ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-4360/2011 от 08.09.2011 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, город Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  город Саратов Дело № А57-4360/2011

08 сентября 2011 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фирсовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области

о признании недействительным пункта 4 предписания Счетной палаты Саратовской области от 10 марта 2011 г. № 03-03/250

Заинтересованные лица - Счётная палата Саратовской области;

Саратовская региональная татарская национально-культурная автономия;

Саратовская областная общественная организация «Саратовское объединение финно-угорского населения» (СОФУН);

Саратовская общественная организация «Грузинская община «Иверия»;

Некоммерческое партнерство «Национальная деревня»;

Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья;

Саратовская местная казахская национально-культурная автономия;

Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Саратовской области;

Общественная организация «Федерация Каратэ-до Саратовской области»;

Региональная общественная организация «Центр поддержки творческих личностей»;

Саратовская региональная общественная организация «Русский дом»

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, по доверенности, ФИО2, по доверенности, заинтересованных лиц:

Счетной палаты по Саратовской области – ФИО3, по доверенности,

Саратовской региональной татарской национально-культурная автономии – ФИО4, по доверенности,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет общественных связей и национальной политики Саратовской области (ИНН/КПП <***>/645001001) о признании недействительным пункта 4 предписания Счетной палаты Саратовской области от 10 марта 2011 г. № 03-03/250, которым в соответствии с законодательством контролирующим органом Комитету предложено принять меры по возврату на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств субсидий, полученных некоммерческими организациями, нарушившими условия, установленные при предоставлении субсидий.

Счетная палата оспорила требования заявителя по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.

Иные участники процесса (общественные некоммерческие организации) поддержали требования Комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области, изложив свои доводы в письменных отзывах по делу, в судебное заседание не явились, извещены в соответствии со ст.121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом.

Дело рассмотрено судом по правилам гл.24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании удостоверения на право проведения проверки № 02-10/89 от 30 декабря 2010 года, должностными лицами Счетной палаты в соответствии с планом работы проведена проверка в Комитете общественных связей и национальной политики Саратовской области, предметом которой явилось: использование средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы, цель проверки - установление правомерности и эффективности использования средств бюджета, проверяемый период определен 2009 - 2010 гг.

В ходе проверки Счетной палатой было установлено, что в 2009 -2010 гг. Комитетом было допущено нарушение условий предоставления субсидий и осуществлен ненадлежащий контроль за целевым их использованием:

1) проект бюджетов был изменен 9 организациями, однако письма в адрес министра с просьбой согласовать новый проект не направлялись и министром не согласовывались;

2) бюджетные средства, выделенные в качестве субсидий в сумме 414,3 тыс. руб. были потрачены на приобретение компьютерной, цифровой и оргтехники, заявленной в заявках на получение субсидий (для проведения мероприятий по проекту) - после проведения мероприятий по проекту, в связи с чем, бюджетные средства были потрачены на приобретение материальных ценностей, не использованных для проведения заявленных мероприятий:

- в 2009 году Саратовской региональной татарской национально-культурной автономией было закуплено оборудование для проведения праздника «Сабантуй», проходившего в июне 2009 года на 100,0 тыс. рублей, которое было фактически приобретено в сентябре 2009 года, т.е. после проведения праздника.

- в 2010 году Саратовское объединение финно-угорского населения «СОФУН» были приобретены компьютер, ноутбук и фотоаппарат на сумму 80,0 тыс. рублей в декабре 2010 года, хотя мероприятие было проведено ранее, в июле того же года. В 2009 году приобретение ноутбука стоимостью 23,5 тыс. рублей, канцтоваров и сувениров на общую сумму 60,0 тыс. рублей произведено после проведения мероприятия.

- в 2009 - 2010 г.г. Саратовской общественной организацией Грузинская община «Иверия» были приобретены 3 компьютера и национальные костюмы на сумму 130,0 тыс. рублей, позже поведения мероприятий.

- Некоммерческое партнерство «Национальная деревня» договоры на выполнение услуг были заключены и исполнены позже, чем проведен областной фестиваль национальных культур «Наследие» на сумму 44,3 тыс.

3) субсидии на сумму 423,3 тыс. руб. были потрачены на материальные ценности, не предусмотренные проектом, в том числе:

- Саратовской региональной общественной организацией трезвости и здоровья в 2009 г. на сумму 48,3 тыс. руб.;

- Саратовской местной казахской национально-культурной автономией в 2009 г. при участии в конкурсе в рамках Программы было приобретено оборудование на сумму 50,0 тыс. рублей, не предусмотренное бюджетом проекта первоначально;

- Саратовской региональной татарской национально-культурной автономией в 2010 г. вместо оборудования, необходимого для выполнения проекта, были закуплены интерактивная доска для осуществления учебного процесса учащихся 1 класса гимназии в сумме 53,1 тыс. руб. и 50 подарочных книг по цене 538 рублей на общую сумму 26,9 тыс. руб., всего 80,0 тыс. руб.;

- Региональной национально-культурной автономией азербайджанцев Саратовской области в 2009 г. вместо выездных культурных мероприятий в муниципальных районах области, заявленных в проекте, было проведено однодневное мероприятие в кафе «Рен Зар» на сумму 120,0 тыс. руб.;

- Общественной организацией «Федерация Карате-до Саратовской области» в 2009 г. был приобретен компьютер в сумме 60,0 тыс. руб., который не был предусмотрен бюджетом проекта;

- Саратовской региональной общественной организацией «Центр поддержки творческих личностей» в 2009 г. были произведены расходы на оплату услуг связи, канцелярские расходы, расходы на оплату рекламы на радио, транспортные расходы в сумме 60,0 тыс. руб. и в 2010 г. расходы на оплату железнодорожных билетов в г.Адлер и обратно на сумму 5,0 тыс. руб., не предусмотренные бюджетом проекта;

4) в 2009 г. СРОО «Русский дом» были приобретены товары на сумму 16,5 тыс. рублей (швейная машинка Зингер, ножной привод к швейной машинке, самовар). При фактическом осмотре данных товаров в наличии не оказалось. В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны Комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, следовательно, субсидии в сумме 16,5 тыс. рублей подлежат возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

Таким образом, в результате проведенной проверки Счетной палатой было установлено, что Комитетом были приняты и утверждены финансовые отчеты организаций, не подтверждающие использование средств согласно условиям их получения в сумме 854,1 тыс. рублей. Никаких действий по возврату сумм указанных субсидий, несмотря на факты нарушения условий предоставления субсидии Комитетом общественных связей и национальной политики Саратовской области не осуществлялось.

По результатам проверки Счетной палатой Саратовской области составлен Акт от 14 февраля 2011 г., зафиксировавший названные обстоятельства, действия Комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области квалифицированы как нарушающие положение Закона Саратовской области от 11.09.2007 г. № 166-ЗСО «Об областной целевой программе «Национально-культурное развитие народов Саратовской области», Постановления Правительства Саратовской области от 12.05.2009 г. № 176-П «Вопросы реализации областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008 – 2010 годы» (действующее в 2009 г.), Постановление Правительства Саратовской области от 20.09.2010 г. № 343-П «Вопросы реализации областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008 – 2010 годы» (действующее в 2010 г.).

