ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-4103/2011 от 03.05.2011 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А57-4103/2011

3 мая 2011 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Т.А. Лескиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём М.Н. Фроловой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,

Заинтересованное лицо:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (Саратовская область, г. Пугачев),

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ,

при участии

от заявителя – ФИО2 (доверенность № 04-23/3563 от 20.12.2010 года),

индивидуальный предприниматель - не явился,

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.1. КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 4000 рублей.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объёме.

Индивидуальный предприниматель в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещён надлежащим образом в соответствии с ч. 4 ст. 123 АПК РФ. в материалах дела имеется заявление, в котором предприниматель соглашается с фактами нарушений и просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заявителя возражений против ходатайства не заявил.

Арбитражным судом на основании ст. 159 АПК РФ ходатайство индивидуального предпринимателя удовлетворено.

На основании ч. 3 ст. 156, ч. 3 ст. 205 АПК РФ арбитражным судом настоящее дело рассмотрено по существу в отсутствие извещенного надлежащим образом индивидуального предпринимателя.

Материалами дела установлено, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, что подтверждено свидетельством о внесении записи в ЕГРИП от 03.08.2010 года (серия 64 № 002608590). Индивидуальный предприниматель ФИО1 имеет лицензию на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории России (регистрационный номер АСС-64-504463 от 06.02.2003 года), что подтверждено материалами дела.

01.03.2011 года на основании приказа врио начальника УГАДН по Саратовской области от 24.02.2011 г. № 431 старшим государственным инспектором УГАДН по Саратовской области ФИО3 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований индивидуальным предпринимателем при осуществлении перевозок пассажиров на маршрутах.

В результате проверки выявлены нарушения, выразившиеся в следующем:

- индивидуальным предпринимателем не соблюдается режим труда и отдыха водительского состава. Так, в соответствии с книгой регистрации путевых листов в январе 2011 года, водитель ФИО4 отработал 146 часов 05 мин. (норма по производственному календарю на 2011 год при 40-часовой неделе 120 часов). Также водитель ФИО4, осуществляющий междугородные перевозки пассажиров на регулярном маршруте ФИО5 в соответствии с книгой регистрации путевых листов в феврале 2011 года отработал на линии 01.02.2011 г. с 4 часов 00 минут до 17 часов 00 минут (11 часов 00 минут) и на следующий день 02.02.2011 г. выехал в рейс в 4 часа 00 минут, в период с 08.02.2011 г. по 11.02.2011 г. график работы ФИО4 имел
 аналогичный характер, в этом случае продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составляла менее 12 часов;

- индивидуальным предпринимателем не соблюдается периодичность технического обслуживания транспортных средств. Так, ИП ФИО1 заключила договор на проведение ТО и ремонта транспортных средств с ООО «Механизатор-1», однако автобус 222700 (Форд транзит) г.н.з. AT088-64rusдля проведения регламентных работ (ТО-1, ТО-2) в ООО «Механизатор-1» представлялся с нарушением сроков (ТО-1 - 3500 км, ТО-2 - 14000 км), установленных положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (утв. Минавтотрансом 20.09.1984 г.). Пробег автобуса между проведенным 1 октября 2010 года ТО-2 (показания одометра – 403417 км) и проведенным 9 января 2011 года ТО-2 (показания одометра - 434609км) составил 31192 км (по нормативу - 14000км) (копия бортового журнала АТС 222700 (Форд транзит) г.н.з. AT088-64rus). Проведение ТО и ремонта автотранспортных средств организовано формально. Так, в соответствии с бортовым журналом 18 января 2011 года проводилось техническое обслуживание автобуса 222700 (Форд транзит) г.н.з. AT088-64rus, однако автобус в это время осуществлял междугородную перевозку пассажиров по маршруту ФИО5-Пугачев и вернулся в 17 часов 10 минут (путевой лист № 19 от 18.01.2011 г.);

- индивидуальным предпринимателем не обеспечено своевременное проведение послерейсовых медосмотров водителей. Так, ИП ФИО1 заключила договор на проведение послерейсового медицинского осмотра водительского состава с ООО «Механизатор-1», однако в соответствии с путевым листом от 31.01.2011 г. № 31 послерейсовый медицинский осмотр водителя ФИО6 не проводился;

- индивидуальным предпринимателем не обеспечен ежедневный контроль технического состояния АТС по возвращении к месту стоянки. ИП ФИО1 заключила договор на проведение послерейсового технического осмотра транспортных средств с ООО «Механизатор-1». Однако, в соответствии путевым листом от 31.01.2011 г. № 31 (отсутствуют отметки механика ОТК) автобус 222700 (Форд транзит) г.н.з. AT088-64rus для проведения послерейсового технического осмотра не предоставлялся;

