняют функции государственного заказчика по строительству и реконструкции мелиоративных объектов, относящихся к федеральной собственности.
На основании данных положений Программы с целью строительства групповых водопроводов на территории Саратовской области между Минсельхозом России и ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» был заключен договор от 07:04.2009 №867/20, пунктом 1.1 которого функции государственного заказчика по организации строительства и проектных работ, в том числе по Варфоломеевскому групповому водопроводу в Саратовской области переданы ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз».
Как установлено судом, в соответствии с Показателями бюджетной росписи на 2009 финансовый год и на плановый период 2010 и 2011 годов главным распорядителем средств федерального бюджета - Министерством сельского хозяйства РФ, подписанным заместителем директора Департамента экономики и финансов Минсельхоза России, доведены бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета на ФЦП «Сохранение и установление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 г. и на период до 2012 года», в сумме 360 110,00 тыс. рублей, из них: по разделу 04 национальная экономика, по подразделу 05 сельское хозяйство и рыболовство, по целевой статье 1006000 ФЦП, по виду расхода 003 бюджетные инвестиции, по коду бюджетной классификации ст. 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 26 650 тыс. рублей, по коду бюджетной классификации ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 333 460,00 тыс. рублей.
Титульным списком переходящего объекта капитального строительства на 2009 год и на период до 2011 года (подписан директором ФГУ «Управление Саратовмелиоводхоз» ФИО7, утвержден директором Департамента 'Минсельхоза России Г.В. Ольгаренко в 2009 году), планируемому к финансированию полностью или частично за счет средств федерального бюджета (федеральная адресная инвестиционная программа) Варфоломеевский групповой водопровод, Саратовская область (срок строительства с 1987 г. по 2015 г.), ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 г. и на период до 2012 года», направление инвестирования: новое строительство; генеральная проектная организация ОАО «Приволжводпроект», были предусмотрены показатели стройки на 2009 год:
производительность тыс. м3/год – 2,00 (ввод в действие IV квартал);
магистральные водопроводы, км – 26,00 км (ввод в действие IV квартал);
основные фонды(тыс.рублей): по утвержденной проектно-сметной документации в ценах 2007г. – 98589,94; в текущих ценах 2009г. – 129350,00(ввод в действие IV квартал)
Капитальные вложения - всего (тыс. рублей): по утвержденной проектно-сметной Документации в ценах 2007 г. - 99085,37; в текущих ценах 2009 г. - 130000,00 (все финансируемые за счет средств федерального бюджета), из них:
- строительно-монтажные работы: по утвержденной проектно-сметной документации в ценах 2007 г. - 84923,02; в текущих ценах 2009 г. - 111419,00;
- оборудование: по утвержденной проектно-сметной документации в ценах 2007 г. -8979,42; в текущих ценах 2009 г. - 11781,00;
- прочие затраты: по утвержденной проектно-сметной документации в ценах 2007 г. -5182,93; в текущих ценах 2009 г. - 6800,00 (из них проектно-изыскательские работы: по утвержденной проектно-сметной документации в ценах 2007 г. - 5182,93; в текущих ценах 2009 г. - 6800,00).
Укрупненный сводный сметный расчет строительства Варфоломеевского группового водопровода в Саратовской области утвержден и прошел единую экспертизу согласно заключению Управления экспертизы проектов Минводхоза СССР по проекту «Варфоломеевский групповой водопровод сельскохозяйственного Назначения в Саратовской области» 27 ноября 1985 г. № 737 (проведена экспертиза технического проекта Варфоломеевского группового водопровода).
Распоряжением Минсельхоза России от 18 июля 2008 г. № 38-р на основании экспертного заключения от 27 ноября 1985 г. № 737 и заключения Государственного учреждения «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» от 06 июня 2007 г. № 488 по проверке пересчета сметной стоимости в базисные цены 2001 г. и текущие цены по состоянию на II квартал 2007 г. (с учетом НДС), были утверждены основные показатели проекта «Варфоломеевский групповой водопровод сельскохозяйственного назначения в Саратовской области».
Согласно п. 16 Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 (действующего в проверяемый период), кроме прочих, указанные документы положены в основу выделения денежных средств, утвержденных титульным списком переходящего объекта капитального строительства на 2009 год и на период до 2011 года.