09.03.2011 г. Счетная палата Саратовской области на основании ст.ст.3, 6 Закона Саратовской области от 30.07.2008 г. № 216-ЗСО «О счетной палате Саратовской области» вынесла Предписание № 03-03/250, которым Комитету общественных связей и национальной политики Саратовской области предписано усилить контроль за расходованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию целевых программ; при реализации мероприятий областных целевых программ руководствоваться требованиями действующего законодательства; осуществлять контроль за соблюдением условий предоставления субсидий из бюджета области, а также контроль за использованием бюджетных средств.

Кроме того, пунктом 4 Предписания предписано – в соответствии с законодательством принять меры по возврату на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств субсидий, полученных некоммерческими организациями, нарушившими условия, установленные при предоставлении субсидий.

Комитет общественных связей и национальной политики Саратовской области пункт 4 Предписания Счетной палаты от 09.03.2011 г. № 03-03/250 считает необоснованным и подлежащим признанию недействительным, так как приобретение победителями областных конкурсов компьютерной, цифровой и оргтехники и иных материальных ценностей в рамках реализации своих проектов за счет субсидий осуществлялось в заявленный ими период проведения проектных мероприятий, что не нарушало условия использования бюджетных средств; измененные проекты бюджетов были приняты, в связи с чем, по мнению Комитета, согласованы министром.

Остальные участники процесса поддержали доводы заявителя.

Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон по спорному вопросу, суд приходит к следующему выводу.

Законом Саратовской области от 11.09.2007 г. № 166-ЗСО утверждена областная целевая программа «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы», в соответствии с п.5 раздела 2 которой в 2009 году было запланировано и использовано 1213,7 тыс. руб. в 2010 году -1500,0 тыс. руб.

В соответствии с областной целевой программой «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008 - 2010 годы Правительством области было принято Постановление Правительства Саратовской области от 12.05.2009 г. № 176-П «Вопросы реализации областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008 - 2010 годы», действующее в 2009 году (вместе с «Положением об областном конкурсе проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, направленных на обеспечение условий для удовлетворения социальных, этнокультурных потребностей народов, проживающих на территории области, сохранение и развитие родных языков и культур и гармонизацию отношений между народами», «Положением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, направленных на обеспечение условий для удовлетворения социальных, этнокультурных потребностей народов, проживающих на территории области, сохранение и развитие родных языков и культур и гармонизацию отношений между народами, в рамках реализации областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008 - 2010 годы») (далее – Постановление 2009 года).

Постановление № 176-П регулирует порядок проведения конкурса проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, и в частности предусматривает, что документы для участия в Конкурсе должны включать, в том числе проект, бюджет проекта по утвержденной форме (п. 6 Положения об областном конкурсе).

В проекте должны быть указаны, в том числе деятельность в рамках проекта, рабочий план реализации проекта (п.9 Положения об областном конкурсе). Как предусмотрено п. 10 Положения об областном конкурсе, утвержденным постановлением № 176-П, бюджет проекта должен содержать следующую информацию:

- оборудование и сопутствующие расходы - информация об оборудовании, которое необходимо для выполнения проекта. Перечисляются наименование каждой единицы, их общее количество и предполагаемая стоимость. Если планируется возникновение сопутствующих расходов (транспортировка, наладка, монтаж и т.д.), то они включаются в стоимость оборудования.

- административные и прочие расходы - расходы, связанные с административно-хозяйственной деятельностью по проекту. В таблицу по этой статье необходимо внести информацию о направлении расходов, которые планируется осуществить: банковские услуги, приобретение расходных материалов, почтовые и издательские расходы и т.д., а также их стоимостную оценку.

- индивидуальная финансовая поддержка - финансирование персональных выплат за оказание услуг по реализации проекта независимо от типа (зарплата штатных сотрудников, вознаграждения и т.д.).

После проведения конкурса и оценки поступивших проектов, победителю конкурса вручается диплом и за счет средств областного бюджета предоставляется субсидия на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, в рамках областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008 - 2010 годы (п. 25 Положения об областном конкурсе проектов сфере межнациональных и межконфессиональных отношений).

Согласно п. 2 Положения о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов, содержащегося в постановлении № 176-П, субсидия предоставляется в целях возмещения затрат, произведенных в 2009 году, юридическим лицам - некоммерческим организациям, ставшим победителями областного конкурса проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

Субсидия предоставляется на основании договора, заключенного в течение 20 дней со дня подписания протокола подведения итогов Конкурса между управлением делами Правительства области, комитетом общественных связей и национальной политики области и получателем субсидии, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных управлению делами Правительства области на соответствующий финансовый год.

Кроме того, Положение предусматривает, что субсидия предоставляется на основании договора, заключенного между Управлением делами Правительства области, Комитетом общественных связей и национальной политики области и получателем субсидии, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Управлению делами Правительства области на соответствующий финансовый год.

Перечисление субсидии осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента подписания договора в размере 50 процентов от суммы предоставляемой субсидии. Оставшиеся 50 процентов субсидии перечисляются получателям субсидии в течение 10 рабочих дней после представления программного отчета.

Получатели субсидии представляют в комитет общественных связей и национальной политики области:

до 1 сентября 2009 года - программный отчет о реализации проекта по утвержденной форме.

не позднее 30 ноября 2009 года - финансовый отчет о реализации проекта по утвержденной форме (п. 6 Положения).

Субсидия носит целевой характер и не может быть направлена на иные цели (п. 7 Положения).

В случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, предусмотренных настоящим Положением, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке (п.8 Положения).

Контроль за целевым использованием субсидии осуществляет Комитет общественных связей и национальной политики области (п. 9 Положения).

При этом Положением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов, утвержденным постановлением № 176-П также утверждена форма Финансового отчета, представляемая получателями субсидий и Инструкция по подготовке финансового отчета.

Как следует из Инструкции по заполнению финансового отчета, переданные денежные средства не могут быть использованы на осуществление деятельности, напрямую не связанной с представленным проектом.

Согласно указанной инструкции, заверенные печатью и подписью руководителя проекта копии первичных документов, на основании которых в реестре расходов отражены хозяйственные операции, должны представляться в Комитет общественных связей и национальной политики области вместе с отчетом.

Первичными документами могут являться: платежные поручения, платежные требования; квитанции, товарные чеки, кассовые чеки, расходные кассовые ордера; счета, счета-фактуры, накладные, акты о приемке выполненных работ или оказанных услуг; командировочные удостоверения, авансовые отчеты (по служебным командировкам и другим аналогичным поездкам в рамках реализации проекта); трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера; ведомости по начислению заработной платы, платежные ведомости.

В 2010 году предоставление субсидий в рамках реализации областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008 - 2010 годы» осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области № 343-П от 20.09.2010г., в соответствии с которым порядок предоставления субсидий, утвержденный данным постановлением № 343-П, аналогичен действовавшему в 2009 году.

Из анализа названных правовых норм следует, что субсидия из областного бюджета предоставляется организациям, победителям конкурса проектов; предоставляется в целях возмещения затрат, расходов связанных с реализацией проектов.