- индивидуальным предпринимателем путевая документация ведется с нарушениями. Так, в путевом листе № 504 от 30.12.2010 г., выданном ИП ФИО1, отсутствует показание одометра при заезде транспортного средства на постоянную стоянку, отсутствует время проведения послерейсового медицинского осмотра водителя
 проставляемое медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр; в путевом листе № 31 от 31.01.2011 г. отсутствуют дата и время проведения послерейсового медицинского осмотра водителя, проставляемые медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверенные его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества. Время возврата АТС и нумерация путевых листов в книге регистрации путевых листов не соответствует времени и номеру в путевых листах. Путевой лист № 27 от 27.01.2011 г. - фактическое время возврата 17:10 час, в журнале - 17:00 час, в соответствии с журналом номер этого путевого листа - 28 от 27.01.2011 г.;

- индивидуальным предпринимателем не осуществляется ежемесячный учет данных об участии в дорожно-транспортных происшествиях и сверка с ГИБДД о ДТП. Согласно журналу учета ДТП, предоставленного ИП ФИО1, сверка не проводилась с 22.11.2010 г. по 23.02.2011 г.;

- индивидуальным предпринимателем заказы-наряды оформляются с нарушениями, а именно отсутствуют обязательные реквизиты: часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки (заказ-наряд от 03.02.2011 г., от 06.02.2011 г.);

-списки пассажиров заказчиком не заверяются (заказ-наряд от 03.02.2011 г., от 06.02.2011 г.).

Таким образом, индивидуальным предпринимателем ФИО1 нарушены:

- ст.ст. 18, 20, 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.;

- Приказ Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004 г. «Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;

- п. 2.2., п. 2.3.2., п. 2.3.3., п. 3.2., раздел 3, п. 5.16. Приказа Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997 г. «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами»;

- п. 4 «б» Постановления Правительства РФ № 637 от 30.10.2006г. «Об утверждении положения о лицензировании...»;

- ст. 6 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ;

- Приказ Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 г. «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;

- Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647 «Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий;

- Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа...» раздел III.

По результатам проверки старшим государственным инспектором УГАДН по Саратовской области ФИО3 составлены акт проверки от 01.03.2011 года и протокол об административном правонарушении № 10п от 01.03.2011 года, в которых зафиксировано совершение индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 стати 14.1. КоАП РФ, с указанием вышеназванного правонарушения.

В соответствии со ст. 23.1. КоАП РФ Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта направило в Арбитражный суд Саратовской области указанный протокол и обратилось с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, с наложением соответствующего штрафа.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 г. № 128-ФЗ при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия.

В соответствии с п\п «а» п. 3 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом»», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.02г. № 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензионного вида деятельности.

К лицензионным требованиям согласно пункту 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006г., относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со ст.ст. 18, 20, 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В соответствии с п.п. 5.16., 3.2. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» при перевозках по заказам заказчик обеспечивает подбор руководителей групп и инструктаж по вопросам безопасности движения, руководителей групп - списком пассажиров, заверенным заказчиком. Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Согласно п. 2.2. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

В силу п. 2.3.2. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов. В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой.

Согласно п. 2.3.3. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

Разделом 3 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, устанавливающим порядок содержания автобусов в технически исправном состоянии, предусмотрено, что техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения. Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Статья 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" устанавливает, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Согласно положениям Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" сведения о транспортном средстве включают в том числе, показания одометра (полные км пробега) при его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

В силу п.п. 15-18 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Согласно п. «л» ч. 1 приложения 4 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении" заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа должен содержать часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки.

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о несоблюдении индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований. Данный факт подтверждается актом проверки от 01.03.2011 года и протоколом об административном правонарушении № 10п от 01.03.2011 года.

Административным органом вина индивидуального предпринимателя в совершении правонарушения доказана.

Согласно ст. 2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ч. 3 ст. 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 рублей.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях к обстоятельству, отягчающему административную ответственность, относится повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истёк срок, предусмотренный ст. 4.6. КоАП РФ.

Судом из материалов дела установлено, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.02.2011 года по делу № А57-68/2011 индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судом установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении материалов дела судом не установлено обстоятельств, смягчающих ответственность.

Исходя из вышеизложенного, суд находит подлежащим удовлетворению требование заявителя о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ года в с. Чурины Пугачевского района Саратовской области, зарегистрированного по адресу: <...>, ОГРН <***>, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложить административный штраф в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Наименование получателя платежа – УФК МФ РФ по Саратовской области,

УГАДН по Саратовской области

ИНН <***> КПП 645201001 ОКАТО 6340100000

Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области

Счет получателя: 40101810300000010010

Код бюджетной классификации - 10611690040040000140

Наименование банка ГРКЦ г. Саратова БИК 046311001

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Т.А. Лескина