Как установлено судом, в локальном сметном расчете ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» №. 3-01-11 Приобретение эксплуатационного оборудования, составленном и проверенном сотрудником ЗАО «Приволжводпроект» ФИО8, под №-18 значится Линия по розливу питьевой воды.
Судом установлено, что указанный локальный сметный расчет не прошел необходимую государственную экспертизу, на его основании не были внесены изменения в сводный сметный расчет, кроме того, локальный сметный расчет не соответствует проекту «Строительство Варфоломеевского группового водопровода в Саратовской области», а так же изменения внесенные локальным сметным расчетом №3-01-11 не согласованы с государственным заказчиком, что является нарушением постановления Правительства РФ от 11 октября 2001г. №714.
Согласно платежным поручениям от 30.07.2009 № 101861, от 25.08.2009 № 112832, от 24.11.2009 № 167918 на общую сумму 1 700 000,00 рублей Линия розлива газированной и тихой минеральной воды была приобретена ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» для строительства Варфоломеевского группового водопровода в Саратовской области., как объект подсобного и обслуживающего назначения, ремонтно-эксплуатационный участок с. Ровное. В назначении платежа указано: «за оборудование для строительства ВГВ в Саратовской области (Ремонтно-эксплуатационный участок с. Ровное».
Судом установлено, что проектом «Строительство Варфоломеевского группового водопровода в Саратовской области» в перечне основного оборудования, механизмов и транспортных средств Ремонтно-эксплуатационного участка (таблица 40) оборудование, связанное с производством бутилированной воды, не предусмотрено.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд пришел к выводу, что приобретенное оборудование не имеет отношения к эксплуатационному оборудованию Ремонтно-эксплуатационного участка Варфоломеевского группового водопровода, так как, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов 0К 013-94 (ОКОФ) (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359) (с изменениями 1/98) линия розлива относится к машинам и оборудованию для пищевой и табачной промышленности (14 2925000), а в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК-004-93), утвержденным постановлением Госкомстата России от 06 августа 1993 г. N 17, одним из видов деятельности обрабатывающей промышленности является разлив минеральных вод по бутылкам (код 1554) в составе производства пищевых продуктов и напитков (15).
ФЦП - «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года» также не предусмотрено создание (организация) производства бутилированной газированной и тихой минеральной воды при строительстве водопроводов (в данном установленном случае, осуществляется попытка организации участка по разливу питьевой воды путем перепланировки ранее построенного за счет средств ФЦП здания лаборатории (имеющего иное назначение) под цех разлива питьевой воды).
Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд пришел к выводу, что приобретение оборудования Линии розлива газированной и тихой минеральной воды для последующей организации производства бутилированной газированной и тихой минеральной воды при строительстве Варфоломеевского группового водопровода (Водозаборные и очистные сооружения в Ровенском районе Саратовской области), не направлено на достижение целей и осуществление видов деятельности, определенных разделом 3 «Цели и виды деятельности учреждения» Устава Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области», утвержденного приказов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 сентября 2006 г. № 462-у (которым не предусмотрено осуществление производства бутилированной воды для населения).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, выделенные на строительство Варфоломеевского группового водопровода в Саратовской области (объект подсобного и обслуживающего назначения), средства в сумме 1700 000,00 рублей были направлены на приобретение Линии розлива газированной и тихой минеральной воды для строительства Варфоломеевского группового водопровода в Саратовской области в нарушение статей 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в соответствии с которыми получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований), израсходованы не в соответствии с условиями их выделения, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нецелевым использованием средств федерального бюджета, выделенных по главе 082 «Сельское хозяйство», по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0405 «Сельское хозяйство», целевой статье 1006000 «Федеральная целевая Программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года», виду расходов 003 «Бюджетные инвестиции», по подстатье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» (расходы санкционированы директором ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО7 и заместителем главного бухгалтера ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО9).
Судом не принимается довод заявителя, что в Акте проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2009 год в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и Администрации Пермского края (г. Пермь»), проведенной Счетной палатой Российской Федерации, не отражены указанные нарушения.
Акт проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2009 год в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и Администрации Пермского края (г. Пермь») отражает общее состояние исполнения целевых программ, без детального анализа использования денежных средств.
Суд, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что заявленные ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» требований – отказать.
Решение может быть обжаловано.
Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: <...>.
Судья А.В. Калинина