При этом возмещение расходов на оборудование осуществляется при условии, что это оборудование необходимо и использовалось для выполнения проекта; переданные денежные средства (субсидия) не могут быть использованы на осуществление деятельности, напрямую не связанной с проектом; субсидия носит целевой характер и не может быть направлена на иные цели.

Произведенные расходы, связанные с проектом, подтверждаются первичными документами, прилагаемыми к финансовому отчету. Контроль за целевым использованием субсидии осуществляет Комитет общественных связей и национальной политики области.

В целях реализации областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы» между получателями субсидий и Комитетом общественных связей и национальной политики Саратовской области были заключены соответствующие договоры на предоставление субсидии, условия которых соответствовали названной Программе, в том числе:

- по п.1.6 договоров – изменения в деятельность по проекту и его бюджет вносятся получателем после согласования с Комитетом в письменной форме. Изменения в деятельность по проекту и его бюджет, не согласованные Комитетом в письменной форме, недействительны;

- по п.2.1 договоров – получатель субсидии обязан использовать субсидию по определенному настоящим договором назначению;

- по п.6.2 и п.6.3 договоров – неисполнение получателем обязательств по настоящему договору дает Комитету право требовать отмены субсидии. Отмена субсидии влечет его возврат получателем плательщику.

Из материалов дела следует и судом установлено, что для реализации проектов участники указывали в заявках на получение субсидий приобретение компьютерной, цифровой и оргтехники, которая должна использоваться для проведения мероприятий по проекту. Фактически, техника приобреталась после проведения мероприятий, то есть бюджетные средства были потрачены на приобретение материальных ценностей, не использованных для проведения заявленных мероприятий в следующих случаях:

1) Саратовской региональной национально-культурной татарской автономии (далее - СРТНКА) в 2009 году была предоставлена субсидия (договор от 10.08.2009 №15/205/кос) в сумме 100,0 тыс. рублей на возмещение затрат, связанных с реализацией проекта в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

В комментариях к бюджету проекта запланировано проведение праздничных мероприятий, способствующих формированию дружеских отношений между народами. Одним из основных и самым массовым праздником в 2009 году стал «Сабантуй - 2009».

В бюджете проекта заявлено приобретение звукоусиливающей аппаратуры и оборудования для проведения праздника «Сабантуй 2009» на сумму 100,0 тыс. рублей, с последующим использованием ее при проведении массовых культурных мероприятий. Юбилейный двадцатый праздник «Сабантуй 2009» проходил в п. Усть-Курдюм 20 июня 2009 года.

В Программном отчете о реализации проекта СРТНКА указано, что проведенный в двадцатый раз «Сабантуй» стал заключительным праздником, которому предшествовало проведение аналогичных мероприятий в муниципальных районах области.

Фактически, согласно Акту о расходовании денежных средств, выделенных на проведение праздника и квитанциям к приходному кассовому ордеру № 36 от 25 августа 2009 на сумму 50,0 тыс. рублей и № 41 от 02 сентября 2009 года на сумму 50, 0 тыс. рублей от ООО «Фактор» (с которым СРТНКА заключила договор от 16 мая 2009 года № 6), предоставленная субсидия в размере 100,0 тыс. рублей была потрачена на организацию праздника и концертов в районах с компактным проживанием татар и башкир, проведение праздника «Сабантуй-2009».

Кроме того, к проверке предоставлен акт о приеме - передачи звукоусилительной аппаратуры от 11 сентября 2009 года о том, что купленная звукоусилительная аппаратура и оборудование для сцены на сумму 100,0 тыс. рублей переданы СРТНКА согласно накладной № 4 от 8 сентября 2009 года.

В Финансовом отчете о реализации проекта, представленном СРТНКА в Комитет, в разделе Реестр расходов за счет субсидий также указывается приобретение звукоусиливающей аппаратуры, сценического оборудования, дата хозяйственной операции по расходованию субсидии – 08 сентября 2009 года, сумма – 100,0 тыс. руб., первичные документы – квитанции к приходным кассовым ордерам от 25.08.09г., 02.09.09г., накладная № 4 от 08.09.2009г., акт приема-передачи оборудования от 11.09.09г.

В заявлении Комитет ссылается также на счет-фактуру, выписанный ООО «Фактор» покупателю СРТНКА, от 19 мая 2009 года. Однако, названный счет-фактура в ходе проведения проверки не был представлен Комитетом Счетной палате и данный документ СРТНКА не указан в Финансовом отчете. Кроме того, счет-фактура не является товаросопроводительным документом, подтверждающим поставку товаров продавцом и исходя из имеющихся иных документов, в частности, товарной накладной № 4 от 08.09.2009г., являющейся в отличие от счета-фактуры товаросопроводительным документом, входит с ними в противоречия относительно даты поставки, поэтому не принимается и судом в качестве факта поставки звукоусилительной аппаратуры в период мая 2009 г., исходя из даты выписанного счета-фактуры.

Таким образом, полученная СРТНКА только 08 сентября 2009 года аппаратура по товаросопроводительному документу - товарной накладной № 4 от 08.09.2009 г., не была использована при проведении мероприятия согласно проекту, поскольку праздник «Сабантуй 2009» состоялся ранее, 20 июня 2009 года. Иных мероприятий, в которых могла быть применена звукоусилительная аппаратура, согласно Программному и Финансовому отчетам за 2009 г., не было проведено и за иные мероприятия организация не отчитывалась в данных отчетах.

Поэтому, является верным вывод счетной палаты о том, что средства в сумме 100,0 тыс. рублей, использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта.

В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны Комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, возмещались расходы на оборудование, не использованное при реализации проекта, следовательно, предложение Счетной палаты Комитету о принятии соответствующих мер по возврату данной субсидии в областной бюджет в установленном законодательством порядке является обоснованным.

2) По вопросу предоставления субсидии Саратовскому объединению финно-угорского населения (СОФУН).

В 2009 и в 2010 году победителем конкурса стал один и тот же проект «Международная этнокультурная экспедиция – фестиваль волжских народов «Волга-река мира».

В 2009 году субсидии составили 60,0 тыс. рублей и использованы следующим образом: приобретение ноутбука стоимостью 23,5 тыс. рублей (03.09.2009г.); приобретение сувениров стоимостью 20,0 тыс. рублей (10.07.09г.); приобретение канцтоваров в течение года в сумме 16,5 тыс. рублей.

В 2010 году субсидии составили 80,0 тыс. рублей и использованы следующим образом: приобретение компьютера стоимостью 35,5 тыс. рублей; приобретение ноутбука стоимостью 14,0 тыс. рублей; приобретение фотоаппарата стоимостью 25,1 тыс. рублей; бланки приглашений стоимостью 5,0 тыс. рублей (10рх500шт); газеты «Азор» стоимостью 5,0 тыс. рублей (5рх1000шт).

Все вышеуказанные товары были приобретены в декабре 2010 года, что подтверждается Программными и Финансовыми отчетами, первичными документами, представленными к ним.

Вместе с тем, мероприятие было проведено летом 2010 г. и заключалось оно в поездке по реке Волге в течение 7 дней.

Доказательств того, что организацией для мероприятий по проекту использовалось вышеназванные товары, не представлено, в материалах дела отсутствуют акты на списание товарно-материальных ценностей в указанные периоды, иные первичные бухгалтерские и организационные документы.

Согласно постановлению 176-П в финансовый отчет включаются оборудование, административные и прочие расходы, только связанные с административно-хозяйственной деятельностью в рамках осуществления проекта.

В рассматриваемом случае при отсутствии первичных документов, подтверждающих факт использования товарно-материальных ценностей в сумме 140,0 (60,0 +80,0) тыс. рублей обоснованно признан факт использования названных средств на цели, не соответствующие условиям их получения и определенных бюджетом проекта, что является незаконным использованием средств.

В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны Комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, следовательно, субсидия в сумме 140,0 тыс. рублей обоснованно указана в качестве подлежащей возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

Также в 2009 году проект СОФУН «Сохранение культурного наследия финно-угорского населения Саратовской области» был признан победителем областного конкурса. Проект предусматривал основные мероприятия – проведение праздника «Балтай» 10 июля 2009 года в г.Хвалынске и 14 августа в с. Новопушкинское.

Как следует из Финансового отчета, представленного СОФУН в Комитет за указанный период, в разделе Реестр расходов за счет субсидий указывается приобретение ноутбука, дата хозяйственной операции по расходованию субсидии – 03 сентября 2009 года, сумма – 23, 4 тыс. руб., первичные документы – платежное поручение № 1 от 02.09.09г., товарная накладная от 04.09.2009г., счет-фактура ООО «Компьюмаркет» от 04.09.09г. (также в финансовом отчете указано приобретение канцтоваров и сувениров на сумму 36,6 тыс. руб.).

Исходя из названных первичных документов, подтверждающих хозяйственную операцию, Счетной палатой сделан правомерный вывод о том, что данные расходы на общую сумму 60,0 тыс. рублей произведены уже после проведения предусмотренных проектом мероприятий, следовательно, денежные средства не подлежали возмещению СОФУН за счет субсидий.

В заявлении Комитет указывает, что срок реализации проекта был обозначен как январь – декабрь 2010 года. При этом, оборудование приобретается только в декабре 2010 года и доказательств, подтверждающих его использование для реализации проекта для иных мероприятий, Комитетом не представлено.

3) По вопросу предоставлению субсидии Саратовской общественной организации «Грузинская община «Иверия»

В 2009 году проект «Иверия» «Дети-наше будущее» был признан победителем областного конкурса. Согласно заявке целью проекта является создание центра «Дети – наше будущее», в котором предполагалось проведение следующих мероприятий: 1) сюжетно-ролевые игры духовно-нравственного содержания, 2) экскурсии, целевые прогулки, 3) организация выставок, 4) тематические вечера: живопись, музыка, 5) изучение библии, национального языка, 6) знакомство с национальной кухней, 7) православные праздники.

В 2009 году Саратовской общественной организацией Грузинская община «Иверия» было получено субсидии в сумме 70,0 тыс. рублей, которые были использованы на приобретение 3-х компьютеров у ЗАО Фирма «АТТО» по расходной накладной от 28.11.2009г. по проекту «Дети – наше будущее».

Согласно Программного отчета было проведено 3 мероприятия: 11.07.2009г знакомство с национальной кухней; 08.08.2009г знакомство с творчеством национального композитора Георгия Цабадзе; 28.08.2009г проведение национального православного праздника Мариоба.

Согласно постановлению № 176-П программный отчет о реализации проекта по утвержденной форме представляется получателем субсидии до 1 сентября 2009 года. При этом постановлением № 176-П не предусмотрено предоставление нескольких программных отчетов. В этой связи доводы комитета о том, что в программном отчете указана лишь часть периода реализации проекта, а именно 3 квартал 2009 года, являются необоснованными и документально не подтвержденными.

Финансовый отчет о реализации проекта, представленный «Иверия», также подтверждает, что расходы на приобретение трех компьютеров и флеш-карты были проведены 28.11.2009 года, не в периоде проведения мероприятий по проекту. Каких-либо иных мероприятий в период осуществления названных расходов не установлено и в указанный период не проведено, доказательств этому не представлено.

Таким образом, для выполнения мероприятий проекта, проведенных в июле-августе 2009 года приобретение 3-х компьютеров не было необходимым, так как мероприятия были проведены раньше.

Согласно постановлению № 176-П в финансовый отчет включаются оборудование, административные и прочие расходы, только непосредственно связанные с административно-хозяйственной деятельностью в рамках осуществления проекта. Данного требования Закона исполнено не было.

В 2010 году проект «Иверия» «Развитие национального творчества – путь к единству человечества» был также признан победителем областного конкурса.

Саратовской общественной организацией Грузинская община «Иверия» было получено субсидии в сумме 60,0 тыс. рублей, которая была использована на приобретение национальных костюмов у ИП ФИО5 по договору поставки от 01.12.2010г № 1.

Согласно товарной накладной № 104 костюмы были переданы 27 декабря 2010 года.

Финансовый отчет о реализации проекта, представленный «Иверия» в Комитет, также подтверждает, что расходы на приобретение национальных костюмов были проведены 27.12.2010 года.

Согласно Программному отчету в рамках проекта было проведено 3 мероприятия: 25.05.10г. день славянской письменности и языка; 12.06.10г. день независимости России; 14.10.10г. грузинский православный праздник Светицховлоба.

Таким образом, расходы на приобретение национальных костюмов 27 декабря 2010 года были осуществлены не в рамках мероприятий проекта, проведенных в мае-октябре 2010 года, поскольку указанные мероприятия были проведены раньше.

Согласно постановлению № 176-П в финансовый отчет включаются оборудование, административные и прочие расходы, только непосредственно связанные с деятельностью в рамках осуществления проекта.

Таким образом, с учетом названных обстоятельств и документального их подтверждения, средства в сумме 60 000,0 тыс. рублей были использованы организацией на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта, в связи с чем, являются незаконным использованием средств.

В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны Комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, следовательно, субсидия в общей сумме 130,0 тыс. рублей правомерно указана счетной палатой подлежащей возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

Из всего вышеизложенного по вышеуказанным эпизодам следует, что для реализации проектов вышеназванные общественные организации указывали в заявках на получение субсидий приобретение компьютерной, цифровой и оргтехники, иных ТМЦ, которые должны использоваться для проведения мероприятий по проекту, однако фактически, техника и иные товары приобретались после проведения мероприятий, в связи с чем, бюджетные средства тратились на приобретение материальных ценностей, не использованных для проведения заявленных мероприятий, в связи с чем, нарушались условия предоставления субсидий без надлежащего контроля со стороны Комитета за расходованием субсидий.

По вопросу предоставления субсидии некоммерческому партнерству «Национальная деревня» судом установлено и материалами дела подтверждается следющее:

Некоммерческое партнерство «Национальная деревня» в 2009 году разработало проект Областной фестиваль национальных культур «Наследие», цель проекта - популяризация традиционной культуры и фольклора народов России.

Изначально запрашиваемая сумма по проекту от 16.06.2009 г. за счет средств областного бюджета составляла 150,0 тыс. рублей и была распределена следующим образом: административные и прочие расходы 129,2 тыс. рублей, включающее в себя аренду звукового оборудования, транспортные услуги, аренду кинооборудования, оформление сценических площадок, приобретение призов, подарков; индивидуальная и финансовая поддержка 20,8 тыс. рублей.

По итогам конкурсной комиссии от 24.07.2009 г. Комитетом был заключен договор от 10.08.2009 г. №13 с некоммерческим партнерством «Национальная деревня», как с победителем конкурса на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, направленных на обеспечение условий для удовлетворения социальных, этнокультурных потребностей народов, проживающих на территории области, сохранение и развитие родных языков и культур и гармонизацию отношений между народами. Размер субсидии составил 120,0 тыс. рублей.

На указанную сумму представлены 2 проекта бюджет без даты, в которых административные и прочие расходы, индивидуальная и финансовая поддержка отличны друг от друга. Так, в одном из проектов размер запрашиваемой суммы по разделу административные и прочие расходы составляет 110,0 тыс. рублей, индивидуальная и финансовая поддержка 10,0 тыс. рублей, в другом 99,2 тыс. рублей и 20,8 тыс. рублей соответственно. Кроме того в бюджет проекта (без даты) внесена позиция, которая изначально заявлена не была. Так изначально в проекте бюджета в разделе административные и прочие расходы заявлены расходы на аренду звукового оборудования на сумму 35,1 тыс. рублей, а в проекте бюджета без даты заявлена организация и проведение культурно-массового мероприятия на сумму 31,3 тыс. рублей.

В инструкции по подготовке финансового отчета Постановления № 176-П для изменения бюджета проекта необходимо представить письмо на имя министра области-председателя комитета общественных связей и национальной политики области с просьбой согласовать новую редакцию бюджета проекта с соответствующим обоснованием.

Данное письмо должно быть представлено в комитет общественных связей и национальной политики области до проведения хозяйственной операции, увеличивающей расходы или существенно изменяющей ее содержание.

Однако, согласно финансовому отчету оплата произведена за организацию и проведение культурно-массового мероприятия на сумму 31,3 тыс. рублей по договору от 7 сентября 2009 года № 49 с ИП ФИО6 Данное мероприятие, существенно меняющее бюджет проекта, согласовано с Комитетом не было.

Для оформления сценической площадки Некоммерческое партнерство «Национальная деревня» заключила договор от 1 сентября 2009 года № 340 с ООО ВС «АИДА-центр» на оформление воздушными шарами места проведения 9 сентября 2009 года областного фестиваля национальных культур «Наследие» в этнографическом комплексе «Национальная деревня народов Саратовской области на сумму 33,9 тыс. рублей.

Для перевозки участников, зрителей фестиваля национальных культур «Наследие» по г. Саратову заключен договор от 7 сентября 2009 г. № 28 с ИП ФИО7 на сумму 31,8 тыс. рублей. Услуги оказывали пять автобусов.

Для приобретения подарков, предназначенных наиболее отличившимся участникам фестиваля «Наследие», заключен договор от 10 сентября 2009 года №25 с ООО «Юнаки» на сумму 13,0 тыс. рублей после проведения культурно-массового мероприятия, которое состоялось 9 сентября 2009 года. Оплата произведена в полном объеме.

Согласно инструкции по подготовке программного отчета (Постановление № 176-П) в разделе «Результаты реализации проекта» приводится описание результатов реализации проекта, предоставляется аналитическая оценка результатов с приведением качественных и количественных показателей.

Несмотря на вышеизложенное, Комитетом принимались программные отчеты до завершения проекта, давалась оценка эффективности проведенного мероприятия.

Так, Некоммерческое партнерство «Национальная деревня» предоставило в Комитет программный отчет от 26 августа 2009 года, а областной фестиваль национальных культур «Наследие» был проведен позже 9 сентября 2009 года.

Таким образом, средства в сумме 44,3 (13,0+31,3) тыс. рублей, использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта и являются незаконным использованием средств.

В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны Комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, следовательно, субсидия в сумме 44,3 тыс. рублей правомерно указана в качестве подлежащей возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

Кроме того, условиями получения субсидии было использование их на проведение мероприятий, согласно заявленному проекту. Однако нижеследующие общественные организации получив субсидии, не выполнили условия их получения и приобретали материальные ценности не предусмотренные проектом.

1) По вопросу предоставлению субсидии Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья:

Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья в 2009 году разработала проект «Общее дело», в целях эффективного распространения среди детей и молодежи различных национальностей идей здорового образа жизни, формирование интереса к культуре других народов, гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в детской и молодежной среде. Деятельность по проекту включает в себя подготовку и проведение межнациональной смены в областном скаутском лагере.

Изначально запрашиваемая сумма по проекту от 18.06.2009 г. за счет средств областного бюджета составляла 150,0 тыс. рублей и была распределена следующим образом:

- приобретение оборудования и сопутствующие расходы - 50,1 тыс. рублей, включающее в себя приобретение компьютера, монитора, клавиатуры, мыши, программного обеспечение MS Office Pro 2007 Win;

- административные и прочие расходы 49,8 тыс. рублей, включающие в себя приобретение канцелярских принадлежностей, инвентаря, расходы на питание;

- индивидуальная и финансовая поддержка 50,1 тыс. рублей.

По итогам конкурсной комиссии от 24.07.2009 г., Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья, как победитель заключила договор от 10.08.2009 г. №11 с Комитетом на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, направленных на обеспечение условий для удовлетворения социальных, этнокультурных потребностей народов, проживающих на территории области, сохранение и развитие родных языков и культур и гармонизацию отношений между народами. Размер субсидии уменьшился и составил 90,0 тыс. рублей. На эту сумму представлен новый бюджет проекта от 27.06.2009г. с изменениями.

Так изначально в проекте, в разделе административные расходы не были заявлены расходы на поездку в республику Беларусь, в уточненном бюджете расходы в сумме 29,7 тыс. рублей на поездку в республику Беларусь заявлены, однако согласно финансовому отчету расходы произведены на поездку в г. Ростов на Дону на сумму 15,1 тыс. рублей. Также произведены расходы на изготовление скаутских галстуков и нашивок на сумму 14,6 тыс. рублей, монитор Samsung, видеокарту ZOTAS, антивирус Касперского на сумму 18,6 тыс. рублей не заявленные в уточненном бюджете. Названные расходы подтверждаются представленными в материалами дела первичными документами, Программными и Финансовыми отчетами.

В разделе Анализ и обобщение проекта исполнители проекта рассматривали вопрос о дополнительном поощрении участников, которые наиболее ярко проявили себя в реализации данного проекта. В качестве поощрения было решено направить этих ребят в международный лагерь «Зубренок» в республику Беларусь. Это поможет им применить и закрепить полученный опыт межнационального общения при взаимодействии со сверстниками из других стран, понять важность не только межнационального, но и межгосударственного сотрудничества.

Однако распоряжением председателя Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья в город Ростов на Дону для участия в 1V Международном фестивале «Молодежь за союзное государство» вместо детей были направлены сотрудники организации в количестве 3 человек во главе с председателем. Сумма командировочных расходов составила 15,1 тыс. рублей.

Кроме того, уточненный бюджет проекта, не предусматривал изготовление скаутских галстуков и нашивок на сумму 14,6 тыс. рублей, приобретение монитора Samsung, видеокарту ZOTAS, антивирус Касперского на сумму 18,6 тыс. рублей.

Условием получения данной субсидии было использование последней на проведение мероприятий, согласно заявленному проекту. Однако Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья, получив субсидии, не выполнила условия их получения.

Средства в сумме 48,3 тыс. рублей, использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта и являются незаконным использованием средств.

В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны Комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, следовательно, субсидия в сумме 48,3 тыс. рублей правомерно указана Счетной палатой в качестве подлежащей возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

2) По вопросу предоставления субсидии Саратовской местной казахской национально-культурной автономии:

В 2009 году проект СМКНКА «Этнологический и гуманитарный мониторинг казахской общины Саратовской области посредством периодического издания «Саратовский хабар» был признан победителем областного конкурса.

В рамках Программы была запрошена сумма субсидий в размере 150,0 тыс. рублей, на фотоаппарат, ноутбук, диктофон, цветной принтер. Покупка ризографа на сумму 150 000 тыс. рублей, согласно бюджету проекта, предполагалось за счет других источников финансирования. По итогам конкурса была утверждена субсидия в сумме в 60,0 тыс. рублей на затраты по приобретению вышеперечисленных товаров.

После утверждения суммы субсидии (60,0 тыс. руб.), выделенной на реализацию определённых целей по проектной линии «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений» в рамках Программы, СМКНКА распределила денежные средства следующим образом: покупка принтера – 10,0 тыс. рублей, чек-ордер от 18.09.2009г.; покупка ризографа – 50,0 тыс. рублей, чек-ордер от 12.09.2009г.

Однако, согласно постановлению № 176-П существенное изменение деятельности в рамках проекта недопустимо без предварительного согласования с Комитетом общественных связей и национальной политики области, для изменения бюджета проекта необходимо представить письмо на имя министра области – председателя комитета общественных связей и национальной политики области, подписанное руководителем, главным бухгалтером организации и руководителем проекта, с просьбой согласовать новую редакцию бюджета проекта и соответствующим обоснованием. Данное письмо должно быть представлено в комитет общественных связей и национальной политики области до проведения хозяйственной операции, существенно изменяющей ее содержание. Вышеуказанного письма не представлялось, доказательств обратному не представлено.

В связи с тем, что конкурсная комиссия при выявлении победителя руководствовалась перечнем поданных документов организаций, среди которых обязателен бюджет проекта, то данное решение конкурсной комиссии подразумевало затраты организации только на фотоаппарат, ноутбук, диктофон и цветной принтер. Субсидия на возмещение расходов по приобретению ризографа не была предусмотрена.

В договоре №3/193/КОС от 10.08.2009г., указано, что деятельность по проекту и его бюджет определяется поданной Получателем в Комитет заявкой на участие в конкурсе (п.1.5 договора). Изменения в деятельность по проекту и его бюджет вносятся Получателем после согласования с Комитетом в письменной форме. Изменения в деятельность по проекту и его бюджет, не согласованные Комитетом в письменной форме, недействительны (п.1.6. договора).

Пункт 6 договора предусматривает, что неисполнение Получателем обязательств по настоящему договору дает Комитету право требовать отмены субсидии. Отмена субсидии влечет его возврат Получателем Плательщику, Управлению делами Правительства Саратовской области. Из вышеизложенного следует, что вышеуказанные условия договора были нарушены получателем субсидии.

Никаких действий по данному факту нарушения условий договора Комитетом не осуществлялось.

Таким образом, средства в сумме 50,0 тыс. рублей, использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта и являются незаконным использованием средств.

В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны Комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, следовательно, субсидия в сумме 50,0 тыс. рублей правомерно указана контролирующим органом в качестве подлежащей возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

3) По вопросу предоставления субсидии в 2010 году Саратовской региональной татарской национально-культурной автономии:

Проект СРТНКА «Национальная гимназия – первоисточник сохранения национальной культуры» был признан победителем областного конкурса проектов. Саратовской региональной татарской национально-культурной автономии в 2010 году были предоставлены субсидии в сумме 80,0 тыс. рублей.

Данный проект «Национальная гимназия – первоисточник сохранения национальной культуры» проводился в течение 2010 года. В календарный план мероприятий были включены все праздники, проводимые татарской национальной гимназией.

В первоначальный бюджет проекта, на основании которого было принято решение о признании проекта победителем, было включено приобретение звукоусиливающей аппаратуры на сумму 90,0 тыс. рублей и оплату административных и сопутствующих товаров на сумму 60,0 тыс. рублей. В комментарии к бюджету указано, что закупленное оборудование будет многократно использоваться при проведении массовых культурных мероприятий всеми общественными организациями области.

После того, как проект стал победителем конкурса, общественная организация изменила бюджет проекта, существенно изменив всю деятельность проекта.

В результате фактически вместо оборудования, необходимого для выполнения проекта, были закуплены интерактивная доска для осуществления учебного процесса учащихся 1 класса в сумме 53,1 тыс. рублей и 50 подарочных книг по цене 538 рублей на общую сумму 26,9 тыс. рублей.

Согласно пункту 10.1 Постановления № 343-П бюджет проекта должен содержать оборудование, которое необходимо для выполнения проекта. В данном случае приобретенные в 2010 г. за счет субсидий товары не соответствуют проекту.

Согласно Постановлению № 343-П в пункте «Расхождение между утвержденной суммой и произведенными расходами» предусмотрено, что для изменения бюджета проекта необходимо представить письмо на имя министра области - председателя комитета общественных связей и национальной политики области, подписанное руководителем, главным бухгалтером (при наличии должности) организации и руководителем проекта, с просьбой согласовать новую редакцию бюджета проекта и соответствующим обоснованием.

Данное письмо должно быть представлено в комитет общественных связей и национальной политики области до проведения хозяйственной операции, увеличивающей расходы по статье бюджета проекта на 1000,0 рублей и более или существенно изменяющей ее содержание.

Также в Постановлении № 343-П указано, что существенное изменение деятельности в рамках проекта недопустимо без предварительного согласования с Комитетом.

В данном случае проект бюджета был изменен письмом от 20.11.2010 г., после фактического приобретения интерактивной доски и книг. Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 20 сентября 2010 года № 46 была произведена оплата в сумме 80,0 тыс. рублей. В то же время письмо по изменению бюджета проекта было датировано от 20 ноября 2010 года № 54, а сам конкурс был проведен 15 ноября 2010 года, после проведения хозяйственной операции, существенно изменяющей ее содержание.

Таким образом, приобретенные административные и сопутствующие товары не были использованы при проведении мероприятий по проекту. Средства в сумме 80,0 тыс. рублей, использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта и являются незаконным использованием средств.

В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны Комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, следовательно, субсидия в сумме 80,0 тыс. рублей правомерно указана Счетной палатой в качестве подлежащей возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

4) По вопросу предоставления субсидии Региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Саратовской области:

В 2009 году Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Саратовской области получала субсидию в размере 60,0 тыс. рублей. В 2009 году был заключен договор с ИП ФИО8 на организацию праздника, куда была включена аренда зала, звукового оборудования, приготовление блюд на всю сумму субсидии (60,0 тыс. рублей).

Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Саратовской области разработала проект «Развитие национальной азербайджанской культуры», целью проекта являлось - организованные выездные культурные мероприятия в муниципальных районах области, на которых будут представлены национальные обряды, национальная кухня, театрализованные представления из жизни и истории азербайджанского народа. Фактически было проведено однодневное мероприятие в кафе «Рен Зар». Мероприятие проведено коммерческой организацией ИП ФИО8 по договору оказания услуг.

Изначально запрашиваемая сумма по проекту без даты за счет средств областного бюджета составляла 150,0 тыс. рублей и была распределена следующим образом: оборудование и сопутствующие расходы – 50,0 тыс. рублей включающее в себя пошив национальных костюмов; административные и прочие расходы 100,0 тыс. рублей, включающее в себя транспортные услуги для выезда в муниципальные районы на сумму 40,0 тыс. рублей, приобретение посуды одноразовой, продуктов питания на сумму 60,0 тыс. рублей.

По итогам конкурсной комиссии от 24.07.2009 г. Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Саратовской области, как победитель, заключила договор от 10.08.2009 г. №11 с Комитетом на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Размер субсидии уменьшился и составил 120 тыс. рублей, на которую представлен бюджет проекта без даты, в котором изменены статьи расходов, что существенно изменило деятельность в рамках проекта. Так, в бюджет проекта (без даты) внесена позиция, которая изначально заявлена не была - предоставление зала, предоставление акустической аппаратуры, видеоаппаратуры, организация и проведение концертной программы. Вместо пошива национальных костюмов на сумму 50,0 тыс. рублей приобретались подарки на сумму 40,0 тыс. рублей.

В инструкции по подготовке финансового отчета Постановления 176-П для изменения бюджета проекта необходимо представить письмо на имя министра области-председателя комитета общественных связей и национальной политики области с просьбой согласовать новую редакцию бюджета проекта с соответствующим обоснованием.

Данное письмо должно быть представлено в комитет общественных связей и национальной политики области до проведения хозяйственной операции, увеличивающей расходы или существенно изменяющей ее содержание.

Фактически письмо на имя министра с изменениями представлено не было.

Однако, согласно финансовому отчету, Региональной национально-культурной автономией азербайджанцев Саратовской области были заключены договоры:

- от 31 августа 2009 года с ИП ФИО8 на сумму 60,0 тыс. рублей, предметом которого является предоставление банкетного зала кафе «Рен Зар», а также оформление банкетного зала, предоставление звукоакустической и видеоаппаратуры, проведение концертной программы, угощение гостей мероприятия блюдами национальной азербайджанской кухни;

- от 31 августа 2009 года №5 с ООО «Возрождение-КДМ» на сумму 20,0 тыс. рублей, на предоставление автомобиля ГАЗЕЛЬ во временное пользование для доставки на мероприятие гостей праздника, творческих коллективов.

- в ООО «Интек» было закуплено товаров (подарки) на общую сумму 27,2 тыс. рублей (товарный чек 128 от 29.08.2009г., т/ч 129 от 29.08.2009), в том числе: тетради 400 шт.; альбомы 180 шт.; карандаши простые и цветные по 400 шт. каждого вида; фломастеры 400 шт.; ручки шариковые 400 шт.;

- приобретены подарочные наборы у ООО «Фактор» на сумму 12,8 тыс. рублей (№1 от 25.08.09г).

В программном отчете о реализации проекта без даты Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Саратовской области отчиталась о проведении 3 циклов культурно-познавательных мероприятий с представлением национальных кухонь, национальных обрядов, демонстрацией национальной одежды; проведены информационно просветительские встречи молодежи и старшего поколения по вопросам семейных традиций народов; театрализованные представления семейных обрядов на базе азербайджанского подворья в Национальной деревне с дегустацией национальных блюд.

Таким образом, вместо выездных культурных мероприятий в муниципальных районах области, заявленных в проекте, было проведено однодневное мероприятие в кафе «Рен Зар».

В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны Комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, следовательно, субсидия в сумме 120,0 тыс. рублей правомерно указана Счетной палатой в качестве подлежащей возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

5) По вопросу предоставлению субсидии общественной организации «Федерация Карате-до»:

Общественной организацией «Федерация Карате-до Саратовской области» были приложены к финансовому отчету 2009 года документы на приобретение компьютера и мягких игрушек.

Бюджетом проекта приобретение компьютера в сумме 60,0 тыс. рублей не было запланировано. Письма на имя министра для уточнения бюджета также не было.

Таким образом, средства в сумме 60,0 тыс. рублей, использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта и являются незаконным использованием средств.

В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны Комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, следовательно, субсидия в сумме 60,0 тыс. рублей правомерно указана контролирующим органом в качестве подлежащей возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке

6) По вопросу предоставления субсидии Саратовской региональной организации «Центр поддержки творческих личностей»:

Саратовской региональной общественной организацией «Центр поддержки творческих личностей» была предоставлена субсидия в 2009 году в сумме 60,0 тыс. рублей, в 2010 году в сумме 50,0 тыс. рублей на проведение конкурсов рисунков.

В 2009 году был проведен конкурс «Дружба России и Абхазии глазами детей», по результатам которого было принято решение наградить призеров 1 и 2 места поездкой в Абхазию, победителей из Республики Абхазии в город Саратов для ознакомления с историческими и культурными ценностями городов за счет средств бюджета, планировалось оплатить услуги связи и интернета.

Фактически в соответствии с финансовым отчетом о реализации проекта были произведены расходы на оплату услуг связи, канцелярские расходы, расходы на оплату рекламы на радио, а также транспортные расходы, к которым отнесены чеки из АСЗ от 24.10.2009 и 04.11.2009 на общую сумму 18,8 тыс. рублей и ж/д билет на имя ФИО9 от 02.09.2009 года в г.Адлер и 14.09.2009 обратно. Вместе с тем, к отчету не приложено никаких пояснений, на каком транспорте был произведен проезд двух победителей конкурса, и являлась ли победителем ФИО9, так же не указывается, были ли приглашены гости из Абхазии.

Кроме того, следует отметить, что в проекте были прописаны ожидаемые результаты, которые предполагают собой оценку эффективности, проводимую художественным советом с участием искусствоведов Радищевского музея. Фактически, документы, подтверждающие результаты эффективности проекта в Комитет не представлены.

В 2010 году СРОО «Центр поддержки творческих личностей» был проведен конкурс «Любимый город глазами молодых», для проведения которого Центром были закуплены подрамники на сумму 34,0 тыс. рублей, грунт, а так же поощрительные призы на сумму 10,0 тыс. рублей, в данную сумму вошла оплата ж/д билетов в г. Москву и обратно для ФИО10 (руководителя организации) и покупка альбомов, медалей и ручек в кол-ве 30 шт. на сумму 5 тыс. рублей.

Согласно программному отчету о реализации проекта, целью проекта являлось активное привлечение детей и юношества к миру изобразительного искусства, что не соответствует программным линиям конкурса, установленным постановлением Правительства: гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений; сохранение и развитие национальной культуры; социокультурная интеграция и адаптация мигрантов. Данные мероприятия не достигли целей проекта.

Средства в сумме 65,0 (60,0+5,0) тыс. рублей, использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта и являются незаконным использованием средств.

В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны Комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, следовательно, субсидия в сумме 65,0 тыс. рублей правомерно указана подлежащей возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

7) По вопросу предоставления субсидии СРОО «Русский дом»:

СРОО «Русский дом» в 2009 и 2010 году осуществлялся проект «Русское подворье», Комитетом были выделены в виде субсидии денежные средства в размере 70,0 тыс. рублей и 60,0 тыс. рублей. В 2009 году, согласно финансовому отчету, данной общественной организацией были приобретены полки для посуды, столы, лавки, домашний текстиль, шайка, ушат, черпак, казан, чугунки, чугуны, швейная машинка Зингер, ножной привод к швейной машинке, самовар. Вся бытовая утварь приобретена у ИП ФИО11.

На приобретение машинки, привода и самовара документы к финансовому отчету не приложены, чеков, товарных накладных, счетов-фактур и иных документов, подтверждающих покупку данных товаров не имеется. Представленный один расходный кассовый ордер 13 от 26.11.2009 СРОО «Русский дом» на общую сумму 16,5 тыс. рублей для выдачи ФИО12 средств на приобретение вышеуказанных товаров.

При фактическом осмотре данных товаров в наличии не оказалось, обратного не доказано, в связи с чем, средства в сумме 16,5 тыс. рублей использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта и являются незаконным использованием средств.

В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны Комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, следовательно, субсидия в сумме 16,5 тыс. рублей правомерно указана компетентным органом в качестве подлежащей возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке

Доводы Комитета о том, что Счетная палата неправомерно ставит в оспариваемом предписании вопрос о принятии мер к возврату субсидий судом не принимаются в качестве обоснованных по следующим основаниям.

Статьей 78.1. Бюджетного кодекса РФ урегулированы вопросы предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями. Согласно ч.2 ст. 78.1 БК РФ в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта РФ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ содержит отсылочную норму, устанавливающую, что порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям определяется нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в данном случае Правительством Саратовской области.

В соответствии с областной целевой программой «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008 - 2010 годы Правительством области было принято Постановление Правительства Саратовской области от 12.05.2009 N 176-П «Вопросы реализации областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008 - 2010 годы», действующее в 2009 году.

Согласно п. 8 Положения о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, утвержденного постановлением Правительства области № 176-П, в случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, предусмотренных настоящим Положением, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.

Субсидия носит целевой характер и не может быть направлена на иные цели (п. 7 Положения).

Контроль за целевым использованием субсидии осуществляет комитет общественных связей и национальной политики области (п. 9 Положения).

В 2010 году предоставление субсидий осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области № 434-П от 20.09.2010г. В целом по содержанию порядок предоставления субсидий, утвержденный данным постановлением № 343-П, аналогичен действовавшему в 2009 году.

Кроме того, Положение о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений предусматривает, что субсидия предоставляется на основании договора, заключенного между управлением делами Правительства области, комитетом общественных связей и национальной политики области и получателем субсидии.

Заключенные в 2009 году договоры на предоставление субсидий, в том числе договор № 15/205/КОС от 10.08.2009г., заключенный с СРТНКА и остальные договоры аналогичны по содержанию, также предусматривают, что получатель (общественная организация) обязана использовать субсидию по определенному настоящим договором назначению (пункт 2.1 договора). Неисполнение Получателем обязательств по настоящему договору дает Комитету право требовать отмены субсидии (п.6.2 договора).Отмена субсидии влечет ее возврат Получателем Плательщику (п. 6.3 договора). Кроме того, договоры предусматривают, что деятельность по проекту и его бюджет определяется поданной получателем в комитет заявкой на участие в конкурсе (п. 1.5 договора).

Изменения в деятельность по проекту и его бюджет вносятся получателем после согласования с комитетом в письменной форме.

Изменения в деятельность по проекту и его бюджет, не согласованные Комитетом в письменной форме, недействительны (п. 1.6. Договора).

В этой связи доводы Комитета о том, что уже на стадии заключения договоров имеется так называемый «Уточненный бюджет проекта», который не требует письменного согласования с министром области - председателем комитета, являются необоснованными.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что договоры о предоставлении субсидий предусматривают право Комитета отменить субсидию с последующим ее возвратом в областной бюджет при неисполнении Получателем условий договора о предоставлении субсидии.

В ходе проверки Счетной палатой области были выявлены как факты использования получателями бюджетных средств (субсидии) на деятельность, не связанную с реализацией проекта, так и факты изменения деятельности по проекту и его бюджета без письменного согласования с Комитетом.

Согласно п. «г» ч. 1 ст. 3 Закона Саратовской области от 30.07.2008 г № 216-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области» (с изменениями) в рамках осуществления своей деятельности Счетная палата имеет право при выявлении нарушений законодательства РФ и законодательства области, неэффективного, неэкономного использования средств областного бюджета, неэффективного или неправомерного использования государственного имущества области и управления им направлять руководителям проверяемых организаций, должностным лицам органов государственной власти области предписания по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем.

Статья 6 Закона Саратовской области от 30.07.2008 г. № 216-ЗСО предусматривает, что при наличии установленных контрольным мероприятием нарушений и недостатков Счетная палата направляет предписание, в котором содержатся выводы по результатам контрольного мероприятия и требования по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Пункт 4 оспариваемого предписания Счетной палаты области предусматривает – в соответствии с законодательством принять меры по возврату на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств субсидий, полученных некоммерческими организациями, нарушившими условия, установленные при предоставлении субсидий.

Названным пунктом Счетная палата области лишь предписывает Комитету исполнить требования постановлений Правительства области, регулирующих порядок предоставления субсидий.

Довод заявителя о том, что расходы общественными организациями фактически понесены и субсидии в данном случае носили компенсационный характер, в связи с чем, возврат субсидии невозможен, также не принимается судом в качестве обоснованного, поскольку требования вышеизложенных законов и постановлений не содержат каких-либо избирательных подходов к вопросу возврата незаконно использованных бюджетных субсидий в зависимости от их вида.

Возврат субсидий предусмотрен вне зависимости от их вида в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.

Таким образом, пункт 4 предписания Счетной палаты Саратовской области является законным и обоснованным, а заявленные Комитетом требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Комитетом общественных связей и национальной политики Саратовской области о признании недействительным пункта 4 предписания Счетной палаты Саратовской области от 10 марта 2011 года № 03-03/250 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья арбитражного суда

Саратовской области Т.И. Викленко